12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Потамошнева Наталья Алексеевна80570
Учитель начальных классов, ВКК.
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Тема:

Организация работы с неправорукими детьми.

Выступление на МО учителей начальных классов.

 

Подготовила:

учитель

начальных классов, ВКК,

Потамошнева

Наталья Алексеевна

Правая и левая руки родились одновременно, это ясно и понятно всем, их анатомия почти одинакова (в среднем правая рука длиннее левой на 1 – 1,5 см, разумеется масса мышц на ней больше).

Почему же они функционируют по-разному? По-видимому, потому, что с детства к ним было разное отношение. Существует предположение, что если мать всегда держит ребенка на левой руке, чтобы правой делать что-то еще, то его правая рука всегда оказывается прижатой, и тогда его левая рука будет развиваться лучше

Любая ноша в правой руке кажется легче, чем в левой, она сильнее, движения ее быстрее – это подтверждают беспристрастные приборы.

Повелось так с незапамятных времен. На древнеегипетских стенных изображениях люди протягивают к пище правую руку, в нее же берут посох, меч, копье. Древние китайские воины-лучники оттягивали тетеву правой рукой, а сам лук держали в левой руке.

Иногда ребенок случайно начинает писать левой рукой, и она развивается лучше, чем правая. Родителям нужно вовремя заметить и, по возможности, «поменять» руку ребенку. Но, подчеркиваю, по возможности! Нельзя «ломать» ребенка, заставляя силой или резкими обвинениями сменить положение карандаша в руке.

Известно, что регулярная тренировка мелких мышц пальцев рук способствует интенсивному развитию интеллекта вцелом. С этой точки зрения не следует пренебрегать левой рукой.

Почему так получилось, что одна рука сильнее другой и почему именно правая?

Человек не единственное живое существо, предпочитающее одну конечность другой. Например, птицы имеют привычку рыть землю всегда одной и той же лапой и одну и ту же лапу подгибают, укладываясь спать. И это – конечно же, правая лапка. Она сильнее развита, мощнее – соответственно больше помогает самому животному в жизни.

Почему именно правая рука стала главной? На этот вопрос пока нет точного ответа. Ученые пытались связывать праворукость с вращением Земли, – тем явлением, из-за которого в северном полушарии реки размывают свои правые берега, а в южном – левые.

Есть ссылки на то, что левое полушарие головного мозга, которое отвечает в большей степени за логику, у человека лучше развито. Но может быть, это как раз и вызвано праворукостью?

Ведь у левшей, согласно многочисленным медицинским исследованиям, более развитое правое полушарие головного мозга, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому полушарию в решении неожиданно трудных ситуаций.

В этом свете встает вопрос: «Не потому ли не правша, а знаменитый тульский левша подковал английскую блоху?»

И не по этой ли причине среди левшей так много знаменитых людей – Микеланджело и Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин и ученый-физиолог И. П. Павлов, автор Толкового словаря В. И. Даль.


Охрана здоровья леворуких детей


По данным Министерства здравоохранения РФ, среди дошкольного и младшего школьного возраста леворукие дети составляют от 7 до 10%.
В практике начальной школы у учителей и родителей также, как и у ученых-медиков, занимающихся проблемой леворукости детей, имеются противоречивые взгляды по этому вопросу. И это не случайно. Одни руководствуются в своих выводах экспериментальными исследованиями, другие многолетним опытом непосредственного наблюдения в ходе повседневной работы с такими детьми.

Я, как педагог со стажем работы в общеобразовательном учреждении более 20 лет, замечаю, что с каждым набором в первый класс всё больше неправоруких детей приходит на обучение. Они, как правило не сильно отстают в работе (по скорости письма, например) от правшей, интеллектуально развиты соответственно возрасту.

Лично я свою дочь переучила и не жалею об этом. Причиной был некрасивый почерк, который мы с мужем никак не могли исправить, т.к. мы – праворукие не могли оказать ребенку помощь методом «Поводить ее руку». Что только мы не предпринимали: и стол отодвигали – заходя перед ним, и сами левой рукой писать пытались… Наконец стали ее уговаривать брать ручку в правую руку: «Бери в правую, все равно пишешь некрасиво. А тут – мы тебе можем хотя бы помочь!» Потихоньку всё наладилось: и почерк, и скорость письма – всё пришло в норму. Главное терпение. Правда, дочка пишет только правой рукой – ест, все равно левой. И ведущей рукой осталась – левая, а правая – для письма.

Решение проблемы леворукости возможно лишь на основе учета психолого-физиологических предпосылок этого явления у детей, т.е. их индивидуальных особенностей центральной нервной системы. Учение считают, что переучивать леворуких — значит «ломать» специфические качества их психики, что отрицательно может влиять на психическое благополучие и здоровье ребенка. Можно согласиться с этим утверждением с поправкой – ВСЁ ИНДИВИДУАЛЬНО.

Я, как педагог, регулярно встречающийся с неправорукими детьми, как мама ребенка-левши, изучила много литературы по данной теме. Самые, интересные и полезные, на мой взгляд, собрала в данной статье.

Рекомендации психологов, педагогов и врачей по проблеме леворукости сводятся к следующему: перед началом занятий в школе необходимо побеседовать с родителями ребенка, о том, какой руке ребенок отдает предпочтение в процессе деятельности.

Для получения более полной картины учитель может использовать тест, разработанный доктором медицинских наук А. П. Чуприковым и сотрудниками его кафедры. Опросник позволяет выяснить, чего больше в ребенке – левши или правши, либо установить, что он и тот и другой тип.

Вопросы сопровождаются просьбой продемонстрировать то или иное действие, причем непринужденно, в быстром темпе. Беседу целесообразно проводить индивидуально, чтобы исключить элементы подражания; корректно, чтобы не обидеть ребенка. Следует объяснить ему, что в леворукости нет ничего особенного. Даже наоборот, мало кто из всех окружающих его людей может так хорошо, умело действовать левой рукой. Это создаст у ребенка спокойное состояние, снимет стыдливость и излишнюю озабоченность. Хотя я в последнее десятилетие замечаю, что дети-левши совершенно не комплексуют по этому поводу.

Тем не менее, учитель должен воспитывать у сверстников и окружающих взрослых внимательность и тактичность к таким детям, разъяснять бестактность и несправедливость обидных кличек и насмешек, если такие возникают. Но за 28 лет работы в школе лично я не встречалась с проблемой урегулирования конфликтов на этой почве. Возможно приведенные психологами примеры опасений – перестраховка возможных психолого-педагогических ситуаций. Но в нашем случае лучше перебдеть, чем…

Тест № 1


 

№ п/п


 

Вопросы

Ответы и их оценка в баллах

Правой рукой

Любой рукой

Левой рукой

чаще +1

только + 2

чаще - 1

только - 2

1

Какой рукой пишешь?

         

2

Какой рукой рисуешь?

         

3

Какой рукой бросаешь мяч, камень?

         

4

Какой рукой режешь ножницами?

         

5

Какой рукой бьешь молотком?

         

6

Какой рукой держишь зубную щетку?

         

7

Какой рукой расчесываешь волосы?

         

8

Какой рукой стираешь ластиком?

         

9

Какая рука сверху при аплодировании?

         

10

Какой рукой держишь ложку во время еды?

         

11

Какой рукой раздаешь карты при игре в лото?

         

12

Какой рукой складываешь башню из кубиков?

         
 

Итого сумма баллов

         

Обработка полученных данных:

От – 9 до – 24 основание предположить леворукость;

От – 8 до + 8 – обоерукость (или, как говорят специалисты, амбидекстрию);

От + 9 до + 24 – праворукость.

У некоторых детей в раннем возрасте проявляется период «псевдоамбидекстрии» (ложной обоерукости). В игре, самообслуживании, рисовании, на письме и т.д. они используют обе руки, не отдавая предпочтение какой-либо. Поэтому на начальной стадии подготовительного периода можно делать осторожные попытки обучения этих детей праворуким действиям. Сопротивление ребенка, желание его писать левой рукой — сигнал к тому, что переучивание необходимо прекратить.

При обнаружении леворукости или так называемой обоерукости проводят дополнительные тесты: попытаться выявить, как у ребенка функционируют зрительный и слуховой анализаторы. То есть определить какой у ребенка ведущий глаз и ухо.

Тест № 2

Ребенку дать в вытянутые перед собой руки большой лист бумаги, свернутый в трубочку (подобие подзорной трубы) и затем при открытых глазах предложить посмотреть на какой-нибудь предмет, находящийся на расстоянии 2- 3 метра. Если каждый раз ребенок будет использовать левый глаз, значит он ведущий.

Подобное проводят в отношении выявления ведущего уха.

Тест № 3

Ребенка усаживают за стол, на котором прямо перед ним лежат часы, и предлагают, не дотрагиваясь до них руками, на слух определить, работают ли они. Вместо часов можно использовать телефонную трубку. То ухо, которым ребенок будет неоднократно пользоваться при повторных пробах (не менее 3), и будет ведущим.

Правильное решение проблемы леворукости невозможно без участия семьи. Учитель должен разъяснять родителям вред и опасность переучивания леворуких детей. В семье для них должны быть созданы благоприятные условия: правильно организован учебный уголок (освещение — справа, учебники и тетради должны лежать слева и т.д.).

Обучение леворуких детей письму

Методом проб и ошибок, кропотливых поисков в научных публикациях и собственных инноваций постепенно выработался подход к обучению леворуких детей письму.

Что всегда следует иметь в виду взрослому, обучающему левшу?

Леворукий ребенок со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливается к такому сложному и строгому миру школы.

К ошибкам лучше относиться философски, с интересом естествоиспытателей. Ребята помогут найти причину, причем сами при этом на чужих ошибках учатся.

Леворукий ребенок, постоянно следящий за тем, чтобы все делать правильно, превращается в безынициативного исполнителя. Но наличие обратной связи предполагает и активность со стороны самого леворукого ребенка.

Рекомендации по организации труда неправорукого ребенка:


1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа.
2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.
3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма.
4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
6. Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка.
7. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

 

Не стоит подчеркивать особенности леворукости ребенка, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Для правильной позы при письме необходимо:
- сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не касаться грудью стола;
- ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

О тетради.

Ребенок должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:
1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Для леворуких детей в начальный период обучения письму необходимы упражнения, которые непосредственно будут готовить руку к работе и ориентации в строке.

 

Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения:

застегивание и расстегивание пуговиц;

завязывание и развязывание лент;

перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме;

всасывание и высасывание пипеткой воды из стакана;

плетение из ниток закладок, ковриков; завязывание узелков и т.п.

 

Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка.

Здесь же можно предложить гимнастику для левой руки:
- выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;
- выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний — к указательному;
- пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку вниз;
- сжать пальцы в кулак и вращать рукой в разных направлениях.


 

Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:
1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов).
2) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;
3) образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
4)образец открывается и проверяется правильность выполнения.

По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет. Полезно будет предложить неправорукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.

Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу.

При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет собой ряд звуков, и несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок.

У неправоруких людей могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста, предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка).

Такая работа у левши требует бОльшего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.
Могут возникнуть
трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость.

Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. Восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут.

Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек (например, Марьяна Безруких: прописи для 1-классников с трудностями обучения письму леворуких детей. //Изд-во Ювента,2009.), различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука.

Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.

Есть мнение, что почти все леворукие дети не удовлетворены собой, относят себя к «слабым ученикам» и, в то же время, считают справедливым недовольство родителей. Что же делать им, не верящим в себя и знающим, что и взрослые в них не верят.

А что делать родителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ребёнку не потерять себя?

Советы родителям неправоруких детей:

Первое условие - леворукий ребёнок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости.

Второе условие - не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с вашей помощью он с ними справится.

Третье условие – рациональный режим дня.

Четвёртое условие – выполнение уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребёнок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается.

Главная трудность – найти золотую середину, объединяющую требовательность и уважение к ребёнку, доброе отношение к нему.

В заключение хочется с удовольствием заметить, что терпимость к неодинаковости в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям, и привитием мысли, что каждый член общества должен получить возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути.

Так летом, СМИ активно поздравляют всех телезрителей с Международным днем левшей, который празднуется 13 августа, кстати, по православному календарю, накануне первого Спаса – Медового.

Мир без левшей был бы гораздо скучнее и неинтереснее. Левши способны привнести творческую искру и наполнить разноцветными красками самое бесцветное существование. Современный мир все больше начинает понимать левшей, - а это значит, человечество становится мудрее

Литература:

1. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практ. врача –педиатра; Кн. для воспитателей дет. сада и родителей.- М.: Просвящение, 1991.- 223 с.

2. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учеб.пособие/Авт.-сост. В.П.Шульгина. Р-н-Д.,2001.

3. Р.И. Тамуриди. Леворукие дети и индивидуальный подход к ним в процессе обучения письму // Начальная школа. 1953, №10

Интернет-источники:

http://www.bestreferat.ru/referat-188101.html

http://lib.convdocs.org/docs/index-249352.html

http://inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=11&menu_id=59§ion_id=373&alt_menu=-1

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (3)

Колышкина Елена Владимировна, 30.10.21 в 15:43 -1Ответить Пожаловаться
Интересное выступление! Спасибо за ресурс!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 30.10.21 в 18:36 -1Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий, Елена Владимировна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.