Контрольная работа по литературе на тему «Поэзия "серебряного века"» (9 класс)
Пояснительная записка
Девятиклассники впервые познакомились с понятием "серебряный век", «модернизм», их художественными особенностями, основными направлениями модернизма, с особенностями творчества поэтов А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.
После изучения темы «Поэзия «серебряного века» им предлагается контрольная работа в форме теста с творческим заданием. Контрольная работа в форме теста помогает отследить уровень понимания учениками 9 класса особенностей литературы конца 19 - 20 века, проверить, насколько хорошо учащиеся знакомы с вехами жизни и творчества поэтов и их лирикой. Предлагаемый тест по теме «Поэзия «серебряного века» позволяет определить уровень знаний учащихся 9 класса по изученному материалу.
Тест состоит из 2-х частей: 1) задания А1 – А14 – вопросы с выбором 1 правильного ответа из 4; А15 – А16 – задание на соотнесение. 2) Творческое задание: написать сочинение (не менее 70 слов). Данное задание проверяет умение создавать собственное высказывание и аргументировать свой ответ.
Данный методический материал представлен в 2 вариантах и включает ответы. На выполнение контрольной работы отводится 45 минут. В зависимости от уровня подготовленности класса можно отвести на выполнение контрольной работы 2 урока по 45 минут.
За контрольную работу выставляется 2 отметки: за тестовую часть и творческое задание. При оценивании тестовой части рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий (в процентах) следующее: «отлично» – 90–100% заданий, «хорошо» – 75% заданий, «удовлетворительно» – 50% заданий, «неудовлетворительно» – менее 50% заданий.
Сочинение оценивается по следующим критериям и с учетом его объема.
Критерии оценивания |
Баллы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К1. Соответствие теме |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обучающийся в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
убедительный путь её раскрытия (строит высказывание на основе связанных с темой тезисов), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обучающийся |
поверхностно |
рассуждает |
на |
предложенную |
тему, |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
коммуникативный замысел сочинения прослеживается. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сочинение не соответствует теме, |
0 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Обучающийся при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания;
допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.
2
Обучающийся строит рассуждение с опорой на литературный материал, но 1 ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного
материала
1
сочинение написано без привлечения литературного материала, 0 или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой
для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.
0
К3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения
мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
2
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль повторяется и не развивается.
1
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна
0
К4. Качество речи
Обучающийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.
2
Обучающийся точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
1
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.
0
К5. Грамотность
Допущено не более 2 речевых ошибок. Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. Допущено не более 2 грамматических ошибок.
2
Допущены 3-4 речевые ошибки. Допущены 2-3 орфографические ошибки. Допущены 2-3 пунктуационные ошибки. Допущены 3-4 грамматические ошибки.
1
Допущены 5 и более речевых ошибок. Допущено более 5 орфографических ошибок. Допущено более 5 пунктуационных ошибок. Допущено 5 и более грамматических ошибок.
0
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ
10
Перевод баллов в отметку
Первичный балл
10-9
8-6
5-4
1-3
Отметка
5
4
3
2
Контрольная работа по теме «Поэзия «серебряного века». 9 класс.
Вариант 1.
А1. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.
начало 20 века; 2) конец 19 – начало 20 века; 3) начало-середина 20 века; 4) конец 19 века
А2. Определите направление по характерным признакам:
Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизученного», недосказанность.
1) символизм; 2) акмеизм; 3) футуризм; 4) имажинизм.
А3. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?
1) акмеизм; 2) футуризм; 3) имажинизм; 4) символизм.
А4.«Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» -
это призыв:
акмеистов; 2) имажинистов; 3) футуристов; 4) символистов.
А5. Назовите литературное течение, которое возглавил С.А.Есенин:
1) символизм; 2) акмеизм; 3) имажинизм; 4) футуризм.
А6. Кому посвящён поэтический цикл А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме»:
1) Н.Н.Волоховой; 2) Л.Д.Менделеевой; 3) Л.А.Дельмас; 4) другой женщине.
А7. Кому принадлежат сборники стихов «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Версты»?
1) Цветаева; 2) Блок;3) Есенин; 4) Ахматова.
А8. Знаменитая танцовщица Айседора Дункан была женой…
1) Маяковский; 2) Гумилёв; 3) Есенин; 4) Блок.
А9. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?
1) С. Есенина; 2) А.Блока; 3) Н. Гумилёва; 4) Блока.
А10. С идеями какого философа связан футуризм?
1) Маркс; 2) Ницше; 3) Руссо; 4) Платон.
А11. Каждый поэт в той или иной форме выражает любовь к родному городу.
А. А. Ахматова писала о Петербурге, М. И. Цветаева о:
1) Киеве; 2) Париже; 3) Петербурге; 4) Москве.
А12. Назовите художественный приём, использованный в стихотворении С.А. Есенина: «Дымом половодье зализало ил, / Желтые поводья месяц уронил...».
1) олицетворение; 2) сравнение; 3) оксюморон; 4) гипербола.
А13. Какой поэтический приём использован поэтом в данном отрывке?
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему…
1)синекдоха; 2) оксюморон; 3) Олицетворение; 4) сравнение.
А14. Какой прием использует Маяковский в следующем примере: «Гриб./ Грабь./ Гроб./ Груб.?
1) метафора; 2) звукопись; 3) сравнение; 4) эпитет.
А15. Соотнесите:
Блок |
Владимир Владимирович |
Маяковский |
Иван Алексеевич |
Цветаева |
Александр Александрович |
Ахматова |
Марина Ивановна |
Бунин |
Сергей Александрович |
Есенин |
Анна Андреевна |
А16. Соотнесите
|
Блок |
|
Маяковский |
|
Цветаева |
|
Ахматова |
|
Бунин |
|
Есенин |
С1. Напиши сочинение «Мое открытие поэзии «серебряного века»(не менее 70 слов).
Контрольная работа по теме «Поэзия «серебряного века». 9 класс. Вариант 2.
А1. Какой период развития русской литературы принято называть Серебряным веком?
1) 1860 – 1905; 2) 1917 – 1921; 3) 1900 – 1910; 4) 1890 – 1917 гг.
А2. Определите направление по характерным признакам:
Направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.
акмеизм; 2) футуризм; 3) имажинизм; 4) символизм.
А3. Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора».
1) акмеизм; 2) футуризм; 3) имажинизм ; 4) символизм
А4. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?
1) С. Есенина; 2) А.Блока; 3) Н. Гумилёва; 4) Блока.
А5. Кому из поэтов М.Цветаева посвятила эти строки:
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
1) Ахматовой; 2) Пушкину; 3) Блоку; 4) Есенину.
А6. Укажите, к какому литературному направлению принадлежало творчество М. И. Цветаевой.
1) символизм; 2) акмеизм; 3) вне течений; 4) футуризм.
А7. Кто из поэтов был мужем А.А.Ахматовой?
1) Б.Л.Пастернак; 2) Н.С.Гумилёв; 3) В.Я.Брюсов; 4) К.Д.Бальмонт..
А8. Кому принадлежат Сборники стихов «Радуница», «Стихи скандалиста», «Исповедь хулигана»,
«Персидские мотивы»:
1) Есенин; 2) Ахматова; 3) Цветаева ; 4) Блок.
А9. Духовным отцом и предтечей символистов является
1) Ницше; 2) Федоров; 3) Платон; 4) Соловьев.
А10. «Трилогию вочеловечения» в своей лирике создал:
Маяковский; 2) Блок; 3) Ахматова; 4) Есенин.
А11. Какому городу посвящено это стихотворение Цветаевой?
Семь холмов — как семь колоколов! На семи колоколах — колокольни.
Всех счётом — сорок сороков. Колокольное семихолмие!
1) Москве; 2) Петербургу; 3) Елабуге; 4) Парижу.
А12. Анна Ахматова - литературный псевдоним :
1) Анны Горенко; 2) Анны Мотовиловой; 3) Анны Буниной; 4) Цветаевой.
А13. Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении В. Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал, / в июль катилось лето...»
1) олицетворение; 2) сравнение; 3) оксюморон; 4) гипербола.
А14. Назовите средство художественной изобразительности, использованное Маяковским в следующем фрагменте: «Мама! / Ваш сын прекрасно болен!».
1) олицетворение; 2) сравнение; 3) оксюморон; 4) гипербола.
А15. Соотнесите
|
Блок |
|
Маяковский |
|
Цветаева |
|
Ахматова |
|
Бунин |
|
Есенин |
А16. Соотнесите:
Блок |
Владимир Владимирович |
Маяковский |
Иван Алексеевич |
Цветаева |
Александр Александрович |
Ахматова |
Марина Ивановна |
Бунин |
Сергей Александрович |
Есенин |
Анна Андреевна |
С1. Напиши сочинение «Мое открытие поэзии «серебряного века» (не менее 70 слов).
КЛЮЧ к тесту по теме «Поэзия «серебряного века». 9 класс.
ВАРИАНТ 1 |
ВАРИАНТ 2 |
2 |
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
4 |
2 |
2 |
4 |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
3 |
1 - В 2 - А 3 - Г 4 - Е 5 - Б - Д |
1В 2Г 3Е 4А 5Б 6Д |
16) А 3 Б 5 В 6 Г 1 Д 4 Е 2 |
А 3 Б 1 В 4 Г 6 Д 2 Е 5 |
Дементьева Ирина Михайловна