Контрольная по плаванию «Упражнения для обучения согласованию движений ногами и туловища, руками, дыхания, плавание в полной координации баттерфляем»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф. Катанова»
Факультет физической культуры и спорта
Специальность 050720.65 Физическая культура
Кафедра ТиМФКиС
Контрольная по дисциплине плавание
тема «Упражнения для обучения согласованию движений ногами
и туловища, руками, дыхания, плавание в полной координации
баттерфляем (дельфином) (на суше и в воде)»
Выполнила: Лыскина Е.Ф.
студентка заочной формы обучения
Гр. ФФК – 43
Проверил: преподаватель Михеева О.С.
Содержание
Введение
Плавание. Понятие и краткое описание
Способ плавания дельфин (баттерфляй)
Техника плавания стилем баттерфляй
Упражнения выполняемые на суше
Упражнения в воде
Разрядные нормативы
Список использованной литературы
Введение
Говоря про «плавание» мы сегодня подразумеваем не только вид спорта. Сегодня плавание – это и гимнастика, и аэробика, и походы в бассейн всей семьей, и плавание в ближайшем водоёме и многое-многое другое, из чего состоит жизнь современного человека. Занятия плаванием очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными, сохранять интерес к жизни до конца своих дней.
Принимая водные процедуры, человек попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, обретает бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил. Медицинской наукой установлено, что систематические занятия плаванием являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, поддержания нормального уровня деятельности и работоспособности организма.
При занятии плаванием от работающих мышц, суставов и связок в центральную нервную систему, в частности, в кору головного мозга, поступает большое количество сигналов, которые, в свою очередь, из центральной нервной системы направляются ко всем внутренним органам – к сердцу, легким, мышцам и т.д. Происходит учащение сердечной деятельности и дыхания, увеличивается скорость тока крови по сосудам, повышается артериальное давление, усиливается обмен веществ. Степень изменения деятельности внутренних органов зависит от характера работы; чем сложнее и интенсивнее мышечное движение, тем больше выражены изменения внутренних органов.
Регулярные занятия плаванием, особенно в сочетании с дыхательной гимнастикой, повышают подвижность грудной клетки и диафрагмы. У занимающихся дыхание становится более редким и глубоким, а дыхательная мускулатура – более крепкой и выносливой. При глубоком и ритмичном дыхании происходит расширение кровеносных сосудов сердца, в результате чего улучшается питание и снабжение кислородом сердечной мышцы.
Под влиянием регулярных занятий плаванием мышцы человека увеличиваются в объеме, становятся более сильными, повышается их упругость; в мышцах в несколько раз увеличивается число функционирующих капилляров, которые в состоянии покоя находятся в спавшемся положении и через них кровь не проходит. При мышечных сокращениях капилляры открываются, в них начинается усиленное движение крови. В результате этого уменьшается венозный застой, увеличивается общее количество циркулирующей крови и улучшается доставки кислорода к органам и тканям.
Плавание. Понятие и краткое описание
Плавание – вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 м после старта или поворота; скоростные виды подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту.
По классификации МОК (согласно принципу «одна федерация – один вид спорта») плавание как вид спорта включает в себя:
собственно плавание
водное поло
прыжки в воду
синхронное плавание
В русскоязычной спортивной литературе в качестве синонима плавания в этом значении употребляется словосочетание «водные виды спорта». Координацией развития водных видов спорта в мире занимается Международная федерация плавания (ФИНА, фр. FINA, Fédération Internationale de Natation, которая создана в 1908 году), проводящая чемпионаты мира с 1973
В Европе – Лига европейского плавания (ЛЕН, фр. LEN, Ligue Européenne de Natation, созданная в 1926 году, проводящая чемпионаты Европы с 1926 года.
Согласно Всероссийскому реестру видов спорта все водные виды считаются различными видами спорта.
Также плавание является составной частью современного пятиборья (заплыв на 200 м), триатлона (различные дистанции в открытой воде) и некоторых прикладных многоборий.
1. Способ плавания дельфин (баттерфляй)
Способ плавания дельфин (баттерфляй) успешнее осваивается теми пловцами, которые уже овладели кролем на груди. Поэтому изучать дельфин целесообразно после того, как освоен кроль.
Дельфин — разновидность способа плавания баттерфляй. Применяется в соревнованиях с 1953 года, после того как в 1952 г. Международной федерацией плавания было принято решение о выделении самостоятельного способа плавания баттерфляй. В короткий срок баттерфляй был вытеснен более быстрой своей разновидностью — дельфином.
Прикладное значение способа плавания дельфин невелико. Это довольно утомительный и шумный способ. Однако дельфин представляет собой отличное разностороннее развивающее упражнение. При плавании дельфином интенсивно работают все основные мышечные группы человека, в особенности плечевого пояса, повышается деятельность внутренних органов и хорошо развивается подвижность плечевых суставов.
Название дельфин дали этому способу за отдаленное внешнее сходство движений пловца и играющего на морском просторе дельфина. В первое время пловцы и внешне пытались подражать дельфинам, глубоко заныривая головой под воду, что, как показали дальнейшие исследования, отрицательно влияет на скорость плавания.
В настоящее время во всех соревнованиях, где в программу включено плавание баттерфляем, применяется дельфин, хотя официально эти соревнования идут под наименованием баттерфляй.
- Техника плавания стилем баттерфляй
Для удобства описания техники плавания способом дельфин примем за исходное положение такое, когда тело пловца расположено в воде горизонтально, руки вытянуты вперед на ширине плеч, лицо погружено в воду, ноги вытянуты, пятки у поверхности воды (рисунок 29, а). Как и в кроле, в способе плавания дельфин основную движущую силу создают руки. В отличие от кроля при плавании дельфином руки гребут вниз и назад не поочередно, а одновременно. В начале гребка руки почти прямые; они постепенно сгибаются в лучезапястном суставе для того, чтобы лучше захватить ладонями воду. Скорость движения рук возрастает, и по мере увеличения этой скорости руки сгибаются в локтевом суставе, кисти несколько сближаются (картинка 29, б, в). Наибольшей скорости руки достигают в средней части гребка. Пройдя среднюю часть гребка, руки быстрым движением вверх и в стороны выходят на поверхность воды и через стороны свободно маховым движением проносятся вперед (рисунок 29, д, е). Над водой руки прямые, но не напряженные проходят возможно ближе к поверхности, но так, чтобы не задевать за гребни волн, и ложатся в воду перед лицом на ширине плеч. Такие образом, руки снова приходят в исходное положение и начинают новый цикл движений.
Ноги одновременно быстро и эластично нажимают на воду сверху вниз. Это движение получило несколько условное название «удар», точнее было бы назвать его «быстрый нажим». Так как термин «удар» получил признание, то мы будем применять его в дальнейшем, памятуя, что это — упругое, быстрое, волнообразное, движение ногами сверху вниз, напоминающее движение рыбьего хвоста, но не удар в буквальном смысле слова.
В начале этого движения пловец немного прогибается в пояснице, ноги сгибаются в коленях, как бы для замаха. Затем быстрым движением бедра, голени и стопы захлестывающим, волнообразным движением нажимают на воду сверху вниз с нарастающей скоростью (таз поднимается вверх, рис. 29, б). Это создает хорошую опору о воду, используя которую пловец продвигается вперед. Часть этого усилия затрачивается на то, чтобы придать туловищу горизонтальное, более обтекаемое, положение.
При движении ног сверху вниз ступни повернуты носками внутрь, что увеличивает поверхность опоры о воду, а следовательно, и эффективность удара. Колени незначительно разведены. Закончив это движение, ноги (из положения "д" на рис. 29) поднимаются к поверхности (в положение "ж" на рис. 29), таз несколько опускается, ноги снова занимают исходное положение, из которого начинают новый нажим на воду сверху вниз.
При плавании дельфином не следует глубоко погружать в воду голову и плечи и делать всем телом так называемую волну. Это увеличивает путь пловца, создает дополнительное сопротивление, снижает темп плавания и, в конечном счете, уменьшает скорость продвижения пловца вперед. Как показывают специальные исследования (Н. А. Соболева), верхняя часть туловища пловца производит незначительные колебания, компенсаторно уравновешивающие волнообразные движения ног. Волна выполняется преимущественно нижней частью туловища и ногами.
Дышат пловцы, в этом стиле плавания по-разному. Наиболее распространен следующий вариант: вдох делается в конце гребка и в начале проноса рук по воздуху (см. рис. 29, д). Вдох совершают, как и в других способах плавания, через рот, выдох — через рот или же через нос и рот.
Для вдоха голову не следует поднимать высоко над водой, так как при этом неизбежно опускаются ноги и таз и возрастает сопротивление воды. Голову поднимают лишь настолько, чтобы рот вышел на поверхность воды и можно было сделать вдох. Для контроля надо следить, чтобы подбородок не отрывался от поверхности воды. Выдох делают в воду.
В плавании дельфином существует три разновидности сочетания движений рук и ног и дыхания: одноударный, двухударный и трехударный дельфин.
Наиболее распространен двухударный дельфин, в котором на один гребок руками приходится два движения ногами, один вдох и один выдох. В этом варианте из положения, изображенного на рисунке 29, а, ноги сгибаются в коленях, подготавливаясь к первому удару, а руки начинают гребок. Когда руки выполняют среднюю часть гребка, ноги производят первый удар — быстрый упругий нажим на воду сверху вниз. Он заканчивается, когда руки переходят в последнюю, заключительную, часть гребка. В конце гребка голова приподнимается так, чтобы рот вышел из воды (см. рис. 29, "д"), и производится вдох. Пловец смотрит вперед. Руки, закончив гребок, проносятся над водой вперед, ноги поднимаются к поверхности, вдох заканчивается. В следующей фазе движения (см. рис. 29, е) лицо опускается в воду, руки ложатся на поверхность, ноги начинают сгибаться, подготавливаясь ко второму удару. Начинается выдох. Далее (см. рис. 29, ж) руки погружаются в воду на 10—15 см, ноги одновременно с этим еще больше сгибаются, равномерный выдох продолжается. Затем ноги производят быстрый удар, нажимая на воду сверху вниз. Руки и голова остаются в прежнем положении (наплыв), обеспечивая обтекаемое положение и наилучшее продвижение пловца вперед. Выдох продолжается. Закончив второй удар, ноги поднимаются к поверхности, пловец переходит в исходное положение и начинает гребок руками следующего, второго, цикла движения.
Некоторые пловцы, обладающие хорошей емкостью легких, применяю вдох не на каждый гребок, а один вдох на 2—3 гребка. Это несколько увеличивает скорость плавания, так как пловец не поднимает голову для вдоха, лицо его все время опущено в воду и тело благодаря этому дольше находится в положении, более близком к горизонтальному. Однако задержка дыхания создает кислородную задолженность, в результате чего работоспособность организма понижается.
Определить целесообразность задержки дыхания на 2—3 цикла движений в дельфине можно с помощью секундомера. Если пловец, освоив технику плавания с задержкой дыхания на 2—3 цикла, улучшает свой результат, следовательно, применение такой техники целесообразно. Нередко бывает так, что на короткую дистанцию (например, на 100 метров) выгодно плыть, задерживая дыхание, а на более длинную (например, на 200 м) — нет; задерживать дыхание на два цикла целесообразно, а на 3 цикла — нет. Задерживать дыхание на всей дистанции невыгодно, это слишком утомительно, а делать это на части дистанции (например, в первой половине) целесообразно. Все это надо проверить с помощью секундомера, не полагаясь на внешнее впечатление и самочувствие, так как это крайне ненадежно.
Отдельные пловцы, для того чтобы меньше поднимать голову над водой, поворачивают для вдоха голову в сторону, как в кроле, не отрывая щеку от воды. Однако это могут делать не все. При повороте головы, особенно у пловцов с короткой шеей, поворачивается и верхняя часть туловища, что нарушает координацию и несколько уменьшает силу гребка. У пловцов же, обладающих хорошей гибкостью, дыхание с поворотом головы дает выигрыш в скорости.
У большинства пловцов второй удар ногами, выполняемый вслед за погружением рук в воду после проноса, более мощный, чем первый; при подготовке к нему ноги сгибаются больше (см. рис. 29, ж), чем при подготовке к первому, более короткому удару (см. рис. 29, б). Но здесь возможны и индивидуальные отклонения. У некоторых пловцов нет заметного различия в силе первого и второго ударов, у других первый удар более мощный. Способ плавания дельфин появился сравнительно не так давно, и техника его еще не вполне установилась.
Упражнения выполняемые на суше
Упр. 1. Для ознакомления с характером движений ног занимающиеся становятся на гимнастическую скамейку, поставленную у гимнастической стенки, боком к стенке. Держась рукой за жердь гимнастической стенки и стоя на одной ноге, ближайшей к стенке, другой ногой имитировать движения способа плавания дельфин. Для этого надо внешней ногой сделать замах назад, свободно согнув ее в колене, и в это время несколькопрогнуться в пояснице.
Из этого положения сделать быстрый удар вперед подъемом, разгибая ногу в колене. Повторить несколько раз каждой ногой. Следить, чтобы движение удара начиналось в пояснице, чтобы бедро тянуло вперед голень и стопу и к концу удара нога выпрямилась захлестывающим движением с вытянутым носком. Не надо сгибать слишком сильно ногу в колене при замахе.
Упр. 2. Стоя нагнувшись, туловище в горизонтальном положении, выполнить несколько имитаций полных гребков руками.
Упр. 3. Стоя нагнувшись, выполнить несколько имитаций гребков руками в сочетании с дыханием. Дать занимающимся необходимые объяснения и исправить ошибки.
Упражнения в воде
Упр. 1. В положении лежа на груди, держась вытянутыми руками за сливной желоб, опустив лицо в воду (с задержкой дыхания), выполнить несколько движений ногами, как в способе дельфин. Не следует злоупотреблять упражнениями у борта. Как только занимающиеся поняли работу ног, надо переходить к плаванию с помощью ног с доской в руках (картинка ниже).
Упр. 2. Плавать с помощью ног с задержкой дыхания, опустив лицо в воду, оттолкнувшись от борта, с вытянутыми вперед руками. То же с прижатыми к туловищу руками.
Упр. 3. Плавать на груди и на боку с помощью ног способом дельфин под водой с задержкой дыхания. Руки вытянуты вперед над головой. То же с прижатыми к туловищу руками. То же (при плавании на боку) с одной рукой, вытянутой вперед, другая прижата к туловищу.
Упр. 4. Плавать с помощью ног с доской в руках с задержкой дыхания, опустив лицо в воду. Для вдоха голову поднимать настолько, чтобы рот вышел на поверхность воды. На доску руками не нажимать. Лежать в воде за счет своей естественной плавучести. При вдохе подбородок от воды не отрывать. Выдох (в воду) следует делать в течение 3—4 ударов ногами, вдох — после 2—3 ударов. Удар сверху вниз выполнять с ускорением. Вначале плавать поперек бассейна, а затем и вдоль, постепенно увеличивая расстояние до 150—200 м.
Упр. 5. Плавать с помощью ног с доской в руках. Дыхание произвольное. На доску руками не давить; голову высоко не поднимать; подбородок от воды не отрывать. Расстояние постепенно увеличивать до 200 м.
Упр. 6. Стоя нагнувшись, так, чтобы туловище было в горизонтальном положении и вода покрывала плечевые суставы, погрузив лицо в воду, выполнить с задержкой дыхания несколько гребков руками. Повторить несколько раз, пока движение не будет освоено. Движения руками изучать параллельно с изучением движений ног.
Упр. 7. Повторить упр. 6 в сочетании движений рук и дыхания (картинка ниже).
Упр. 8. Плавать поперек бассейна с задержкой дыхания, работая ногами кролем, а руками — дельфином.
Упр. 9. То же поперек и вдоль бассейна в сочетании с дыханием.
Упр. 10. Оттолкнувшись от стенки бассейна, скользить в воде в положении руки вытянуты вперед на ширине плеч, лицо в воде. Сделать удар ногами, затем одновременно с гребком руками сделать удар и скользить. Повторить несколько раз.
Упр. 11. Оттолкнувшись от стенки бассейна в мелкой его части, плавать поперек бассейна способом дельфин с задержкой дыхания в координации движений рук и ног (лицо в воде). Вначале 2—3 цикла; затем увеличивать до 5—6 циклов. Добиваться, чтобы первый удар ногами сверху вниз совпадал со средней частью гребка руками, а второй удар — с моментом, когда руки ложатся на воду и вытягиваются вперед.
Упр. 12. Плавать способом дельфин поперек и вдоль бассейна в координации всех движений и дыхания. Особое внимание обратить вначале на правильную работу ног, а затем на координацию движений и дыхания.
Разрядные нормативы
Рекорды
Мировые рекорды в плавании ратифицируются Международной федерацией плавания (ФИНА). Рекорды могут быть поставлены в длинной воде (50 метров) или короткой воде (25 метров) плавательных бассейнов. ФИНА признаёт мировые рекорды следуя событиям как для мужчин, так и для женщин.
Вольный стиль: 50 м, 100 м, 200 м, 400 м, 800 м, 1500 м
На спине: 50 м, 100 м, 200 м
Брасс: 50 м, 100 м, 200 м
Баттерфляй: 50 м, 100 м, 200 м
Комплексное плавание: 100 м (только на короткой воде), 200 м, 400 м
Эстафеты: 4×100 м вольным стилем, 4×200 м вольным стилем, 4×100 м комбинированная
Процесс ратификации описывается в ФИНА правилом SW12, и вовлекает в подчинение бумажной работе сертифицированной точностью системы времени и длины бассейна, утверждённые ФИНА правила рассматривают плавательные костюмы и берут допинг пробу(ы) у пловца(ов). Рекорды могут быть поставлены на промежуточных дистанциях в индивидуальном виде и в первой попытке эстафеты.
Список использованной литературы
1. Учеб. пособие / Физическая культура студента Н.С. Дядичкина. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004
2. Хрестоматия по физической культуре: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Н.И. Пономарева, В.И. Григорьева. – СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2001.
3. Викулов А.Д. Плавание М. Владос пресс 2004
4. Основы теории физической культуры / И.В. Еркомайшвили. Екатеринбург УГТУ, 2004
5. Теория и методика физического воспитания. Учебник Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков / 1967
6. Плавание. Учебник для высших учебных заведений. М. ФиС 1988