12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна1101
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс
3

Научно исследовательская работа по литературе «Трехчастная композиция рождественских рассказов»

Трехчастная композиция рождественских рассказов

Автор: Калмыкова Ксения Михайловна

10 класс, МАОУ «МСОШ № 16»,
Научный руководитель: Валеева Ф.Р.,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «МСОШ № 16»

Традиция рождественского рассказа, как и всей календарной литературы, в целом, берет свое начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением.

Классический рождественский рассказ имел определенные жанровые особенности: был трехчастен и своей "архитектурой" напоминал детский рождественский вертеп: «Ад» - «Земля» - «Рай».

Живший обычной земной жизнью герой волею обстоятельств оказывался в сложной жизненной ситуации, сравнимой с адом. А потом случалось чудо, носившее или чисто мистический характер, или вполне земной, когда герой, перестраивая свою духовную жизнь, сам вырывался из ада. И пришедшее на смену отчаянию состояние счастья было сравнимо с Раем. Рождественский рассказ имел, как правило, счастливый конец.

Актуальность моей темы продиктована тем, рождественские рассказы представляют собой образцы почти совсем не изученной календарной словесности, но в настоящее время вновь возвращаются к читателю, являясь богатым источником культуроведческой информации.

 

Цель моего исследования: проанализировать рождественские рассказы: Л. Андреева «Ангелочек», Ф. М. Достоевского «Мальчик уХристана елке», А. И. Куприна «Чудесный доктор» и выявить особенность композиции.

Чтобы достигнуть этой цели, необходимо решить следующие задачи:
-изучить и проанализировать литературу по данной теме;
-проследить за развитием темы в творчестве разных писателей; 
- выявить особенности композиции рождественского рассказа.

Предметом моего исследования является композиция рождественских рассказов, а

объектом - рассказы Л. Андреева «Ангелочек», Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» А. И. Куприна «Чудесный доктор».

Во время работы над своей темой я использовала следующие методы исследования:

-описательный;
-сравнительно-исторический;
-аналитический;

Гипотеза:

В дореволюционной России в рождественскую ночь можно было встретить не только колядующих девушек и молодых людей, но и детей. Дети шли отдельной процессией и несли игрушечный вертеп - пещеру, в которой родился Иисус Христос. Вертеп обычно делался из бумаги и прикреплялся к длинной палке. Венчала его рождественская звезда. Вертеп был трехэтажным. И он символизировал Вселенную, мироздание. Верхняя часть - непосредственно пещера - ассоциировалась с небом (Раем) средняя - земля - чаще всего изображала дворец царя Ирода, и нижняя, подземная часть - ад, там обитали черти и прочая нечисть. Все персонажи библейских историй были представлены куклами, с которыми дети разыгрывали целые спектакли, переходя из дома в дом. Эти представления являлись отголосками средневековых рождественских мистерий, давших начало всей календарной литературе в целом и рождественскому рассказу в частности
Классический рождественский рассказ своей "архитектурой", напоминает детский рождественский вертеп и имеет трехчастную композицию: Ад - Земля - Рай.

Например, рассказ Л. Андреева «Сашка» композиционно можно разбить на следующие смысловые части:

1 часть «Ад»

«…он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и лгал тоучителям, то матери. Когда в драке ему расшибали нос, он нарочно расковыривал его еще больше и орал без слез, но так громко, что все испытывали неприятное ощущение, морщились и затыкалиуши. Вся тетрадка заполнена была карикатурами…

«…все окружающее — бревенчатая, покрытая копотью стена, грязный стол, Сашка, — все это сливалось в одну ровную серую массу, без теней, без света…». Все эти ключевые слова указывают на беспросветность, тьму, символически – «АД»

2 часть – «Земля» 

В гостях у Свечникова что-то творилось в его маленьком изъязвлённом сердце. Ёлка ослепляла его своей красотой и наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг неё чистенькие, красивые дети.

Это типичная «рождественская» история о бедном, несчастном ребенке, которого пригласили в богатый дом, обогрели, накормили, вытерли слезы и сделали на один день счастливым. Сашка видит на елке воскового ангелочка, и тот так нравится ему, что Сашка готов показать свою преданность; только бы хозяева подарили ему этого ангелочка!

И тут происходит короткое и внезапное чудо! “Ив этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка”.

3 часть – «Рай»

Он увидел на ёлке игрушку, которая поразила его воображение. "Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к Ангелочку, но чувствовал, что это было как раз то, чего не хватало в его жизни, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца... Полный недоумения, непонятного восторга, Сашка сложил руки на груди и шептал: - Милый, милый ангелочек!..

Голова его горела, и он был в полной готовности к смертельному бою за ангелочка".

То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Эти слова – символы «Рая»

Рассказ «Чудесный доктор» Александра Куприна

1 часть «Ад»

Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры... Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его — собственно подвал — был каменный, а верх — деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее.

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам…

В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок. Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и, в то же время, не забывая подталкивать локтем качающуюся колыбель.

Не правда ли адские условия? Но вскоре в парке (символ земли) встречаются два человека…

2 часть – «Земля» 

Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины.

Ночка-то какая славная, — заговорил вдруг незнакомец. — Морозно... тихо. Что за прелесть — русская зима!

Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. Мерцалов молчал, не оборачиваясь.

А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил…

Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, "другой" жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты.

3 часть – «Рай»

С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, матушка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию. Просто чудо совершил этот святой человек. Да и то не его видели, потому что-то великое, мощное и святое жило и горело в чудесном докторе….

И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, "праздничную" реальность - посредством доброго деяния чудесного доктора. Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом.

Рассказ “Мальчик у Христа на елке” Ф. М. Достоевского принято относить к жанру рождественских рассказов. Сырой подвал, в котором просыпается мальчик, похож на тёмную могилу, на склеп.

1 часть «Ад»

«…мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром… ему очень хотелось кушать …на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная матьего. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика…

Жутко стало ему в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена."Очень уж здесь холодно",- подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошёл из подвала.

2 часть – «Земля» 

«Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Елка, люди, дом – символы «Земли».

3 часть – «Рай»

«Пойдем ко мне на елку, мальчик, - прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это всё его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, - - Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! - кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом…»

Мальчик замерзает в студеную зимнюю пору, но, согретый любовью Спасителя, воскресает уже на Его Небе". Для маленького героя Ф. Достоевского сама смерть становится дверью в страну его заветных желаний, где он обретает все, чего так не хватало ему в действительности, - свет, тепло, роскошную елку, любящий взгляд матери.

Возникает противопоставление Рая (НАВЕРХУ) и Ада (ВНИЗУ). Рай – это возникающий в мечтах, грёзах, снах и иллюзиях мира, света и добра, где все счастливы. Ад – это истинный мир бедных, несчастных людей и богатых кварталов.

В заключение хотелось бы отметить, что в своей исследовательской работе я пришла к выводу, что все три рассказа имеют трехчастную композицию, каждая часть условно была обозначена: «Ад» - героев преследуют неудачи, несчастья, болезни. «Земля» - пограничная зона между «Адом» и «Раем», появляются светлые краски. «Рай» - обретение счастья либо посредством чуда, либо при помощи человека.

По замыслу писателя, в рассказе «Ангелочек» чудо привносит игрушка-ангелочек, герой перерождается. В рассказе «Чудесный доктор» чудо происходит при помощи человека. И в последнем произведении «Мальчик у Христа на елке» чудо приходит в образе Христа. Именно поэтому произведение проникнуто такой любовью и верой в милость Бога. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, доказана.

Я считаю, что материалы данной работы могут быть использованы на уроках литературы, на факультативных занятиях как в помощь учителю или ученикам, так как прочные основания нравственно-философского осмысления христианской направленности были заложены именно в произведения русской классической литературы.

Cписок использованной литературы:

1. Безбородкина Е.С. Обсуждение вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов // http: // www. palomnic. org/bibl_lit/bibl/edu

2. Кирякова Л.В. "Мальчик у Христа на елке" Ф.М. Достоевского и "Рождественская песнь в прозе" Ч. Диккенса. // Литература в школе. - 2003. - № 5. - С.37.

3. Копытцева Н.М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" // Литература в школе - 2003. - № 5. - С.35-36.

4.www.dissercat.com › ... › Литературоведение › Русская литература‎.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (3)

Грибанова Ирина Эдуардовна, 30.03.16 в 20:55 0Ответить Пожаловаться
Дания Рашитовна, работа вашей ученицы мне понравилась. Идея хорошая, но мне интересно вот что. Во-первых, почему десятиклассницей взяты для анализа рассказы уровня 5-6 класса? Не сочтите за бестактность, просто в нашем районе материал сочли бы не соответствующим возрасту. Во-вторых, на школьных научных конференциях в вашем регионе существует ли обязательность соответствия каждой работы определённой структуре? Если да, то не думаете ли вы, что работа не имеет выводов? Извините, мне просто интересно, как проходят конференции ШНО в других регионах. И ещё вопрос: при защите работы вы использовали презентацию, какие-нибудь приложения, схемы, таблицы или диаграммы? Просто у нас в регионе без всего этого работу не допускают к конференции. Интересно было бы посмотреть на вашу презентацию, если она есть.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 30.03.16 в 21:15 0Ответить Пожаловаться
В нашем регионе тоже необходимо соблюдать определённую структуру работы, чтобы работа соответствовала возрастной категории учащегося и обязательно должна быть презентация.
Валеева Дания Рашитовна, 31.03.16 в 13:33 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, коллеги! Мне очень приятны ваши оценки и замечания, да, конечно, есть и презентация, постараюсь отправить. А возрастная категория учащегося не имеет особого значения, эта работа на городской НПК заняла 3 место, наверное, чего-то не учли.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.