Контрольная работа по методике русского языка

1
0
Материал опубликован 21 October 2018 в группе

Контрольная работа по методике русского языка


 

Салтыкова Анастасия Александровна,

учитель начальных классов



Задание 1. Обучение младших школьников написанию сочинений разных жанров.

1.Г.П.Петрышкина. Работа в 3 классе над сочинением-рассуждением «Почему люди ссорятся?» Ж.Начальная школа плюс до и после, №6, 2011г.

В данной статье представлено рассуждение о том, что такое конфликт, конфликтные ситуации, причины ссор, пути решения конфликтов, а потом описывается методика написание сочинения. Представлен личный опыт учащихся о том, что такое конфликт, автор предлагает пути выхода из конфликтной ситуации. В статье достаточно глубоко представлена теоретическая основа темы конфликт, меньше внимания уделено методике сочинения, но нельзя сказать о её отсутствии; объяснены лексические значения слов, использовались словари значений слов, проигрывались ситуации конфликтных случаев. Только после такой работы дети приступают к написанию сочинения. Возможна такая глубокая теоретическая подготовка с проигрыванием жизненных ситуаций станет хорошим подготовительным этапом сочинения, «толчком» для написания данного сочинения.

2.Соломатина Л.С. Сочинение-поздравление на тему «Здравствуй, весна!» Ж.Начальная школа плюс до и после, №2, 2007г., изменён 2010г.

Представлена типология организационных форм развития речи в целом. Разработана структура поздравления, методика написания такого типа сочинений. Проведена работа по этикету поздравления, использовался личный опыт учащихся. Предоставлен конспект урока по сочинению-поздравлению, автор статьи не только основывается на личном опыте учащихся, но и приводит литературный текст о том, как животные встречают день рождение весны. Проведена глубокая беседа об особенностях сочинений поздравлений.

3.Т.А.Налимова «Новый взгляд на традиционное сочинение по картине». Ж. Начальная школа №10, 2013г.

Автор статьи поэтапно описывает специфическую структуру традиционных уроков подготовки к сочинению по картине, предлагает использовать один из методических подходов работы над картиной – экскурсия, в которой особое место занимает предварительная подготовка. Ребёнок становится активным зрителем данной картины, это произведёт определённый эмоциональный всплеск, активизируется воображение и другие мыслительные операции. Вводится понятие «экскурсионная речь», её характеристика, модель обучения младших школьников экскурсионной речи.

Работа по данному жанру с таким методическим подходом, для меня находка, так как формируется умение «видеть красоту в простом». Здесь раскрываются секреты того, как обычный рассказ о картине можно превратить в экскурсионное высказывание. Безусловно, к такому уроку должна быть определённая подготовка учителя, ведь он выступает экскурсоводом. Помимо описанной методики проведения урока, в статье представлены сами работы детей, а потом и их подробный анализ, чего не было в предыдущих статьях. Данный урок тесно связан с приобщением детей к искусству, эстетике, учит их наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. В статье представлен и теоретический, и методический аспект на высоком уровне.

4. Е.И.Лобчук «Составление сочинения по наблюдению: совет методиста». Ж.Начальная школа №10, 2013г.

В этом статье особую актуальность приобретает проблема обучения младших школьников речевой деятельности, в частности, формирование умения грамотно и содержательно высказывать собственные мысли, использовать языковые средства адекватно ситуации общения. В школьной практике этот процесс осуществляется как на уроках языка, так и на уроках развития связной речи, где видное место занимает обучение умению составлять сочинения по наблюдению. В статье представлены типы, формы, стили сочинения, основные задачи. Подробно описаны основные этапы урока составления сочинения по наблюдению, практически готовый урок, который можно брать и пользоваться. В статье отмечается, что «учителя очень мало внимания уделяют организации редактирования учащимися как своих сочинений, так и сочинений своих товарищей по парте. Взаимное рецензирование (коллективное или индивидуальное) развивает критическое отношение не только к чужим, но и к собственным сочинениям, приучает глубже раскрывать тему, требовательнее относиться к языку сочинения».

5. Лозовская В.П «Работа над сочинением по картине в начальной школе». Ж.Начальная школа плюс до и после, №9, 2009г., изменён 2010г.

В статье представлен опыт организации работы над сочинением, условия развития речи детей, представлена методика работы по картине, описаны типичные ошибки. Основным подходом является высокая теоретическая база по данной теме, опыт организации работы над такими произведениями. Подробно описана методика работы по картине, её поэтапность, выявлены причины ошибок и неудач при работе над сочинением по картине, представлены типичные ошибки детей по данной теме. Автор статьи продемонстрировал сопоставления личных наблюдений и описание автора картины, проведена на высоком уровне речевая подготовка к сочинению, разработан план сочинения, приведены примеры детских сочинений. Необычным было встретить то, что учитель с детьми работает над словарём настроений, использует элементы психологического тренинга, а именно настрой на творчество.

6. М.П.Воронина, И.В.Козлова «Сочинение в жанре письма-средство развития речи младших школьников». Ж.Начальная школа №3, 2012г.

Авторы данной статьи поднимают актуальную тему о том, что эпистолярный жанр теряет свои былые позиции, люди общаются посредством коротких электронных писем, непродолжительных звонков, тем самым теряя навык богатой устной и письменной речи. М.П.Воронина и И.В.Козлова предлагают эффективную форму организации работы по обучению младших школьников оставлению текста в жанре письма- технологию педагогической мастерской. Знания не даются в готовом виде, ученику самому приходиться их добывать с помощью словарей, статей, энциклопедий, личного опыта и опыта своих товарищей. С опорой на рекомендации Г.К. Селевко, Т.И. Тамбовкиной, М.С. Соловейчик был разработан комплекс заданий по обучению третьеклассников составлению текста в жанре письма. В статье подробно описаны основные этапы работы над таким сочинением, представлен анализ структуры такого письма и его редактирование. Следует отметить и то, что авторы предлагают использовать памятку по составлению такого сочинения, также предлагаются и сами сочинения.

Вывод:

Проанализировав данные статьи, можно сделать следующий вывод: обучение младших школьников написанию сочинений разных жанров достаточно широко представлены и описаны. Тема глубоко рассматривается в публикациях этих журналов. В каждой статье раскрываются теоретические основы изучения темы, предлагаются методические разработки (фрагменты, практически готовые конспекты, работы детей, комментарии учителей, памятки и т.д.). Данная тема актуальна до сих пор, так как особое внимание уделяется подготовке учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме. В этих работах описаны не только положительные аспекты методики работы над сочинением, но трудности, с которыми встречаются как дети, так учителя. Методика работ во всех статьях с теоретической точки зрения была представлена на высоком уровне, в некоторых статьях, методы и способы для меня были привычными, для себя узнала новое из статей №3,4,5 (способы и формы работ).

Задание 2. Произносительные нормы русского языка.

«Перспективная начальная школа».

1). В пояснительной записке программы по данной теме сказано следующее:

Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны. Это касается разных сторон преподавания языка — и практической, и теоретической. Например, рассмотрения одной из ведущих орфографических проблем — проблемы безударных гласных. Для многих территорий, на которых распространено полногласие, нет проблемы чередования звуков [о] и [а] в первой предударной (и даже во второй предударной!) позиции.

Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков. Это требует и введения в обиход орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.

Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. 

Для решения этой проблемы требуется следующее: постоянная работа с обратным словарем, в котором языковой материал выстроен с учетом суффиксального способа словообразования как господствующего в русском языке и флексийного способа связи слов в предложении, использовать метод объяснения, работа с книгой, иллюстрация, демонстрация (ребусы, кроссворды), упражнение, личный пример, использовать письмо под диктовку, под самодиктовку, использовать фонетические транскрипции, задания по типу «вставь пропущенные буквы».

Каждый урок развития речи прописан в пособии для учителя, не исключением стали и уроки, связанные с произносительными нормами русского языка. Методическое пособие по русскому языкуБайкова Т.А., Малаховская О.В.Чуракова Н.А.(Упр.3,8,38,59,60…).

 

«Начальная школа 21 века».

«Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников.

Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:

система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

В требованиях к уровню подготовки учащихся по предметным результатам также относят и овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

В содержании программы уделяется внимание орфоэпическому чтению, также представлен систематический курс, в котором есть фонетика и орфоэпия. В каждом классе прописаны уроки развития речи, где уделяется внимание соблюдению норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.

Для решения данного вопроса используются: работа с учебником, метод упражнения, объяснение и т.д.


 

Вывод:

На мой взгляд, в УМК ПНШ уделяется большое внимание произносительным нормам русского языка, да и вообще урокам развития речи в целом, посвящено большое внимание (есть 2 часть учебника, из 3-х, в которой представлены различные виды словарей и все уроки развития речи на протяжении 4 лет обучения). Другие разделы русского языка представлены также глубоко. Я выбрала бы именно этот УМК. УМК «Школа 21 века», в большей мере предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников; формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Конечно в данной цели имеют место быть и уроки развития речи, где уделяется внимание произносительным нормам русского языка, но не так глубоко, как в УМК «ПНШ».

 

Задание 3. Эссе.

Многие мысли В.А.Сухомлинского о развитии речи, в том числе, связанные с работой над сочинением, высказанные в статье Шулаковой Т.Ю. «Развитие речи в начальной школе» актуальны и в наше время, поэтому я решила привести их и именно на этой основе строить дальнейшие рассуждения.

«Ребёнок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, которому заранее приготовлено место. И дети выбирают тот единственный кирпичик, который подходит в данном случае».

Основная мысль данной фразы заключается в следующем: сочинение –это творческий вид работы и «бывают такие минуты, когда мысль просится в слова». В.А.Сухомлинский считал самыми счастливыми минутами те, в которых слово и мысль сливались в детской душе в «стремительный поток, рождая поэтический образ». В таких условиях каждый ребенок, найдя «свое слово», может выразить мысль согласно своей логике осмысливания взаимодействия предметов и явлений и сознательно применять правило при письме. Такой способ составления сочинения дает простор детскому мышлению, творчеству.

Какие знания по русскому языку В.А.Сухомлинский считает необходимыми для написания сочинения? «Сочинение- творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, выбор слов, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии – весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью… В сочинении для ученика обретают смысл все изучаемые правила грамматики, требования орфоэпии и культуры речи, языковая теория соединяется с практикой».

К сожалению, речь ребенка часто бывает бедна, однообразна, непоследовательна, засорена различного рода ошибками и недочетами. Наиболее благоприятными условиями для составления творческих сочинений являются наблюдения природы и окружающей жизни. В процессе наблюдения взаимодействия предметов, вещей, явлений у детей появляется желание передать свои чувства и переживания.

Взрослые должны научиться видеть ростки творчества, должны доверять детским силам в таком сложном виде деятельности, как сочинение.

По моим наблюдениям, школьники любят сочинение за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нём можно проявить себя, «писать своё», поэтому стараюсь уделять особое внимание урокам развития речи и работе над сочинением, в том числе.

 

Задание 4.

Материалы, предназначенные для речевой работы представлены:

М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова «Русский язык. 3 класс».

-Р\р Азбука вежливости. ч.2: с.72-76 Речевой этикет (Речевой этикет в магазине и при опоздании на урок).

-Р\р Азбука вежливости. Речевой этикет при разговоре по телефону, разрешении спорных ситуаций. ч.2: с.98-102. (Разговор по телефону. Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас). Отрабатывается формирование умения пользоваться инструкциями, формируются ценностно-смысловой ориентации.

-Учим слова с удвоенными согласными в корне слова с.15 (анализ языкового материала, развитие умений классифицировать слова).

М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова «Русский язык. 4 класс».

-Упражнение 75 (закрепление умение правильного произношения орфоэпически трудных слов) и т.д.

Фрагмент урока

М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова «Русский язык. 4 класс».

Тема: Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.

Упражнение 8. Прочитайте задание: выполните задание по образцу, показав образование глаголов с приставками и от них отглагольные существительные, поставьте ударение.

Прочитайте глаголы (пр[а]писать, з[а]писать, н[а]дписать и т.д). От каких слов образовались данные слова? С помощью какой части слова они образовались? (с помощью приставки). Поставьте ударение во всех этих словах. Что общего вы заметили? (на приставку ударение не падает, в приставке слышатся одни звуки, а пишутся совсем другие буквы). Как узнать какую букву нужно писать в приставке? (воспользоваться ранее изученным правилом для правописания безударной гласной в корне слова, т.е. подобрать такое проверочное слово, чтобы безударный гласный стал ударным). Какие слова подойдут для подбора? (родственные с приставками). Давайте подберём такие слова (пр[а]писать – пр[о]пись, з[а]писать – з[а]пись, н[а]дписать, н[а]дпись, п[а]дпи- сать – п[о]дпись; пр[а]пускать – пр[о]пуск, з[а]пускать – з[а]пуск, [а]тпускать – [о]тпуск, д[а]пускать – д[о]пуск), либо в том, что 2) в некоторых парах слов на месте одной и той же буквы гласного произносятся разные звуки (пр[а]писать – пр[о]пись, з[а]писать – з[а]пись, н[а]дписать – н[а]дпись, п[а]дписать – п[о]дпись; пр[а]- пускать – пр[о]пуск, з[а]пускать – з[а]пуск, [а]тпускать – [о]тпуск, д[а]пускать – д[о]пуск). Запишите, выделите ударение. Итак, какой вывод мы можем сделать? (во всех парах слов на месте одной и той же буквы гласного произносятся разные звуки, изучаемое правило распространяется и на приставки тоже). Придумайте свои примеры по типу этого задания.

Фрагмент урока

М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова «Русский язык. 4 класс».

Упражнение 16.

Тема: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.

Выполняется самостоятельно, по цепочке комментируя каждое предложение. Прочитайте задание: Вставьте слово оба/обе в нужную форму. Прочитайте текст упражнения. Подумайте какое слово вместо пропуска вы будете использовать.

«Я голосую за это ОБЕИМИ руками». Используем слово ОБЕ и ставим его в нужную форму, поскольку существительное рука – ж.р.

«Он видел там ОБОИХ мальчиков и ОБЕИХ девочек». В 1-м случае используем слово ОБА в нужной форме, поскольку существительное мальчик – м.р., во 2-м случае используем слово ОБЕ в нужной форме, потому что существительное девочка – ж.р.

Молодцы! А как не ошибиться в 3 предложении?

«Она решила покрасить “обои”, о´кна и двери». Поставьте в каждом слове ударение.

«Она решила покрасить о´кна», но «Она решила покрасить (два) оба окна´…»

Что вы заметили? (при использовании числительного у существительного «окна» меняется место ударения).

Обратите внимание на таблицу падежных форм числительных оба/обе стр.26.

Каких форм не существует? («обои» и «обеи»).

В предложении «Она налила кофе в ОБЕ чашки и ОБА стакана», докажите ваше мнение (чашка –ж.р, стакан-м.р).

А вот в последнем предложении при выборе нужной формы необходимо учитывать уже не одно основание (род существительного), а два (род существительного, а также его одушевленность или неодушевленность):

«Лесник велел срубить ОБА тополя (а не тополей) и ОБЕ берёзы». Используем форму ОБА тополя, поскольку существительное «тополь» – м.р., неодушевленное; используем форму ОБЕ берёзы, поскольку слово «берёза» – ж.р., неодушевленное.
 

Задание 5. Конспект урока.

Тема: Работа с картиной Вилли Джеймса «Кот на окне». Сочинение – рассуждение на тему: «О чём размышляет кот, сидя на окне?»

Цель: учить писать сочинение-рассуждение по картине.

Задачи: продолжить учить школьников письменно составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ, формировать умения строить текст – рассуждение, развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений, учить школьников рассуждать, подтверждая свое мнение деталями живописного произведения на материале репродукции картины Вилли Джеймса «Кот на окне».

Оборудование: учебник русского языка 4 класс, 2 часть Байкова Т.А., Малаховская О.В., Чуракова Н.А., тетрадь для контрольных и самостоятельных работ, памятка, карточка.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

I.Организация начала урока

II.Сообщение темы урока

III. Актуализация знаний

IV.Работа с учебником

Итог урока.

- Ребята, мы продолжаем работу над развитием устной и письменной речи. Одно из её направлений – написание сочинения.

- А сегодня эта работа связана с картиной художника Вилли Джеймса «Кот на окне». Мы с вами будем учиться писать сочинение – рассуждение на тему: «О чем думает кот сидя на окне».

- Давайте вспомним что такое рассуждение?

- Какие виды рассуждения вы знаете?

- В каких текстах вы встречались с рассуждением?

Итак, чтобы подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне?» мы с вами рассмотрим репродукцию картины Вилли Джеймса «Кот на окне» (упражнение 19).

Рассмотрите картину, что вы видите?

Да, перед вами кот, который расположился на подоконнике окна, а что мы знаем о котах?

Ребята, вспомните литературные произведения, главными героями которых являются кошки, назовите их авторов.

Какие народные представления о кошках вам известны?

Существует много фразеологизмов об этих животных. Вспомним некоторые из них и попытаемся объяснить их смысл.

Итак, вернёмся к изображению.

Рассмотрите пожалуйста, насколько высокий дом, в котором находится окно?

Случайно ли кот оказался на окне, или он живет в этом доме?

Можно ли сказать, что этот зимний день солнечный и холодный?

Сидя на окне, может ли кот наблюдать жизнь за окном: видеть людей, других животных, проезжающие машины? Нравится ли ему сидеть на окне?

О чём кот думает? О еде? О том, как хорошо дышать свежим воздухом? Или о том, что хорошо иметь крышу над головой? А может, о том, что у всех, кого он видит, своя жизнь?

Возможно, кот строит какие-нибудь планы: пойти погулять, вернуться в тёплую комнату? Или наведаться на кухню?

Давно ли кот сидит на окне, наблюдает и о чем-то думает?

Давайте составим план нашего сочинения:

План

Где живёт кот?

Какая жизнь за окном?

О чём думает кот, сидя на окне?

Проверьте своё сочинение по памятке:

Памятка

Есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения)

Правилен ли порядок слов.

Правильно ли связаны слова по смыслу.

Не повторяются ли одинаковые слова и выражения.

Правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания.

По желанию зачитываем сочинения детей.

Ответьте на следующие вопросы:

Мне удалось… Меня удивило … Мне понравилось…

(Это объяснение какого – либо явления с опорой на наблюдение)

Рассуждение – это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос

(объяснение и размышление)

(«20 лет под кроватью» В.Драгунского, автор рассуждает о том, сколько он будет лежать по кроватью)

«Речка моего детства» - автор рассуждает о том, как прошло его детство на речке.

Рассказ «Плёс» (как знаменитый художник Левитан, описывает в своих картинах небольшой городок «Плёс».

Сообщение детей (подготовленное заранее):

Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней, приручали кошек. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Сами часто попадали крысам на обед. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники.

При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь. На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в XVI веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия. Сейчас в мире 400 млн. кошек. Больше всего их в Австралии.

«Черная кошка дорогу перебежала - быть беде»

«Кошка на человека тянется - к обнове»

«Кошка моется - гостей зазывает» 

«Кот наплакал»

«На душе кошки скребут»

«Купить кота в мешке»

«Кот из дома - мыши в пляс»

Дети замечают, что из окна, на котором сидит кот, видны крыши соседних домов. Значит, дом, в котором находится это окно, довольно высокий.

Дети могут строить разные предположения: кот случайно зашел в подъезд погреться, или он вышел на лестничную клетку из своей квартиры и т. д.

О том, что день солнечный, можно судить по золотисто-желтым отсветам на стенах домов. Эти отблески солнечного света составляют контраст с холодными сине-голубыми оттенками неба, крыш и окон домов. На крышах, похоже, лежит снег, или они покрыты инеем.

Что происходит внизу (под окнами дома), нам не видно. Но кот явно смотрит вниз и наблюдает за каким-то движением на улице. Дети могут пофантазировать о том, что же привлекло внимание кота: движение транспорта, или собака, с которой вышли на прогулку, или что-то другое. Несмотря на то что мы не видим мордочки кота, его силуэт очень выразителен. Во всей позе животного чувствуется внимание и заинтересованность. Коту явно нравится сидеть на окне и наблюдать за жизнью на улице.

Дети высказывают свои предположения.

Дети, опираясь на план, записывают сочинение в тетрадь.

Школьники опять же могут дать волю своему воображению. Главное, чтобы они постарались вжиться в образ: рассуждать с точки зрения кота.

Если дети когда-нибудь наблюдали за поведением кошек, они знают, что кот может сидеть на окне довольно долго. Можно еще раз обратить внимание школьников на позу кота: его хвост уютно огибает тело и лапки, шея чуть вытянута вперед. Кот явно чувствует себя уютно и с интересом созерцает мир вокруг.

Устно ответив на эти вопросы, четвероклассники выберут, на какие из них они будут отвечать в своем сочинении. Можно посоветовать школьникам выбрать три-четыре вопроса из предложенных и составить из них план своего сочинения. Дети запишут план в тетрадь, а затем напишут небольшое сочинение по этому плану.

Памятка распечатана, висит на доске.

Карточка на доске:

Мне удалось

Урок Меня удивило

Мне понравилось

Задание 6.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей