Конспект урока по литературе в 11 классе «Жизненный путь Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"»
Класс: 11
Тип урока: урок изучения нового материала, урок-исследование
Цель урока: сформировать у учащихся целостное восприятие об особенностях характера и трагичности судьбы главного в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Задачи урока: показать взаимосвязь жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом, активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщать учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
Методы обучения: поисковый, словесный, наглядный
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор
Наглядно-демонстративный материал: карточки, презентация, портреты героев, листы формата А4, фломастеры, маркеры, стикеры.
Основные понятия и термины: художественный образ, роман-эпопея, диаграмма, проект, творческая группа
Организационная структура урока:
Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа):
- Какая тема делает роман «Тихий Дон» эпопеей?
- Какие события являются кульминационным центром романа?
- Как относится автор романа к Гражданской войне?
- Как влияет война на людей, участвующих в боях?
Сообщение темы и цели урока:
- Революция и Гражданская война вносят крутые перемены в жизнь Григория Мелехова: рушатся привычный уклад семьи, родственные связи. М. Шолохову с большим мастерством удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного времени. Образ главного героя привлекает внимание читателей самобытностью, чуткостью к новому. Но есть в нем и проявление стихийного начала.
Работа над темой урока:
- Ребята, на слайде 1. Выписаны тезисы для характеристики образа Григория Мелехова. Выпишите одну из характеристик, которая, как вам кажется, ближе всего к вашим представлениям о Григории. Обоснуйте свою точку зрения:
«Что же еще человеку надо?»
«Хороший казак, …а вот непутевый»
«Какой-то чудаковатый»
«С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика»
«Несчастный человек»
Создание творческого проекта (на листах формата Ф4 учащиеся отражают ключевые элементы характеристики образа главного героя)
- Ребята, выбравшие один о тот же тезис, сформируйтесь в творческие группы. Вам будут даны карточки с вопросами, с помощью которых вы сможете дать полную и образную характеристику герою. Ответы на вопросы, цитаты из ключевых эпизодов романа портретные зарисовки, картинки станут стержнем вашего проекта.
Вопросы для первой творческой группы:
Чем интересен Григорий Мелехов как личность? Что выделяет его из любой окружающей среды?
Какие личностные качества и внешние обстоятельства предопределили его судьбу?
Вопросы для второй творческой группы:
Какие моменты судьбы Мелехова вызывает наибольшее сожаление?
Можно ли было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой жизненный путь для героя?
Вопросы для третьей творческой группы:
Как ведет себя Григорий Мелехов в сложной обстановке Гражданской войны?
Какие чувства вынес Григорий из опыта войны?
Вопросы для четвертой творческой группы:
Каков путь нравственных исканий главного героя? В каких эпизодах романа наиболее ярко раскрывается характер героя?
Что делает Григория Мелехова лицом трагическим? В чем трагедия главного героя шолоховского романа?
Презентация работ творческих групп
Обобщение: работа в парах по составлению компьютерной диаграммы «Трагедия Григория Мелехова».
- Судьба Григория – символ трагических судеб русского казачества. И поэтому, проследив весь жизненный путь героя, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах романа.
Подведение итогов урока
-Открытый финал романа оставляет нам возможность предполагать дальнейший путь Григория Мелехова. Это имеет большое значение, так как конец произведения утверждает, что это суть гуманистической философии главного героя. Образ ребенка как символа вечной жизни присутствовал уже в «Донских рассказах» М.А. Шолохова, им завершается и рассказ «Судьба человека»
Оценивание учащихся
Домашнее задание: подготовиться к уроку-семинару по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»; написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем: «Нравственные уроки, вынесенные мною из романа «Тихий Дон», «Почему так значимо и весомо для меня произведение М. Шолохова «Тихий Дон» (1-2 учащихся); составить устный монологический ответ на следующее задание: взглянуть на образ Григория Мелехова глазами Аксиньи, Натальи, своими собственными (3 учащихся).