Контрольная работа по математике за 1 ю четверть, 4 класс, УМК «Школа России»
Цель
- Оценить усвоение программного материала 1-й четверти: арифметические операции с многозначными числами, порядок действий, разрядный состав числа, операции с круглыми числами, единицы длины, площадь и периметр прямоугольника, решение текстовой задачи.
Задачи
- Проверка вычислительных навыков (сложение, вычитание, умножение, деление).
- Проверка умения записывать числа по разрядам.
- Оценка умения определять порядок действий в выражениях.
- Проверка знаний единиц измерения длины и простейших геометрических вычислений.
- Оценка умения составлять математическую модель и решать текстовую задачу.
Организация контрольной работы
- Время выполнения: 45 минут.
- Разрешённые материалы: линейка, черновик, карандаш, ластик. Калькуляторы и телефоны запрещены.
- Форма: индивидуальная, письменная.
- Максимальный балл за вариант: 22.
Контрольно-измерительные материалы
Вариант 1:
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) — печатная форма задания (интерпретирована и поправлена для ясности)
1. Реши задачу. (4 балла)
Для детского сада привезли помидоры. В первый день привезли помидоры в 4 коробках по 23 кг в каждой. Во второй день привезли помидоров на 115 кг больше, чем в первый день. Сколько кг помидоров привезли за два дня?
2. Расставь порядок действий и реши примеры. (4 балла — по 2 за пример)
a) 95 + (180 + 140) : 4 · 5
b) (300 – 194) – (236 – 158) : 2
3. Запиши цифрами числа. (4 балла — по 1 за число)
a) 6 сот., 4 дес., 7 ед. =
b) 2 сот., 5 ед. =
c) 8 дес. тыс., 5 ед. тыс., 1 сот. =
d) 5 сот. тыс., 4 дес. тыс., 1 ед. тыс. =
4. Решите примеры. (4 балла — по 1 за пример)
a) 450 000 : 1 000
b) 402 300 : 10
c) 451 · 1 000
d) 9 700 · 100
5. Найди периметр и площадь прямоугольника со сторонами 12 см и 8 см. (4 балла — по 2 за величину)
- Периметр =
- Площадь =
6. Сравни (2 балла — по 1 за сравнение)
a) 3 км 205 м … 3205 м
b) 49 м 7 см … 49 м 7 дм
Ответы и подробные критерии оценивания (ключ и рубрика оценки)
1. Задача (4 балла)
- Решение:
- Первый день: 4 коробки по 23 кг → 4 · 23 = 92 (кг). (1 балл)
- Второй день: на 115 кг больше → 92 + 115 = 207 (кг). (1 балл)
- За два дня: 92 + 207 = 299 (кг). (2 балла: 1 за вычисление суммы, 1 за запись ответа)
- Ответ: 299 кг.
2. Порядок действий и вычисления (4 балла)
a) 95 + (180 + 140) : 4 · 5
- Порядок: сначала скобки (180+140), затем деление и умножение слева направо, затем сложение.
- Вычисление: (180+140)=320; 320:4=80; 80·5=400; 95+400=495.
- Ответ: 495. (2 балла: 1 за правильный порядок, 1 за вычисление)
b) (300 – 194) – (236 – 158) : 2
- (300–194)=106; (236–158)=78; 78:2=39; 106–39=67.
- Ответ: 67. (2 балла)
3. Запись чисел (4 балла)
a) 6 сот. 4 дес. 7 ед. = 647 (1 балл)
b) 2 сот. 5 ед. = 205 (1 балл)
c) 8 дес. тыс. 5 ед. тыс. 1 сот. = 85 100 (1 балл)
- пояснение: 8 десятков тысяч = 80 000; 5 тысяч = 5 000; 1 сотня = 100 → 85 100.
d) 5 сот. тыс. 4 дес. тыс. 1 ед. тыс. = 541 000 (1 балл)
- пояснение: 500 000 + 40 000 + 1 000 = 541 000.
4. Вычисления с круглыми числами (4 балла)
a) 450 000 : 1 000 = 450 (1 балл)
b) 402 300 : 10 = 40 230 (1 балл)
c) 451 · 1 000 = 451 000 (1 балл)
d) 9 700 · 100 = 970 000 (1 балл)
5. Периметр и площадь прямоугольника (4 балла)
- Периметр: P = 2·(12 + 8) = 2·20 = 40 см. (2 балла)
- Площадь: S = 12 · 8 = 96 см². (2 балла)
6. Сравнение (2 балла)
a) 3 км 205 м = 3 205 м, сравнение с 3205 м → знак "=". (1 балл)
b) 49 м 7 см и 49 м 7 дм: 49 м 7 см = 49 ,07 м; 49 м 7 дм = 49,70 м → 49 м 7 см < 49 м 7 дм. (1 балл)
Итого: максимальный балл = 22.
Вариант 2 (добавлен, печатная форма для учащихся)
1. Реши задачу. (4 балла)
С одного участка рабочие собрали 5 мешков картофеля, по 30 кг в каждом, а со второго — на 110 кг больше, чем с первого. Сколько кг картофеля собрали рабочие с двух участков?
2. Расставь порядок действий и реши примеры. (4 балла — по 2 за пример)
a) (400 – 302) : 2 + (176 + 358)
b) 600 - (180 + 90) : 3 · 5
3. Запиши цифрами числа. (4 балла — по 1 за число)
a) 5 сот. 4 дес. =
b) 4 сот. =
c) 3 ед. тыс. 7 сот. 5 дес. 1 ед. =
d) 4 сот. тыс. 2 дес. тыс. 9 ед. тыс. =
4. Реши примеры. (4 балла — по 1 за пример)
a) 78 000 : 100
b) 209 340 : 10
c) 655 · 1000
d) 3 500 · 100
5. Найди периметр и площадь прямоугольника со сторонами 15 см и 7 см. (4 балла — по 2 за величину)
6. Сравни. (2 балла — по 1 за сравнение)
a) 440 см … 44 дм
b) 1 км 100 м … 1200 м
Ответы и критерии оценки — Вариант 2
1. Задача (4 балла)
- Первый участок: 5 · 30 = 150 (кг). (1 балл)
- Второй участок: 150 + 110 = 260 (кг). (1 балл)
- Всего: 150 + 260 = 410 (кг). (2 балла — 1 за вычисления, 1 за ответ)
Ответ: 410 кг.
2. Порядок действий и вычисления (4 балла)
a) (400 – 302) : 2 + (176 + 358)
- (400–302)=98; 98:2=49; (176+358)=534; 49+534=583.
Ответ: 583. (2 балла — 1 за порядок, 1 за вычисление)
b) 600 - (180 + 90) : 3 · 5
- Скобки: (180+90)=270; затем 270:3=90; 90·5=450; 600-450=150.
Ответ: 150. (2 балла)
3. Записи цифрами (4 балла)
a) 5 сот. 4 дес. = 540 (1 балл)
b) 4 сот. = 400 (1 балл)
c) 3 ед. тыс. 7 сот. 5 дес. 1 ед. = 3 751 (1 балл)
d) 4 сот. тыс. 2 дес. тыс. 9 ед. тыс. = 429 000 (1 балл)
4. Примеры (4 балла)
a) 78 000 : 100 = 780 (1 балл)
b) 209 340 : 10 = 20 934 (1 балл)
c) 655 · 1000 = 655 000 (1 балл)
d) 3 500 · 100 = 350 000 (1 балл)
5. Периметр и площадь (4 балла)
- Периметр: P = 2·(15 + 7) = 2·22 = 44 см. (2 балла)
- Площадь: S = 15 · 7 = 105 см². (2 балла)
6. Сравнение (2 балла)
a) 440 см = 44 дм → знак "=". (1 балл)
b) 1 км 100 м = 1 100 м; 1 100 м < 1 200 м → знак "<". (1 балл)
Итого за вариант 2: максимальный балл = 22.
Рубрика оценивания (рекомендация)
- 20–22 — «5»
- 16–19 — «4»
- 11–15 — «3»
- 0–10 — «2»