12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Любовь Николаевна227
Россия, Орловская обл., Новодеревеньковский район, с. Старогольское

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС (урок «открытия нового знания» (изучения нового материала))

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет – история России

Класс - 6

Учитель Дунаева Любовь Николаевна, МБОУ «Старогольская СОШ»

Тема урока – «Русь в конце X – начале XI в. Становление государства»

Словарь урока: «лествичная система» распределения княжений, идеология

Ресурсы урока: учебник И. Л. Андреев, И. Н. Фёдорова «История России с древнейших времён до XVI века», рабочая тетрадь к учебнику под редакцией Клоковой, карта настенная «Русские княжества в XI – начале XII века», презентация POWER POINT, раздаточные карточки, сигнальные карточки.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся продолжат развивать умение искать, анализировать, развивать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях прошлого, аргументировать своё отношение к ней.

Обучающиеся усвоят важнейшие даты:

862 г. – «призвание» варягов на Русь.

886 г. – захват Олегом Киева.

988 г. – крещение Руси князем Владимиром Красное Солнышко.


 

Познавательные

Общеучебные универсальные действия:

- выделение самостоятельно познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Планирование:

- определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные

Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Формирование :

- основ гражданской идентичности личности, целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

- уважительное отношение к другому человеку, его истории, культуре, религии.

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап. Организационный момент

Приветствует обучающихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Повторение ранее изученного материала: тестирование (приложение 1) и составление схемы родословной Рюриковичей у доски с помощью сигнальных карточек (приложение 2).

Выполняют тестирование в рабочих листах.

Один из обучающихся составляет схему родословной Рюриковичей.

 

Беседа:

Опираясь на схему коротко (в 1-2 предложения) дайте характеристику каждому из князей, деятельность которых мы уже успели изучить на прошлом уроке.

Что такое язычество? (стр. 235 учебника).

Причина, суть и результат языческой реформы князя Владимира?

Что такое религия (что она в себя включает) и в чём её главное отличие от язычества?

Отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал.

Вспомните, какие религии были распространены в соседних с Русью государствах. Слайд 1

Как же поступит князь Владимир после неудачной языческой реформы? Откажется от её продолжения и углубления, введёт ли на Руси единобожие или нет? Если да, то на какой религии остановится? Насколько труден этот выбор для князя?


 

Можем ли мы ответить на эти вопросы сразу?


 


 

- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), выявляют противоречие – осознают и проговаривают его.


 

Обучающиеся осознают, что их знаний недостаточно для полного ответа на вопросы учителя

3 этап. Актуализация знаний

Положите руку на грудь.

Большинство из вас ощутило под одеждой тоже, что и я - нательный крест. Это значит, что князь Владимир ввёл на Руси христианство.

Но что означает дата – 1054 год?

Повторяют за учителем движение.

Высказывают мысль о христианизации Руси.


 

Вспоминают ИСВ и разделение христианской церкви на западную и восточную.

4 этап.

Целеполагание

и планирование

На какие же вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке? Слайд 2-4.

Что нужно узнать для решения проблемы?

Вопросы, которые мы сегодня рассмотрим:

Принятие христианства.

Новая система управления Русской землей.

Откуда мы будем получать информацию по данной проблеме, с какими источниками мы будем работать?

Формулируют учебные задачи, определяют сферу своей деятельности на уроке (документы, историческая карта, текст учебника, иллюстрации, работа в рабочих тетрадях).

5 этап. «Открытие» нового знания

1. Принятие христианства


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа в группах:

- предоставляем ресурсы для организации самостоятельной работы (исторические документы).

- организуем работу обучающихся по поиску и обработке информации.

Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради, исторические документы).

1 группа:

«Повесть временных лет» о причинах принятия христианства православного толка.

(Рабочая тетрадь – задание №1 стр. 19).

Работают в малых группах над решением различных сторон учебной задачи.

2 группа:

«Повесть временных лет» о причинах принятия христианства православного толка (приложение 2).


 


 

Называют причины и следствия принятия христианства в виде схемы.

3 группа:

Мнение историка Соловьёва о причинах принятия христианства православного толка (приложение 3).

4 группа:

«Повесть временных лет» о самом событии крещения Руси (приложение 4).

Работа с иллюстрацией на стр. 51 учебника.

Записывают дату в тетрадь – 988 г. – крещение Руси князем Владимиром.

5 группа:

Рабочая тетрадь – задание №3 стр. 21.

(Приложение 5). Слайд 5.

Фиксируют на бумаге и доске свое «открытие» - схему управления христианской церковью на Руси.

Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)

«Да-Нет»

Учитель может ходить по классу у доски туда-сюда, а дети при ответе на вопросы будут вынуждены следить за ним глазами, выполняя тем самым зарядку для глаз.

Вопросы:

1.Основатель династии русских князей – Рюрик?

2.Князь Олег прибил щит к воротам Царьграда (Константинополя)?

3.Христианство было принято в 882 году?

4. Христианство на Руси было принято при князе Владимире?

5.Княгиня Ольга – мать Владимира?

6. Религия Хазарского каганата - ислам?

7. Христианство разделилось в 1054 году?

8. Христианское имя князя Владимира – Александр?

9. Главой Русской церкви был Византийский патриарх?

10. Княгиня Ольга была христианкой?


 


 


 


 


 

Слушают вопросы и говорят да-нет, подтверждая «ДА» хлопком.

2. Новая система управления Русской землей.

Попробуем составить схему управления русскими землями при князе Владимире. Слайд 6.

Формулирует наводящие вопросы, корректирует деятельность обучающихся по составлению схемы.

Что такое «лествичная» система распределения княжений (словарь учебника – стр.231).

Составляют схему новой системы управления Русской землёй на основе текста учебника (стр. 52)

Работают со словарём, записывают определение в тетрадь

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Формулирует обобщающие вопросы. Возвращение к эпиграфу урока. Ответ на проблемный вопрос. Слайд 8-11.

Называют причины и следствия принятия христианства (записывают их в тетрадь в виде схемы).

7 этап. Рефлексия и оценивание

- Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Слайд 12.

- Выставляет и комментирует отметки.


 

Закончите предложения:

На уроке я работал….

Своей работой на уроке я ...

Урок мне показался...

За урок я...

Мое настроение...

Материал урока мне был...

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока (ориентируясь на целеполагание), отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

8 этап. Домашнее задание

Инвариантная часть (соответствует базовому уровню): учебник, § 6-7; записи в тетрадях. Слайд 13.

Вариативная часть:

- в рабочей тетради задание №2 по контурной карте (стр. 20);

- составить таблицу по внутренней и внешней политике Владимира Святославича.


 

Записывают и уточняют домашнее задание

Ресурсный материал урока

Приложение 1.

Образование Древнерусского государства

Карточка №1

Соотнесите понятия и термины

 

Понятие

 

Определение

1

Дань

А

Дань, имеющая определённые размеры

2

Полюдье

Б

Площадка, на которой стояли языческие идолы, храм, находилось место жертвоприношения богам

3

Уроки

В

Ежегодный объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани

4

Погосты

Г

Натуральный или денежный сбор с покорённых народов или стран

5

Капище

Д

Место временного пребывания князя при объезде земель, место своза дани

Соотнесите князя и годы его правления


 

 

Князь

 

Годы правления

1

Ольга

А

912-945

2

Игорь

Б

945-957

3

Олег

В

957-972

4

Владимир

Г

879-912

5

Святослав

Д

980-1015


 

Образование Древнерусского государства

Карточка №2

Соотнесите дату и событие

 

Дата

 

Событие

1

862

А

Первый военный поход Олега на Византию (Царьград)

2

882

Б

Языческая реформа князя Владимира Красное Солнышко

3

907

В

Призвание варягов на Русь

4

911

Г

Окончание правления Владимира Святого

5

945

Д

Начало правления Святослава

6

964

Е

Второй военный поход Олега на Византию (Царьград)

7

972

Ж

Восстание древлян, смерть князя Игоря

8

980

З

Смерть Святослава

9

983

И

Захват варягами власти в Киеве

10

1015

К

Начало правления Владимира Святославича

Ответы:

Карточка 1. 1- Г 2- В 3- А 4- Д 5- Б; 1- Б 2- А 3- Г 4- Д 5- В.

Карточка 2. 1- В 2- И 3- А 4- Е 5- Ж 6- Д 7- З 8- К 9- Б 10- Г

Приложение 2.


 

О выборе веры

В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: "Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету". И спросил Владимир: "Какова же вера ваша?" Они же ответили: "Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. Здесь же, говорит, следует невозбранно предаваться всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на том", и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья; и сказал он: "Руси есть веселие пить, не можем без того быть". Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: "Пришли мы, посланные папой", и обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: "Земля твоя такая же, как и наша, а вера наша не похожа на твою, так как наша вера – свет. Покланяемся мы богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги- просто дерево"». Владимир же спросил их: "В чем заповедь ваша?" И ответили они: «Пост по силе; "если кто пьет или ест, то все это во славу божию",- как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: "Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого". Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: "Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого бога Авраама, Исаака и Иакова". И спросил Владимир: "Что у вас за закон?" Они же ответили: "Обрезываться, не есть свинины и заячины, хранить субботу". Он же спросил: "А где земля ваша?" Они же сказали: "В Иерусалиме". Снова спросил он: "Точно ли она там?" И ответили: "Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам". Сказал на это Владимир: "Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны? Если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?"


 

В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же Вы посоветуете? Что ответите?» И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит богу".

И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: "Идите и испытайте веру их".

И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними", - и обратился к послам: "Говорите перед дружиною". Они же сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища; и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей".

А.С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен


 

Приложение 3.

Историк С. М. Соловьев так объясняет принятие крещения:


 

Религия, удовлетворявшая рассеянным, особо живущим племенам, не могла более удовлетворять киевлянам, познакомившимся с другими религиями. При старой вере нельзя было оставаться, нужно было решиться на выбор другой.


 

Выбор веры, есть особенность русской истории: ни одному другому европейскому народу не предстояло необходимости выбора между религиями; но не так было на востоке Европы, на границах ее с Азиею, где сталкивались не только различные народы, но и различные религии, а именно: магометанская, иудейская и христианская… Князю русскому и его народу предстоял также выбор между тремя религиями, и опять повторилось предание о проповедниках различных вер и о выборе лучшей; на этот раз лучшею оказалась не иудейская: европейский смысл избрал христианство. Предание очень верно выставило также причину отвержения иудеев Владимиром: когда он спросил у них, где ваша земля, и они сказали, что Бог в гневе расточил их по странам чужим, то Владимир отвечал: «Как вы учите других, будучи сами отвергнуты Богом и расточены?» Вспомним, как у средневековых европейских народов было вкоренено понятие, что политическое бедствие народа есть наказание Божие за грехи, вследствие чего питалось отвращение к бедствующему народу.


 

Магометанство, кроме видимой бедности своего содержания, не могло соперничать с христианством по самой отдаленности своей. Христианство было уже давно знакомо в Киеве вследствие частых сношений с Константинополем, который поражал руссов величием религии и гражданственности. Бывальцы в Константинополе после тамошних чудес с презрением должны были смотреть на бедное русское язычество и превозносить веру греческую. … Владимир постоянно слышал о Греческой земле, сильной верою, о величии тамошнего богослужения; ещё одно доказательство в пользу христианства: «Если бы дурен был закон греческий, — говорили они, — то бабка твоя Ольга не приняла бы его; а она была мудрее всех людей».


 

Вопрос: какова причина принятия христианства, по мнению ученого?


 

Приложение 4.

Из «Повести временных лет»

«…После всего этого (крещения в Корсуни) Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Корсунь же отдал грекам за царицу, а сам вернулся в Киев.

И когда пришел, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его».

Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы.

Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же … приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых».


 

Вопросы: 1. Как вы думаете, почему Владимир так жестоко расправился с идолами?

2. Какова позиция летописца в описании этого события?

3. Почему «плакали матери»?

4. Как объясняли принятие христианства киевляне?

5. Каковы были последствия принятия христианства?


 

Приложение 5.

«Вместе с христианской верой на Русь пришла и христианская церковь. Её руководителем был константинопольский патриарх. Территория Руси была одной из митрополий, которыми он руководил. Глава митрополии назывался митрополит. Его назначал константинопольский патриарх. Первыми митрополитами на Руси «были греки, присланные из Константинополя.

Митрополия делилась на епархии во главе с епископами.

Богослужение в церквях вели священники. Им было разрешено иметь семью, то есть они относились к так называемому белому духовенству.

Со временем на Руси появилось и чёрное духовенство. Это были монахи, которые давали обет безбрачия и уходили в монастыри. Они проводили дни в трудах, молитвах и думах о Боге. Некоторые монахи давали обет молчания, затворничества, запираясь в своих кельях на многие годы. Руководители монастырей назывались игуменами».

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Юлия Митрофанова, 11.04.18 в 19:54 1Ответить Пожаловаться
Что такое религия (что она в себя включает) и в чём её главное отличие от язычества? Не совсем поняла вопрос. А язычество это не религия?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.