Коррекционное занятие в старшей группе компенсирующей направленности «Звуковая полянка»
Коррекционное занятие
в старшей группе компенсирующей направленности
«Звуковая полянка»
Цель: закрепить четкое произношение звуков Ц-С, Ж-Ш в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Задачи:
Коррекционно - образовательные: автоматизировать звуки в слогах, словах, словосочетаниях, скороговорках. Учить детей инсценировать стихотворение по ролям, совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.
Расширять знания о насекомых, цветах.
Коррекционно –развивающие: развивать память, слуховое и зрительное внимание. Развивать фонематический и ритмический слух, навыки правильного речевого дыхания и удлинения фазы выдоха. Продолжать учить управлять своими движениями (уменьшать силу мускульного напряжения, ритмично двигаться под музыку).
Коррекционно- воспитательные: развивать интонационную выразительность речи . Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Оборудование: кукла Маргарита, музыка, символы, цветы, маски насекомых, мнемотаблица скороговорки
Ход занятия
Организационный момент.
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали
и друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились,
Не много покружились.
Все готовы заниматься?
Дети: Да готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!
Ребята, сегодня я расскажу вам интересную историю.
«Жила-была девочка, звали её Маргарита. Она часто приходила на цветочную поляну. Один раз, когда она прогуливалась по поляне, она услышала разговор осы и жука.
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу.
— Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
— Увазаемый прохозый,
Ну на сто это похозэ!
Вы не представляете,
Как вы сепелявете!
И красавица оса
Улетела в небеса.
— Штранная гражданка,
Наверно, иноштранка.
(Петр Синявский — Штранная иштория)-Ребята, в каких словах заблудились звуки? (дети перечисляют)
-Каких насекомых можно встретить на поляне? (ответ детей)
-Какие звуки можно услышать на поляне?
Упражнение на силу голоса «Песенка стрекозы», «Песенка комара».
-Пропойте песенку стрекозы (комара), сначала тихо, потом голос увеличивайте до громкости и опять тише:
ц-ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц (з-з-З-З-....)
Артикуляционные упражнения
Гуляя по полянке, Маргарита увидела длинный, тонкий, но крепкий стебелек, вот такой, упражнение «Иголочка». На стебельке был бутон, упражнение «Трубочка» (дети вытягивают губы в трубочку). Бутон становился все больше и стал раскрываться (плотная трубочка переходит в широкую с выгнутыми во внешнюю сторону краями - губами). И вот бутон превратился в красивый цветок! Упражнение на дыхание. Маргарита вдохнула носом аромат: - «Ах! Какой запах!
- Давайте ребята вдохнём аромат цветов (вдох носом, выдох через рот).
Чтение детьми стихотворения
Если Я сорву цветок,Если ТЫ сорвешь цветок…Если ВСЕ: и я, и ты –Если МЫ сорвем цветы,То окажутся пустыИ деревья, и кусты…И не будет красоты.И не будет доброты.Если только Я и ТЫ –Если МЫ сорвем цветы.
(Т. Собакин)
Беседа по строкам стихотворения
- Эти строки о чем говорят? (о том что к природе надо относиться бережно)
-Давайте назовём правила поведения на природе (дети перечисляют правила поведения).
Упражнение на дыхание. Посмотрите сколько бабочек сидят на цветочках, давайте их сдуем. Делаем вдох через нос, а выдыхаем длительно через рот.
Составление и проговаривание скороговорки.
- Ребята, на цветах написано предложение, послушайте: на горе, маргаритки, Маргарита, собирала.
-Давайте исправим предложение, что получилось?
«Собирала Маргарита маргаритки на горе»
Игра «Вопрос - утверждение».
Послушайте, я задам вопрос, что действительно ли Маргарита собирала, а не кто-нибудь другой, а вы ответите мне скороговоркой, что действительно, так!
Собирала Маргарита маргаритки на горе?
Собирала Маргарита маргаритки на горе!
Собирала Маргарита маргаритки на горе?
Собирала Маргарита маргаритки на горе? И т.д.
Раскрашивание (заштриховка) цветов. Посмотрите, на полянке есть не раскрашенные цветы, давайте их раскрасим (заштрихуем) и подарим на память нашей кукле Маргарите.
Итог. Ребята когда вы будете вручать свой цветок Маргарите, скажите что вам больше всего понравилось.