Контрольная работа по истории в 10 классе на тему «Российское государство в XV — конце XVI веков»
Контрольная работа по теме: «Российское государство в XV - конце XVI веков».
10 класс – ПРОФИЛЬ
1 – вариант.
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. – 1 б.
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) взятие Казани
2) венчание Ивана IV на царство
3) стояние на Угре
2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.
СОБЫТИЯ |
ГОДЫ |
А) Опричнина Ивана Грозного Б) правление Василия III В) Ливонская война Г) правление Фёдора Ивановича |
1) 1462 - 1505гг. 2) 1505 - 1533 гг. 3) 1533 - 1584 гг. 4) 1558 -1585гг. 5) 1565 - 1572 гг. 6) 1584 – 1598 гг. |
3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с процессом закрепощения крестьян.
1) Юрьев день, 2) урочные лета, 3) пожилое, 4) заповедные лета, 5) уставная грамота, 6) мировой посредник.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. - 1 б.
4.Запишите термин, о котором идѐт речь. – 1 б.
Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV—XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _______.
5.Какие из перечисленных мероприятий относятся к деятельности Избранной Рады? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.- 2 б.
1) учреждение патриаршества в России
2) созыв первого Земского собора
3) учреждение Приказа тайных дел
4) принятие Судебника 1550 г.
5) создание стрелецкого войска
6) введение заповедных лет
6.Установите соответствие между историческими лицами и родом их деятельности: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
– 2 б.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА |
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) Малюта Скуратов Б) Ермак Тимофеевич В) митрополит Макарий Г) Андрей Курбский |
1) церковный и государственный деятель, участник Избранной рады 2) дьяк Посольского приказа, руководитель внешней политики Русского государства в начале правления Ивана IV 3) казачий атаман, завоеватель Сибири 4) опричный палач, воевода в период Ливонской войны 5) русский полководец, политик и писатель, член Избранной Рады |
7. Прочтите отрывок из документа.
«На четвёртый год после взятия Дерпта последняя власть лифляндская разрушилась... Часть земель вошла в состав королевства Польского и Великого княжества Литовского. И что же наш царь после этого предпринимает? Вначале он прогоняет двух мужей-советников Сильвестра-протопопа и Алексея Адашева, ни в чём перед ним не виноватых, и открывает свои уши злым льстецам, о которых я уже писал. Они уже неоднократно клеветали и доносили заглазно на этих святых людей, особенно преуспели царские шурины и другие нечестивые погубители всего царства. А чего ради это было сделано? Они полагали, что их злоба не раскроется и они смогут безнаказанно всеми нами владеть и вершить неправедный суд, взятки брать и другие преступления совершать безнаказанно, умножая себе состояние. И о чём же они клевещут и шепчут на ухо царю? Когда умерла царица, то они сказали, что погубили её эти два мужа (в чём сами искусны и во что верят, то на святых и добрых людей возлагают). Царь им поверил и пришёл в гнев. Вначале начал разыскивать имена близких родственников Алексея Адашева и Сильвестра, а затем всех друзей и соседей, и даже тех, кто едва был с ними знаком. Всех этих людей выгоняли из домов, захватывали их имущество и имения, и мучили различными муками, и высылали в другие города. А зачем тех невиновных мучил? Земля возопила о невинно изгнанных, которых проклинали вышеупомянутые льстецы, соблазнившие царя, а он совместно с ними, как бы оправдываясь перед всеми, говорил, что он такое творит, только остерегаясь колдовства (неизвестно какого), приказывая мучить не одного или двух, а весь свой народ». |
Используя отрывок, выберите в приведённом списке верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. - 2 б.
1) Описанные в документе события относятся к пятнадцатому веку.
2) Царь, упоминаемый в отрывке — Иван III.
3) В отрывке упоминаются события Ливонской войны.
4) Автор одобряет действия царя.
5) Упоминаемые в отрывке мужи-советники входили в Избранную раду.
6) Следствием описанных в отрывке событий было введение опричнины.
Рассмотрите карту и выполните задание 8-11 |
8.Напишите имя русского правителя, к годам правления которого относятся события, указанные на схеме.- 1 б.
9.Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 1.- 1 б.
10.Напишите название средневекового государства, в результате распада которого образовалось ханство, завоёванное в ходе событий, обозначенных на схеме.- 1 б.
11. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.- 2 б.
1) Победа в обозначенном на схеме походе была одержана за счёт недавно организованных на европейский лад «полков нового строя».
2) Значение похода, обозначенного на схеме, заключалось в частности в присоединении плодородных земель, необходимых для раздачи дворянам.
3) К финно-угорской группе относится народ, указанный на схеме под цифрой «2».
4) Обозначенный на схеме цифрой «1» город сдался русскому войску без сопротивления.
5) В правление российского государя, при котором произошли события, обозначенные на схеме, началось завоевание Сибири.
6) Народы, обозначенные на схеме под цифрами «4» и «5», относятся к славянской языковой группе.
Рассмотрите изображение и выполните задание 12- 13 |
12.Какие суждения о произведении русского искусства, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны – 2 б.
1) в настоящее время данный портрет хранится в Эрмитаже
2) на фотографии изображена парсуна царя Ивана Грозного
3) данное изображение выполняло роль иконы в одном из кремлёвских храмов
4) данная форма живописи получила активное развитие в России XVII в.
5) портретная живопись в форме парсун просуществовала в России до XIX в.
13.Какие из храмов были созданы в тот век, когда в России правил царь, изображённый на портрете? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны. – 2 б.
Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы 14- 16 |
Из книги А. А. Зимина и А. Л. Хорошкевича «Россия времени Ивана Грозного»
«Присоединение Сибири».
К концу Ливонской войны хозяйственная разруха резко усилилась. В некоторых районах Новгородской земли запустело 80-90% сёл и деревень. Тяготы возросших поборов, мор и голод приводили к вымиранию населения и к бегству крестьян на восточные и южные окраины. Правительство Грозного пыталось заботиться, прежде всего, о благополучии «воинского чина», т. е. военно-служилого люда. С 1581 г. начинается перепись населения с целью навести порядок в обложении его государственными податями. В районах, где проводилась перепись, крестьянам временно, в течение «заповедных лет», запрещалось уходить от господ. Так подготавливалась отмена крестьянского выхода и окончательное утверждение крепостного права. Бегство крестьян и холопов продолжалось. На южных рубежах страны скапливался тот горючий элемент, который в начале XVII в. приведёт к грандиозному пожару крестьянской войны.
Введение «заповедных лет», этих предвестников окончательного торжества крепостничества, совпало с присоединением Сибири. Её огромные необжитые или слабо освоенные просторы манили беженцев из крепостнического центра России. Отлив населения снимал остроту классовых противоречий в центре, но создавал их очаги на окраинах»
14. На основе текста и знаний по истории укажите не менее двух событий (явлений), которые предшествовали и послужили причиной усиления хозяйственной разрухи в России в описываемый период времени. О каком «грандиозном пожаре крестьянской войны» идёт речь? – 2 б.
15.На основе текста и знаний по истории назовите не менее двух мер, предпринимаемых правительством для преодоления хозяйственного кризиса. Укажите, в интересах какого слоя населения проводились эти меры?-2 б.
16.На основе текста и знаний по истории назовите не менее двух причин усиления клас-совых противоречий в данный период времени. Какой фактор в конце XVI в. временно снимал остроту классовых противоречий?- 3 б.
ИТОГО - 27 б.
27 – 25 б.- «5»
24 – 18 б.- «4»
17 – 11 б. – «3»
менее 11 б – «2»
Контрольная работа по теме: «Российское государство в XV - конце XVI веков».
ПРОФИЛЬ – 10 класс
2 – вариант.
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. – 1 б.
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Стоглавый собор
2) Судебник Ивана III
3) первый Земский собор
2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.
СОБЫТИЯ |
ГОДЫ |
А) венчание Ивана IV на царство Б) присоединение Астрахани к России В) освобождение от ига Золотой Орды Г) Судебник Ивана IV |
1) 1497 г. 2) 1480 г. 3) 1547 г. 4) 1550 г. 5) 1552 г. 6) 1556 г. |
3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к эпохе правления Ивана IV.
1) Cтрельцы; 2) опричники; 3) полки «нового строя»; 4) Избранная рада; 5) Табель о рангах
6) Уложение о службе
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. -1 б.
4.Запишите термин, о котором идѐт речь. – 1 б.
Состоявший из представителей различных слоёв населения орган при царе, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел , назывался _______.
5.Выберите из списка события, относящихся к правлению Ивана III, и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.-2 б.
1) присоединение Смоленска
2) введение государственного герба — двуглавого орла
3) присоединение Новгорода
4) расцвет приказной системы
5) создание стрелецкого войска
6) постройка краснокирпичного Московского Кремля
6.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите соответствующие характеристики, обозначенные цифры– 2 б.
ПРОЦЕСЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
ФАКТЫ |
А) подчинение Новгорода Москве Б) правление Фёдора Ивановича Б) Ливонская война Г) опричная политика Ивана IV |
1) Ям-Запольский перемирие с Речью Посполитой 2) усиление личной власти царя 3) введение Юрьева дня 4) битва на реке Шелонь 5)присоединение Казани к Московскому государству 6) введение «урочных лет» |
7. Прочтите отрывок из произведения средневекового автора.
«Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000 при самой его особе... Прочие размещены в укреплённых городах, где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по семи рублей в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса... Воины, составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала гладкий и прямой; отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжёл, хотя стреляют из него очень небольшою пулею... В Сибири... построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат, из русских и поляков, которые царь усиливает, отправляя туда новые партии для населения, по мере распространения владений... Постоянных телохранителей царя составляют 2000 человек, стоящие день и ночь с заряженными ружьями, зажжёнными фитилями и другими нужными снарядами. Они не входят во дворец и сторожат во дворе, где живёт царь... Они... сторожат дворец царский или опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь, другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и около казначейства... |
Используя отрывок, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.- 2 б.
1) Описываемое в отрывке войско было создано в годы правления Ивана III.
2) Войско, которое описывает автор, имело огнестрельное оружие.
3) Описываемое в отрывке войско сыграло большую роль в расширении границ Российского государства во второй половине XVI в.
4) Войско, которое описывается в отрывке, получало жалованье в натуральной и денежной форме.
5) Описываемое войско формировалось на основе рекрутского набора.
6) Описываемое в отрывке войско было расформировано в начале XVII в.
Рассмотрите карту и выполните задание 8- 11 |
8.Назовите князя, в годы правления которого в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2». – 1б.
9.Укажите век, когда в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «3», «4» и «5» .- 1 б.
10.Назовите князя, при котором Русское государство достигло границ, обозначенных на схеме жирной чертой. – 1 б.
11.Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.-2 б
1) В городах, обозначенных цифрами «2» и «3», до вхождения в состав единого Русского государства существовала республиканская форма правления.
2) Следствием провала похода, обозначенного чёрными стрелками, стало освобождение Русского государства от ордынского ига.
3) Город, обозначенный цифрой «1», вошёл в состав единого Русского государства в 1478 г.
4) Ордынское войско в походе, обозначенном чёрными стрелками, возглавлял Мамай.
5) Город, обозначенный цифрой «2», вошёл в состав единого Русского государства в 1485 г.
6) Города, обозначенные цифрами «4» и «5», были отвоёваны Русским государством у Великого княжества Литовского.
Рассмотрите изображение и выполните задание 12 - 13 |
12.Какие суждения о данной картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. – 2 б.
1) На картине изображены представители царской династии.
2) Автор картины являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок.
3) Данная картина является единственным обращением её автора к теме истории России.
4) Действие картины происходит в XVII в.
5) Автором картины является В. И. Суриков.
13.Какие из данных памятников архитектуры были созданы при жизни персонажей, изображённых на картине? В ответе запишите цифры, под которыми они указаны.- 2 б.
Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы 14- 16 |
<...> Тебе напомню лишь кое-что из многого, ибо на укоризны, которые ты писал ко мне.я уже со всей истиной ответил: теперь же напомню немногое из многого. Вспомни сказанное в книге Иова: «Обошел землю и иду по вселенной»: так и вы с попом Сильвестром, и Алексеем Адашевым. и со всеми своими родичами хотели видеть под ногами своими всю Русскую землю, но бог даст власть тому, кому захочет.... Вы не только не захотели повиноваться мне и слушаться меня, но сами мною владели, захватили мою власть и правили, как хотели, а меня устранили от власти: на словах я был государь, а на деле ничем не владел... А с женой моей зачем вы меня разлучили? Не отняли бы вы у меня моей юной жены, не было бы и Кроновых жертв. А если скажешь, что я после этого не стерпел и не соблюл чистоты, так ведь все мы люди... А зачем вы захотели князя Владимира посадить на престол, а меня с детьми погубить? Разве я похитил престол или захватил его через войну и кровопролитие? По божьему изволению с рождения был я предназначен к царству: и уже не вспомню, как меня отец благословил на государство: на царском престоле и вырос. А князю Владимиру с какой стати следовало быть государем? Он сын четвертого у дельного князя. Какие у него достоинства, какие у него наследственные права быть государем, кроме вашей измены и его глупости? В чем моя вина перед ним?
14. Назовите автора данного послания. Укажите фамилию адресата. Укажите период (с точностью до двух десятилетий), когда было написано данное послание. - 2 б.
15.В чем автор письма обвиняет адресата? Приведите три обвинения.- 2 б.
16. Укажите название правительственного кружка, в который входил адресат письма, а также политические деятели, названные в письме. Назовите несколько реформ, проведенных по инициативе этого кружка.-3 б.
ИТОГО - 27 б.
27 – 25 б.- «5»
24 – 18 б.- «4»
17 – 11 б. – «3»
менее 11 б – «2»
Контрольная работа по теме: «Российское государство в XV - конце XVI веков».
КЛЮЧ
№задания |
1 – вариант |
2 – вариант |
1 -1 б. |
321 |
231 |
2- 2 б. |
5246 |
3624 |
3- 1 б. |
56 |
35 |
4- 1 б. |
местничество |
Земский Собор |
5- 2 б. |
245 |
236 |
6- 2 б. |
4315 |
4612 |
7- 2 б. |
356 |
234 |
8- 1 б. |
Иван IV |
ИванIII |
9-1 б. |
Казань |
XVI век |
10-1 б. |
Золотая Орда |
Василий III |
11-2 б. |
235 |
126 |
12-2 б. |
24 |
12 |
13 – 2 б. |
24 |
12 |
14 – 2 б. |
1. Может быть указано, что причинами усиления хозяйственной разрухи были: - войны за присоединение территорий Казанского, Астраханского и Сибирского ханств - неудачная Ливонская война 1558-1583 гг. - существование в 1565-1572 гг. опричнины 2. «Грандиозный пожар крестьянской войны» - это крестьянско-казачье движение (война) под предводительством Ивана Болотникова и разорение, вызванное гражданской войной и действиями польских и шведских войск в Смутное время |
1) автор - Иван IV Грозный: 2) адресат - Андрей Курбский: 3) период - 1560-1570-е гг. |
15 – 2 б. |
1.Могут быть указаны следующие мероприятия правительства - проведение переписи населения с целью упорядочения взимания податей - введение «заповедных лет» - введение «урочных лет» 2. Мероприятия проводились в интересах «служилого люда» из землевладельцев (бояр, дворян) |
1) захват, вместе с Сильвестром и Алексеем Адашевым.царской власти, устранение царя от власти; 2) разлучили царя с женой; 3) хотели посадить на престол князя Владимира (Старицкого), а царя с детьми погубить. |
16 – 3 б. |
1. Могут быть указаны следующие причины усиления классовых противоречий: - увеличение поборов с крестьян - введение «заповедных лет» - стремление государства к усилению зависимости крестьян от землевладельцев 2. Остроту классовых противоречий снимало бегство крестьян на южные окраины и присоединение к России огромных пространств на востоке страны, где отсутствовало крепостное право |
В ответе должно быть указано название - Избранная рада.
Могут быть указаны реформы:
1) созыв первого Земского собора: 2) принятие Судебника 1550 г.: 3) созыв Стоглавого собора 1551 г.: 4) принятие Уложения о службе: 5) формирование приказной системы. |
ИТОГО - 27 б.
27 – 25 б.- «5»
24 – 18 б.- «4»
17 – 11 б. – «3»
менее 11 б – «2»