Контрольная работа по обществознанию к разделу «Право» (11 класс)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Грозный
Часть1. Задания
Задание № 1 Заполните таблицу «Виды монархии и их признаки»
Решение:
Вопросы для сравнения | Абсолютная монархия | Парламентская монархия | Дуалистическая монархия |
Принадлежность законодательной власти | Монарху | Парламенту | Разделена между Парламентом и Монархом |
Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально - Монарх, фактически - Правительство | Монарх |
Назначение главы Правительства | Монарх | Формально - Монарх, но с учётом парламентских выборов | Монарх |
Право роспуска Парламента | - | У Монарха (по рекомендации Правительства) | У Монарха (неограниченное) |
Право veto монарха на решения Правительства | - | Предусмотрено, но не используется | Абсолютное вето |
Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное (указ Монарха имеет силу закона) | Предусмотрено, но не используется | Только в период между сессиями Парламента |
Современные страны | Саудовская Аравия, Оман, Ватикан, Катар | Великобритания, Испания, Нидерланды, Канада | Иордания, Кувейт, Марокко Непал |
Задание № 2
Дайте сравнительную характеристику социальной власти первобытного общества и государственной власти.
Решение:
Особенностью социальной власти в до государственный период являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.
Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу первобытного общества.
Под социальной властью понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Сравним признаки социальной власти, существовавшей в догосударственный период и государственной власти:
1. Социальная власть распространялась только в рамках рода. Государственная власть распространяется на все общество;
2. Социальная власть выражала волю рода и базировалась на кровных связях. Государственная власть носит публично-политический характер;
3. Социальная власть была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали). Государственная власть опирается на государственное принуждение;
4. Органами социальной власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. Государственная власть осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками).
Кроме того, для государственной власти характерны такие черты как система налогов, деление населения по территориальному признаку.
Задание № 3 Составьте таблицу, в которой представьте сходства и различия системы права и системы законодательства.
Решение:
Система права | Система законодательства |
Система права - это внутреннее строение структурных элементов права. Включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права | Система законодательства -единый по своей социальной направленности и назначению комплекс действующих нормативных актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства. |
Задание № 4
Чем объясняется тот факт, что в первобытном обществе не было налогов и особой казны, тогда как их наличие является важнейшим признаком государства?
Решение:
В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. Власть в первобытнообщинном строе была непосредственно общественной властью, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Система налогов и особой казны необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью. Поскольку в первобытном обществе людей, занятых только профессиональной управленческой деятельностью не было, то и не было нужды в создании системы налогов и особой казны.
Задание № 5 Составьте таблицу. Проведите сравнительный анализ: национального и международного права.
Решение:
Национальное право | Международное право |
Национальное право - право, целиком находящееся в компетенции одного государства. | Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства. |
Задание № 6 Распределите по группам, обоснуйте свой ответ:
1) юридические поступки; 2) юридические акты.
сочинение песни; обмен квартиры;
решение суда об удалении гражданина из зала суда;
случайная съемка на видеокамеру покушения на жизнь человека;
находка клада старинных монет;
заключение договора найма жилого помещения;
заявление в жилищное управление с просьбой о ремонте квартиры.
Решение:
1) юридические поступки:
сочинение песни;
случайная съемка на видеокамеру покушения на жизнь человека;
находка клада старинных монет.
2) юридические акты:
обмен квартиры; решение суда об удалении гражданина из зала суда;
заключение договора найма жилого помещения;
заявление в жилищное управление с просьбой о ремонте квартиры.
Задание № 7
Красин родился в 1920 г. и умер в 1998 г. с 8 лет пошел в школу, в 18 лет – в армию. Остальное время – трудился.
В какой период жизни Красин обладал правоспособностью?
Решение:
Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Гражданская правоспособность гражданин возникает с момента рождения. Значит, Красин на протяжении всей жизни обладал гражданской правоспособностью.
Если говорить о трудовой правоспособности, то она возникает по достижении определенного возраста.
Задание № 8 Определите в указанных ситуациях форму реализации права, обоснуйте свой ответ:
1) гражданин приобрел автомобиль;
2) суд вынес решение об аресте имущества
3) в 20 часов гражданин прекратил строительные работы, чтобы не мешать соседям отдыхать;
4) гражданин представил в налоговые органы декларацию о доходах;
5) гражданин не явился на избирательный участок в день выборов и не принял участия в голосовании;
6) супруги подписали брачный договор;
7) директор предприятия издал приказ об увольнении сотрудника;
8) водитель снизил скорость до 60 км/ч при въезде в населенный пункт;
9) судья спортивных соревнований потребовал снять спортсмена с дистанции за грубое нарушение правил;
10) гражданин направил жалобу на нарушение его трудовых прав в прокуратуру.
Решение:
1) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;
2) форма реализации – правоприменение, поскольку реализация связана с деятельностью властного субъекта – суда;
3) форма реализации – соблюдение, поскольку реализуется запреты;
4) форма реализации – исполнение, поскольку реализуется юридическая обязанность лица;
5) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;
6) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;
7) форма реализации – правоприменение, поскольку деятельность директора по изданию приказа носит властный характер;
8) форма реализации – исполнение, поскольку реализуется юридическая обязанность лица (водитель обязан снизить скорость при въезде в населенный пункт);
9) форма реализации – использование, поскольку полномочия судьи не носят государственно-властный характер, таким образом судья реализует свое субъективное право;
10) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право.
Задание № 9 Составить таблицу.
Проведите сравнительный анализ: материального и процессуального права.
Решение:
Материальное право | Процессуальное право |
Материальное право совокупность норм системы права, непосредственно регулирующих общественные отношения и совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов. Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, устанавливают правовой статус, основания и пределы юридической ответственности | Процессуальное право – совокупность норм правовой системы, регулирующих общественные отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении дел в порядке уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства. Процессуальное право устанавливает формы, требуемые для реализации и защиты материального права. |
Задание № 10 Составить таблицу. Сравните демократические политические режимы развитых стран (конец 20 – начало 19 вв.) – США и Российская Федерация.
В качестве общих характеристик демократических режимов в США и РФ могут быть: - главой государства является Президент - исполнительный орган власти – правительство – формируется Президентом - законодательный орган власти двухпалатный и формируется выборным путем - существует широкий спектр прав и свобод граждан, которые гарантируются Конституцией | |
Различия: | |
США | Российская Федерация |
- Президент является главой исполнительной власти - правительства | - главой правительства является не Президент, а другое высшее должностное лицо – Председатель |
- избирательная система мажоритарная | - избирательная система пропорциональная |
- двухпартийная политическая система (республиканцы и демократы) | - многопартийная политическая система |
- президентская республика | - смешанная республика |
Часть 2. Задания с элементами тестирования
(подчеркните правильный ответ)
1. Что является предметом теории государства и права?
• a) предметом теории государства и права является изучение всех общественных явлений, в том числе государства и права, культуры, религии, морали;
• б) предметом теории государства и права является изучение всех государственно-правовых явлений и многообразных форм их проявлений в обществе;
• в) предметом теории государства и права является исследование определенной сферы государственной жизни и конкретной отрасли права и законодательства;
• г) предметом теории государства и права является изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущности, назначения и функционирования в обществе, а также особенности политического и правового сознания и юридического регулирования;
2. Какие из перечисленных наук являются отраслевыми юридическими науками?
• а) криминалистика, судебная психиатрия, судебная медицина;
• б) уголовное право, конституционное право, гражданское право;
• в) всеобщая история государства и права, теория государства и права;
• г) криминология, бухгалтерский учет и экспертиза;
• д) политология, культурология, логика.
3. Какие из перечисленных явлений непосредственно относятся к государственно-правовым?
• а) обычаи, мораль, религия;
• б) политическое сознание и политическая культура;
• в) традиции, нравственность, культура;
• г) законность, нормативно-правовые акты, правосознание, правоотношения, государственный аппарат;
• д) экономика, производительные силы, способ производства, финансы, налоги;
4. Какие функции выполняет теория государства и права?
• а) теоретико-познавательную (онтологическую, гносеологическую);
• б) методологическую; •
в) прогностическую;
• г) политическую (идеологическую);
•д) вcе перечисленные.
5. Каким образом соотносятся предмет и метод теории права и государства?
• а) предмет определяет методы его исследования;
• б) методы определяет исследователь независимо от предмета исследования;
• в) предмет и метод существуют независимо друг от друга.
Перечень рекомендованных нормативно-правовых актов и источников для решения заданий
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием) от 12 декабря 1993 // с изменениями от 2020 г.
О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 2018
О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ.
Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года «О референдуме» (ред. от 18.06.2018)
При подготовке к контрольной работе рекомендуется использовать конспекты лекций.
Литература:
Клименко С.В. Основы государства и права: учебник / С.В. Клименко, А.Л.Чичерин. М.: Зерцало, 2018
Коваленко И.А. Основы государства и права: курс лекций / И.А. Коваленко. М.: Теис, 2018
Информационные справочно-правовые системы:
«Консультант Плюс», «Гарант».