12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Линок27

Консультация для родителей

Взаимосвязь родителей и логопеда

Кто такой логопед и чем он будет заниматься с вашим ребенком?

Логопед –это специалист, занимающийся устранением речевых нарушений. Но в его задачи входят и такие функции, как: учить ребенка связно выражать свои мысли, помогать ребенку пополнять словарный запас и осваивать грамматику; развивать мелкую моторику и слуховое внимание; формировать учебные умения и навыки.

Работа логопеда очень сложна и важна, но наиболее эффективна она будет только во взаимосвязи с вами, уважаемые родители.

Главными воспитателями ребёнка, по мнению К.Д. Ушинского, являются его родители. Семья может быть эффективным партнёром учителя-логопеда. Активность родителей в коррекционном процессе является важнейшей составляющей коррекционной работы. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалист, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.

Речевые дефекты не исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

У родителей должно быть сформировано правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

    -   не ругать ребенка за неправильную речь;

    - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами

Родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные рекомендации повышения эффективности выполнения заданий логопеда  должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия.

Никакая тщательно спланированная работа по коррекции речи ребенка логопедом не отменяет необходимости выполнения домашних заданий. Выполняя предложенные учителем-логопедом домашние задания по закреплению ребёнком полученных знаний, родители, решают важную задачу-контроль за автоматизацией речевых навыков в повседневной жизни.

Особенно важна помощь родителей на этапе автоматизации звуков.

Когда в кабинете логопеда или при просьбе повторить правильно  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день, здесь- то и важна помощь родителей.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи,  на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы. Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они  не новые, а родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок, ведь как известно язык – это мышечный орган.

Все задания выполняются в тетради. Тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник; не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;

Все задания выполняются до конца; занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями, старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Результативно будет также использовать Памятку для закрепления и автоматизации звуков в повседневной жизни.















БЫСТРАЯ t1667848858aa.jpg

АВТОМАТИЗАЦИЯ

С МАМОЙ

Игры, в которые будет играть родитель и ребёнок по пути в детский сад, в магазине, дома на кухне или в ванной.

Все игры проводятся в виде соревнования между родителем и ребёнком.

1.БУМАГА/САЛФЕТКИ Отрывай кусочки от бумаги и произноси:

2.ВОДОПАД Наливай в кружку воду, после - выливай и произноси:

3.ВОДОПАД2 Переливать воду из одного стакана в другой, которые стоят в ряду и произноси:

4.БУСЫ Насаживай/выкладывай на столе макароны на нитку и произноси:

5.АЛЬПИНИСТ Поднимайся/спускайся по ступенькам и произноси:

6.ПОВАР Отрывай кусочки теста(пластилина) и произноси :

7.ШНУРОК Вставляй шнурок в отверстие ботинка и произноси:

8.КАТУШКА Наматывай нитку на катушку и произноси:

9.ПОРЯДОК Перекладывай игрушки в ящик/ коробку и на каждую игрушку произноси:

10.ИНСПЕКТОР Называй первую цифру на номерах машин и столько раз произнеси:

11.КАЧЕЛИ Качаешься на качелях. Вверх - произносишь один звук/слог/слово, вниз-другой

14 .СТРОИТЕЛЬ Клади песок/снег лопатой в ведро и произноси:

15.ЕДА Кто больше придумает названий продуктов с заданным звуком

16.МОЛНИЯ Застегивай/расстегивай молнию и произноси:

17. ПУГОВИЦЫ Застегивай/расстегивай пуговицы и на каждую произноси:

18. БАСКЕТБОЛИСТ Отбей мяч от пола и повтори за мной

19. УЧИТЕЛЬ Сегодня я буду говорить некоторые слова неправильно, а ты меня исправляйся в течение дня

20. КОЛЕЧКИ Одевай резинки на пальцы и произноси:

21. ПРИЩЕПКИ Вмешай прищепки на край скатерти и произноси:

22. УЗЕЛКИ Завязывай узелки на шнурке и произноси:

23. ПОЛОМКА Ломай пополам зубочистки и произноси:

24. КТО ТОЧНЕЕ? Прыгаем по плиткам на улице и произноси:

25. КНИГА Перелистывай страницы в книге и произноси:

26. МАКАРОШКИ Вытягивай макаронину из руки. У кого длинная - произносит громко, у кого короткая – тихо

27.ФАСОЛЬ Выкладывание /пересыпание фасоли и произноси:

28.МЯЧ Лови/кидай мне мяч и произноси :

29.КЛАССИКИ Прыгай и произноси :

30.ШАГИ Идти и на каждый шаг произноси :















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.