Конспект учебно-тренировочного занятия по плаванию «Обучение согласованию работы ног, рук и дыхания в способе плавания баттерфляй»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская юношеская спортивная школа города Пикалево»
КОНСПЕКТ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ПЛАВАНИЮ.
Тема: «Обучение согласованию работы ног, рук и дыхания в способе плавания баттерфляй».
Составила:
Юналайнен Ю.А.-
тренер-преподаватель I КК.
2018 год.
г.Пикалево
КОНСПЕКТ
Учебно-тренировочного занятия по плаванию в группе начального обучения-1 год.
Тема: «Обучение согласованию работы ног, рук и дыхания в способе плавания баттерфляй».
Цель: Формирование целостного навыка плавания способом баттерфляй.
Задачи:
1. Разучить подводящие и имитационные упражнения для освоения навыка согласования работы рук, ног и дыхания в способе плавания баттерфляй.
2. Добиваться упругих, непрерывных движений тазом вверх-вниз, волнообразных движений расслабленными голенями и стопами, так чтобы удар ногами приходился на завершение выведения рук вперед.
3. От плавания на задержке дыхания перейти к произвольному дыханию, а затем к вдоху в конце гребка.
3. Воспитывать концентрацию и усидчивость при выполнении упражнений.
4. Научить детей нижнему дыханию, развивать физические способности, закаливание организма.
Тип занятия: комплексный.
Метод проведения: фронтальный: одновременный и поточный.
Форма проведения: практическое занятие.
Инвентарь: ноутбук, ласты, плавательные доски, резиновые круги, разделительная дорожка-7 метров, свисток, секундомер.
Дата, место и время проведения занятия:14 мая 2018 года, плавательный бассейн «им.Х.А. Бадальянц» г. Пикалево, 14.25-15.55
Продолжительность занятия: 90 мин.
Количество занимающихся: 19 человек.
Возраст занимающихся: 9-12 лет
Результативно оценочный аспект:
«отлично» – Выполнение упражнений близкое к эталонным образцам с учетом индивидуальных вариантов выполнения упражнения и учетом результативности (длины гребка, длины проплываемой дистанции)
«хорошо» - Упражнения выполняются не в полную силу, замедленно, несколько скованно, без должной легкости.
«удовлетворительно» - При выборе обучающимися более удобных, привычных и легких для себя вариантов выполнения упражнений, что приведет к появлению грубых ошибок в технике.
Частные задачи |
Содержание |
Доз-ка |
Организационо-методические указания |
Подготовительная часть (зал) - 45 мин. |
|||
1. Организовать уч-ся к занятию. |
1. Построение. Приветствие. 2. Сообщение цели и задач урока.
|
2 мин. |
Построение в шеренгу по одному в левом верхнем углу зала. Команды подает тренер: «Равняйсь!», «Смирно!» «По порядку рассчи-тайсь!» «Здравствуйте ребята!». Проверить наличие спортивной формы, её состояние. Отметить отсутствующих. |
Подготовить связочный аппарат стопы к работе. |
3. Ходьба: - обычным шагом; - на носках, руки на голове; - на пятках, руки за спиной взяться за локти |
2 круга 2 х ½ круга ½ круга ½ круга |
«Группа нале-во! в обход шагом - марш!». Дистанция 2 шага, следить за осанкой. Чередовать виды ходьбы. аккуратно опускаться на пятку. |
Разогреть организм к предстоящей работе. |
4. Бег: - обычный; |
4 круга |
«Группа бегом - марш!» Бег в среднем темпе. Держать дистанцию 2 шага. |
5. Ходьба с упр. на восстановление дыхания |
½ круга |
Дистанция 2 шага, глубокий вдох, руки через стороны вверх, с выдохом опустить руки. |
|
Подготовить все функциональные системы организма к основной части занятия. |
6. ОРУ в движении: |
Темп выполнения упр.– средний, дистанция 2 шага, следить за правильным выполнением упр. и осанкой. |
|
Формирование правильной осанки |
1-2 шаг, подьём на носки, руки через стороны вверх, 3-4 шаг, опуститься, руки вниз |
½ круга |
Спину держать прямо, при подъёме на носки потянуться вверх, смотреть перед собой |
Подготовить тазобедренный сустав. |
ходьба с высоким подниманием колена |
½ круга |
Спину держать прямо, при подъёме колена не наклонять вперед, колено обхватить руками. Темп – медленный. |
Подготовить к работе суставы и мышцы ног. |
ходьба выпадами |
½ круга |
Широкий шаг, спина ровно, руки в упор о колено. |
Подготовить заднюю поверхность ног, а также мышцы корпуса. |
ходьба с выполнением наклона вперёд |
½ круга |
Наклоны выполнять на каждый шаг, ноги стараться не сгибать в коленях, руками тянуться к полу перед стопой. |
Подготовить мышцы корпуса |
ходьба широким шагом с поворотом в сторону |
½ круга |
Поворот выполнять четко в сторону, на каждый шаг, руки перед грудью, кисть в кулак. |
Подготовить суставы и мышцы верхнего плечевого пояса. |
ходьба с выполнением круговых движении плечами |
½ круга |
Руки к плечам, на 1-4 счета –круговые движения вперед, на 5-8 счет тоже назад. |
Подготовить суставы и мышцы верхнего плечевого пояса. |
ходьба с выполнением круговых движении руками |
½ круга |
При выполнении руки четко вдоль туловища, постепенно увеличивая амплитуду, выполнить 10 движений вперед и 10 движений назад. |
Развитие координационных способностей. |
Ходьба с постепенным перехом на бег, выполняя «мельницу вперед» руками |
1 круг |
Выполнить упражнение с постепенным увеличением скорости, следить за правильным движением рук (как будто рисуем круг по стене). держать дистанцию 2 шага, темп задает направляющий. |
Развитие скоростных способностей |
7. Челночный бег. |
2х(3х6м) |
Задание выполнять поточным методом по подгруппам, во время отдыха выполнить упр. на расслабление. Подгруппы составлять по силам учащихся. |
Подготовка учащихся к выполнения имитационных упражнений. |
8.Построение учащихся в одну шеренгу. Размыкание влево на интервал 2 шага. |
30 сек. |
«В одну шеренгу – становись!». Построение выполняется как в начале занятия. «Разомкнись влево на интервал 2 шага». |
9. Перестроение из одной шеренги уступом. |
1 мин. |
«Группа равняйсь!», «Смирно!», «На 9,6,3, на месте - рассчитайсь!», «По расчету прыжками на двух – марш!», Прыжки выполнять на месте пока не закончится перестроение. |
|
Разучить упр. для самостоятельного выполнения дома. |
10. Подводящие и имитационные упражнения для разучивания общего согласования движений при плавании способом баттерфляй. |
Упражнения выполняются фронтальным методом, под счет преподавателя; обращать внимание на качество выполнения упражнений, при необходимости корректировать занимающихся. |
|
Создать визуальное представление о технике способа. |
- просмотр видео ролика о плавании в полной координации способом баттерфляй. |
5 мин |
Обратить внимание занимающихся на координацию движений. |
Вспомнить материал предыдущих занятий, подготовить плечевой пояс к имитационным упр. |
И.п. — стоя в положении наклона вперед прогнувшись, руки вытянуты вперед, на ширине плеч, ладонями вниз, голова слегка приподнята, - выполнять круговые вращения руками. |
8 раз |
Во время выполнения упр. взгляд направлен на кисти рук. |
То же, но лицо опущено вниз. |
8 раз |
||
Обратить внимание на основные опорные точки и согласование работы рук и дыхания |
И. п. — стоя в положении полунаклона, руки впереди. - выполнять движения руками по разделениям, с фиксацией основных опорных точек движения в сочетании с дыханием. |
8 раз |
Во время имитации гребка руки движутся дугообразно, вначале немного в стороны, к середине гребка - вовнутрь. Акцентировать внимание на высокое положение локтя. В конце гребка голова приподнимается, лицо вперед — выполняется быстрый энергичный вдох — голова опускается, лицо вниз — постепенный выдох. |
Повторить согласование работы рук и ног |
И. п. — стоя в наклоне вперед прогнувшись, руки вытянуты вперед, ладонями вниз, выше линии плеч. Упражнение выполняется на четыре счета: на счет «и» руки начинают «гребок» в стороны-вниз, плечи идут вверх; насчет «раз» — вторая половина гребка руками, плечи идут вниз (соответствует в воде удару стопами вниз); на счет «и» — руки двигаются в и. п., плечи идут вверх; на счет «два» — руки вперед, плечи идут вниз (соответствует входу рук в воду и другому удару стопами вниз). |
5 раз |
Имитация движений рук дельфином с небольшим раскачиванием туловища в ритме двухударной координации. |
И. п. — стоя, руки вверху. - выполнить имитацию движений в двухударном дельфине без дыхания. |
5 раз |
||
И. п. — стоя на одной ноге, руки вверху. - имитация движений руками и ногами в двухударном дельфине с задержкой дыхания. |
2 раза по 5 гребков |
«Удары» ногой выполнять ослабленные; главное, чтобы «поймать» координацию. |
|
Тоже, что и упр. г, д, е, но в согласовании с дыханием. |
По 5 раз |
Вдох выполнять в момент окончания «гребка», когда руки |
|
Развитие силовых способностей занимающихся |
11. и.п. упор лежа -сгибание, разгибание рук. |
Мал.10-12 раз Дев.-8-10 раз |
При выполнении упр. мышцы живота втянуть, напрячь ягодицы и мышцы ног, сгибать руки до положения плеча на уровне локтя. Для менее подготовленных можно выполнить упр. из и.п.- упор лежа на коленях. |
Гигиенические процедуры |
12. Мытье в душе, подготовка инвентаря к работе. |
10 мин. |
Мыться с мылом и мочалкой. Выходя из душа занимающиеся берут доски и ласты. |
Основная часть (вода) - 42 мин. |
|||
Организация занимающихся. |
13. Распределение занимающихся по дорожкам. |
1 мин. |
Занимающиеся встают на 3 дорожки, сильнейшие впереди, складывают доски на бортике дорожки и одевают ласты. |
Подготовить организм к работе в воде. |
Разминка в воде. Плавание с помощь движений ногами батт (25 на правом боку +25 на левом боку + 25 на спине + 25 на груди) |
100 м |
При плавании на боку. Одна рука вверху, другая прижата вдоль туловища; в положении на спине руки внизу, а на груди руки вверху. |
Плавание н\сп в полной координации |
100 м |
Следить за техникой, правильно выполнять поворот. |
|
Опробовать согласование движений в воде . |
Упражнение на освоение нового материала. Имитация согласованных движений руками, ногами и дыхания |
3х 4 гребка |
Заканчивая предыдущее задание, занимающиеся останавливаются вдоль разделительной дорожки с интервалом в 1,5 метра. Ложатся на воду поперек, касаясь руками разделительной дорожки. Во время отдыха обратить внимание на ошибки. |
Почувствать опору о воду |
Плавание с помощью движений руками, ноги вместе и расслаблены. |
2х15 м |
В связи с волнообразными колебаниями плечевого пояса и таза, ноги непроизвольно выполняют легкие движения вниз-вверх. Основываясь на этих ощущениях, можно увеличивать амплитуду и продолжать освоение двухударной координации. Задание выполнять поточным методом, обратно возвращаться работая ногами кроль на груди, руки вверху с дыханием вперед |
Согласование движений рук и ног. |
Плавание с помощью движений ногами дельфином и одной рукой, другая вытянута вперед: вход рук в воду — первый удар стопами вниз; окончание гребка рукой — второй удар стопами вниз. Вдох в сторону работающей руки. |
2х25 м |
Вдох выполнять в момент окончания гребка. Выполнить сперва гребок правой рукой, обратно левой. |
Согласование движений рук и ног. |
То же, но другая рука прижата у бедра. Вдох в сторону прижатой руки. |
2х25 м |
Вдох выполнять в момент окончания гребка. Выполнить сперва гребок правой рукой, обратно левой. |
Согласование движений рук и ног с дыханием |
Плавание с помощью движений руками и ногами без дыхания; с паузой, когда руки входят в воду. |
25 м |
Во время паузы не опускать руки, следить за высоким положением локтей во время гребка. |
Согласование движений рук и ног с дыханием |
То же, но с дыханием. Вдох выполнять в момент входа рук в воду. |
25 м |
Взгляд во время вдоха направлен на воду. |
Согласование движений рук и ног с дыханием |
Плавание с помощью движений руками и ногами, с задержкой рук у бедер. В этот момент выполнять вдох. |
25 м |
Взгляд во время вдоха направлен на воду. Ноги сильно не сгибать в коленных суставах, стараться держать высоко бедра во время задержки, руки проносить над водой через стороны расслабленные. |
Согласование движений рук и ног с дыханием |
Плавание дельфином в полной двухударной координации. Вдох выполнять через 2—3 цикла движений руками. |
2х25 м |
Следить за техникой плавания. После задания снять ласты. |
Развитие выносливости |
Плавание на ногах способом кроль на груди с плавательной доской. |
200 м |
Доску держать за нижний край, выполнять выдохи в воду через 6 ударов ногами, движения ногами должны быть энергичными, в среднем темпе, стопы расслабленны. |
Развитие силовых способностей. |
Игра: «Кто сильнее». Двое играющих, захватившись ногами за резиной круг, напротив друг друга, гребут руками в противоположные стороны, стараясь увлечь за собой противника. |
6 мин. |
Занимающие разбиваются в пары по желанию. 1-ый раз игра проводится в положении на груди, 2-ой в положении на спине. |
Заключительная часть - 3 мин. |
|||
Организовано завершить занятие. |
Выход из воды. Подведение итогов занятия. Домашнее задание. |
3 мин. |
Домашнее задание: выполнение имитационных упражнений, разученных на занятии, специальных упр. для развития гибкости и подвижности суставов при плавании способом баттерфляй. |