Урок биологии в 6 классе «Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей
Цели: продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с различными многоклеточными водорослями, со средой их обитания и особенностями строения и размножения; дать представление о роли водорослей в природе, использовании их в науке, технике, хозяйстве человека, о мерах по охране водорослей; продолжить формирование умения работать с микроскопом и навыка выполнения биологического рисунка.
Оборудование и материалы: таблицы: «Одноклеточные водоросли», «Многоклеточные водоросли», «Бурые и красные водоросли», цветковое растение элодея из аквариума, гербарии различных многоклеточных водорослей, живые водоросли из аквариума; некоторые предметы, сделанные из водорослей: салат из морской капусты, пищевые добавки с водорослями, йод, агар-агар и т. д.
Ключевые слова и понятия: нитчатые водоросли (улотрикс, кладофора, спирогира), бурые водоросли (ламинария, фукус, саргассум), красные водоросли (филлофора, порфира, птилота, радимения); слоевище (таллом), ризоиды, спорангий, ядро с ядрышком, вакуоль, хроматофор; бесполое размножение, половое размножение, конъюгация; зооспоры, подвижные гаметы, споры, зигота; фитопланктон
Работа у доски
К доске вызывают двух учеников. Одному из них нужно изобразить строение одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады, а другому — хлореллы и указать основные органеллы этой водоросли. На выполнение задания отводится около 2—3 мин. После ученики устно отвечают по нарисованной схеме.
Далее к доске выходят еще три ученика. Один из них изображает схему бесполого размножения хламидомонады, другой — полового размножения хламидомонады, а третий — размножения хлореллы. После учащиеся устно отвечают по нарисованным ими схемам.
Рассказ учителя с элементами беседы
На прошлом уроке мы изучали одноклеточные водоросли. Сегодня перейдем к многоклеточным. А начнем с нитчатых водорослей.
Как вы думаете, за что они получили такое название? (Ответы учащихся.)
Эти водоросли напоминают по своему внешнему виду длинные нити.
Среди нитчатых водорослей самой распространенной в наших широтах является спирогира. Это многоклеточная зеленая водоросль, клетки которой расположены в один ряд. Рост происходит за счет деления всего тела. Растение ведет неприкрепленный образ жизни. Нити его свободно перемещаются в воде под действием различных течений. Это обычный обитатель наших прудов и рек с несильным течением. Вы, часто купаясь в пруду или реке, наверное, обнаруживали скопления зеленой, скользкой на ощупь тины. Это и есть нити спирогиры.
(Учитель демонстрирует изображение этой водоросли на таблицах и по возможности и в живом или засушенном виде.)
Клетки спирогиры имеют вытянутую форму. Снаружи они покрыты слоем слизи.
Как вы думаете, за что эта водоросль получила такое название? (Учащиеся высказывают свои предположения.)
Хроматофоры в клетках этой водоросли имеют особое строение. Они длинные, вытянутые и расположены в цитоплазме вдоль стенки клетки, как бы опоясывая ее по спирали. Отсюда и название. В центре клетки расположено крупное ядро с ядрышком. Достаточно большое пространство занимает вакуоль.
Вспомните, какими способами могут размножаться одноклеточные зеленые водоросли. (Половым или бесполым путем.)
Для спирогиры тоже характерно как половое, так и бесполое размножение. При бесполом методе нити спирогиры разрываются, клетки каждой из частей начинают делиться, давая начало новым молодым организмам.
Когда происходит бесполое размножение хламидомонады? (При благоприятных условиях.)
Спирогира также размножается при благоприятных условиях, чаще всего летом, бесполым путем.
Половое размножение спирогиры несколько отличается от идентичного хламидомонады. При половом размножении спирогиры две нити располагаются параллельно друг другу. Затем они сближаются и обволакиваются слизью. Клетки, расположенные ближе всего друг к другу, образуют особые выросты, которые соединяются, создавая канал, по которому содержимое одной клетки перетекает в другую. Таким образом происходит оплодотворение и образуется зигота. Зигота покрывается толстой оболочкой и может длительное время находиться в состоянии покоя. После определенного периода покоя зигота прорастает и дает начало новому организму. Такой способ полового размножения называется конъюгацией.
На камнях и корягах, лежащих на дне неглубоких рек, часто можно обнаружить еще одну нитчатую водоросль — улотрикс. Скопления улотрикса выглядят как ярко-зеленые шелковистые нити. Тело этого растения также состоит из одного ряда клеток, но клетки не вытянутые, как у спирогиры, а более короткие. Растет улотрикс за счет деления клеток, расположенных только на верхушке. Кроме того, эта водоросль ведет прикрепленный образ жизни. Она приклеивается к субстрату особой бесцветной клеткой. В цитоплазме каждой из клеток водоросли можно обнаружить ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца.
Бесполое размножение этой водоросли происходит посредством зооспор.
Вспомните, что такое зооспора.
Зооспоры — подвижные клетки со жгутиками, при помощи которых осуществляется бесполое размножение. Зооспоры свободно плавают, а затем прикрепляются к субстрату, делятся и дают начало новому организму.
Какой способ размножения чаще всего встречается у водорослей при неблагоприятных условиях? (Они размножаются половым путем.)
При половом размножении улотрикса в некоторых клетках водоросли образуются многочисленные подвижные гаметы со жгутиками. Гаметы от разных особей сливаются попарно и образуют зиготу. Зигота также покрывается толстой оболочкой и может в течение длительного времени находиться в состоянии покоя. Как только создаются условия, благоприятные для жизни водоросли, зигота делится на 4 клетки-споры. Споры опускаются на дно и, прикрепившись к субстрату, начинают делиться, давая начало новой особи.
Достаточно часто в пресных и соленых водоемах встречается многоклеточная зеленая водоросль кладофора. Она также является нитчатой водорослью, но более высокоорганизованной, чем спирогира и улотрикс. Нити кладофоры ветвятся. Молодые кладофоры ведут прикрепленный образ жизни, но впоследствии часто обламываются и пускаются в свободное плавание. Интересной особенностью этого растения является наличие в каждой клетке большого числа ядер. Подобные явления никогда не встречаются в клетках высших растений.
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 39; учебник В.В. Пасечника § 12), а также личным опытом, укажите значение водорослей в природе и жизни человека.
(На выполнение этого задания отводится около 3—5 мин, после чего берутся на проверку тетради у 2—3 учеников, а еще 3—4 отвечают устно. Учитель сопровождает устные ответы учащихся демонстрацией таблиц и по возможности некоторых продуктов из водорослей: салата из морской капусты, пищевых добавок с водорослями, йода, агар-агара и т. д.)
Роль водорослей в природе
В процессе фотосинтеза трансформируют энергию солнца в энергию, доступную для других организмов, и выделяют кислород, необходимый для их дыхания.
Пища для многих морских животных (морские ежи, рыбы и пр.) и морских водоплавающих птиц.
Приют для рыб и многих других животных.
Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.
Некоторые виды одноклеточных водорослей являются пионерными растениями: попадая на бесплодные субстраты, они участвуют в почвообразовании.
Некоторые виды водорослей входят в состав комплексных организмов (лишайников).
Роль водорослей в жизни и деятельности человека
Продукты питания для человека (ламинария, ульва).
Использование в качестве добавки к корму для скота.
Изготовление удобрений.
Получение агар-агара, используемого в пищевой промышленности и микробиологии (красные водоросли).
Использование в химической промышленности (получение йода, калийных солей, спирта, уксусной кислоты и т. д.).
Биологическая очистка технических и сточных вод (хламидомонада, хлорелла).
Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.
Вред, наносимый водорослями человеку и его деятельности
Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.
Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы.
Чрезмерное размножение водорослей приводит к затруднению судоходства.
Творческие задания.
Нарисовать картину подводного мира, на которой будут присутствовать различные отделы водорослей: красные, бурые, зеленые, и т. д.
Сочинить сказку о жизни в подводном царстве, где главными действующими лицами будут водоросли.
В книгах каких писателей встречаются описания подводного мира?
Задание для учеников, интересующихся биологией. Найти в специальной литературе названия и описание водорослей, выращиваемых в пресных и в соленых аквариумах. К каким водорослям они относятся?
Водоросли. Учебный фильм
Путешествие по Африке. Лес водорослей.Познавательный фильм.
Морские водоросли Ламинария
Морские водоросли и Зелёные технологии компании Olmix - RU
Морские водоросли
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций