Научно-исследовательская работа по литературе в 11 классе «Концепт "война" в рассказах М.А. Шолохова»
Название работы: «Концепт «война» в рассказах М.А. Шолохова»
Автор работы: Горунова Карина Алексеевна
Место выполнения работы: Лагутнинская СОШ
Научный руководитель: Борисова Г.А.
2018 г.
Оглавление:
Введение_______________________________________________________3
Глава I.
§ 1. Понятие «КОНЦЕПТ» _______________________________________5
§ 2. Смысловое ядро концепта «Война» ___________________________6
Глава II.
§ 1. Михаил Александрович Шолохов – донской писатель.
1.1. Общая характеристика рассказов М.А. Шолохова_________________11
1.2. Язык и стиль прозы Шолохова ________________________________12
§ 2. Содержание концепта «война» в рассказах М.А.Шолохова
2.1. Герои рассказов __________________________________________13
2.2. Сюжеты рассказов __________________________________________16
§3. Создание модели «Война» по рассказам Шолохова______________20
Заключение_____________________________________________________22
Приложение_____________________________________________________23
Список использованной литературы__________________________________25
Введение.
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Максимилиан Волошин
Гражданская война - это самая страшная война, потому что в ней врагами оказались самые близкие люди: отец и сын. Что может быть ужаснее такого противостояния? Шолохов не комментирует события гражданской войны, он только рисует эти страшные картины, давая возможность читателю самому сделать вывод. Мы решили выявить авторское отношение к этому событию.
Наша работа представляет собой сочетание двух видов анализа – художественного и лингвистического.
В последние десятилетия термин «концепт» стал объектом острых научных дискуссий не только лингвистов и литературоведов, но и психологов, культурологов, философов.
Мы исследовали рассказы М.А. Шолохова с целью рассмотрения концепта «война» и выявления авторского отношения к данному концепту.
Были поставлены следующие задачи:
осуществить сбор информации по данной теме
провести словарные наблюдения, осуществить опрос учащихся с целью получения модели концепта «война» в их понимании
на основе отобранных рассказов М.А. Шолохова провести сопоставительный анализ героев и событий
провести лексический анализ для создания ассоциативного ряда слова война на основе рассказов
создать модель шолоховского концепта «война»
Исследование было начато с изучения подходов к термину «концепт». В результате мы пришли к выводу, что одним из обязательных компонентов концепта является «культурная память» слова, то есть смысловые характеристики языкового знака, связанные с национальным менталитетом и системой духовных ценностей носителей языка.
Далее нами были проведены словарные наблюдения над словом война, позволившие составить картину традиционного представления о войне. Проведён опрос учащихся по интересующей нас теме. На основе обработки данных, мы получили несколько моделей «войны», которые и стали «отправной точкой» нашего исследования.
После этого мы перешли к основной части – изучению содержания концепта «война» в рассказах М.А. Шолохова.
Мы посчитали, что для понимания «природы» «войны» Шолохова необходимо рассказать о личности самого автора, раскрыть своеобразие его рассказов, его язык и стиль.
Затем на основе отобранных рассказов был проведен сопоставительный анализ героев и событий, лексический анализ, на основе которого был получен ассоциативный ряд.
В результате исследования мы предприняли попытку создания модели шолоховской «войны», провели сравнительный анализ моделей, выявили особенности и пришли к выводу, что у М.А. Шолохова война – это прежде всего трагедия народа с изображением жестокой правды жизни.
В приложение мы внесли список рассказов, участвовавших в исследовании, которые сопроводили выдержками из текста, использованных при анализе.
В список литературы вошли все использованные нами издания.
Глава 1.
§ 1. Понятие «КОНЦЕПТ»
Обзор научной литературы показывает, что в современной лингвистике нет единого понимания термина «концепт».
Так, лингвисты рассматривают концепт как философское понятие, являющееся результатом взаимодействия различных факторов: национальной традиции, фольклора, религии, идеологии, жизненного опыта, образов искусства, ощущений и системы ценностей.
По мнению Н. Д. Арутюновой, концепты образуют «своего рода культурный слой, посредничающий между человеком и миром»1 .
Идея соотнесённости концепта и культурного мира человека развивается и в теории Ю. С. Степанова: «концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек – рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на неё»2
В современных теориях лингвистики понятие концепта рассматривается как единица психической памяти сознания человека. По определению Е. С. Кубряковой, концепт – это «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis ), всей картины мира, отражённой в человеческой психике»3 .
Д.С.Лихачев предполагает, что концепт «не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека... Потенции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека»4.
§ 2. Смысловое ядро концепта «Война»
Отметим, что «культурная память» слова полно и глубоко отражена прежде всего в лексикографических источниках. Так, словарные наблюдения над словом война позволяют определить его концептуальные признаки.
ВОЙНА
, -ы, мн. войны, войн, войнам, ж. 1. Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Находиться в состоянии войны с кем-н. Объявить войну. Вести войну. Пойти на войну. Вернуться с войны. Погиб на войне. Не пришел с войны кто-н. Победоносная в. Региональные войны. В. за независимость. Гражданская в. (вооруженная борьба внутри государства). 2. перен. Борьба, враждебные отношения с кем-чем-н. Объявить войну бездельникам. * Холодная война - политика, заключающаяся в нагнетании напряженности, враждебности в отношениях между странами. Конец холодной войны. Война нервов - об обоюдном нервном напряжении кого-н. На войне как на войне (книжн.) - 1) война, а также вообще любая борьба есть война со всеми ее тяготами, последствиями; 2) в трудных условиях, обстоятельствах надо уметь к ним приспосабливаться. || прил. военный, -ая, -ое (к 1 знач.).5
ВОЙНА
- организованная вооруженная борьба между государствами, нациями (народами), социальными группами. В войне используются вооруженные силы как главное и решающее средство, а также экономические, политические, идеологические и другие средства борьбы. Война между социальными группами внутри страны за государственную власть называется гражданской войной. За последние 5,5 тыс. лет было ок. 14,5 тыс. больших и малых войн (в т. ч. две мировые), в ходе которых погибло, умерло от эпидемий и голода св. 3,6 млрд. человек. В современных условиях в связи с окончанием "холодной войны" уменьшилась опасность мировой ядерной войны. Однако продолжаются т. н. локальные войны - военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами, племенной рознью и т. д. Международное сообщество, ООН стремятся к созданию системы отношений между государствами, исключающей угрозу силой и ее применение.6
В толковом словаре Т.Ф.Ефремовой мы находим следующее определение:
ж. 1) а) Вооруженная борьба, боевые действия между племенами, народами, государствами и т.п. б) перен. Борьба, при которой используются средства экономического и идеологического воздействия. 2) перен. разг. Состояние вражды между отдельными лицами или группами.7
война
ы; мн. войны, войн; ж. 1. Вооружённая борьба между государствами, народами, племенами и т.п. или общественными классами внутри государства. В. против иноземных захватчиков. В. за свободу и независимость государства. Объявить войну. Вести войну. Пойти на войну. Погибнуть на войне. Наступательная, оборонительная, позиционная в. Гражданская в. (вооружённая борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны). Мировая в. (вооружённая борьба крупнейших государств мира за экономическое и политическое господство). Отечественная в. (вооружённая борьба народа какого-л. государства, направленная на защиту своей независимости). * А войне как на войне (погов.: всякое бывает, случается). 2. с опр. Борьба за достижение своих целей, ведущаяся средствами экономического, политического и т.п. воздействия на кого, что-л. Экономическая, валютная, таможенная в. Идеологическая, психологическая в. В. законов. Холодная в. (политика государств, основанная на взаимном недоверии и выражающаяся в нагнетании подозрительности и враждебности между странами). 3. Разг. Проявление неприязненного отношения к чему-л.; действия...8
«В Словаре синонимов русского языка слово война находится в одном синонимичном ряду со словами «брань (ругань, война, битва) рать устар., сила, войско , уничтожение.9.
Таким образом, кроме трёх значений лексемы война, отмечены несколько дополнительных значений: «брань, рать, сила, уничтожение, войско». Как показал структурно-семантический анализ словарных единиц, в семантической структуре лексемы война выделяются такие компоненты, как: «борьба», «вражда», «неприязненные отношения», «уничтожение», «сила», которые составляют смысловое ядро концепта война. Они выполняют функцию концептуальных признаков, участвующих в процессе концептуализации данного явления. Эти признаки и легли в основу ценностной составляющей, которая определила историко-культурное содержание ключевого слова война как концептуальную универсалию.
Для наглядности мы представили полученную модель традиционного представления о войне в виде диаграммы:
На следующем этапе мы провели опрос среди учащихся школы. На основе обработанных данных, получили следующую модель.
Голод
Смерть
Страх
Стрельба, вражда
Боль, кровь
При сравнении мы увидели, что учащиеся на первое место ставят страх, в то время как в традиционной структуре данный компонент вообще отсутствует. В обеих структурах совпадает только вражда. Ученики, не имеющие большого жизненного опыта, связывают войну больше с чувствами. Надо отметить, что традиционный компонент «борьба», «неприязненное отношение» ученики вообще не выделяют, зато они добавляют такие понятия как смерть, голод, ставя их на первое место.
Итак, в результате сравнения видно, что совпал только один компонент, а различия говорят о том, что изменения в структуре концепта возможны, и они обусловлены изменениями социально-культурных условий обитания человека.
Глава II.
Теперь перейдем к основному моменту нашей работы. Проследим, каковы же концептуальные признаки войны присутствуют в рассказах М.А. Шолохова, позволяющие выявить смысловое ядро шолоховской «войны».
§ 1. Михаил Александрович Шолохов – донской писатель.
Приступая к анализу рассказов М.А.Шолохова, невозможно не сказать о писателе.
Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984) – советский писатель, обладатель Нобелевской премии по литературе, автор таких известных произведений как «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин (ныне Ростовская обл.) в семье служащего торгового предприятия. Учился в гимназии в Воронежской губернии в городе Богучары. Приехав в Москву для продолжения образования и не поступив, вынужден был сменить множество рабочих специальностей, чтобы прокормиться. В тоже время в жизни Михаила Шолохова всегда находилось время для самообразования.
Впервые его произведения были напечатаны в 1923 году. В 1924 году в газете «Молодой ленинец» опубликован первый из цикла донских рассказов Шолохова – «Родинка». Позже все рассказы из этого цикла были объединены в три сборника: «Донские рассказы» (1926), «Лазоревая степь» (1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927).
Широкую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена войны – роман «Тихий Дон» (1928-1932). Эта эпопея со временем стала популярна не только в СССР, а еще в Европе, Азии, была переведена на многие языки.
Еще одним известным романом М. Шолохова является «Поднятая целина» (1932-1959). Этот роман о временах коллективизации в двух томах в 1960 году получил Ленинскую премию.
С 1941 по 1945 год Шолохов работал военным корреспондентом. За это время он написал и опубликовал несколько рассказов, очерков («Наука ненависти» (1942), «На Дону», «Казаки» и другие). Известными произведениями Шолохова также являются: рассказ «Судьба человека» (1956), неоконченный роман «Они сражались за Родину» (1942—1944, 1949, 1969).
Стоит отметить, что важным событием в биографии Михаила Шолохова в 1965 году было получение Нобелевской премии по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон».
С 60-х годов Шолохов практически перестал заниматься литературой, любил уделять время охоте и рыбалке. Все свои награды передал на благотворительность (постройку новых школ).
Умер писатель 21 февраля 1984 года от рака, был похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон.
1.1. Общая характеристика рассказов М.А.Шолохова.
Александр Серафимович отзывался о Шолохове: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко и рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит»
«Книга «Донские рассказы» займет далеко не последнее место в литературе, посвященной воспроизведению эпохи гражданской войны. В книге восемь небольших повестей. Все они о столкновении белого и красного казачества, причем здесь нет подкрашенных, что наиболее существенно: здесь «красный» действительно красный, а белый бел»
«Донские рассказы» написаны по горячим следам событий и заслуживают внимания как документы истории. Уже в этих рассказах можно угадать большого художника, увидеть его смелость в разработке сложных тем, мужество, с которым он рассказывает о самом ужасном, трагическом в жизни народа в тот период.… Только что закончилась гражданская война. Но смерть еще гуляет по казачьим хуторам, выбирая самых отважных, неустрашимых. Шолоховские герои, еще не успевшие снять солдатских шинелей, по возвращении домой видят, что жизнь идет привычным порядком: богатеи наживаются на эксплуатации чужого труда, а бедняки по-прежнему еле-еле сводят концы с концами. Старики хотят жить по старинке и резко выступают против тех, кто становится им поперек пути, кто пытается объяснить, что история указывает новую дорогу, по которой стоит идти.
1.2.Язык и стиль прозы Шолохова
Задача писателя – приобщить читателя к своему материалу не только посредством рассказа. Писатель-художник должен и своих героев, и пейзаж, и все зримые подробности, которые попали в его живописную орбиту, не отражать как в зеркале, а воссоздавать в своеобразном, ему одному свойственном ритме, в своем стиле. У каждого писателя-художника свое чувство языка.
У Михаила Шолохова свой, удивительный по меткости словарь, свой стиль и свой ритм чудесного русского языка во всем его богатстве – все качества, которые и создают писателя-художника.
Шолохов говорил, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о смерти среди “седых ковылей”, приписывать погибающим состояния, когда они “умирали, захлебываясь красивыми словами”. Ну а как же красота изложения? У Шолохова она в простоте, народности языка.
Ранние рассказы уже несли в себе приметы зрелого Шолохова: и построение сюжетов на материале остродраматическом, трагедийном, и традиционный стиль повествования – реалистический с особым пристрастием к экстремальным ситуациям, помогающим раскрывать «диалектику души» героев.
В языковом плане рассказы обращены к достоверной просторечной народной стихии языка. Присутствуют такие слова и речевые обороты, как "откель", "играйся", "опосля", "вы для меня есть порожнее ничтожество" и др.Они призваны подчеркнуть будничность и натуральность всего происходящего. М. А. Шолохов стягивал все события в рамки «малоформатного» рассказа, раскрывая мозаику взаимосвязей личности, отбирая детали и словесные краски для самоанализа героев. Образный, "цветной язык" рассказов, отмеченный еще Серафимовичем, присущая Шолохову «манера письма» отличали его книги от книг других писателей. Индивидуальную характерность шолоховской речи можно легко обнаружить и в своеобразной лексике, и в метких словесных сочетаниях, и в эпитетах, и в построении речи автора и персонажей. Шолохов сравнивает бороду казака с «новым просяным веником», ручку ковша Большой Медведицы с косо «торчащим дышлом» телеги. По принципу сравнения с предметами или явлениями крестьянского обихода построены многие образы («буйным чертополохом цвела радость»; пуля «забороздила темноту»; «ящерицей скользнула молния»; волосы у Мишки «были как лепестки цветущего подсолнуха» и т. п.
Дебют был удачным. Автору нет и двадцати. Рассказы короткие, написаны простым, образным, сочным языком. Чем привлекают "Донские рассказы"? Своей стремительностью, динамично развивающимся действием. Живая жизнь, стремление увидеть живых, реальных людей - вот привлекательное для нас.
§ 2. Содержание концепта «война» в рассказах М.А.Шолохова.
Теперь, зная «природу» рассказов М.А.Шолохова, нам легче будет понять и выделить смысловое ядро концепта «война», присущее именно героям шолоховских рассказов, а через них и авторское отношение к войне.
2.1. Герои рассказов.
Главная и почти единственная тема произведений Шолохова состоит в описании жизни донских казаков. В русской литературе и до Михаила Шолохова были писатели, которые в своих произведениях описывали жизнь, обычаи и подвиги казаков. О казаках русских и украинских писали такие писатели такие писатели, как Гоголь и Толстой, но без преувеличения можно сказать, что Шолохов первым в русской литературе открыл полную и всестороннюю картину казачьего быта. Он смог это сделать благодаря тому, что не рассматривал казаков из вне, а из глубины их среды, так как вырос между ними и сроднился с ними.
Страницы «Донских рассказов» густо пропитаны кровью, причём кровью самых близких родственников: «Брат на брата», «сын на отца», «отец на сына». Многие герои рассказов - реальные люди, в основном жители хутора Каргина. Очень точно, социологически, рисует Шолохов два основных типа людей, на которых разделялось в то время казачество, отражённое в его рассказах. Первый тип представляет большинство и является чаще всего отцами, укорёнными в традиции, в нажитом поколениями скудном хозяйстве, служащие, прежде всего, для благосостояния своей семьи и продолжения рода, работы и традиции. Это ядреные и коренные казаки, такие как отец продкомиссара Бодягина („Продкомиссар“), выгнавший из дома четырнадцатилетнего сына, после расстрелянного с согласия отца. Таков и Яков Алексеевич („Червоточина“) „старинной ковкий человек: ширококостный, сутуловатый; борода как новый поясной веник. “Немало таких, безудержных в гневе хозяев, которые готовы кровью смывать обиду за посягательство на их уклад и ценности.
Если для старших являются священными их традиции и вековой отцовско-дедовский уклад, то молодые противостоят всему этому, стараются разбить и уничтожить этот уклад. Это сироты или младшие сыны, встающие на сторону большевиков. Они перестают идти в церковь, креститься на иконы перед едой, а вместо этого бегают в клуб на комсомольские собрания. Таковым представлен двадцатилетний Фёдор („Бахчевник“), мечтающий о всеобщем равенстве. Тут и бедный пастух Григорий, после, убитый врагами, вдохновлён чтением произведений Ленина („Пастух“).
Получается, с одной стороны «борода окладистая, густая» изображает коренного казака, противника советской власти, а с другой стороны, портреты комиссаров и молодых комсомольцев – «наголо остриженная голова и выбритые щёки».
Борьба с младшим и непослушным поколением может вестись только с помощью одного способа: строго - „Больную ветку рубить не жалетючи“. И именно под таким лозунгом и совершались кровавые преступления над младшим поколением.
Герои «Донских рассказов» не предаются возвышенным мечтаниям, язык у них совсем простой будничный и вовсе не поэтичен. Также в этих рассказах нет сомневающихся героев, таких, которые избрали «третий путь». Писатель рисует свои картины только в чёрно-белых тонах, пропитанных красной кровью, и никаких междутонов не может быть.
Можно сказать, что герои рассказов Михаила Шолохова не знают про моральный кризис и драму совести. Они, каким-то способом, соединены с природой, и это даже на грани анормальности. Суровая и сырая натура противостоит цивилизованным и современным принципам. В рассказах Шолохова природная смерть - настоящая редкость. В них доминирует убийство и насилие. Шолохов заостряет все события, гиперболизирует.
Таким образом, мы видим, что смерть, кровь, муки, голод, пытки и есть настоящее представление героев Шолохова о войне.
2.2. Сюжеты рассказов.
Первый сюжет, который доминирует в «Донских рассказах» это классово-социальный конфликт, а большинство из них, это те, в которых сопоставлены богатые и бедные, поборники контрреволюции и революции. Этот конфликт виден в рассказах «Алёшкино сердце», «Пастух», «Лазоревая степь», «Нахалёнок», «Обида». Писатель ясно показывает, что надо сделать и какой путь пройти, чтобы из сироты - голого, босого, голодного созрела личность молодого коммуниста, строителя нового мира. Таковым является Григорий из рассказа «Пастух», Алёшка из рассказа «Алёшкино сердце» и прочие герои.
Другой мотив - это конфликт внутри одной семьи. Кажется, это любимый сюжет молодого писателя, начиная с первого его рассказа «Родинка» - смертельное столкновение ближайших родственников. Идейные расхождения получают свой финал в кровавых сценах, а жизнь самых родных и близких становится слишком дешёвой и теряется очень легко.
По своему основному характеру конфликты внутри одной семьи группируются на три темы:
- Конфликт между отцом и сыном, к таким рассказам относятся: «Родинка», «Бахчевник», «Семейный человек», «Червоточина» и другие.
- Конфликт между братьями и сёстрами в двух рассказах: «Ветер» и «Коловерть».
- Конфликт между любовниками: «Шибалково семя», «Двухмужняя», «Калоши», «Кривая стёжка».
Несколько рассказов трудно свести в один из этих сюжетов, поэтому назовём их: «рассказы со смешенными сюжетами». Это рассказы: «О Колчаке, крапиве и прочем», « Жеребёнок» и «Чужая кровь».
Молодой Шолохов даёт нам целый ряд рассказов, в которых показана, в чистом виде, суровая классовая борьба. Контраст острый, переходного, так сказать, и нет. С одной стороны, представители революции, характеры новых людей, политических вождей, с другой стороны стоят огорчённые и обиженные кулаки. Эта классовая борьба вовсе не пробудила, а только разгорячила опасные и глубокие инстинкты. И одну и другую сторону объединяет общий враг и касается он буквально всех, и уже чётко открывает и оголяет положение богатых и бедных. Речь идёт о стихийных силах природы: засухе, неурожае, голоде.
Один из наиболее сильных рассказов, который описывает страдания бедных и немилосердие к ним богатых - это рассказ «Алёшкино сердце».
Бедный мальчик Алёшка в своём воображении видит голод в виде «большущего безглазого человека», который душит людей. Он представляет этот голод в самом суровом виде: «Обвисает живот, пухнут ноги, западают глаза, гноятся дёсны...» Мучительные страдания сваливаются на всю его семью. Кажется ему есть за что и за кого мстить, но отправляясь с гранатой в руке в хату хозяина, Алёшка сам лёг на гранату, увидев мать с ребёнком перед хатой. Такие христианские реакции Алёши, идущего на самоотвержение ради других, настоящая редкость для «Донских рассказов» и это можем считать, как особую категорию шолоховской тематики.
Рассказ, в котором также видна полная немощь и страдание бедных в результате стихийных бедствий - это рассказ «Обида». Он начинается с суровым описанием жизни землероба: без хлеба, без надежды, сухая земля с трещинами, которую пятидесятилетний Степан всеми силами пытается вспахать, хотя засевать будет нечем. В этом рассказе речь идёт о конфликте между представителями одного и того же социального сословия. Между двумя бедняками, и это просто природная борьба за выживание, борьба на жизнь и смерть.
Классовое расслоение и ненависть, столкновение интересов и жажды мести, на которые толкнула социальная революция, Шолохов описал самым трагическим способом: в расколе семьи в кровавых столкновениях тех, у которых противоположны определения. Новый мир рос не как идиллия, а в слезах и крови.
Тонко исследует Шолохов то, что более всего поразило его в революционную эпоху - это прогрессивная ненависть и не родственность в самой семье «Отчуждение постепенно переходило в маленькую сначала злобу, а злобу сменила ненависть» («Червоточина»). Ядовитая злоба растёт, а с ней, роковая возможность недоверия, недоразумения, приводит к убийственному концу.
Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения народа, на созидательное начало нации.
Читатель скорбит об убитом юноше, которому не дано в жизни ни учиться, ни землю пахать, ни сыновей растить. И скорбит о нечастном отце.
Весь процесс отчуждения между самыми близкими намечается в рассказе «Червоточина». Самый младший сын Степан пошёл против веры отцов, и Яков Алексеевич, прекрасный хозяин, неожиданно столкнулся с порчей в собственной семье. Отец чувствует, что сын его стал ему чужим, традиции и обычаи отцовские не соблюдает. И у Степана уже нет любви к отцу ни жалости. Такая ненависть и разрыв в семье может привести только к трагическому финалу. Дальнейшие события постепенно увеличивали ненависть между отцом и сыном. Сперва честное признание сына в связи с размерами посевов, которые ставил приезжий статистик и, тем самым, разоблачение отца, желавшего сильно уменьшить их. Затем потеря быков Степаном, который водил их на покос. Страшный и звериный гнев охватил Якова Алексеевича, когда подумал, что тот их продал, без малейшего колебания, свирепо убивает младшего сына, втягивая в страшное преступление старшего. Писатель лишает возможности своего героя даже раскаяться в преступлении, когда узнаёт о том, что убил невинного человека, он на полуслове обрывает рассказ.
Чувство примирения и гуманности находим в рассказе «Чужая кровь». Из самого названия видим, что речь идёт не о родных людях, а чужих. Из этого и прорастает потребность новой любви и родственности. У деда Гаврилы погиб на войне, сражавшийся против красных, единственный сын Петро, в котором сосредоточился для него и старухи весь смысл их существования. Для деда являются бессонные ночи полные скорби и отчаяния. Но вот жизнь его меняется и даёт бедному старику возможность утешится и облегчить своё горе. Гаврила находит раненого продотрядника и из жалости к нему забирает его к себе в хату, лечит и ухаживает за ним. И становятся они как-то кровно привязаны, видит старик в чужом человеке родного сына. Любовь смогла преодолеть все дистанции и связала молодого коммуниста со старым казаком, так сильно, что они уже становятся не чужими, а совсем родными, странник даже имя получает, как и их сын - Петро.
Анализируя сюжеты рассказов, мы пришли к выводу, что для М.А. Шолохова Гражданская война - это самая страшная война, потому что в ней врагами оказались самые близкие люди: отец и сын. Что может быть ужаснее такого противостояния? Шолохов не комментирует события гражданской войны, он только рисует эти страшные картины, давая возможность читателю самому сделать вывод. Итак, мы видим, что автор воспринимает войну как страшную трагедию, которая приносит смерть и страдание, горе и боль.
§3. Создание модели «Война» по рассказам Шолохова.
Исследование концепта «война» на материале рассказов показало, что этнокультурная специфика связанна с набором сложившихся в социуме концепций как житейских и теоретических взглядов войны.
Итак, на основании результатов исследования мы предприняли попытку создания модели шолоховской войны.
В ходе анализа на всех уровнях мы выяснили, что война по Шолохову – это, прежде всего:
Трагедия народа. Писатель явно осознавал, что в первую очередь война больнее всего ударит по народу.
Далее мы столкнулись с особенностью, не встречавшейся до этого ни в традиционном представлении о войне, ни в результатах ответов респондентов, приведенных выше, но явно представленной в рассказах Шолохова. Речь идет о
Смерти, убийстве. Повествуя в своих рассказах о гражданской войне, Шолохов практически каждый из них заканчивает смертью, но не биологической, а именно убийством.
Отчаяние, горе, боль – чувства, которые испытывают шолоховские герои. Это состояние связанно с потерей близкого человека, с неизбежностью сложившейся ситуации.
Модель шолоховской «Войны»
Трагедия народа (братоубийство)
Смерть, убийство
Отчаяние
Горе, боль
Заключение.
Итак, в ходе работы мы получили возможность сравнить и проанализировать полученную модель с традиционной.
Шолохов всегда стремился к описанию внутреннего мира своих героев, а это, как мы уже говорили, простые русские люди. Исследование понятийной компоненты концепта «война» на материале словарей показало, что этнокультурная специфика связанна с набором сложившихся в социуме концепций как житейских и теоретических взглядов на природу и сущность счастья. Таким образом, объяснимо частичное совпадение ядра модели в компоненте «Смерть, убийство» у Шолохова с традиционным «Уничтожением», причём оба эти компонента стоят на втором месте. Интересно, что и школьники тоже выделили «смерть» как второй по значимости компонент.
А вот ядра резко различаются: Гражданская война у Шолохова предстаёт как национальная трагедия, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа. Ядро традиционного представления более обще.
Как уже было сказано выше, герои Шолохова – это простые люди, которые проносят через душу все, что происходит вокруг. Ними овладевает отчаяние, они готовы грызть землю от горя и боли. То есть, отчаяние, горе и боль – и есть следующий компонент шолоховской модели. Надо сказать, что в традиционной модели вообще не представлены чувства и переживания людей, чего не скажешь о школьниках, мнение в этом компоненте полностью совпадает с Шолоховым.
Таким образом, мы видим, что концепт «война» у М.А. Шолохова в большей степени совпадает с моделью «войны» школьников. Думаем, что это говорит о том, что писателя по праву называют народным.
Любая война – это трагедия. История показала, что наша страна пережила не одну трагедию. Надо стремить жить в мире и согласии, чтобы не пережить то горе, боль, которое выпало на долю нашим соотечественникам.
Приложение
Рассказы из книги: Шолохов М.А. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы):
1. Родинка
[Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая тряс безвольное, податливое тело… Но накрепко закусил Николка посинелый кончик языка, будто боялся проговориться о чем-то неизмеримо большом и важном.
К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…] с.23
2. Пастух
[ Не дождавшись ответа, выстрелил Григорию в рот, замкнутый молчанием.
Под ноги вздыбившейся лошади повалился Григорий, охнул, пальцами скрюченными выдернул клок порыжелой и влажной травы и затих.
С седла соскочил сын Игната-мельника, в пригоршню загреб ком черной земли и в рот, запенившийся пузырчатой кровью, напихал.] с.32
3. Продкомиссар
[-Кто работал – сочувствует власти рабочих и крестьян, а ты дрекольем встретил… К плетню не пустил…За это и на распыл пойдешь!..
У старика наружу рвалось хриплое дыханье. Сказал голосом осипшим, словно оборвал тонкую нить, до этого вязавшую их обоих:
-Ты мне не сын, я тебе не отец. За такие слова на отца будь трижды проклят, анафема..] с.36
4. Шибалково семя
[…Коли родился он в горькую годину – пущай не знает материнского молока, а тебя, Дарья, должен убить я за то, что ты есть контра нашей Советской власти. Становись к яру спиной!..
-Яша, а дите? Твоя плоть. Убьешь меня, и оно помрет без молока…
-Нет,- говорю я ей, - сотня мне строгий наказ дала] с.41
5. Алешкино сердце
[-Член РКСМ, Попов Алексей.. Понял Алешка?.. На полвершка от сердца попал тебе осколок гранаты… А теперь мы тебя вылечили, пускай твое сердце еще постучит – на пользу рабоче–крестьянской власти.] с.60
6. Бахчевник
[-Ты что же, сволочь, голову опустил? Не рад отцовской радости? А? Ты у меня. Федька, гляди! Думаешь, я не вижу, как ты нюхаешься с мужиками?]
Список использованной литературы
Большой Российский Энциклопедический словарь – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. - 1888 с.: ил.
Большой толковый словарь русского языка
Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. – М.: МГУ, 1996. – С. 90.
Косанович Б., Трагическое и комическое в „Донских рассказах“ Михаила Шолохова, издательство Матица Српска 1978.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка– 2-е изд., дополненное, - М.: АЗЪ 1994 –С.90
Семёнова С., Мир прозы Михаила Шолохова от поэтики к миропониманию, издательство Академия наук, 2005
Словарь синонимов русского языка/ ИЛИ РАН под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – С. 648
Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. – М.: Academia, 2000. – С. 10
Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры: опыт исследования. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – С. 40-41
http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь
http://www.litdic.ru/koncept/
1 Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. – М.: Academia , 2000. – С. 10
2 Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры: опыт исследования. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – С. 40-41
3 Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. – М.: МГУ, 1996. – С. 90.
4 Источник: http://www.litdic.ru/koncept/
5 Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка– 2-е изд., дополненное, - М.: АЗЪ 1994 –С.90
6 Большой Российский Энциклопедический словарь – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. - 1888 с.: ил.
7 http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь
8 Большой толковый словарь русского языка
9Словарь синонимов русского языка/ ИЛИ РАН под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – С. 648