Принципы организации работы по речевому развитию школьников с ОВЗ

2
0
Материал опубликован 4 February 2016

«И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь»

Иван Бунин.

Речь – одна из сложных высших психических функций, это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, т.е. отмечается недоразвитие речи как целостной функциональной системы.

Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: ее фонетико – фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

Говоря о речевой деятельности учащихся с ОВЗ, можно выделить, с какими нарушениями речи мы как учителя - логопеды сталкиваемся:

Устная речь

Письменная речь - Дисграфия – специфические нарушения письма. Дислексия – специфические нарушения чтения.

Особенности развития всех компонентов устной речи школьников с ОВЗ.

Грамматический строй речи 
Лексический компонент 
Связная речь 
Фонематическое восприятие
Слоговая структура слова 
Звукопроизношение
Фонематический анализ и синтез

Все это ведет к тому, что развитие речи страдает.

активноежестикулирование–учащемуся явно не хватает слов.

в рассказе нет ни имен главных героев, ни места и времени событий. Постоянные повторы, возврат к уже высказанному - говорят о нарушении динамики речевого высказывания.

И самое главное – в рассуждениях учащегося не прослеживается главная мысль.

Основные направления работы учителя - логопеда по восполнению в речевом развитии детей с ОВЗ:

коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи

уточнение, обогащение и активизация словаря

коррекция грамматического строя речи

развитие связной речи


Рекомендации по коррекционной работе устной речи.

постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения звуков;

фиксировать внимание на артикуляционных ощущениях при произношении;

формировать навыки звукового анализа;

фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах;

использовать алгоритмы составления связного высказывания;

к ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца.

Если провести анализ каждого метода обучения, применяемого на уроках, то будет видно, что везде задействована и активизирована речевая деятельность учащихся. Например:

Объяснительно-иллюстративный метод обучения. К приёмам преподавания относятся: беседа, сообщения, разъяснения. Эти приёмы применяются с целью разъяснить, добиться восприятия и понимания. Хорошо видна степень задействованности речи.

Репродуктивный метод обучения. Приёмы преподавания здесь такие: устный опрос ранее изученного материала, игра, повторение изученного материала. При использовании этого метода учитель опирается на речевую деятельность детей.

Частично-поисковый метод обучения. Это создание проблемной ситуации, разрешение, поиск проблемной ситуации. Рассказ, сравнение, осмысление материала. В основе всех работ лежит речевая деятельность.

Я выделила основные направления работы по коррекции и развитию речи на своих занятиях следующие:

1.Словарно-орфографическая работа: Уточнение и обогащение словаря. Работа над правильным написанием и произношением (запиши слова, вставь пропущенные буквы, исправь ошибку, упражнения на составление правильных связных высказываний. Такой подход обеспечивает коррекционно-развивающее воздействие на память, внимание, мышление, наблюдательность и как следствие речевую деятельность.

2. Развитие связной речи у учащихся, работа над фразовой речью: Ответы на вопросы учителя, комментирование выполняемых действий.

4. Речевая модель ответа: По схеме описания и сравнения. Даётся схемаучащийся, должен самостоятельно дать ответ на поставленный вопрос

5. Развитие словесно - логического мышления:Д/и «Четвертый лишний»,«Закончи предложение» :
предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).
У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка).
У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы).

«Чего больше?» 
Учащийся должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ.
и.т.п.

6.Письменная речь: Умение записывать дату, умение списывать с доски, умение записывать вопросы, ответ.

Осуществляя работу по коррекции и развитию речевой деятельности школьников с ОВЗ надо понимать, что пробелы в развитии речи ребенок самостоятельно не восполнит, он их не замечает, и пока его не научили, он не знает как надо в том или ином случае строить своё высказывание.

Внимание к организации работы по речевому развитию школьников с ОВЗ не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся познавательные возможности, совершенствуем психические функции.

Практика показывает, что систематическая работа по развитию словесной речи на занятиях значительно повышает продуктивность обучения, развивает творческие способности учащихся, повышает качество образования.

Эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе учителя - логопеда, учителя, воспитателя, педагога-психолога и медицинских работников.

Взаимодействие между специалистами осуществляется в таких формах работы, как индивидуальные консультации, взаимопосещения уроков, совместные беседы по подведению итогов коррекционной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности. Консультации и беседы учителя-логопеда с учителями и воспитателями классов проводятся в течение всего учебного года по мере необходимости, охватывая все направления коррекционной работы.

Таким образом, согласованность действий всех участников коррекционно-речевого процесса в школе позволяет эффективно скоррегировать имеющиеся нарушения речи, и адаптироваться обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Логопедическая работа в школе имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с ОВЗ, а также характером симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта у этих детей. Логопед, учитель и воспитатель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для нахождения общих путей решения учебных и речевых проблем.

Для учащегося с ОВЗ необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь, как педагогов, так и близких? их любовь, терпение и выдержка.

Комментарии
Комментариев пока нет.