Консультация для воспитателей к интегрированному занятию по теме «Рисуем музыку»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 26 Колпинского района г. Санкт – Петербурга.
Консультация для воспитателей к интегрированному занятию по теме: «Рисуем музыку»
Подготовила: музыкальный руководитель
Головина Светлана Витальевна
2020год
Д.Б. Кабалевский говорил о необходимости открывать детям связь между различными видами искусств, учить «видеть музыку» и «слышать живопись».
Краски и звуки в природе и искусстве сосуществовали всегда. Очень близки колорит в живописи и тембр (голос какого- либо музыкального инструмента) в музыке. Недаром в музыке есть такое понятие как «мелодический рисунок». Именно по тембру дети определяют какой инструмент звучит. Колокольчик – ручеёк, капельки. Арфа – морские волны. Частые удары в барабан – разряд молнии и т.д.
Цвето - звуковые ощущения характерны не только для художников и композиторов. Они могут возникнуть у любого человека, даже самого маленького. Если педагог может грамотно донести до ребёнка сюжет произведения, правильно охарактеризовать его, рассказать о музыкальном инструменте, который использовал композитор для передачи того или иного образа, то непосредственным откликом на музыку будет- детский рисунок. Именно рисунок ребёнка является его рассказом к музыке.
Мы, педагоги, должны рассказать детям о том, что в музыке много разных звуков, и если он, ребёнок, будет рисовать музыку, то его рисунок тоже должен быть разнообразным, богатым красками.
Например, если небо изобразить только синим цветом, это будет напоминать звучание одной ноты, но если добавить в синюю краску немного белой или розовой, то в рисунке появиться настроение.
На занятиях можно говорить о том, что каждый звук «носит свою одежду». Если музыка спокойная, ласковая, например, звучит скрипка, то может быть жёлтый или зелёный цвет. Если звучит громкая, торжественная, радостная музыка, то её можно охарактеризовать, как красную или оранжевую (гармошка, балалайка, фортепиано). Если звучит печальная, или наоборот тревожная музыка, то её может отразить чёрная или фиолетовая краска (барабаны, виолончель). Если звенят колокольчики, металлофоны – голубая или белая краски (музыка дождя, капелек)
Перед старшими дошкольниками можно поставить более сложные задачи и интересные например, передать в рисунках одну и ту же тему «Осень» из альбома П.И. Чайковского «Времена года».
Октябрь «Грустная песенка» и ноябрь «На тройке», т.е. сравнить раннюю и позднюю осень. Найти различия в музыке. Спросить каких звуков звучит больше грустных или весёлых, громких или тихих, длинных или коротких? Все средства, используемые на занятиях – элементы танцев, стихи, иллюстрации, должны помочь ребёнку глубже проникнуть в содержание музыки, для того, чтобы «рассказать» его в своём рисунке. Прежде, чем приступить к рисованию, нужно проанализировать произведение, подобрав слова, характеризующие музыкальное произведение. Например, радостная, светлая и только потом оговорить какой цвет может сочетаться с этими определениями. Рисовать можно не обязательно слушая всё произведение целиком. Можно прослушивать понравившиеся отрывки, которые перед тем как рисовать могут звучать, как подпитка. Иногда можно попробовать изобразить музыку движениями, это поможет детям выбрать «настроение» рисунка, правильно подобрать цвет.
Главное – развивать у детей способность видеть красоту природы, вещей и передавать впечатления о музыкальном произведении в рисунке, воспитывать любовь к прекрасному, к родной природе.
Рекомендуемые музыкальные произведения для занятий по изодеятельности:
Красный цвет несет страстный, энергичный, воинственный, активный характер. Такому определению вполне может соответствовать сюита Г.В Свиридова «Время вперед» из одноименного кинофильма.
Оранжевый цвет представляется нам теплым, радостным, позитивным. Воспринимая данный цвет можно прослушать пьесу А. Дворжака «Юмореска».
Желтый цвет – солнечный, светлый, подвижный, смешной, игривый. Данной характеристике цвета вполне может соответствовать пьеса из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига «Утро».
Зеленый цвет успокаивает, расслабляет, созерцает. В данном случае предлагаем прослушать пьесу «Вальс» из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица».
Голубой цвет – это цвет доверия, благополучия, умиротворения, гармонии. Предлагаем прослушать пьесу композитора К. Сен-Санса «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных».
Синий цвет–это цвет упорства, настойчивости, требовательности. Характеру данного цвета можно отнести пьесу Г.В. Свиридова «Вальс», написанную композитором к повести А.С. Пушкина «Метель».
Фиолетовый цвет – несет нам чувственность, трепетность, мечтательность. Такие же чувства передает пьеса Ф. Шуберта «Ave, Maria».
Прослушав с ребенком то или иное произведение, предложите ему перенести свои чувства от прослушанного на бумагу. Определите преобладающий цвет рисунка.
Вы можете сами придумать такие задания, где характер музыки перескажете изображением на бумаге. Итак, действуйте, но не забывайте, что самое главное — фантазия! Постарайтесь искреннее выразить свои чувства. Не теряйтесь, если сначала получится не то, чего бы хотелось: пусть «первый блин комом». Нужно только начать, и вы, наверняка, станете понимать красоту, содержание и настроение музыки.