Контрольная работа по математике для 2 класса
Методическая разработка контрольной работы для 2 класса
Предмет: Математика
Тема:«Сложение и вычитание в пределах 100. Решение задач»
1. Пояснительная записка
Цель работы: проверить уровень усвоения учебного материала по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» и умение применять эти знания для решения текстовых задач.
Задачи:
· Проверить:
· Вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100.
· Умение решать простые текстовые задачи в одно-два действия.
· Умение распознавать геометрические фигуры.
· Умение устанавливать закономерности и работать с данными.
· Развивать: навыки самостоятельной работы, самоконтроль, логическое мышление.
· Воспитывать: уверенность в своих силах, ответственность, аккуратность, интерес к изучению математики.
Принципы инклюзивного подхода:
· Дифференциация по содержанию: задания разного уровня сложности.
· Визуальная поддержка: использование схем, рисунков, выделения ключевых слов.
· Вариативность форм ответа: письменный ответ, выбор ответа, графическое решение.
· Учет индивидуальных возможностей: специальные бланки, адаптированные формулировки, уменьшенный объем работы.
Характеристика класса : в классе 25 человек, из них:
· 2 ребенка с ЗПР (требуют упрощенных заданий, визуальной опоры).
· 1 ребенок с дисграфией (трудности с письмом, нужен разлинованный бланк).
· 1 ребенок с РАС (нуждается в четкой структуре и предсказуемости).
· Остальные дети – нормотипичные обучающиеся.
2. Структура и содержание контрольной работы
Работа состоит из 4 основных заданий. Каждое задание имеет базовый (Б) и стандартный (С) уровень сложности. Учитель может рекомендовать вариант или дать ученикам возможность выбора.
Инструкция для всего класса:
«Ребята! Сегодня мы проверим, как вы научились решать примеры и задачи. Внимательно читайте задания. Если какое-то задание покажется трудным, переходите к следующему. В конце обязательно проверьте свою работу. Желаю успеха!»
Задание 1. «Вычислительная разминка» (Проверка вычислительных навыков)
· Цель: Проверить знание табличных случаев сложения и вычитания, умение выполнять действия с переходом и без перехода через разряд. (1 балл за каждый верный пример).
Уровень «Базовый» (Б) Уровень «Стандартный» (С)
1. 25 + 30 = ... 1. 47 + 25 = ...
2. 64 – 20 = ... 2. 81 – 36 = ...
3. 16 + 7 = ... 3. 53 + 18 = ...
4. 40 – 6 = ... 4. 70 – 54 = ...
5. 32 + (10 – 8) = ... 5. (26 + 14) – 25 = ...
Адаптации для детей с ОВЗ:
· Для детей с ЗПР: уменьшить количество примеров (до 3-4). Добавить визуальную опору (рисунок счетных палочек или числовой луч рядом с примером).
· Для ребенка с дисграфией: предоставить бланк с крупной клеткой и выделенным местом для каждого ответа.
· Для ребенка с РАС: выдать карточку с пошаговой инструкцией: «1. Прочитай пример. 2. Реши. 3. Запиши ответ в рамку».
Задание 2. «Реши задачу» (Проверка умения работать с текстовой задачей)
· Цель: Проверить умение анализировать условие задачи, выбирать арифметическое действие и правильно оформлять решение. (2 балла (1 балл – за ход решения, 1 балл – за верный ответ и оформление)).
Уровень «Базовый» (Б) Уровень «Стандартный» (С) | ||
В вазе лежало 15 яблок и 7 груш. На сколько больше яблок, чем груш? | В парке посадили 35 лип, а клёнов – на 8 меньше. Сколько всего деревьев посадили в парке? | |
Схема-помощница: Яблок – 15 Груш – 7 На сколько > ? | Схема-помощница Липы – 35 д. Клёны - ? на 8 д. < Всего - ? | |
Адаптации для детей с ОВЗ:
· Для детей с ЗПР: оставить только схему-помощницу. Упростить текст (убрать лишние слова). Можно предложить задачу с готовым решением, где нужно вписать пропущенное число.
· Для всех: разрешить использовать счетный материал (палочки, кубики).
· Альтернативное задание для нечитающих детей: устное предъявление задачи учителем с одновременным выкладыванием условия на карточках с числами и предметами.
Задание 3. «Геометрический блок» (Проверка знания геометрического материала)
· Цель: Проверить умение узнавать и изображать геометрические фигуры, сравнивать их.(1 балл за каждый верный ответ.)
Уровень «Базовый» (Б) Уровень «Стандартный» (С) | ||
| 1. Начерти ломаную из двух звеньев длиной 4 см и 5 см. Найди её длину. | |
| 2. Начерти прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см. | |
3. Сравни: 1 дм ... 8 см | 3. Сравни: 1 дм 2 см ... 13 см | |
Адаптации для детей с ОВЗ:
· Для ребенка с дисграфией и ЗПР: дать трафареты геометрических фигур для обведения. Задание на сравнение единиц длины заменить на практическое: «Покажи линейкой, что больше: 1 дм или 8 см».
· Для ребенка с РАС: четкая инструкция: «Возьми красный карандаш. Закрась только треугольники».
Задание 4. «Логика и работа с данными» (Проверка умения анализировать и делать выводы)
· Цель: Проверить умение устанавливать закономерность и работать с простейшей таблицей.(2 балла.)
Ур
Уровень «Базовый» (Б) Уровень «Стандартный» (С) | ||
Продолжи последовательность: 5, 10, 15, ..., ... | В таблице указано количество шариков у детей. Ответь на вопросы: • У кого шариков больше всего? • На сколько больше шариков у Маши, чем у Пети? (Дается простая таблица с именами и числами) | |
Адаптации для детей с ОВЗ:
· Для детей с ЗПР: дать последовательность с более очевидной закономерностью (2, 4, 6, ...) и с визуальной опорой (рисунки предметов).
· Для нечитающих детей: вопросы по таблице задаются устно, ответ также можно дать устно учителю или указать на имя в таблице.
3. Система оценивания
· Максимальный балл: 10 (за все задания стандартного уровня).
· Шкала перевода в отметку:
· «5» (отлично): 9-10 баллов
· «4» (хорошо): 7-8 баллов
· «3» (удовлетворительно): 5-6 баллов
· «2» (неудовлетворительно): менее 5 баллов
· Особенности оценивания работ детей с ОВЗ:
· Оценивается индивидуальный прогресс ребенка, а не соответствие общей норме.
· Если ребенок выполнил все задания своего (базового) уровня, он получает высший балл («5») за свою работу.
· Акцент делается на том, что ребенок смог сделать, а не на ошибках.
· Возможно использование безотметочной системы или вербальной оценки («Молодец! Ты очень старался!»).
4. Организационные особенности проведения
· Рассадка: дети с ОВЗ сидят так, чтобы им было удобно (за первыми партами, с учетом освещения).
· Время: для детей, которым требуется больше времени, продолжительность работы может быть увеличена на 15-20 минут. Они могут доделать работу на перемене или на другом уроке (по договоренности).
· Поддержка: учитель или тьютор могут один раз прочитать и разъяснить непонятное слово или инструкцию, но не помогать с решением.
· Эмоциональный настрой: перед началом работы важно создать спокойную, поддерживающую атмосферу. Напомнить детям, что это не экзамен, а возможность показать, чему они научились.
Дидактические материалы:
· Индивидуальные бланки с заданиями (для детей с ОВЗ – адаптированные).
· Чистые листы для черновиков.
· Счетные палочки, линейка, карандаши, ластик, трафареты (по необходимости).
· Прозрачная накладка на линейку для ребенка с нарушениями моторики.
Данная разработка контрольной работы по математике позволяет каждому второкласснику, вне зависимости от его стартовых возможностей, продемонстрировать свои знания и ощутить ситуацию успеха.
Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)