Консультация для родителей «Взаимосвязь родителей и логопеда»
Консультация для родителей
Взаимосвязь родителей и логопеда
Кто такой логопед и чем он будет заниматься с вашим ребенком?
Логопед –это специалист, занимающийся устранением речевых нарушений. Но в его задачи входят и такие функции, как: учить ребенка связно выражать свои мысли, помогать ребенку пополнять словарный запас и осваивать грамматику; развивать мелкую моторику и слуховое внимание; формировать учебные умения и навыки.
Работа логопеда очень сложна и важна, но наиболее эффективна она будет только во взаимосвязи с вами, уважаемые родители.
Главными воспитателями ребёнка, по мнению К.Д. Ушинского, являются его родители. Семья может быть эффективным партнёром учителя-логопеда. Активность родителей в коррекционном процессе является важнейшей составляющей коррекционной работы. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалист, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.
Речевые дефекты не исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
У родителей должно быть сформировано правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами
Родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные рекомендации повышения эффективности выполнения заданий логопеда должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия.
Никакая тщательно спланированная работа по коррекции речи ребенка логопедом не отменяет необходимости выполнения домашних заданий. Выполняя предложенные учителем-логопедом домашние задания по закреплению ребёнком полученных знаний, родители, решают важную задачу-контроль за автоматизацией речевых навыков в повседневной жизни.
Особенно важна помощь родителей на этапе автоматизации звуков.
Когда в кабинете логопеда или при просьбе повторить правильно звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день, здесь- то и важна помощь родителей.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы. Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они не новые, а родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок, ведь как известно язык – это мышечный орган.
Все задания выполняются в тетради. Тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник; не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
Все задания выполняются до конца; занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями, старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Результативно будет также использовать Памятку для закрепления и автоматизации звуков в повседневной жизни.
БЫСТРАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ С МАМОЙ Игры, в которые будет играть родитель и ребёнок по пути в детский сад, в магазине, дома на кухне или в ванной. Все игры проводятся в виде соревнования между родителем и ребёнком. 1.БУМАГА/САЛФЕТКИ Отрывай кусочки от бумаги и произноси: 2.ВОДОПАД Наливай в кружку воду, после - выливай и произноси: 3.ВОДОПАД2 Переливать воду из одного стакана в другой, которые стоят в ряду и произноси: 4.БУСЫ Насаживай/выкладывай на столе макароны на нитку и произноси: 5.АЛЬПИНИСТ Поднимайся/спускайся по ступенькам и произноси: 6.ПОВАР Отрывай кусочки теста(пластилина) и произноси : 7.ШНУРОК Вставляй шнурок в отверстие ботинка и произноси: 8.КАТУШКА Наматывай нитку на катушку и произноси: 9.ПОРЯДОК Перекладывай игрушки в ящик/ коробку и на каждую игрушку произноси: 10.ИНСПЕКТОР Называй первую цифру на номерах машин и столько раз произнеси: 11.КАЧЕЛИ Качаешься на качелях. Вверх - произносишь один звук/слог/слово, вниз-другой | 14 .СТРОИТЕЛЬ Клади песок/снег лопатой в ведро и произноси: 15.ЕДА Кто больше придумает названий продуктов с заданным звуком 16.МОЛНИЯ Застегивай/расстегивай молнию и произноси: 17. ПУГОВИЦЫ Застегивай/расстегивай пуговицы и на каждую произноси: 18. БАСКЕТБОЛИСТ Отбей мяч от пола и повтори за мной 19. УЧИТЕЛЬ Сегодня я буду говорить некоторые слова неправильно, а ты меня исправляйся в течение дня 20. КОЛЕЧКИ Одевай резинки на пальцы и произноси: 21. ПРИЩЕПКИ Вмешай прищепки на край скатерти и произноси: 22. УЗЕЛКИ Завязывай узелки на шнурке и произноси: 23. ПОЛОМКА Ломай пополам зубочистки и произноси: 24. КТО ТОЧНЕЕ? Прыгаем по плиткам на улице и произноси: 25. КНИГА Перелистывай страницы в книге и произноси: 26. МАКАРОШКИ Вытягивай макаронину из руки. У кого длинная - произносит громко, у кого короткая – тихо 27.ФАСОЛЬ Выкладывание /пересыпание фасоли и произноси: 28.МЯЧ Лови/кидай мне мяч и произноси : 29.КЛАССИКИ Прыгай и произноси : 30.ШАГИ Идти и на каждый шаг произноси : |