Урок по истории в 6 классе «Русь в конце X — начале XI в. Становление государства»
Технологическая карта урока, реализующего ФГОС (урок «открытия нового знания» (изучения нового материала))
Ресурсный материал урока
Приложение 1.
Образование Древнерусского государства
Карточка №1
Соотнесите понятия и термины
Понятие |
Определение |
||
1 |
Дань |
А |
Дань, имеющая определённые размеры |
2 |
Полюдье |
Б |
Площадка, на которой стояли языческие идолы, храм, находилось место жертвоприношения богам |
3 |
Уроки |
В |
Ежегодный объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани |
4 |
Погосты |
Г |
Натуральный или денежный сбор с покорённых народов или стран |
5 |
Капище |
Д |
Место временного пребывания князя при объезде земель, место своза дани |
Соотнесите князя и годы его правления
Князь |
Годы правления |
||
1 |
Ольга |
А |
912-945 |
2 |
Игорь |
Б |
945-957 |
3 |
Олег |
В |
957-972 |
4 |
Владимир |
Г |
879-912 |
5 |
Святослав |
Д |
980-1015 |
Образование Древнерусского государства
Карточка №2
Соотнесите дату и событие
Дата |
Событие |
||
1 |
862 |
А |
Первый военный поход Олега на Византию (Царьград) |
2 |
882 |
Б |
Языческая реформа князя Владимира Красное Солнышко |
3 |
907 |
В |
Призвание варягов на Русь |
4 |
911 |
Г |
Окончание правления Владимира Святого |
5 |
945 |
Д |
Начало правления Святослава |
6 |
964 |
Е |
Второй военный поход Олега на Византию (Царьград) |
7 |
972 |
Ж |
Восстание древлян, смерть князя Игоря |
8 |
980 |
З |
Смерть Святослава |
9 |
983 |
И |
Захват варягами власти в Киеве |
10 |
1015 |
К |
Начало правления Владимира Святославича |
Ответы:
Карточка 1. 1- Г 2- В 3- А 4- Д 5- Б; 1- Б 2- А 3- Г 4- Д 5- В.
Карточка 2. 1- В 2- И 3- А 4- Е 5- Ж 6- Д 7- З 8- К 9- Б 10- Г
Приложение 2.
О выборе веры
В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: "Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету". И спросил Владимир: "Какова же вера ваша?" Они же ответили: "Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. Здесь же, говорит, следует невозбранно предаваться всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на том", и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья; и сказал он: "Руси есть веселие пить, не можем без того быть". Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: "Пришли мы, посланные папой", и обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: "Земля твоя такая же, как и наша, а вера наша не похожа на твою, так как наша вера – свет. Покланяемся мы богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги- просто дерево"». Владимир же спросил их: "В чем заповедь ваша?" И ответили они: «Пост по силе; "если кто пьет или ест, то все это во славу божию",- как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: "Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого". Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: "Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого бога Авраама, Исаака и Иакова". И спросил Владимир: "Что у вас за закон?" Они же ответили: "Обрезываться, не есть свинины и заячины, хранить субботу". Он же спросил: "А где земля ваша?" Они же сказали: "В Иерусалиме". Снова спросил он: "Точно ли она там?" И ответили: "Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам". Сказал на это Владимир: "Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны? Если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?"
В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же Вы посоветуете? Что ответите?» И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит богу".
И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: "Идите и испытайте веру их".
И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними", - и обратился к послам: "Говорите перед дружиною". Они же сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища; и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей".
А.С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен
Приложение 3.
Историк С. М. Соловьев так объясняет принятие крещения:
Религия, удовлетворявшая рассеянным, особо живущим племенам, не могла более удовлетворять киевлянам, познакомившимся с другими религиями. При старой вере нельзя было оставаться, нужно было решиться на выбор другой.
Выбор веры, есть особенность русской истории: ни одному другому европейскому народу не предстояло необходимости выбора между религиями; но не так было на востоке Европы, на границах ее с Азиею, где сталкивались не только различные народы, но и различные религии, а именно: магометанская, иудейская и христианская… Князю русскому и его народу предстоял также выбор между тремя религиями, и опять повторилось предание о проповедниках различных вер и о выборе лучшей; на этот раз лучшею оказалась не иудейская: европейский смысл избрал христианство. Предание очень верно выставило также причину отвержения иудеев Владимиром: когда он спросил у них, где ваша земля, и они сказали, что Бог в гневе расточил их по странам чужим, то Владимир отвечал: «Как вы учите других, будучи сами отвергнуты Богом и расточены?» Вспомним, как у средневековых европейских народов было вкоренено понятие, что политическое бедствие народа есть наказание Божие за грехи, вследствие чего питалось отвращение к бедствующему народу.
Магометанство, кроме видимой бедности своего содержания, не могло соперничать с христианством по самой отдаленности своей. Христианство было уже давно знакомо в Киеве вследствие частых сношений с Константинополем, который поражал руссов величием религии и гражданственности. Бывальцы в Константинополе после тамошних чудес с презрением должны были смотреть на бедное русское язычество и превозносить веру греческую. … Владимир постоянно слышал о Греческой земле, сильной верою, о величии тамошнего богослужения; ещё одно доказательство в пользу христианства: «Если бы дурен был закон греческий, — говорили они, — то бабка твоя Ольга не приняла бы его; а она была мудрее всех людей».
Вопрос: какова причина принятия христианства, по мнению ученого?
Приложение 4.
Из «Повести временных лет»
«…После всего этого (крещения в Корсуни) Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Корсунь же отдал грекам за царицу, а сам вернулся в Киев.
И когда пришел, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его».
Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы.
Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же … приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых».
Вопросы: 1. Как вы думаете, почему Владимир так жестоко расправился с идолами?
2. Какова позиция летописца в описании этого события?
3. Почему «плакали матери»?
4. Как объясняли принятие христианства киевляне?
5. Каковы были последствия принятия христианства?
Приложение 5.
«Вместе с христианской верой на Русь пришла и христианская церковь. Её руководителем был константинопольский патриарх. Территория Руси была одной из митрополий, которыми он руководил. Глава митрополии назывался митрополит. Его назначал константинопольский патриарх. Первыми митрополитами на Руси «были греки, присланные из Константинополя.
Митрополия делилась на епархии во главе с епископами.
Богослужение в церквях вели священники. Им было разрешено иметь семью, то есть они относились к так называемому белому духовенству.
Со временем на Руси появилось и чёрное духовенство. Это были монахи, которые давали обет безбрачия и уходили в монастыри. Они проводили дни в трудах, молитвах и думах о Боге. Некоторые монахи давали обет молчания, затворничества, запираясь в своих кельях на многие годы. Руководители монастырей назывались игуменами».
Юлия Митрофанова