Контрольное тестирование в 5 классе по теме «Лексика»
Контрольное тестирование по теме «Лексика»
Часть А.
1. Дать определение понятию лексика.
2. В каком примере слово железная употреблено в прямом значении?
1)железная руда
2)железная воля
3)железная хватка
4)железное правило.
3. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
1)золотое кольцо
2)тёмная ночь
3)золотой голос
4)идёт по дороге.
4. Какое слово является многозначным?
1)диалог
2)суффикс
3)корень
4)тюль.
5. Какое слово является однозначным?
1)кисть
2)фауна
3)игла
4)расцвести.
6. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами?
1) Лошадь была со светлой гривой. – Конь оказался весьма резвый.
2) Песчаная коса нашей реки. – Мама заплела косу.
3) Мальчик почти всегда улыбался. - Девочка немного грустная.
4) Груша вся покрыта белыми цветами. – Чёрный цвет земли говорит о её плодородии.
7. Выпишите из предложения слово, которое имеет омоним: Клубы дыма поднимались вверх.
8. В каком предложении есть синоним?
1) Лиса живёт хитростью, а заяц – прыткостью.
2) Сова спит днём, а охотится ночью.
3) В поэзии часто глаза называют очами.
4) По лестнице можно идти вверх и вниз.
9. В каком ряду слова не являются синонимами?
1) страх, боязнь
2) дом, хижина
3) счастье, радость
4) ученик, учитель.
10. Запишите синонимы к словам удивлять, сверкать, красивый.
11. В каком ряду выделенные слова не являются антонимами?
1) Глубокая река- мелкая
2) Чистые руки-грязные
3) Хвалить ребёнка - ругать
4) Трудолюбивый человек – лень.
12. В каком предложении есть антонимы?
1) Мы жёлуди в землю сажали весной.
2) Она услышала быстрый, тревожный шёпот.
3) Волка бояться- от белки бежать.
4) Больше дела, меньше слов.
13. Выпишите из предложения антонимы. Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
14. Запишите антонимы к словам: поднимались, долго, счастье.
15. Укажите верное суждение:
1) Слова день и ночь являются синонимами.
2) Слова день и ночь являются антонимами.
3) Слова день и ночь являются омонимами.
4) Слова диван и кресло являются синонимами.
Часть В. Запишите стихотворную строфу, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении. Назовите средства художественной выразительности, созданные на основе этого переноса:
Звезды ясные, звёзды пр_красные
Наш_птали цветам ска_ки ч_дные,
Леп_стки улыбнулись атласные,
Задр_жали л_стки изумрудные.(К.Фофанов)
Часть С. Опишите ребят вашего класса, используя в тексте синонимы и антонимы.