12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корельская Юлия Алексеевна33
Россия, Архангельская обл., Новодвинск

«Боец невидимого фронта: Ксения Петровна Гемп»

Война огнём прошла по нашей земле, испепеляя судьбы и оставляя ожоги на сердце у тех, кто не дождался своих близких. Эту боль через всю жизнь пронесла Ксения Петровна Гемп, знаменитый учёный, исследователь Русского Севера, но в первую очередь женщина, мама, потеряла своего сына Игоря. От его сослуживцев, она получила письмо: «Нам нужно было разгромить гитлеровскую часть и занять указанный пункт. И вот мы пошли в бой, но вражеское поле сразило вашего сына Игоря, он был убит в часов 11 дня 20 октября 1942 года. Ксения Петровна, он просил, чтобы вы не горевали, потому что этим вы не поможете, а только ухудшите своё здоровье». Игорь Алексеевич погиб в 1-м бою по Сталинградом.

«Ушёл на войну безворотно, не пришёл домой старший наш сын. Ещё не оженился, род старый, поморский не продолжил. Пятого колена Дорофеева не будет. Не реви – не реви, нет его – и не будет» (Из дневников Ксении Гемп, записано в Лопшеньге в 947г.).

Горевать было некогда, 1943 её направили в блокадный Ленинград.

В зо-е годы в Архангельске была организована водорослевая лаборатория. Ксению Петровну позвали потому, что она лучше всех знала Север. Она с интересом изучала удивительный мир подводных растений. В годы Великой Отчечественной войны существовали лаборатории встало под угрозу. Дело в том, что из штата осталось всего три работника во главе с Ксенией Петровной Гемп, продолжавших работу на общественных началах. К. П. Гемп, совместно с учёными Архангельского медицинского института профессором А. П. Татаровым, доцентом А. И. Ведринским и другими, изучала возможность приготовления из водорослей Белого моря пищевых блюд. В 1941 году Ксения Петровн стала начальником этой единственной в Союзе комплексной водорослевой лаборатории. Но кроме этого, она являлась секретарём Архангельского отделения Географического общества, членом редакционного Совета Архангельского книжного издательства. Во время войны в одной из газет Ксения Петровна наткнулась на сообщение о том, что в Англии получен ценный антибиотик пенициллин, получивший впоследствии широкое распространение. В 1943 году в в Англии и США было налажено массовое производство пенициллина, однако союзникм отказали СССР в его поставках. Стране срочно нужен был этот лекарственный препарат Ксения Петровна трудилась над проблемой получения пенициллина одна, т.к. сотрудников уже не было – зарплату не выплачивали уже год. В ноябре 1943 года К. П. Гемп была направлена в блокадный Ленинград, где ей за три месяца удалось внедрить разработанную в Архангельске технологию производства витаминных пищевых продуктов из обнаруженных в городе запасов водорослей ламинарии и анфельции.Ксения Петровна обнаружила плесень на сырых листах ламинарии и решили использовать в качестве лечебного средства именно эту плесень, т.к. в США в качестве питательной среды использовали кукурузный экстракт. Изготовленная из плесени мазь успешно применялась в госпиталях Архангельска при лечении раненых. В научном кружке Архангельского медицинского института провели опыты и получили положительные результаты. Однако получение пенициллина в условиях примитивно оборудованной лаборатории было делом затруднительным. Благодаря своему удивительному трудолюбию Гемп за месяцы чрезвычайно напряжённого труда создавала такое, на что в обычных условиях ушли бы годы. Единственное отапливаемое помещение, рабочий кабинет Ксении Петровны, превратился в цех по производству пенициллина. Термостаты, в которых выращивались культуры полезного грибка, заполнили все проходы. На помощь К.П. пришла фитопатолог АМИ Ю.В. Адо. Благодаря этому грибки успешно развивались на древесине лиственнице, на целлюлозе, бумаге, на малиновом варении. Однако заслуги Гемп во время ВОВ на производстве пенициллина не заканчиваются. Осенью 1943 года К.П. неожиданно вызвали правительственной телеграммой в Ленинград. В осаждённом городе оказалось 300 тонн водорослей, которые завезли ещё до начала войны, и начальство заинтересовалось их питательными свойствами.

До самого Ленинграда К.Гемп добиралась пешком по льду Ладожского озера. В городе пробыла 2 месяца. Водоросли хранились за Нарвской заставой, трамваи туда не ходили, и она ежедневно направлялась туда пешком из гостиницы «Астория», где в то время и проживала. Территория мясокомбината, где работала К.П., находилась почти у самого края обороны. Работали под постоянным артиллеристским обстрелом. Всего за трое суток была собрана установка, и с помощью специалиста-альголога началась варка водорослей. В этой будничной, незаметной работе было что-то похожее на подвиг. Готовый продукт – разваренные водоросли – в виде каши развозили на тележках по столовым. Когда люди узнали об этом производстве, сюда потянулись многие. Из агар-агара варили студень, наполняли его подорожником и другими полезными травами и листьями. Водоросли, которые использовали для получения пищевых продуктов, были не токсичны, и, по существу, не требовали особой очистки. Для их обработки использовали лишь сода – для ускорения варки. Многих ленинградцев спасло это дополнительное питание. Благодаря героическим усилиям таких людей, как Ксения Петровна, осаждённый город жил и боролся. Дома у Гемп хранится медаль «За оборону Ленинграда», которой она была награждена, как и тысячи солдат и рабочих, этой медалью и считали её одной из самых важных своих наград. Только после войны она случайно узнала, что в 1943 году пришло письмо, в котором Ленинградский горисполком от имени населения выражал благодарность за большую помощь осаждённому городу.

Когда К.П. вернулась в Архангельск, она продолжила работу по исследованию и использованию водорослей в качестве пищевых продуктов. В годы войны К.П. много раз выступала в госпиталях Архангельска и станции Плесецкая с лекциями и рассказывала о русской истории, культуре, искусстве, об Архангельске и о тех местах, которые были родными для раненых бойцов. В своём жилом квартале она руководила противопожарной и противовоздушной обороной. В те годы семья Гемп пережила большую утрату – на фронте погиб их единственный сын Игорь. После войны число сотрудников водорослевой лаборатории возросло, впрочем, как и число обследуемых районов, совершенствовались старые методы и разрабатывались новые. Лаборатория под чутким руководством К.П. довольно быстро стало довольно заметным научно-исследовательским учреждением в стране. За исследования в области водорослей Ксения Петровна была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Всю свою жизнь она записывала всё, что касается прошлой и современной жизни Поморья: речь, обычаи, традиции, наблюдения. А началось всё ещё с детства, когда Ксения с бабушкой и сёстрами путешествовали по Беломорью. Впоследствии, этот дневник стал началом знаменитой книги К.П. «Сказ о Беломорье».

К.П. умела удивлять окружающих себя людей. Когда в 1974 году она оформляла пенсионную книжку, то сильно удивила работников собеса: её трудовой стаж составил 60 лет м 1 месяц. Такого ни у кого в Архангельске не было. Проходили годы и её трудовой стаж составил 80 лет.

К.П. прожила долгую жизнь длинною 103 года. Секретом долголетия она считала занятие любимым делом, общение с людьми, книги и постоянную работу. К.П. была родом из далёкого 19 столетия. Вся её жизнь была подвигом самоотдачи, творческого горения, стремления поведать людям всё, что было понято её пытливым умом, создано самоотверженным и неустанным трудом





Русский Север породил множество замечательных людей, которые стали, впоследствии не только достоянием нашей Родины, но и всего мира. Но были среди них, и такие, кто просто мирно трудился на благо родной земли, пополняя копилку мировой науки бесценными знаниями, в том числе и о родном Севере.

Главным делом её жизни, которому она посвятила почти 50 лет, яви­лась альгология - наука о водорослях, изучение морских водорослей, раз­работка способов их промышленного использования. Руководимая ею во­дорослевая лаборатория в Архангельске перед Великой Отечественной войной стала единственной в стране, специализирующейся на проблемах ис­пользования морских водорослей, а Ксения Петровна - одним из ведущих специалистов - альгологов.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.