Контрольная работа по теме «Лексика»
Контрольная работа по теме «Лексика».
Часть 1.
1. Вставьте нужное слово (несколько слов).
А. Все слова языка образуют его…..
Б. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, называются……
В. Новые слова, возникающие в языке, называются…..
Г. Устойчивые сочетания слов называются….
2. Какое устаревшее слово является синонимом слова «битва»?
а) ланиты; б) перст; в) чело; г) баталия.
3. Какое слово является устаревшим?
а) плащ; б) пальто; в) кафтан; г) шуба.
4. В каком случае выделенное слово является диалектным?
а) Соседка угостила меня пирожками.
б) Петя добросовестно работал на уборке территории.
в) Бабушка попросила принести ей бураков.
г) Оркестром руководит новый дирижер.
5. Какое слово в предложении употреблено в переносном значении?
В саду горит костер рябины красной.
а) в саду; б) костер; в) рябины; г) красной.
6. В каком предложении выделенные слова можно заменить фразеологизмом «спустя рукава»?
а) Петя плохо работал.
б) Дома он тоже ничего не делал.
в) За уроки брался неохотно.
г) получив плохие оценки, Петя печально шел домой.
Часть 2.
Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
Но он смотрел на меня отуманенными глазами, как будто поверх моей головы, и я весь сжимался под этим непонятным для меня взглядом.
- Ты помнишь матушку?
Помнил ли я ее? О да, я помнил ее! Я помнил, как, бывало, просыпаясь ночью, я искал в темноте ее нежные руки и крепко прижимался к ним, покрывая их поцелуями. Я помнил ее, когда она сидела больная перед открытым окном и грустно оглядывала чудную весеннюю картину, прощаясь с нею в последний год своей жизни.
О да, я помнил ее!.. Когда она вся покрытая цветами, молодая и прекрасная, лежала с печатью смерти на бледном лице, я, как зверек, забился в угол и смотрел на нее горящими глазами, перед которыми впервые открылся весь ужас загадки о жизни и смерти. А потом, когда ее унесли в толпе незнакомых людей, не мои ли рыдания звучали сдавленным стоном в сумраке первой ночи моего сиротства?
О да, я ее помнил!.. И теперь часто, в глухую полночь, я просыпался, полный любви, которая теснилась в груди, переполняя детское сердце, просыпался с улыбкой счастия, в блаженном неведении, навеянном розовыми снами детства.
Задания к тексту:
1. Озаглавьте предложенный текст. Почему ты выбрал именно этот заголовок? (1-2 предложения).
2. Какое слово повторяется в тексте? Какой частью речи является это слово? С какой целью автор использует в тексте повтор? (1-2 предложения).
3. Найдите в предпоследнем абзаце слова в переносном значении. Какую роль они играют в тексте? (1-2 предложения).
4. Подберите синонимы к слову «блаженном». Какой частью речи является эти слова? Почему из всего синонимичного ряда автор использует именно его? (1-2 предложения).
5. Глаголы какой формы преобладают в предложенном тексте? Какова их роль? (1-2 предложения).
6. Найдите в тексте сравнение. Какая часть речи использована для выражения сравнения? Какова роль сравнения в этом тексте? ( 1-2 предложения).