12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бойко Светлана Владимировна9039
Я - инструктор по физической культуре МБДОУ «Раздольненский детский сад №5 «Сказка» Раздольненского района Республики Крым. Я уверена - физическая культура обладает великой силой!
Россия, Крым респ., п. Раздольное
Материал размещён в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»

 «Минутки здоровья» формируют у детей интерес к своему здоровью, ответственность, повышают самооценку, а также расширяют кругозор. «Минутки здоровья» проводятся не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей.

Валеологическое приветствие «Доброе утро»

Доброе утро, улыбнись скорее,

И сегодня весь день будет веселее.

Мы погладим лобик, носик и щечки

Будем все красивые как в саду цветочки.

Разотрем ладошки сильнее, сильнее

А теперь похлопаем смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем

Улыбнемся снова, будем все здоровы.

С такого валеологического приветствия мы начинаем день в детском саду или образовательную деятельность, заряжаясь на доброе и позитивное настроение. В нашем детском саду широко используются и стали традиционными «Минутки здоровья». Они хорошо вписались в систему оздоровительной деятельности и направлены на формирование здорового образа жизни.

Почему именно эта форма профилактики здоровья детей прижилась в нашей работе?

Во - первых, «Минутки здоровья» не отнимают много времени на подготовку.

Во-вторых, они проводятся ежедневно. Именно в этой непрерывности залог того, что у детей появляются навыки, привычки и потребности беречь свое здоровье.

Минутки здоровья планируем в разные отрезки времени, удобно перед обедом, когда младшие воспитатели накрывают на столы и дети должны успокоиться к приему пищи.

Чтобы содержание минуток здоровья было интересным, полезным, занимательно – оздоровительном, мы создали картотеку дидактического и методического материала. В картотеке подобраны минутки здоровья в соответствии с темой недели, а также по разным видам:

Минутки здоровья – это игровой закаливающий массаж, самомассаж. При планировании обязательно учитываем актуальность.

Ежедневное применение Минуток здоровья в работе с детьми позволит улучшить у них функциональное состояние внутренних органов и систем, деятельность коры головного мозга, насытить энергетические каналы позитивной энергией, повысить общий тонус, иммунитет у детей, активизировать их познавательные процессы, создать положительный эмоциональный настрой, что очень важно для детей с туберкулезной интоксикацией. Минутки здоровья оказывают комплексное воздействие как на физическое, так и на познавательное, речевое, художественно- эстетическое, социально – коммуникативное развитие детей.

Минутки Здоровья позволяют сформировать у ребенка интерес к своему здоровью, стремление беречь его, повышают внутреннюю активность, самооценку, расширяют кругозор.



Сформировать у маленького ребёнка интерес к своему здоровью, ответственность, внутреннюю активность, повысить самооценку, а также расширить кругозор позволяют «минутки здоровья». Это разнообразные упражнения, направленные на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний, развитие крупной и мелкой моторики, речи, положительного самоощущения. Они хорошо вписываются в систему оздоровительной деятельности любой современной дошкольной образовательной программы, так как построены в соответствии с современными подходами и направлены на формирование здорового образа жизни.

Занятия с интеллектуальной нагрузкой требуют от детей различных сложно координированных движений. Однако механизмы, обеспечивающие эти движения, ещё не сформированы. Мышцы ребёнка могут находиться в состоянии длительного статического напряжения, что приводит к общему утомлению дошкольников. При этом ухудшаются внимание, память, работоспособность и в целом резко снижается педагогическая эффективность детской деятельности.

 «Минутки здоровья» включают в себя игровой закаливающий массаж и самомассаж, гимнастику здорового зрения, корригирующие

упражнения для мышц спины и стопы, дыхательную гимнастику, релаксационные игры и упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения. Исходя из особенностей развития детей, именно в период дошкольного детства накапливаются яркие, образные впечатления. Поэтому методическую основу содержания «минуток здоровья» составляют разнообразные игровые приёмы. Использование в их контексте малых форм народного фольклора (потешек, приговорок, закличек и т.п.) «оживляет» игровые ситуации общения яркими образами, позволяющими детям обыграть выполняемые движения в нужном темпе и ритме.

Содержание «минуток здоровья» требует чёткого соответствия смыслу стихотворения и динамике развития сюжета. Очень нелегко подобрать такие двустишия и четверостишия для всех видов «минуток здоровья» в контексте обозначенных тем. Поэтому многие тексты авторские, в которых слиты воедино слог, ритм, темп, движение, смысл.

Маленькие  «спектакли», которые разыгрывают дети, оздоравливаясь и развиваясь, длятся всего 1-3 минуты, а текст укладывается в маленькое четверостишие. Например, игровой самомассаж шеи и грудной области «Лечим медвежонка» (текст автора), который предлагается в теме «Дикие животные»:

Медвежонок наш простужен,

Мёд ему сегодня нужен.

Мы дадим ему на ужин. (Поглаживать шею от подбородка к грудному отделу.)

А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживать область грудной клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.)

Каждый вид «минуток здоровья» своеобразен. Так, игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, которая проводится для разных частей тела и биологически активных зон в направлении кровотока от периферии к центру для положительного воздействия на все наши органы и системы. Упражнения здорового зрения – необычные путешествия по офтальмотренажёрам, снимающие значительные зрительные нагрузки детей. Данные упражнения предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям, а также включают самомассаж. Для фиксации взгляда используются зрительные метки – картинки, деревянные палочки с предметами на конце, схемы зрительно-двигательных проекций, составляющие единый игровой сюжет. Дыхательная гимнастика – тренинг правильного дыхания, включающий отработку вдоха и выдоха, что позволяет повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать детей на занятии. Гимнастика для мышц спины и стопы - комплекс интересных поз и перевоплощений, которые снимают статическое напряжение и укрепляют мышцы спины и стопы. Психогимнастика – психомышечная тренировка. Ребёнок, осваивая чередование напряжения и расслабления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса), учится сознательно управлять своим телом и саморегулировать своё эмоциональное состояние и поведение.

Ежедневное применение «минуток здоровья» в работе с дошкольниками позволит снизить умственное утомление, улучшить функциональное состояние внутренних органов и систем, деятельность коры головного мозга, насытить энергетические каналы позитивной энергией, повысить общий тонус, иммунитет у детей, активизировать их познавательные процессы, создать положительный эмоциональный настрой.

Оригинальность «минуток здоровья» по своей форме и содержанию (например, игровой самомассаж «Ёж» (с массажными щётками, имитирующими ежика); дыхательно-звуковой комплекс «В зоопарке» с имитацией поз животных; «Пальминг» (оптическое голодание) – для глаз; «Камень превращается в верёвочку» (контрастные образы напряжения и расслабления) и т.д.), а также их насыщенность разнообразной практической и игровой деятельностью позволит ребёнку глубже познать свой организм и возможности его использования, повысить интерес к собственному здоровью, потребность в самостоятельном проведении оздоровительных пауз в детском саду и семье, воспитать его в русле национальных традиций.

«Снежинка»

(коррекция зрения)

Мы снежинку увидали, со снежинкою играли. (Берут снежинку на палочке, вытягивают руку перед собой, фокусируют взгляд на снежинке.)

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели. (Медленно отводят руку вправо, следя глазами за снежинкой, не поворачивая головы.)

Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели. (Движения глазами влево.)

Ветер вверх их поднимал и на землю опускал. (Поднимают руку вверх и опускают вниз, медленно следя глазами за снежинкой; затем приседают, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем, глазки отдыхают. (Закрывают глаза ладонями.)


«Ветры»

(отработка правильного дыхания)

Дети делают короткий вдох носом и продолжительный выдох, произнося звук «с» и выполняя соответствующие движения.

Мы подуем высоко: с-с-с… (Встают на носки, поднимая руки.)

Мы подуем низко: с-с-с… (Приседают, руки на пояс.)

Мы подуем далеко: с-с-с… (Вытягивают вперёд руки.)

Мы подуем близко: с-с-с… (Подносят ладони ко рту.)


«Дождик»

(массаж спины)

Движения выполняются в направлении сверху вниз (от периферии к центру).

Дождик бегает по крыше – бом! бом! бом! (Дети встают «паровозиком» и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.)

По весёлой звонкой крыше – бом! бом! бом!  (Постукивают пальчиками.)

Дома, дома посидите – бом! бом! бом!(Легко постукивают кулачками.)

Никуда не выходите – бом! бом! бом! (Растирают рёбрами ладоней – «пилят».)

Почитайте, поиграйте – бом! бом! бом! (Разминают пальцами плечи  впереди стоящего ребёнка.)

А уйду – тогда гуляйте… Бом… Бом… Бом… (Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.) 


«Неболейка»

(самомассаж биологически активных зон кожи)

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело. (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать. (Указательными пальцами растирать крылья носа.)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком. (Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны – вместе.)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело! (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону.)

 Знаем, знаем – да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг о друга.)


«Глазки»

(снятие зрительного напряжения)

Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

      Быстро, быстро поморгай –

      Отдых глазкам своим дай!

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить. (Вращать глазами по кругу.)

Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле. (Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.)


«Любопытная Варвара»

(расслабление мышц шеи)

Любопытная Варвара смотрит влево,

Сморит вправо, (Повороты головы вправо-влево.)

А потом вперёд – тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена и расслаблена…

А Варвара смотрит вверх! Выше всех,

Дальше всех! (Смотреть вверх, напрягая мышцы).

Возвращается обратно – расслабление приятно

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно – расслабление приятно

Шея не напряжена и расслаб-ле-на…


«Свинки»

(массаж спины)

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки (Дети поворачиваются друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребёнка.)

Всё постукивают, всё похрюкивают: (Поколачивают кулачками.)

Туки – туки – туки – тук! (Постукивают пальчиками.)

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк! (Поглаживают ладонями.)

На повторение – поворот на 180 градусов.


«Петушок»

(укрепление мышц спины)

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Ты подай свой голосок. (Ходить с высоким подниманием колена, спина прямая, руки в стороны.)

Через лес, через реку прокричи: «Ку-ка-ре-ку!» (Голову приподнять, плечи расправить, руки на поясе.) 


«Гладь мои ладошки, ёж»

(массаж ладоней)

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж! (Педагог берёт 2 массажные щётки и проводит ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог.)

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить. (Потом педагог держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит «ёжика» ладошками.)

 

«Зайчик»

(снятие зрительного напряжения)

Длинноухий озорник

В огород ходить привык. (Отводить взгляд за пальчиком-тренажёром вправо, а затем влево с остановкой на каждом направлении.)

Он по грядкам прыгать стал,

Всю капусту потоптал. (То же вверх, а затем вниз.)

Мы за ним – он скок-поскок с огорода наутёк! (Переводить взгляд с ближней точки на дальнюю и наоборот.)

Опубликовано в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»


Комментарии (4)

Галина Владимировна, 17.03.23 в 21:51 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Варенцова Вера Анатольевна, 18.03.23 в 18:59 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Владимировна, за интересный, актуальный материал!
Бойко Светлана Владимировна, 19.03.23 в 13:54 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Анатольевна, за внимание.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.