Статья «Контроль и проверка достижений младших школьников по литературному чтению»

7
0
Материал опубликован 10 August 2023

Контроль и проверка достижений младших школьников по литературному чтению

Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 7» г. Саянска,

Смолина Марина Николаевна

Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. В 1–4-х классах чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное – развития личности младшего школьника.

Виды контроля результатов обучения на уроках литературного чтения: текущий, тематический, итоговый.

Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны прежде всего показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определенных обязательным минимумом содержания образования в начальной школе.


Проверке и оцениванию подлежат обобщенные показатели обученности (учебные компетенции).

1. Навык чтения.

2. Начитанность.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.

Навыки и умения собственно читательской деятельности. В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом, результатом которой становится обогащение читательского опыта каждого ученика (его рост как читателя. Таким образом, продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой: «знаю, понимаю, могу».

Виды проверочных и контрольных заданий

Тесты (вид проверочных и контрольных работ) - форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60% заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20% заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20% заданий – учащимся третьего уровня подготовки.

Литературные диктанты - это форма проверки литературной эрудиции. Последняя предполагает знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях. Диктанты позволяют также проверить и повысить грамотность учащихся. Условно диктанты можно разделить на три вида: лексические, информационные и литературоведческие.

Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебниках; литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия, а информационные – имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.

Вводятся литературные диктанты со 2-го класса, время их проведения определяет учитель. Количество слов во 2-м классе – 5–10, в 3-м классе – 10–12, в 4-м классе – 12–15. Проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно с использованием учебника и учебной хрестоматии.

Диагностические задания - позволяют выявить не только уровень усвоения учебного материала, но и сформированность учебной и читательской деятельности (умение учащихся самостоятельно находить способ решения учебной задачи, составлять алгоритмы учебных действий, осуществлять самоконтроль и самооценку и т.д.).

Для 1-го класса составлен тест из 5 заданий, для 2-го класса – из 10 заданий, для 3-го и 4-го классов дается по 2 теста на каждый год (первое полугодие – 10 заданий, второе полугодие – 15 заданий). Оценивание производится в баллах.

Проверка навыков чтения и понимания прочитанного

Результаты проверки темпа, способа, правильности чтения вслух и понимания текста можно отразить в таблице:

Фамилия учащегося

Способ чтения

Темп (количество слов)

Правильность (количество ошибок)

Понимание прочитанного (ответы на вопросы)

Отметка

Слог

Слог + слово

Слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет результатов навыка чтения молча можно вести в таблице:

Фамилия ученика

Темп (количество слов)

Понимание прочитанного (ответы
на вопросы)

Отметка

В 1-м классе используются словесные оценки: «Читаешь хорошо»; «Читаешь хорошо, но есть ошибки»; «Читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать». Со второго класса вводится отметка.

Оценка выразительности чтения

Выразительность чтения во всех классах проверяется по подготовленному тексту. Контроль может быть текущим (при проверке домашнего задания), периодическим (проверка при изучении отдельных произведений овладения интонационным рисунком, темпом, логическим ударением, паузами).

Итоговый контроль следует проводить один-два раза в год как конкурс выразительного чтения подготовленного произведения по тексту или наизусть. Форма конкурса способствует формированию самооценки у каждого учащегося, отработке навыка выразительности чтения (в сравнении с чтением одноклассников). Текст подбирается эмоционально ярко окрашенный, но небольшой по объему (полстраницы). Это может быть абзац или отрывок из произведения. Оценивание проходит по критериям. Так как данные критерии была выработаны самими детьми, они не «привязаны» к «пятибалльной» шкале и достаточно ясна детям. Дети разрабатывают критерии и другим видам работы на уроках литературного чтения – выразительному чтению наизусть, творческим работам.

Оценка умений работать с книгой

Обучение младших школьников работе с детской книгой является важным элементом программы по литературному чтению и требованием государственного стандарта.

В Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указывается: «...использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях)

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

Работы носят комплексный характер и соответствуют требованиям программы на каждом этапе обучения.

Содержание работ: вопросы открытого характера, выявляющие знания о произведении, героях, событиях, жанре и теме; фрагменты (отрывки, абзацы, эпизоды) изученного произведения, анализ которых позволяет назвать произведение (фамилию автора и заголовок), указать героев и объяснить их поступки, найти художественные средства и объяснить их роль.

Умение работать с текстом, составлять план, объяснить значение слова проверяется во ВПР.

Большая работа проводится с родителями на родительских собраниях по развитию читательского интереса у детей. Беседы с детьми о значимости чтения и необходимости читать книги заканчиваются рекомендациями для детей.

Помогают в работе по контролю домашнего чтения читательские дневники, в которых дети отражают не только объем, но и своё отношение к прочитанному.

Нужно формировать у детей умение самооценивания, самостоятельное наблюдение продвижения техники чтения по результатам проверки в конце модуля. Самодиагностика сводится к определению уровня по шкале (от 1 до 16) по количеству слов прочитанных за минуту. В итоге дети видят свою успешность или не успешность, делают для себя соответствующие выводы.

t1691645970aa.pngt1691645970aa.pngt1691645970aa.pngt1691645970aa.png

2 модуль 3 модуль 4 модуль 5 модуль

11-20 31-40 51-60 71-80 91-100 111-120 131-140 161-180

5-10

20-30

41-50

61-70

81-90

101-110

121-130

141-150

181-200


















           1      2       3       4       5   6       7    8      9  10     11  12     13   14   15     16



В результате систематичной и регулярной работы по контролю и диагностики, привитию любви к чтению наблюдается:

Положительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции младших школьников: наблюдается повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения.

Изменение отношения родителей к организации семейного чтения в положительную сторону по результатам входящего и итогового анкетирования.

Повышение мотивации читательской активности родителей и обучающихся через совместную деятельность.

Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы формирования читательской компетенции: участие во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, организации совместной досуговой деятельности.

Развитие литературно-творческих способностей детей: участие в конкурсах чтецов, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям.


Вашему вниманию представляю тест «Выявление предрасположенности к нарушению чтения и письма».

Проведение. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге какого пальца было прикосновение.

Предполагаемый результат:

Если ребенок дал неправильных ответов более 30 %, то это говорит о риске возникновения дислексии, дисграфии. Более 30 % ошибок свидетельствовало о наличии нарушения межполушарного взаимодействия, столь необходимого для успешного обучения чтению и письму.














































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации