Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»
План – конспект
контрольно-обобщающего урока по теме: «Опорно – двигательная система человека».
Цель урока: Организовать работу учащихся по обобщению знаний, умений, навыков учащихся и проверку усвоения материала по теме «Опорно-двигательная система»;
Способствовать развитию ключевых компетенций, стимулированию познавательной активности учащихся, развитию интереса к предмету, смекалки, эрудиции, умений быстро и четко излагать свои мысли, логически рассуждать;
Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно.
Методы обучения: словесный, наглядный, творческий, интерактивный
Тип урока: контрольно-обобщающий
Оборудование: интерактивная доска, устройства Activot, карточки с заданиями для команд, номерки с баллами за правильные ответы, листки бумаги, маркеры, флипчарт «Контрольно-обобщающий урок по теме «ОДС», карточки самооценки и взаимоконтроля, карточки с названиями отделов скелета человека, оборудование для резервных заданий по количеству групп (косынки, марлевые бинты, плотный картон, эластичные бинты, марля).
План урока: I. Орг. момент.
II.Контроль знаний (+ резервные задания).
III.Итоги урока.
IV. Рефлексия
Ход урока: I. Орг. момент.
Итак, мы закончили изучение раздела «Опорно-двигательная система человека».
Как вы думаете, какие задачи сегодня стоят перед вами на сегодняшнем уроке.
Учащиеся формулируют цели урока.
Учитель кратко знакомит с различными формами контроля по данной теме, которые они заполняют постепенно по ходу урока.
Вас ждут тесты, поисковые задачи и просто сюрпризы. А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц. Настроились на урок и, пожалуйста, каждый оцените свои знания по этой теме, если Ваше мнение к концу урока изменится, то Вы можете эту оценку, данную себе исправить.
II.Контроль знаний.
Совсем недавно вас посвятили в юные химики, но вы наряду с химией изучаете ещё и биологию. Биологию необходимо знать людям разных профессий, в том числе и медикам. Предлагаю вам стать ненадолго врачами. Врачи в совершенстве должны знать строение человеческого организма. Проверим ваши теоретические знания по строению ОДС.
Конкурс «Тест – Самооценка»
Используя устройства ActivExpres учащиеся проходят тестирование
1.Костная ткань относится к типу:
А) мышечной ткани; В) соединительной ткани; С)нервной ткани; D)эпителиальной ткани;
2. Структурная единица костной ткани:
А) остеобласт; В) нейрон; С) остеон; D) тромбоцит;
3. Кость растёт в толщину за счёт деления клеток:
А) хрящей; В) надкостницы; С) компактного вещества; D) губчатого вещества;
4. Позвонки в позвоночнике соединены между собой:
А) подвижно; В) не подвижно; С) полуподвижно; D) комбинированно;
5. Пояс верхних конечностей у человека представлен:
А) плечевой костью; В) запястьем; С) лопаткой; D) лучевой костью;
6. Скелетные мышцы человека образованы тканью:
А) поперечно-полосатой скелетной; В) миокардом; С) гладкими мышцами; D) все ответы верны;
7. Быструю утомляемость мышц вызывает:
А) низкий темп работы; В) высокий темп работы; С) маленькая нагрузка; D) нет правильного ответа;
8.Мышца-сгибатель:
А) бицепс; В) трицепс; С) икроножная; D) ягодичная;
9. Отдел нервной системы, управляющий работой скелетных мышц:
А) соматическая; В) симпатическая; С) парасимпатическая; D)нет правильного ответа;
10. Мышца туловища человека:
А) дельтовидная; В) трёхглавая; С) трапециевидная; D) четырёхглавая;
Заранее составляя тест во флипчарте учитель указыввает правильные ответы в программе. После прохождения теста все учащиеся СРАЗУ видят свою оценку, видят свои ошибки.
Нормы оценок для теста: 10 – 9 правильных ответов = «5»
8 – 7 правильных ответов = «4»
6 – 4 правильных ответов = «3»
менее 4 правильных ответов = «2».
Врачи должны помнить, как выглядят органы человеческого организма, и узнавать их на рисунках, моделях, муляжах, в живых организмах.
Конкурс «Нарисуй - угадаю».
Вызывать желающего учащегося из группы №1, он вытягивает одну из карточек с названием отдела скелета человека и рисует на доске схематично в течении 1 минуты этот отдел.
Карточка № 1: скелет головы.
Карточка № 2: скелет туловища.
Карточка № 3: скелет свободной верхней конечности.
Карточка № 4: скелет свободной нижней конечности.
Пока учащийся рисует отдел скелета, предлагаю ответить на шуточные вопросы:
- У кого есть спинка, но нет животика? (у стула, у дивана, у кресла)
- В какую сумку ничего нельзя положить? (суставную)
- У кого есть ручки, но нет ножек? (у дверей, у окон, у чашек, у кружек)
- У кого есть рёбра, но нет позвоночника? (у куба, у призмы, у пирамиды)
- Какая кость мозгового отдела черепа напоминает о полёте? (крыловидная)
Отвечающим – индивидуальная оценка.
По истечении времени другие участники этой же команды по очереди называют:
А) какой отдел скелета человека нарисован?
Б) какие кости составляю этот отдел скелета?
В) особенности этого отдела скелета связанные с прямохождением, трудовой деятельностью и интеллектом человека.
Г) меры первой помощи при повреждении этого отдела скелета.
Отвечающим учащимся из группы № 1– индивидуальная оценка.
В это время учащиеся других групп на листах взаимопроверки оценивают ответы учащихся группы № 1.
Затем вызвать по очереди желающего рисовать из группы № 2.
Пока учащийся рисует отдел скелета, предлагаю ответить на шуточные вопросы:
- В названии какой части скелета присутствует географический термин? (хребет)
- У кого есть головка, но нет волос, ручек, ножек? (у спичек, булавки, луковицы)
-У кого нет ни кулаков, ни бицепсов, а любого силача с ног валит? (сон)
-Из какой чашечки невозможно пить? (коленной)
- Кто бежит без ног? (река, время, ручей)
Отвечающим – индивидуальная оценка.
По истечении времени другие участники этой же команды по очереди называют:
А) какой отдел скелета человека нарисован?
Б) какие кости составляю этот отдел скелета?
В) особенности этого отдела скелета связанные с прямохождением, трудовой деятельностью и интеллектом человека.
Г) меры первой помощи при повреждении этого отдела скелета.
Выслушать ответы на вопросы учащихся из группы № 2.
Отвечающим учащимся из группы № 2– индивидуальная оценка.
В это время учащиеся других групп на листах взаимопроверки оценивают ответы учащихся группы № 2.
Затем вызвать по очереди желающего рисовать из группы № 3.
Пока учащийся рисует отдел скелета, предлагаю ответить на шуточные вопросы:
- У кого есть косточки, но нет скелета? (у абрикоса, вишен, сливы и др.)
- У кого есть ножки, но нет ручек и головы? (у стола, у табуреток, у дивана)
- Без рук, без ног, а двери и окна открывает, деревья ломает, шапки срывает? (ветер)
- Какой частью скелета можно копать? (лопаткой)
- Какой отдел скелета, обозначает предмет, используемый при стирке, для мытья в бане? (таз)
Отвечающим – индивидуальная оценка.
По истечении времени другие участники этой же команды по очереди называют:
А) какой отдел скелета человека нарисован?
Б) какие кости составляю этот отдел скелета?
В) особенности этого отдела скелета связанные с прямохождением, трудовой деятельностью и интеллектом человека.
Г) меры первой помощи при повреждении этого отдела скелета.
Выслушать ответы на вопросы учащихся из группы № 3.
Отвечающим учащимся из группы № 3 – индивидуальная оценка.
В это время учащиеся других групп на листах взаимопроверки оценивают ответы учащихся группы № 3.
Затем вызвать по очереди желающего рисовать из группы № 4.
Пока учащийся рисует отдел скелета, предлагаю ответить на шуточные вопросы:
- Кто без крыльев летит, без ног бежит, без хвоста и плавников плывёт? (облака)
-У кого есть кисти, но нет рук? (у винограда, у рябины)
- Какая часть скелета напоминает о неволе? (грудная клетка)
- Названия каких костей связаны с предметами хозяйственного обихода? (лопатка, молоточек, наковальня, стремечко, чашечка)
- В лабиринтах какой кости черепа можно заблудиться? (решетчатой)
Отвечающим – индивидуальная оценка.
По истечении времени другие участники этой же команды по очереди называют:
А) какой отдел скелета человека нарисован?
Б) какие кости составляю этот отдел скелета?
В) особенности этого отдела скелета связанные с прямохождением, трудовой деятельностью и интеллектом человека.
Г) меры первой помощи при повреждении этого отдела скелета.
Выслушать ответы на вопросы учащихся из группы № 4.
Отвечающим учащимся из группы № 4 – индивидуальная оценка.
В это время учащиеся других групп на листах взаимопроверки оценивают ответы учащихся группы № 4.
Подведём итоги этого конкурса: Какая из команд лучше всего справилась с этим заданием?
Врачам приходится искать ответы на каверзные вопросы что бы сохранить здоровье и жизнь человека. Вы тоже сейчас будите искать ответы на каверзные вопросы.
Конкурс «Господа учёные».
Участникам команд предлагается в течение 3 – 4 минут обсудить ответы на вопросы по карточкам.
Группа № 1:
Вспомните движение конечностей футболиста и волейболиста. Объясните: а) почему даже при бросании мяча рука не отрывается в плечевом суставе; б) почему нога в бедренном суставе может производить круговые движения, а в коленном – только назад?
Группа № 2:
Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдерживать груз массой в 1500 кг, хотя её масса только 0,2 кг. Почему кость, несмотря на её лёгкость, столь прочна, тверда, упруга?
Группа № 3:
Согните руку в локтевом суставе и найдите выше локтя мышцу-разгибатель. Определите, на ощупь в каком состоянии находятся эти мышцы? Объясните, почему мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели не мешают друг другу при движении руки, хотя они действуют противоположно?
Группа № 4:
Футболист за 1,5 часа игры теряет 1 кг массы тела. В результате каких физиологических процессов в мышцах убавляется масса человека? Свой ответ представьте в виде схемы:
Орган. вещ-ва + ? = ? + ? + Е
Заслушать ответы участников групп, оценить их ответы (5 – 7 мин).
Ну что же вы славно потрудились и наверное устали. Нам нужна разминка.
Физминутка (под фонограмму песни В. С. Высоцкого «Утренняя гимнастика»).
Если вы согласны с утверждением, то потягиваетесь сидя на стуле, если нет, то – встаёте с места.
При растяжении связок надо сразу сделать массаж (-).
При вывихе надо постараться самостоятельно вправить кость на место (-).
Переломы бывают открытые и закрытые (+).
При наложении шины достаточно зафиксировать 1 сустав (-).
При открытом переломе надо в первую очередь остановить кровотечение (+).
В качестве шины можно использовать длинные палки, лыжи, картон (+).
При растяжении связок, вывихе необходимо к травмированному месту приложить холод (+).
Оцените свою физминутку в 5 – 2 балла.
Медицина требует от врачей большой словарной работы. Необходимость запоминать большое количество терминов, их значение зачастую вызывает затруднения. Запомнить их мы можем, используя ребусы.
Ребус – это задача, в которой зашифровано слово или предложение с помощью рисунков, букв или знаков.
Конкурс «Биологические ребусы».
Учащиеся работают в парах. Каждая пара получает свой ребус. В течение 3 – 4 минут ребята должны расшифровать ребус. За правильно расшифрованный ребус каждый участник пары получает по 1 баллу.
Группа № 1.
Грудная клетка Мышцы
Сутулость
Группа № 2.
Лицевой Рёбра Сколиоз
Группа № 3.
Ключицы Сухожилия
Осанка
Группа № 4.
Бедро Суставы
фасции
Проверьте правильность решения ваших ребусов (открыть правильные ответы во флипчарте). Выставьте себе 1 балл в карточке самооценки, если правильно разгадали ребус.
Врачи знают что лучше предупредить болезнь, чем её лечить. Что бы избежать заболеваний ОДС необходимо вести подвижный образ жизни. Каждая группа представит свою рекламу подвижному образу жизни.
Конкурс «Рекламный»
Учащиеся каждой группы в течении 1 – 2 минут показывают свою рекламу. Учащиеся других групп оценивают выступление. Максимальное количество баллов за рекламный ролик 15 баллов.
Резервные задания
Конкурс «Практический»
Учащиеся работают в парах. Каждая пара получает своё задание:
1-ая пара группы: наложить повязку при переломе ключицы;
2-ая пара группы: наложить шину при переломе предплечья;
3-ья пара группы: наложить фиксирующую повязку при растяжении связок лучезапястного сустава;
Оценить правильность выполнения заданий в 1 балл.
III. Итоги урока.
Подсчитайте количество набранных вами баллов. Если вы набрали №№ 2 – 5:
27 – 26 баллов = «5» 25 – 20 балла = «4» 19 – 12 баллов = «3» менее 12 баллов = «2»
IV. Рефлексия
«Итак, друзья мои, пора
Нам оценить самих себя,
А также в целом весь урок,
Чтоб это сделать каждый смог
В портрете важную деталь дорисовать необходимо
Коль удался урок на славу,
Пусть наш биолог улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется,
Коль не понравился урок,
Улыбку прочь – рот на замок
Свою оценку ставь в дневник»
за труд «спасибо» ученик!
Сравните ваши первоначальные оценки своих знаний по ОДС и оценки, которые вам удалось получить за сегодняшний урок. Совпали ли они? (выслушать нескольких учащихся)
А теперь я прошу вас выразить вашу удовлетворённость полученными знаниями по ОДС. Если вам всё было понятно, не осталось никаких сомнений, вопросов выберите бегущего человечка, если возникли вопросы, сомнения – стоящего человечка, если многое у вас вызвало затруднения, сомнения, размышления – сидящего человечка.
Отдайте своих человечков кому-нибудь одному из участников вашей группы, пусть они выйдут и прикрепят ваших человечков на доску.
Проанализировать полученную картину на доске.
Благодарю вас за урок.
Карточка самооценки учащегося 9 «____» класса
Ф.И. учащегося________________________________________
Этапы урока | Оценка |
Начальная самооценка | |
1.Тест Нормы оценок 10 – 9 правильных ответов = «5» 8 – 7 правильных ответов = «4» 6 – 4 правильных ответов = «3» менее 4 правильных ответов = «2» | |
2.Нарисуй - угадаю | |
3.Господа учёные | |
4.Физминутка | |
5.Биологические ребусы | |
6.Рекламный | |
Сумма баллов за конкурсы №№ 2 – 6 27 – 26 баллов = «5» 25 – 20 балла = «4» 19 – 12 баллов = «3» менее 12 баллов = «2» | |