Контрольная работа по теме «Литература XX века» (9 класс)
Контрольная работа по теме «Литература XX века», 9 класс
1) Определите, из какого произведения взяты эти отрывки, назовите авторов, названия произведений, жанры, а также главных героев (10 баллов).
1. Иона и его лошадёнка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора ещё до обеда, а почина всё нет и нет.
2. – Ведь не могла же ты любить меня весь век!
- Значит, могла. Сколько ни проходило времени, всё одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот…
3. Я барский пёс, интеллигентное существо, отведал лучшей жизни. Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция… Бред этих злостных демократов.
4. Придёшь с работы усталый, а иной раз и злой, как чёрт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить…
5. Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад - просто в Россию. Ни в одной точке её никто меня не ждал и не знал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять.
Ответ к заданию №1
№ | Ф.И.О. писателя (полностью) | Название произведения | Жанр | Главные герои |
1 | Антон Павлович Чехов | «Тоска» | рассказ | Иона |
2 | Иван Алексеевич Бунин | «Тёмные аллеи» | рассказ | Николай Алексеевич, Надежда, содержательница постоялой горницы |
3 | Михаил Афанасьевич Булгаков | «Собачье сердце» | повесть | Профессор Преображенский, Полиграф Полиграфович Шариков, председатель домового комитета Швондер |
4 | Михаил Александрович Шолохов | «Судьба человека» | рассказ | Андрей Соколов, его жена Ирина, дети: Анатолий, Настенька и Олюшка |
5 | Александр Исаевич Солженицын | «Матрёнин двор» | рассказ | Матрёна Васильевна, Игнатич, Фаддей, Ефим, Кира |
2) Напротив каждого названия литературного течения перечислите представителей этого течения (3 балла):
Символизм – (А.А.Блок, А.Белый, З.Н.Гиппиус, Д.С. Мережковский)
Акмеизм – (А.А.Ахматова, Н.Гумилёв, С.Городецкий)
Футуризм – (В.В.Маяковский, Д.Бурлюк)
3) Прочитайте стихотворение и выполните задания:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
1. Назовите автора стихотворения. (С.А.Есенин, 1 балл)
2. Выпишите из текста примеры: 1) сравнения; 2) метафоры; 3) риторического обращения (3 балла).
3. Определите стихотворный размер. (Хорей, 1 балл)
4. Выпишите строки, в которых выражена главная мысль стихотворения? (Я скажу: «Не надо рая,/ Дайте родину мою», 1 балл).
5. Назовите произведение отечественной лирики (с указанием автора), в котором звучит тема родины. В чём сходство или различие изображения данной темы в двух произведениях? (2-4 предложения, 5 баллов)
6. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос: «Каким предстает лирический герой в стихотворении?». Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы (5−7 предложений, 5 баллов).
Горбачёва Марина Юрьевна
Волкова Светлана Ивановна
Куликова Ирина Геннадьевна
Волкова Светлана Ивановна