12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бардеева Татьяна Сергеевна102
Россия, Самарская обл., Тольятти
6

Статья по теме «Гиперактивный ребенок: Что делать? Советы для родителей»

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК: ЧТО ДЕЛАТЬ? СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Бардеева Татьяна Сергеевна, АНО ДО «Планета детства «Лада»,

д/с №82 «Богатырь», Самарская обл., г.о. Тольятти, воспитатель

Арискина Надежда Александровна, АНО ДО «Планета детства «Лада»,

д/с №82 «Богатырь», Самарская обл., г.о. Тольятти, воспитатель

 

Описание материала: С понятием гиперактивности детей мы сталкиваемся все чаще. Однако кто такие эти гиперактивные дети, как понять, что у ребенка имеются признаки такого состояния и как вообще реагировать на происходящее, знают далеко не все родители. Причин такого состояния малыша может быть множество, и чаще всего, оно развивается из-за недостаточного внимания к нему родителей. Хотя, нельзя исключать и врожденные причины появления гиперактивности.

Что же такое гиперактивный ребенок? Когда речь заходит о детской гиперактивности, следует понимать, что этот термин означает нарушение нервной системы малыша, а значит это заболевания и оно должно подвергаться лечению. Иногда гиперактивность появляется сразу при рождении ребенка. Это состояние не считается заразным, скорее оно имеет генетическую природу и возникает вследствие некоторых негативных факторов (например, родовая травма и прочее). Часто гиперактивность у детей является признаком того, что малышам не хватает внимания. Стараясь обратить на себя внимание взрослых, они вытворяют порой самые необычные вещи, могут быть чересчур импульсивными, неусидчивыми, и редко задумываются о результатах своего поведения. Таким детям сложно концентрировать внимание, они хуже запоминают различную информацию, позднее начинают читать и имеют определенные сложности в учебе.

Почему дети бывают гиперактивными? Если ваш ребенок представляет собой сгусток энергии и заставить его сидеть на месте вам не представляется возможным, значит, вероятнее всего, у него имеется синдром недостатка внимания и гиперактивности. С одной стороны, это не так уж и плохо, психологи утверждают, что гораздо страшнее, когда ребенок совершенно не проявляет активности и его обычное состояние – спокойствие. Например, практически все дошкольники в детском саду и на игровой площадке ведут себя резво и бойко. Однако, если гиперактивность вашего малыша вызывает некоторые проблемы в школе, мешает ему учиться, строить отношения со сверстниками, то возникает необходимость посетить педиатра и невропатолога. Синдром гиперактивности у детей является одним из самых распространенных заболеваний мозга и может продолжаться в подростковом и взрослом возрасте. Причиной того, что у ребенка проявляется гиперактивность, может стать нездоровый образ жизни матери во время беременности (табак, алкоголь, наркотики), ее нестабильное эмоциональное состояние, чрезмерные переживания в этот период. Также повышенное содержание сахара в крови матери имеет негативное влияние на формирование синдрома гиперактивности у ребенка. В группу риска попадают дети, в роду которых уже встречались случаи гиперактивности или других нарушений психического здоровья. Экологический фактор также имеет свое влияние на формирование нервной системы малыша: токсические вещества вредны как ребенку в период внутриутробного развития, так и после рождения. Кроме того, преждевременные роды тоже негативно сказываются на состоянии крохи, когда его нервная система еще далека от совершенства и продолжает претерпевать изменения. Подведем итог. К причинам развития синдрома гиперактивности у детей относят: вредные привычки беременной женщины; чрезмерное потребление сладостей и повышенный уровень глюкозы в крови; токсины и токсические вещества (экологический фактор); генетическая предрасположенность; преждевременные роды, незрелый плод. Исследования мозга показали, что при синдроме гиперактивности в детском возрасте мозг созревает по обычной модели, но с задержкой, в среднем, около 3 лет. Задержка развития наиболее ярко проявляется в участках головного мозга, участвующих в процессах мышления, внимания и планирования. Более поздние исследования показали, что внешний слой мозга имеет замедленное созревание в целом. А его структура, отвечающая правильный обмен данными между двумя половинами мозга показывает аномальный характер роста. Эти задержки и нарушения могут лежать в основе развития синдрома гиперактивности у детей.

Признаки гиперактивного ребенка. Невнимательнсоть, неусидчивость, излишняя подвижность и импульсивность являются основными симптомами психического нарушения у ребенка. Многие родители скажут, что это вполне нормальное поведение для всех детей дошкольного возраста, и будут правы. В норме, действительно, все эти признаки присущи и вполне здоровым детям. Для постановки соответствующего диагноза, ребенок должен иметь симптомы заболевания в течение полугода и более, причем они должны быть выражены более четко, чем для детей без нарушений психики того же возраста. К симптомам гиперактивности можно отнести следующие: Невнимательность ребенка. Как правило, гиперактивным детям сложно сконцентрироваться на чем-то. Они легко отвлекаются, забывают уточняющие детали, часто переключаются с одного вида деятельности на другую. Им скучно заниматься одним делом в течение определенного периода времени, они с трудом воспринимают какую-либо информацию на слух, не могут действовать по определенным инструкциям. Из-за невнимательности они часто теряют вещи. Ребенок слишком подвижный, непоседливый. Ему сложно сидеть на одном месте, он постоянно находится в движении. Выполнение спокойных заданий, требующих усидчивости и кропотливости им дается очень сложно, ровно, как и участие в тихих играх. Импульсивность ребенка. Такие дети очень нетерпеливы, несдержанны, часто проявляют свои эмоции, руководствуясь не умом, а сиюминутным порывом, в более старшем возрасте они могут позволять себе неуместные замечания, не осознавая результатов своей деятельности. Дети постоянно перебивают чужие разговоры, бестактно вклиниваются в диалоги и деятельность других людей и сверстников. Более подробно о том, что означает диагноз СДВ/СДВГ у детей и как вести себя родителям, можно узнать из нашей статьи: СДВГ-симптомы у детей: что означает диагноз?   Гиперактивность, как правило, проявляется до семилетнего возраста. У младенцев признаки нарушения имеют слабовыраженный характер и заметить из сможет только опытный специалист. детей до года симптомы выражены не так ярко, но, если присмотреться к малышу внимательнее, их можно заметить. Младенцы до года проявляют синдром гиперактивности в повышенном беспокойстве, плохо засыпают и тревожно спят, часто у них сбиваются биоритмы. У таких малышей часто наблюдается повышение мышечного тонуса, случаются частые рвоты из-за спешки во время кормления. Гиперактивные младенцы не любят, когда их пеленают и всячески «выказывают» свое недовольство. Они капризны и упрямы, стремятся скорее овладеть умением сидеть, ползать, ходить и прочее. Им чуждо чувство страха, научившись ходить, они носятся сломя голову, не опасаясь падений и ушибов. Наиболее ярко это проявляется в младшем дошкольном возрасте.

Рекомендации родителям: как вести себя с гиперактивным ребенком:

1. Не пытайтесь держать в себе свои чувства. Единственное, чего вы добьетесь, пытаясь годами сдерживать себя, это то , что один вид вашего ребенка будет вызывать у вас внутреннюю дрожь или раздражение. Если вы в ярости - скажите или даже крикните об этом; если в отчаянии- продемонстрируйте его ребенку в полной мере. Если ребенку случилось порадовать Вас, порадуйтесь от души, не ограничиваясь нейтральным: «давно бы так..», или почти оскорбительным: «вот так ведут себя нормальные дети».

2. Тщательно отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. Личность ребенка- это не только особенности его нервной системы, обусловленные микроорганическими внутриутробными поражениями головного мозга. Воспитатель в детском саду видит в нем - несносного шалуна, учитель в начальной школе- постоянно отвлекающегося ученика, а вы должны видеть личность. Вот достоинства вашего ребенка- незлобливость и отходчивость, общительность и контактность, щедрость, легкость на подъем и неистощимый оптимизм. Вы осуждаете неприемлемые поступки ребенка и наказываете за них. Можно сказать: «я терпеть не могу, когда грязные ботинки стоят на тумбочке..». Но нельзя: «Ты грязнуля и неряха, я терпеть тебя не могу».
3. Обязательно предоставляйте ребенку как можно больше возможностей для реализации его физической и моторной активности.
Желательно приобрести домашний стадион, хотя бы в виде перекладины в дверном проеме на которой висят кольца. Пусть ребенок до изнеможения бегает во дворе, катается на велосипеде.Желательны занятия спортом- футбол, теннис. Это могут быть и танцы. Очень важно добиться структурирования физической активности , иначе ребенок и в 10 лет будет также бестолково носиться по двору как и в 5. Любые, даже самые незначительные успехи в спорте необходимо поощрять.

4. До определенного момента и определенной степени будьте органом планирования и органом для оценки последствий поступков, совершенных вашим ребенком. Предвидеть что будет, оценить, спланировать- это пока недоступно вашему ребенку и здесь на помощь должны прийти родители. Именно вы должны ненавязчиво, в доступных ребенку выражениях предупреждать, советовать, планировать. "Это может быть опасным, потому что…". "Возможно Коля обиделся потому, что..." и тд.

5. Никогда публично не присоединяйтесь к окружающим в оценке вашего ребенка, даже если вы с ней согласны.
6. В семейном воспитании должна быть выработана единая тактика общения с ребенком:

- Система семейных табу: то, что в вашей семье нельзя делать ни под каким предлогом и не под каким видом. Обязателен пункт « нельзя поднять руку на человека, кошку, собаку»
- Единый способ реагирования на нарушения табу
- Единый способ воспитания ( возможны компромиссы, но недопустимо- когда у мамы нельзя, а у бабушки- можно).

- Обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева, ярости, раздражения. Следует помнить, что самый хороший пример - свой собственный.
7. Желательна консультация психоневролога, психотерапевта.

8. Необходимо работать в тесном контакте с педагогами группы с целью выработки единых требований к поведению ребенка.

9. В общении с ребенком родителям необходимо уделять больше внимания позитивному физическому контакту: взять за руку, погладить по головке, обнять, прижать к себе. Как можно больше говорить и демонстрировать ребенку свою любовь и уважение. Общение должно быть мягким и спокойным.

10 Продумать режим ребенка до мелочей и неукоснительно его соблюдать. Ребенок должен знать когда ему вставать, гулять и тд.

11. Поручите ребенку часть посильных домашних дел, которые он должен выполнять ежедневно. Ни в коем случае не выполняйте их за него.

12. Заведите дневник контроля и отмечайте вместе с ребенком его успехов детском саду и дома. Продумайте графы и знаковую систему, которая наглядно бы демонстрировала ребенку его успехи.

13. Старайтесь ставить реальные задачи перед ребенком, они должны быть реально выполнимы.

14 Оберегайте ребенка от переутомления, которое приводит в усилению возбуждения!

Здесь поможет четкий режим дня . Ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и тоже время, продолжительность ночного сна не менее 10 часов в хорошо проветренной комнате.

Игры для гиперактивных детей:

«Лови - не лови»

Эта игра напоминает известную нам всем с детства игру «Съедобное - несъедобное». В данной ситуации мы можем менять условия каждый раз, чтобы ребёнку игра не наскучила. Главное объяснить малышу, когда нужно ловить, а когда не нужно ловить мяч.

К примеру, можно оговорить, что если водящий кидает мяч и произносит слово, относящееся к животным, то игроки ловят мяч. Если слово не будет иметь отношение к животным, то игроки не ловят, а отбивают мяч. Чтобы ребёнку было интересно играть, можно менять тематику (нужно ловить мяч, если водящий называет только птиц, только растения, исключительно фрукты и т. д.)

Игра предусмотрена на развитие внимания, умение быстро реагировать и принимать решение.

Игра «Молчу-шепчу-кричу»

Гиперактивным детям тяжело регулировать свою речь, зачастую они торопятся, глотая слова или говорят слишком громко. Эта игра поможет исправить все имеющиеся проблемы. В процессе игры необходимо стимулировать ребёнка чередовать громкость речи и следить за тем, чтобы ребенок говорил медленно и четко. Необходимо обязательно заранее оговорить знаки, по которымигроку нужно будет говорить то громко, то тихо, или же вовсе молчать.

Игра "Успевай-ка".

Содержание игры сводится к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что будет, допустим, называть цифры, а тот должен следить и сказать "Стоп", если произнесена условленная цифра, например "7". Можно усложнять правила: "Стоп"говорить только в том случае, если перед цифрой "7"называлась цифра "6". Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, заменив слуховой материал на зрительный.

Игра «Прикосновение»

Заранее подготовьте предметы, которые изготовлены из различных материалов. Кусочки меха, изделия из дерева или стекла, из бумаги или других материалов. Разложите перед ребёнком на столе эти предметы. Дайте ему время рассмотреть их, затем предложите закрыть глаза. Задача игрока на ощупь догадаться, какой перед ним предмет. Главное не спешить и не торопить ребёнка.

Подводя итоги, следует сказать, что очень важным аспектом в воспитании гиперактивных детей является позиция родителей. От того, насколько они открыты для общения с ребенком, насколько внимательны к его проблемам и интересам, зависит, как справится малыш с нарушением своей психики, насколько легко ему будет учиться в школе и адаптироваться в социуме.

 

Список литературы:

1. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей: Сабина Досани — Санкт-Петербург, Центрполиграф, 2010 г. - 224 с.

2. Если ваш ребенок не такой, как все: Джеймс Твайман — Санкт-Петербург, София, 2006 г.- 272 с.

3. Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет: — Санкт-Петербург, КАРО, 2009 г.- 80 с.

4. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 4-5 лет. Тетрадь для совместной деятельности взрослого и ребенка: Е. В. Колесникова — Санкт-Петербург, Ювента, 2014 г.- 32 с.

5. Логические задачки для непоседливых детей. Сниженный уровень внимания. Гиперактивность. Повышенная тревожность: О. А. Реуцкая — Санкт-Петербург, Феникс, 2012 г.- 224 с.

6. Нарушения внимания у детей. Тренинг и развивающие игры: Г. В. Лаут, П. Ф. Шлоттке — Москва, Академия, 2008 г.- 368 с.

7. Развитие внимания и памяти. Сборник упражнений: О. О. Савина, О. М. Смирнова — Санкт-Петербург, Перспектива, 2014 г.- 96 с.

8. Развитие внимания. Система тестов для детей 5-7 лет: С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина — Санкт-Петербург, Мозаика-Синтез, 2012 г.- 108 с.

9.Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: Е. В. Фесенко, Ю. А. Фесенко — Москва, Наука и техника, 2010 г.- 384 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.