РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (40 минут).
К некоторым заданиям дано 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Вам нужно отметить номер этого ответа. Ответы к другим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. За каждый правильный ответ 1 – 16 вы получите 1 балл. В задании 17 вам нужно установить соответствие; за каждое правильно определенное средство выразительности выставляется 1 балл. Всего за задание 17 – 4 балла.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ оценивается одним баллом. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Максимальное количество баллов – 20. Желаем удачи!
Вариант 1
1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) красИвее 2) позвОним 3) обеспЕчение 4) сОзданы
Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) более холодный приём 2) в двухтысячном двенадцатом году
3) пара валенок 4) шерстяное кашне
____________
Ответ: ___________________________________________________
____________________________________________________
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
Правильно распорядиться возможностями своей памяти - вот задача, стоящая перед каждым человеком.
Те, кто не освоил никакого ремесла и ведёт праздную жизнь, поступают дурно.
Учитель литературы спросил ученика о том, какие проблемы возникли у него при написании сочинения.
Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальным обстоятельствам.
4. Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) пишется одна Н.
В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже (1) ы новые
художестве (2) ые тенденции – интерес к классической ясности,
внутре (3) ей гармонии, совреме (4) ости.
Ответ: ___________________________________________________
______________________________________________________________________________
5. В словах какого ряда во всех словах на месте пропуска пишется
буква О?
р..внина, гр..мадный, предпол..жение
ум..лять о помощи, стихотв..рение, г..ристый
отр..жение, пор..зительный, водор..сли
прил..гательное, вообр..жение, заг..релые
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
бе..звучный, во..дать, ра..бить
под..брать, над..рваться, н..илучший
от..скать, сверх..дейный, контр..гра
пр..следовать, пр..езжать, пр..интересный
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
побор..шься, движ..мый
присво..шь, незыбл..мый
посе..шь, незабыва..мый
поразмысл..шь, постел..нный
8. На месте каких цифр в предложениях НЕ со словами пишется слитно?
В Мещёрском крае можно встретить не(1) кошенные луга. Оказалось, что это не(2)высокие горы, а пологие холмы. Наша армия не(3) победима. Трава, ещё не(4)успевшая вытянуться, окружала почерневшие пни.
Ответ: ___________________________________________________
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Значение слов конкретизируется в тексте, (ПРИ) ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО (ЖЕ) понятие.
В ТО (ЖЕ) время Ломоносов обращает внимание на сейсмические процессы, предполагая ТАК (ЖЕ) существование длительных волнообразных движений земной поверхности.
Вернер должен был настоять на том, ЧТО (БЫ) дело обошлось как можно секретнее, (ПО) ТОМУ что я не был расположен испортить навсегда свою репутацию в здешнем мире.
(В) ТЕЧЕНИЕ всей ночи шёл густой снег - (НА) УТРО пришлось расчищать сугробы во дворе.
10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Поезд мчался в неясную даль ( ) и мне вспоминался зимний день в
горах Алатау.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
11. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Принципы реализма и народности (1) воспринятые Модестом Петровичем Мусоргским в молодые годы (2) проявились в правдивом отражении жизненных явлений и в глубинной народности музыкального языка (3) ставшего для композитора (4) главным на всю жизнь.
Ответ: ____________________________________________________________
12. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Василий Иванович, безызвестный уфимский купец, сыграл в становлении отечественной культуры (1) может быть (2) не меньшую роль, чем русский купец Павел Третьяков. Старушка привыкшая (3) по-видимому (4) к таким выходкам, смотрела на него без удивления.
Ответ: __________________________________________________________
13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
Волк меняет шерсть да не повадки.
Речной жемчуг можно найти и в реках и в озёрах и в ручьях.
Малые водохранилища создаются в оврагах или в специально вырытых углублениях.
Животные пустыни могут длительное время обходиться без воды и питаться колючками и молодыми побегами.
14. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Река (1) по берегу (2) которой мы шли (3) скрылась в туманах.
Ответ: _____________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 15 – 17
(1)Память – одно из важнейших свойств бытия, любого события: материального, духовного, человеческого…
(2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нём останутся складки, и если вы сожмёте его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»…
(5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.
(6)Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту. (7)А что говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
(8)При этом память вовсе не механична. (9)Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. (10)Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, образуются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…
(11)Память противостоит уничтожающей силе времени. (12)Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (13)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.
(14)Память – преодоление времени, преодоление смерти.
(15)В этом величайшее нравственное значение памяти.
15. Какое высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?
Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.
Память – одно из важнейших свойств материального, духовного, человеческого…
Память механична.
Память противостоит уничтожающей силе времени.
16. Среди предложений 1 – 5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Укажите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________________________________________
______________________________________
17. Установите соответствие между предложениями и средствами художественной выразительности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТЕРМИНЫ |
ПРИМЕРЫ |
А) Нынешняя зима словно подарок: снегопады, метели, легкий мороз. Б) Я проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. В) Иногда у него оказывалось несколько диковинных конфет. Г) Он прочитал эту книгу десять раз и сто раз – её последние слова. |
1) гипербола 2) сравнение 3) метафора 4) эпитет 5) парцелляция 6) риторический вопрос |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (40 минут).
К некоторым заданиям дано 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Вам нужно отметить номер этого ответа. Ответы к другим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. За каждый правильный ответ 1 – 16 вы получите 1 балл. В задании 17 вам нужно установить соответствие; за каждое правильно определенное средство выразительности выставляется 1 балл. Всего за задание 17 – 4 балла.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ оценивается одним баллом. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Максимальное количество баллов – 20. Желаем удачи!
Вариант 2
1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) катАлог 2) танцОвщица 3) красИвее 4) экспЕрт
2. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара чулок
2) более тёплый приём
3) трёхстам участникам
4) сыплет снежок
Ответ: _____________________________________________________________
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
Те, кто не доверяет финансовым пирамидам, поступают верно.
Человек до конца ещё не раскрыл возможности этого изобретения и не знает степени воздействия его на человека.
Сергей считает себя как удачливого человека.
Эта книга полезна и интересна, но не свободна от некоторого схематизма.
4. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Я смотрю на темные вершины сосен, потрепа (1) ые студе (2) ыми ветрами, и то они мне кажутся были (3) ыми богатырями, чудом забредшими в наши дни, то опять начинает казаться, что ты сам попал в заколдова (4) ое царство.
Ответ: _____________________________________________________________
5. В словах какого ряда на месте пропусков пишется И?
уд..вляться, бл..стательный, подп...рать
вн...мание, ум...нать, оп..реться
соч..тание, нач..нающий, проб...раться
выт..рать, пон...мание, зам...реть
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
бе..мерный, во..давший, и..сякший
об..рвать, над…умить, пред…стеречь
пр..небрежение, пр…влекательный, пр…восходный
до..грать, меж..здательский, пред…нфарктный
7. В каком ряду на месте пропусков пишется буква У (Ю)?
1) леч..щий врач, они трепещ...т;
2) пиш...щий стихи; они гон...т врага
они бор..тся; держ...щий поводья
дремл...щий старик; самолеты рокоч...т
8. На месте каких цифр в предложениях НЕ со словами пишется слитно?
Положение было самое не(1)удобное: не(2)льзя было ни встать, ни сесть. Не(3) нами выдумано, что не(4)правое подозрение вводит обвиненного во искушение.
Ответ: ________________________________________________________
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
ЧТО (БЫ) он ни говорил, а я буду ждать его в ТО (ЖЕ)время..
Анна Михайловна писала на фронт (ПО) ПРЕЖНЕМУ адресу и (ПО) ПРЕЖНЕМУ ждала письма.
Вернер должен был настоять на том, ЧТО (БЫ) дело обошлось как можно секретнее, (ПО)ТОМУ что я не был расположен испортить навсегда свою репутацию в здешнем мире.
(В) ЗАКЛЮЧЕНИЕ старики просили, ЧТО (БЫ) Мироныча не трогали.
10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Розовые кусты окрепли, подросли ( ) и на них появились большие бутоны.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
11. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Серебристое море слилось с синим южным небом и спит (1) отражая в себе прозрачную ткань (2) перистых облаков (3) неподвижных (4) и не скрывающих собой золотых узоров звезд.
Ответ: ________________________________________________________________
12. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Главная роль(1) конечно (2) – роль Чацкого, без которой бы не было бы комедии, а была бы (3) пожалуй (4) картина нравов.
Ответ: ________________________________________________________________
13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
Авдий пытался представить себе былые восточные базары в Индии Афганистане или Турции.
Высившиеся там и сям могильные курганы глядели сурово и мертво.
Я люблю эти темные ночи эти звезды и клены и пруд.
И академику и журналисту и редактору журнала всё уже было ясно.
14. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Многочисленные врачи (1) среди которых (2) был и известный профессор (3) вряд ли могли предполагать такой исход.
Ответ: ________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 15 – 17
(1)Память – одно из важнейших свойств бытия, любого события: материального, духовного, человеческого…
(2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нём останутся складки, и если вы сожмёте его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»…
(5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.
(6)Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту. (7)А что говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
(8)При этом память вовсе не механична. (9)Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. (10)Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, образуются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…
(11)Память противостоит уничтожающей силе времени. (12)Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (13)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.
(14)Память – преодоление времени, преодоление смерти.
(15)В этом величайшее нравственное значение памяти.
15. Какое высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?
Память – одно из важнейших свойств материального, духовного, человеческого…
Память – преодоление времени, преодоление смерти.
Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.
Часто запоминается не то, что нужно.
16. Среди предложений 8 – 11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Укажите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________________________________________
________________________________________________________________
17. Установите соответствие между предложениями и средствами художественной выразительности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТЕРМИНЫ |
ПРИМЕРЫ |
А) В сто сорок солнц закат пылал. Б) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. В) Жаворонок звонкий поднимается всё выше, и вот уже он поёт над другой птичкой, над подруженькой своей. Г) Оставили рваную язву на земле. |
1) гипербола 2) сравнение 3) метафора 4) эпитет 5) парцелляция 6) риторический вопрос |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Ключи
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Баллы |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 - в две тысячи двенадцатом году |
3 - трёмстам участникам |
1 |
3 |
4 |
3 |
1 |
4 |
1 |
1, 3, 4 |
1 |
5 |
2 |
1 |
1 |
6 |
1 |
2 |
1 |
7 |
3 |
4 |
1 |
8 |
1, 3 |
1, 2, 4 |
1 |
9 |
3 |
1 |
1 |
10 |
4 |
4 |
1 |
11 |
1, 2, 3 |
1, 3 |
1 |
12 |
1, 2, 3, 4 |
1, 2, 3, 4 |
1 |
13 |
1 |
1 |
1 |
14 |
1, 3 |
1, 3 |
1 |
15 |
3 |
4 |
1 |
16 |
3 |
9 |
1 |
17 |
А - 2, Б - 3, В - 4, Г - 1 |
А – 1, Б – 2, В – 4, Г - 3 |
4 (по 1 баллу за каждое верно определенное средство) |
Всего 20 баллов
Шкала перевода баллов в оценку
Баллы |
Оценка |
18 – 20 |
5 |
13 – 17 |
4 |
7 – 12 |
3 |
0 – 6 |
2 |