Коррекционно-развивающая программа «Скоро в школу»

4
0
Материал опубликован 4 October 2023


МКДОУ Тогучинского района «Нечаевский детский сад»





Коррекционно-развивающая программа

«Скоро в школу»










Автор: педагог – психолог Зубцова Надежда Ивановна
















СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

Коррекционно-развивающая программа «Скоро в школу»

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет

Планируемые результаты освоения программы

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание деятельности педагога – психолога

Перспективный план коррекционно-развивающих занятий

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально – техническая обеспеченность

Диагностический инструментарий

Сфера ответственности, основные права и обязанности участников программы

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы

Сведения о практической апробации программы

IV. Литература

Отзыв администрации на коррекционно-развивающую программу «Скоро в школу»

Приложение

Методические рекомендации


















Аннотация

Одной из ведущих линий развития детей является достижение нового современного качества дошкольного образования.

На сегодняшний день актуальна проблема готовности ребёнка к школьному обучению, которая представляется комплексной задачей сочетаемости коррекционной и общеразвивающей работы, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. В этот период интенсивно развивается организм ребенка: росту сопутствует созревание нервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений.

Предлагаемая программа направлена на развитие познавательных процессов и на формирование психологической готовности ребенка к школьному обучению. Занятия отличаются высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включают комплекс физических и кинезиологических упражнений, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной.

Для развития у детей навыков полноценного межличностного общения, формирования у дошкольников навыков коммуникативного взаимодействия применяется социо-игровая технология. Данная технология даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы; позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение.

Программа носит коррекционно-развивающий характер, предназначена для детей 6-7 лет, составлена с учётом возрастных особенностей и ведущей деятельности, рассчитана на один год и полностью согласована с лексическими темами, с перспективным планированием ООП в МКДОУ Тогучинского района «Нечаевский детский сад», что усиливает коррекционно-развивающий эффект в комплексной работе всех специалистов ДОО.

Программа является перспективной, необходимой, имеет практическую значимость, будет интересна психологам, воспитателям подготовительных к школе групп дошкольных образовательных учреждений общего образования, учреждений дополнительного образования детей, в центрах развития ребенка, так как включает игры и упражнения, не требующие большой подготовки, но в комплексе имеющих большую практическую ценность в коррекционно-развивающей и профилактической деятельности и решает вопрос взаимодействия всех участников образовательных отношений.





I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Дошкольное детство – период, наиболее благоприятный для формирования необходимых человеку психических функций и социально-значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, активно развиваются его познавательные возможности.

Важнейшая задача системы дошкольного воспитания - подготовить детей к школе. Однако значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них школьные умения и навыки, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения, так как основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «готовность к учебной деятельности».

У детей не готовых к систематическому обучению, отмечали М.М. Безруких и С.П. Ефимова, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большинстве случаев отмечается нарушение состояния здоровья.

В связи с этим проблема психологической готовности детей к школе – одна из наиболее актуальных в работе педагога-психолога ДОУ.

По результатам наблюдений и проведенным диагностическим обследованиям у части дошкольников имеются нарушения в развитии слуховой и зрительной памяти, целенаправленного произвольного внимания. При увеличении объёма стимульного материала возникают трудности в сосредоточении. Нарушено слуховое восприятие. Оперативная и слуховая память на низком уровне. Есть проблемы в развитии зрительной памяти. Слаборазвитая моторика мелкой мускулатуры и нарушение зрительно-двигательной координации дают низкий уровень выполнения графических упражнений. Просматриваются и нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы.

С каждым годом в детском саду фиксируется рост числа детей, которые испытывают трудности усвоения материала по возрасту при групповой форме работы, но которые достаточно продуктивны при индивидуальном или подгрупповом обучении.

Для решения рассмотренных трудностей подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению была разработана адаптированная комплексная коррекционно-развивающая программа для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет), которая составлена с учётом индивидуальных особенностей детей данного дошкольного учреждения и определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОО по развитию психических процессов и эмоционально-волевой сферы детей подготовительного возраста (6 – 7 лет) в период подготовки к обучению в школе.

Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования РФ:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999 г. № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»

Письмо Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. N 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» (методическое письмо Института возрастной физиологии РАО).

Методическим письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».

Уставом и локальными актами МКДОУ.


Цели и задачи программы

Цель программы: психологическое сопровождение ребёнка дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности в период подготовки к школьному обучению.

Задачи:

Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

Развитие внимания, наглядно-образного, элементов логического мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.

Формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Формирование учебных навыков: умение слушать и слышать, доводить начатое дело до конца, проявлять самостоятельность в выполнении заданий, старание и аккуратность, планировать и контролировать свои действия.

Развитие мелкой моторики.

Повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе.

Основные принципы работы по программе:

Принцип единства диагностики и коррекции - отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.

Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей; учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития.

Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.

Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка навыка.

Учет особенностей и ценнос­тей дошкольного периода развития, акту­альность для ребенка чувственных впечат­лений, знаний, умений, личностная ори­ентированность процесса обучения и воспитания.

Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и соци­альных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.

Обеспечение поступательности в раз­витии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; со­здание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогичес­кой помощи детям с отставанием в развитии.

Вариативность содержания и форм проведения занятий.

Систематичность и последовательность занятий. Наглядность.


Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет

Новообразования:

Произвольность всех психических процессов;

Появление учебно-познавательного мотива;

Возникновение соподчинения мотивов;

Внутренний план действий;

Самосознание, обобщенное и вне ситуативного отношения к себе.

Ведущая потребность — общение.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — воображение.

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.


Планируемые результаты освоения программы

Ожидаемый результат программы в первую очередь характеризуется позитивным отношением ребёнка к занятиям; отсутствием тяжёлых эмоциональных состояний (агрессии, тревожности, враждебности); выстроенной системой отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. Улучшаются графические навыки и зрительно – моторные координации детей, формируется произвольность, умение осознанно подходить к решению проблемы, ориентироваться на заданную систему требований, улучшаются процессы памяти и внимания.

В результате проведения запланированных мероприятий по программе ожидается выравнивание уровней развития детей в группе в пределах возрастной нормы. В целом дети подготовительной группы ДОУ предположительно будут подготовлены к обучению в школе.

Работа с родителями в рамках реализации программы повысит уровень их психологической и педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития детей, что будет способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные и групповые консультации.

Родительские собрания.

Родительский клуб «На пути в школу».


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание деятельности педагога – психолога на основных этапах работы

Предлагаемая коррекционно-развивающая программа психологической подготовки детей к школе «Скоро в школу» (для детей 6-7 лет) позволяет подготовить ребенка к обучению в школе в ходе игровых занятий, где учитываются возрастные особенности и особенности психического развития ребенка, полученные в результате диагностики (на диагностическом этапе).

Реализуется программа в течении одного учебного года. Общее количество занятий – 30. Продолжительность занятий - 25-30 минут. Периодичность - один раз в неделю.

Технологии, методики

здоровьесберегающие технологии – динамические паузы, кинезиологические упражнения, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика;

арттерапевтические техники – элементы музыкотерапии, рисуночная терапия, сказкотерапия, пескотерапия;

информационные технологии;

личностно-ориентированная технология - приоритет личностных отношений, индивидуальный подход к детям;

социо-игровая технология;

игровые технологии.


Структура программы предполагает следующие этапы:

1 этап: первичная диагностика;

2 этап: реализация коррекционно-развивающей программы, промежуточная диагностика;

3 этап: заключительная диагностика.

Первый этап (сентябрь). Со всеми детьми подготовительной к школе группы в начале учебного года проводится групповая психолого-педагогическая диагностика и индивидуальная диагностика по обследованию всех психических процессов с целью определения уровня актуального развития. По результатам диагностики намечаются пути дальнейшего развития.


Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

I этап: подготовительный Сентябрь

- первичная диагностика с целью определения уровня готовности к обучению в школе;

- заполнение диагностических карт и сводной таблицы;

- комплектование групп, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе.

психологическое просвещение:

- консультация для воспитателей «Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет»

- информационный обмен;

- консультирование по результатам первичной диагностики.

- индивидуальное

консультирование по запросу или инициативе психолога;

- подготовка рекомендаций, предложений по результатам текущей первичной диагностики;

- психологическое просвещение.

II этап: основной Октябрь - апрель

- проведение коррекционно-развивающих занятий для детей, показавших низкий уровень готовности к обучению в школе, в ходе первичной диагностики.


психологическое просвещение:

- консультация для воспитателей;

- индивидуальное консультирование педагогов.

психологическое просвещение:

- выступление на родительских собраниях;

- стендовая информация в уголках групп, на сайте ДОО.

- подбор и распространение специальной психолого-педагогической литературы;

- индивидуальная консультация.

III этап: заключительный Май

- итоговая диагностика группы воспитанников, посещавших коррекционно-развивающие занятия, с целью определения результатов проведенной коррекционной работы и уровня готовности к обучению в школе.

- заполнение диагностических карт и сводной таблицы полученных результатов в ходе обследования.

- консультирование по текущим вопросам;

- рефлексия собственной деятельности, контроль за выполнением рекомендаций, прогноз результатов.


- индивидуальные консультации.



Структура занятий:

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Занятия состоят из трёх частей:

Вводная часть (ритуал начала занятия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение). В этой части занятия проводятся кинезиологические упражнения с целью повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья детей; развития внимания, памяти, мышления, речи детей дошкольного возраста; развития межполушарного взаимодействия, общей и мелкой моторики.

Основная часть строится в занимательной, игровой форме и с использованием игр на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения. Также используются кинезиологические тренажеры, зеркальное рисование. Индивидуальная работа в тетрадях.

Завершающая часть занятия (ритуал прощания, релаксационные упражнения).

Широко используются физкультурные паузы для улучшения координации движений, осанки, работоспособности, графические диктанты для развития мелкой моторики рук и пространственного воображения, тренировки глазомера. Симметричные рисунки направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

Большое значение отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного внимания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Предлагаемые детям задания максимально учитывают особенности и возможности дошкольников (6-7 лет), обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.

В заключительной части дети делятся своими впечатлениями, прощаются.


Перспективный план коррекционно-развивающих занятий

Мониторинг

Цель: комплексная диагностика психофизиологических функций, сформированности предпосылок учебных действий.


Занятие № 1

Цель: развитие навыков вербального и невербального общения, снятие телесного и эмоционального напряжения; создание эмоционально положительного климата в группе.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Давайте познакомимся»

Коррекционная часть: Игра – разминка «Добавь свое слово»

Упражнение на развитие слуховой памяти, внимания «Четвертый лишний»

Физминутка Игра «Кричалки – шепталки – молчалки»

Кинезиологический комплекс № 1

Чтение сказки «Лесная школа»

Ритуал окончания занятия: Игра «Доброе животное»


Занятие № 2

Цель: развитие коммуникативной сферы детей, навыков вербального и невербального общения; развитие эмоциональной сферы, обучение различению эмоционального состояния (радость) по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики. Развитие произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Делай как я»

Коррекционная часть: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное», Упражнение «Подбери слово»

Физминутка «Колпак мой треугольный»

Психогимнастика «Ручеек радости»

Кинезиологический комплекс № 1

Коррекционная часть – работа в тетради:

Упражнение на развитие пространственных представлений «Цветы на поляне»

Задание «Графический диктант», Пиктограммы (раскрасить, выбрать и т. д.), Задание «Продолжи узор»

Ритуал окончания занятия: Игра «Доброе животное»


Занятие № 3

Цель: сплочение группы, развитие умения выступать публично; развитие навыков вербального и невербального общения, снятие телесного и эмоционального напряжения. Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики. Развитие произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Все, кого зовут …»

Коррекционная часть: Игра «Съедобное – несъедобное»

Игра «Школьные принадлежности», Задание «Симметричные рисунки»

Физминутка Игра «Мы охотимся на льва»

Кинезиологический комплекс № 2

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Штриховка», «Корректурная проба», «Продолжи узор»

Ритуал окончания занятия: Игра «Доброе животное»


Занятие № 4

Цель: развитие коммуникативных навыков. Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики; развитие умения выступать публично. Развитие произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Незнайка»

Коррекционная часть: Игра «Чего не стало» (картинки), Игра «Найди пару» (тактильные мешочки), Игра на внимание «Раскрась по образцу» (в тетради)

Физминутка Игра «Лесная фигура»

Кинезиологический комплекс № 2

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Лабиринт», «Графический диктант», «Корректурная проба»

Ритуал окончания занятия: Игра «Солнечный лучик»


Занятие № 5

Цель: развитие навыков культурного общения; обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики. Развитие произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Пропой свое имя»

Коррекционная часть: Игра – разминка «Добавь свое слово», Упражнение на развитие слуховой памяти, внимания «Четвертый лишний», Игра «Волшебный сундучок»

Физминутка Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Кинезиологический комплекс № 2

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Штриховка», «Логический квадрат», «Продолжи узор»

Ритуал окончания занятия: Игра с мячом «Что мне сегодня понравилось»


Занятие № 6

Цель: развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления. Развитие навыков общения, умения выступать публично. Развитие мелкой моторики, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Ветерок»

Коррекционная часть: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее …»

Упражнение «Большой – маленький», Задание «Симметричные рисунки» (в тетради)

Физминутка Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Кинезиологический комплекс № 2

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Графический диктант», «Зоркий глаз», «Продолжи узор»

Ритуал окончания занятия: Игра «Передай хорошее настроение соседу справа»


Занятие № 7

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативной сферы. Развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, мелкой мускулатуры рук, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Я рада вас видеть»

Коррекционная часть: Игра «Считай дальше»

Упражнение на развитие слуховой памяти, внимания «Назови как можно больше слов»

Игра «Найди пару» (картинки, разделенные на две половинки)

Игра «Последовательность событий»

Физминутка Игра «Мы охотимся на льва»

Кинезиологический комплекс № 3

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Штриховка», «Логическая цепочка», «Продолжи узор»

Ритуал окончания занятия: Игра «Воздушный шар»


Занятие № 8

Цель: развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Развитие волевой сферы, зрительной памяти, внимания, мышления, мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Перышко»

Коррекционная часть: Игра «Логическая цепочка» (половинки)

Упражнение на развитие зрительной памяти, внимания «Четвертый лишний» (картинки)

Игра «Танграм»

Физминутка Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»

Кинезиологический комплекс № 3

Коррекционная часть – работа в тетради:

Упражнение на развитие пространственных представлений «Что где находится»

Задание «Графический диктант», «Корректурная проба», «Дорисуй-ка»

Ритуал окончания занятия: Игра «Эстафета дружбы»


Занятие № 9

Цель: развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Развитие волевой сферы, зрительной памяти, внимания, мышления, мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Я рада вас видеть»

Коррекционная часть: Игра – разминка «Добавь свое слово», Упражнение «Один много», Игра «Последовательность событий», Задание «Симметричные рисунки» (в тетради)

Физминутка Упражнение «Мостик дружбы»

Кинезиологический комплекс № 3

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Штриховка», «Логический квадрат», «Лабиринт»

Ритуал окончания занятия: Упражнение «Костер дружбы»


Занятие № 10

Цель: развивать навыки общения, умение выступать публично, высказывать свое мнение. Развитие эмоциональной сферы; мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Подари мне свою улыбку»

Коррекционная часть: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее растение», Игра «Последовательность событий», Игра на внимание «Раскрась по образцу»

Физминутка Игра «Передай мяч»

Кинезиологический комплекс № 3

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Графический диктант», «Зоркий глаз», «Найди лишний»

Ритуал окончания занятия: Игра «Путаница»


Занятие № 11

Цель: развитие сферы общения детей, навыков культурного общения. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, мелкой мускулатуры рук, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Перышко»

Коррекционная часть: Игра «Съедобное – несъедобное»

Упражнение на развитие слуховой памяти, внимания «Четвертый лишний»

Игра «Найди пару» (тактильные мешочки)

Физминутка Игра «Снежинки, сугробы, сосульки»

Кинезиологический комплекс № 4

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Штриховка», «Логическая цепочка», «Дорисуй вторую половину»

Ритуал окончания занятия: Упражнение «Если весело живется»


Занятие № 12

Цель: развитие навыков общения у детей, умения работать в паре. Развитие речи и логического мышления, зрительной памяти, слухового внимания, мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Колокольчик»

Коррекционная часть: Игра «Логическая цепочка» (картинки)

Игра «Отгадай сказку» (картинки), Задание «Симметричные рисунки» (в тетради)

Физминутка Игра «Дружные сердца»

Кинезиологический комплекс № 4

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Графический диктант», «Корректурная проба», «Лабиринт», «Снежинки»

Ритуал окончания занятия: Упражнение «Молодцы»


Занятие № 13

Цель: развитие навыков общения детей; развитие мышления, внимания (зрительное, слуховое). Развитие мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Я рада вас видеть»

Коррекционная часть: Игра – разминка «Добавь свое слово»

Упражнение на развитие зрительной памяти, внимания «Четвертый лишний» (картинки)

Игра на внимание «Нарисуй что запомнил» (в тетради)

Физминутка Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Кинезиологический комплекс № 4

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Штриховка», «Логический квадрат», «Лабиринт», «Продолжи узор»

Ритуал окончания занятия: Игра «Путаница»


Занятие № 14

Цель: развитие навыков общения детей; мышления, внимания (зрительное, слуховое). Развитие ориентировки в пространстве, слуховой памяти, мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Пропой свое имя»

Коррекционная часть: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее растение», Игра «Найди пару» (картинки, разрезанные на две половины по диагонали)

Разрезные буквы

Физминутка Игра «Снежинки, сугробы, сосульки»

Кинезиологический комплекс № 4

Коррекционная часть – работа в тетради:

Упражнение на развитие пространственных представлений «Чего не стало»

Задание «Графический диктант», «Зоркий глаз», «Продолжи узор»

Ритуал окончания занятия: Упражнение «Волшебное кольцо»


Занятие № 15

Цель: развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Развитие внимания, логического мышления, мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Колокольчик»

Коррекционная часть: Игра «Считай дальше»

Упражнение «Подбери слово», Задание «Симметричные рисунки» (в тетради)

Физминутка Игра «Соберись в тройки, четверки»

Кинезиологический комплекс № 5

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Штриховка», «Логические цепочки», «Корректурная проба»

Ритуал окончания занятия: Игра «Доброе животное»


Занятие № 16

Цель: развитие эмоциональной и коммуникативной сферы; внимания, логического мышления, мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Улыбка»

Коррекционная часть: Игра «Логическая цепочка» (половинки)

Игра «Последовательность событий», Игра на внимание «Раскрась по образцу» (в тетради)

Физминутка Игра «Аист, лягушка, солдат»

Кинезиологический комплекс № 5

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Графический диктант», «Корректурная проба», «Найди лишнее»

Ритуал окончания занятия: Упражнение «Рукопожатие по кругу»


Занятие № 17

Цель: развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти, воображения, мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Ветерок»

Коррекционная часть: Игра – разминка «Добавь свое слово»

Упражнение на развитие слуховой памяти, внимания «Четвертый лишний», Игра «Танграм»

Физминутка Игра «Мы охотимся на льва»

Кинезиологический комплекс № 5

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Штриховка», «Логический квадрат», «Дорисуй вторую половину»

Ритуал окончания занятия: Упражнение «Волшебное кольцо»


Занятие № 18

Цель: развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей, внимания, мышления, мелкой мускулатуры рук. Развитие произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Здравствуйте!»

Коррекционная часть: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее растение», Игра «Найди пару» (картинки), Задание «Симметричные рисунки» (в тетради)

Физминутка Игра «Зеваки»

Кинезиологический комплекс № 6

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Графический диктант», «Зоркий глаз», «Продолжи узор»

Ритуал окончания занятия: Игра «Эстафета дружбы»


Занятие № 19

Цель: развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей, внимания, мышления, мелкой мускулатуры рук. Развитие произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Я рада вас видеть»

Коррекционная часть: Игра «Съедобное – несъедобное», Игра на внимание «Нарисуй что запомнил» (в тетради)

Физминутка Игра «Замри»

Кинезиологический комплекс № 6

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Штриховка», «Логические цепочки», Игра «Составь картинку» (пиктограммы)

Ритуал окончания занятия: Упражнение «Солнечный лучик»


Занятие № 20

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. Развитие внимания, логического мышления. Развитие навыков невербального и вербального общения. Развитие мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Давайте поздороваемся»

Коррекционная часть: Игра «Логическая цепочка» (картинки), Упражнение на развитие зрительной памяти, внимания «Четвертый лишний» (картинки), Разрезные картинки, буквы

Физминутка Игра «Мы охотимся на льва»

Кинезиологический комплекс № 6

Коррекционная часть – работа в тетради:

Упражнение на развитие пространственных представлений «Картина»

Задание «Графический диктант», «Корректурная проба», «Лабиринт», «Продолжи узор»

Ритуал окончания занятия: Упражнение «Мое настроение»


Занятие № 21

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. Развитие внимания, логического мышления. Развитие навыков невербального и вербального общения. Развитие мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Доброе утро»

Коррекционная часть: Игра – разминка «Добавь свое слово»

Игра «Танграм», Задание «Симметричные рисунки» (в тетради)

Физминутка Игра «Кричалк – шепталки - молчалки»

Кинезиологический комплекс № 6

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Штриховка», «Логический квадрат», «Дорисуй вторую половину», «Продолжи узор»

Ритуал окончания занятия: Упражнение «Комплименты»


Занятие № 22

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. Развитие внимания, логического мышления. Развитие навыков невербального и вербального общения. Развитие мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Ладошки»

Коррекционная часть: «Хлопни в ладоши, если услышишь слов, обозначающее …»

Упражнение «Большой - маленький», Игра «Времена года», Игра на внимание «Раскрась по образцу» (в тетради)

Физминутка Игра «Волшебная шляпа»

Кинезиологический комплекс № 7

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Графический диктант», «Зоркий глаз», «Продолжи узор»

Ритуал окончания занятия: Упражнение «Костер дружбы»


Занятие № 23

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. Развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения. Развитие навыков невербального и вербального общения. Развитие мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Здравствуйте»

Коррекционная часть: Игра «Считай дальше», Упражнение на развитие слуховой памяти, внимания «Четвертый лишний», Игра «Найди пару» (тактильные мешочки)

Физминутка Игра «Зеваки»

Кинезиологический комплекс № 7

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Штриховка», «Логическая цепочка», «Корректурная проба», «Продолжи узор»

Ритуал окончания занятия: Игра «Доброе животное»


Занятие № 24

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. Развитие зрительного внимания, логического мышления, зрительной памяти, навыков невербального и вербального общения. Развитие мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Наши помощники»

Коррекционная часть: Игра «Логическая цепочка» (половинки)

Игра «Последовательность событий», Задание «Симметричные рисунки» (в тетради)

Физминутка Игра «Замри»

Кинезиологический комплекс № 7

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Графический диктант», «Дорисуй вторую половину», «Продолжи узор»

Ритуал окончания занятия: Игра – упражнение «Если весело живется»


Занятие № 25

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. Развитие внимания, логического мышления, воображения. Развитие навыков невербального и вербального общения. Развитие мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Я рада вас видеть»

Коррекционная часть: Игра – разминка «Добавь свое слово»

Игра «Противоположность»,

Игра на внимание «Нарисуй что запомнил» (в тетради)

Физминутка Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»

Кинезиологический комплекс № 7

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Штриховка», «Логический квадрат», «Продолжи узор»

Ритуал окончания занятия: Упражнение «Комплименты»


Занятие № 26

Цель: развитие эмоциональной сферы детей. Развитие зрительного внимания, логического мышления, зрительной памяти, навыков невербального и вербального общения. Развитие мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Наши помощники»

Коррекционная часть: «Хлопни в ладоши, если услышишь …»

Упражнение на развитие слуховой памяти, внимания «Назови как можно больше слов»

Беседа «Чем я отличаюсь»

Физминутка Игра «Мы охотимся на льва»

Кинезиологический комплекс № 8

Коррекционная часть – работа в тетради:

Упражнение на развитие пространственных представлений

Задание «Графический диктант», «Зоркий глаз», «Мальчики и девочки»

Ритуал окончания занятия: Упражнение «Волшебное кольцо»


Занятие № 27

Цель: развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. Развитие зрительного внимания, быстроты реакции. Развитие логического мышления, восприятия. Развитие мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Ветерок»

Коррекционная часть: Игра «Съедобное – несъедобное»

Упражнение «Подбери слово»,

Задание «Симметричные рисунки» (в тетради)

Физминутка Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»

Кинезиологический комплекс № 8

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Штриховка», «Логическая цепочка», «Найди лишнее», «Продолжи узор»

Ритуал окончания занятия: Игра «Воздушный шар»


Занятие № 28

Цель: развитие навыков невербального и вербального общения. Развитие эмоциональной сферы детей, зрительного внимания, памяти. Развитие мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Я рада вас видеть»

Коррекционная часть: Игра «Логическая цепочка» (половинки)

Игра «Последовательность событий»,

Игра на внимание «Раскрась по образцу» (в тетради)

Физминутка Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»

Кинезиологический комплекс № 8

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Графический диктант», «Корректурная проба», «Лабиринт»

Ритуал окончания занятия: Игра «Путаница»


Занятие № 29

Цель: развитие навыков невербального и вербального общения, навыков культурного общения. Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие внимания, мышления, мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Давайте поздороваемся»

Коррекционная часть: Игра – разминка «Добавь свое слово»

Упражнение на развитие слуховой памяти, внимания «Назови как можно больше слов»

Физминутка Игра «Дружный паровозик»

Кинезиологический комплекс № 8

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Штриховка», «Логический квадрат», «Продолжи узор», «Азбука эмоций»

Ритуал окончания занятия: Упражнение «Эстафета дружбы»


Занятие № 30

Цель: развитие навыков общения у детей, умения работать в паре. Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие внимания, мышления, мелкой мускулатуры руки, произвольности психических процессов.

Ритуал начала занятия: Игра – приветствие «Колокольчик»

Коррекционная часть: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово …»

Задание «Симметричные рисунки» (в тетради)

Физминутка Игра «Путаница»

Кинезиологический комплекс №8

Коррекционная часть – работа в тетради:

Задание «Графический диктант», «Зоркий глаз», «Дорисуй-ка», «Продолжи узор»

Ритуал окончания занятия: Упражнение «Молодцы»

Мониторинг


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально – техническая обеспеченность

В учреждении имеется отдельный кабинет педагога – психолога, площадь кабинета позволяет проводить как индивидуальные, так и подгрупповые занятия с детьми (6-8 детей).

Для проведения коррекционно-развивающей работы по программе в кабинете имеется:

Стол детский «Ромашка»;

8 детских стульчиков;

Магнитная доска, магниты;

Комплекты канцелярских наборов (ручки, простые и цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага и т.д.);

Кинезиологические тренажеры, наборы для зеркального рисования.

Дидактические игры различной направленности.

Конспекты занятий по программе.

Дополнительные материалы: учебно-методическая и художественная литература, презентации, буклеты.

В кабинете педагога – психолога развивающая среда способствует совершенствованию всех познавательных процессов: памяти, вниманию, мышлению воображению, речи, что обеспечивает самостоятельность детей, стимулирует их активность и инициативность. В кабинете представлено достаточное количество игр и пособий, демонстрационного материала для подготовки детей к обучению в школе, для развития мелкой моторики, внимания.


Диагностический инструментарий для оценки достижения планируемых результатов.

Диагностический этап предшествует коррекционно-развивающей работе и является промежуточным звеном при реализации программы, что позволяет уточнить нарушения в развитии познавательной и эмоционально-личностной сфер, а также даёт возможность проследить изменения в развитии детей.

Контрольный диагностический этап позволяет увидеть эффективность коррекционно-развивающей работы. Контроль осуществляется с использованием всех диа­гностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологиче­ских картах и сравниваются. Заполняется сводный протокол. При необходимости проводится индивидуальное углубленное обследование ребенка.

Диагностика в начале учебного года (сентябрь):

Диагностика развития психических процессов детей подготовительной группы:

«Экспресс – диагностика в детском саду» Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко.

«Программа психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения» (Н. Семаго, М. Семаго).

Методика «Определение мотивов учения» М. Р. Гинзбург.

Диагностика показателей межполушарного взаимодействия.

Экспертный опрос педагогов проводится при помощи методик:

Характеристика готовности ребенка к школьному обучению (по Овчаровой).

Анкета для воспитателей «Коммуникативные навыки «Отношение ребенка к чужому взрослому», «Отношение ребенка к сверстникам».

Анкета для воспитателей «Ранжирование мотивов учения»

Для опроса родителей используется анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе?»

Итоговая диагностика (апрель – май):

Диагностика развития психических процессов:

«Экспресс – диагностика в детском саду» Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко.

«Программа психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения» (Н. Семаго, М. Семаго).

Диагностика показателей межполушарного взаимодействия.

Экспертный опрос педагогов:

Характеристика готовности ребенка к школьному обучению (по Овчаровой).

Процедура диагностического обследования

Диагностика проводится психологом индивидуально с каждым ребенком. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.

Протокол является частью Диагностической карты, которая заполняется на каждого ребенка и включает в себя также схему беседы, разделы «Примечания» и «Рекомендации». В примечаниях приводится дополнительная информация, отмечаются особенности работы ребенка: наличие или отсутствие интереса к заданию, темп, аккуратность, проявления утомления, уверенность, умение сосредоточиться; посадка ребенка за столом, сведения о том, какой рукой работает ребенок (ведущая рука), правильно ли держит карандаш, характер действий (целенаправленный или хаотичный), специфика эмоциональных реакций и т.п. (в зависимости от задания, которое выполняет ребенок).

По результатам проведенного обследования для каждого ребенка вырабатываются индивидуальные рекомендации, которые также фиксируются в карте.

Кроме того, результаты всех детей заносятся в Сводную таблицу группы. Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень развития психических процессов детей конкретной группы.

Количественные показатели по группе могут быть изображены графически, что помогает наглядно представить ситуацию в целом, спланировать развивающую психолого-педагогическую работу в ДОО.

По результатам обследования формируются группы детей, нуждающихся в психологическом сопровождении при подготовке к школьному обучению.


Сфера ответственности, основные права и обязанности участников программы

Права и обязанности участников программы определяются Конвенцией о правах ребенка, действующим законодательством Российской Федерации, Уставом ДОУ, согласием родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении.

Педагог – психолог обязан:

обеспечивать психологическую безопасность всех участников педагогического процесса в рамках реализации программы (воспитанников, педагогов, родителей);

осуществлять методическую и организационную подготовку к проводимым занятиям;

проводить занятия на высоком профессиональном уровне;

доводить до сведения участников программы итоги диагностики, рекомендации по результатам проводимой работы.

Педагог – психолог имеет право:

комплектовать группу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

вносить коррективы в содержание программы с учетом запросов ее участников.

Воспитанники обязаны:

соблюдать этические правила групповой работы.

Воспитанники имеют право:

отказаться от участия в программе.

Педагоги обязаны:

соблюдать этические принципы педагогической деятельности (невмешательство в процесс групповых занятий);

Педагоги имеют право:

получить информацию о цели и задачах реализуемой программы;

получить консультацию по итогам проводимой работы и рекомендации по вопросам воспитания и развития воспитанников.

Родители воспитанников обязаны:

способствовать реализации программы на всех ее этапах.

Родители воспитанников имеют право:

присутствовать на занятиях, получать информацию об основных процессах, событиях в ходе программы, рекомендации от специалиста.

получить консультацию по результатам диагностики, проводимой в рамках реализации программы;

получить консультацию по итогам проводимой работы и рекомендации по вопросам воспитания и развития детей.


Система организации внутреннего контроля за реализацией программы

Контроль над реализацией программы осуществляет педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих с дошкольниками в ходе всего курса занятий.

Внутренний контроль за реализацией программы осуществляется старшим воспитателем и заведующим в соответствии с годовым планом, вместе с педагогом – психологом анализируют результаты, вносят необходимые коррективы.

Работа с детьми:

соблюдение режима дня и организация работы.

соответствие предлагаемого материала возрасту детей.

количество и длительность занятий, соответствие сетке занятий.

систематичность занятий по программе.

Работа с родителями:

оформление наглядной информации.

открытые показы мероприятий.

отражение тематики на родительских собраниях, индивидуальных консультациях.

Работа с педагогами:

использование педагогами элементов программы в педагогическом процессе.

Результаты внедрения программы обсуждаются на педагогических советах.


Сведения о практической апробации программы

Программа «Скоро в школу» апробирована и реализуется в течении трех лет. Об эффективности внедрения программы свидетельствуют результаты диагностики готовности к школьному обучению. Данная программа допущена к реализации в 2022-2023 учебном году.

В 2021-2022 учебном году подготовительную группу ДОУ посещало 17 детей. В диагностическом обследовании приняли участие 16 детей подготовительной к школе группы.


Уровень готовности детей к школьному обучению

Высокий

Средний

Низкий

Начало года (сентябрь)

2

12%

12

70%

3

18%

Конец года (апрель – май)

9

56%

7

44%

-

-



t1696423931aa.gif

Анализируя полученные результаты исследования в конце учебного года, выявлено, что у детей данной группы сформировано произвольное внимание, дети способны удерживать инструкцию, способны к целенаправленному выполнению заданий и проявляют высокую работоспособность, а также способны работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции. У детей группы достаточно хорошо развита тонкая моторика, графические навыки, в достаточной степени сформированы процессы саморегуляции.

Таким образом, развитие познавательных процессов на высоком и среднем уровне, сформированное эмоционально-положительное отношение к школе дает возможность детям адаптироваться к началу школьного обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов.

Психологическая подготовка детей к обучению в школе занимает одно из самых важных мест в жизни ребенка, поэтому к этому процессу надо готовиться заранее.

Понятие «готовность к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка. Готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости в психофизиологическом, интеллектуальном, личностном, мотивационным, эмоциональном, волевом, коммуникативном и социальном аспектах.

Данная программа является перспективной, имеет практическую значимость, и ценность в коррекционно-развивающей и профилактической деятельности и решает вопрос взаимодействия всех участников образовательных отношений.

Положительные изменения в развитии детей и в подготовке к школьному обучению отмечают как воспитатели, так и родители.


Список литературы

Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. – 96 с. (Серия «Кабинет психолога».)

Архипова И.А. Диагностика психического развития ребенка . 250 тестов, заданий и упражнений для адаптации ребенка к школе. – Спб.: Наука и Техника, 2008. – 256 с.

Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003. – 256с. – («Gaudemus»).

Вострокнутова Н.В. Школьная дезадаптация: основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребёнка с проблемами развития и поведения. – М./www.otrok.ru/medbook/listpsy/vostr.htm

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).

Готовность к школе: развивающие программы /под ред. Дубровиной И.В. – М.: Академический Проект,2001.

Деннисон П., Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума».

Зегебард Г.М., Ильичева О.С. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие.

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение, 1995. 512 с.

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе).

Савенков А.И., Ядрихинская И.Е. Подготовка ребенка к школе. – М., 199. – 164 с.

Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии».

Сиротюк А.Л. «Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии».

Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»

Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.

Столяренко Л.Д. «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга».

Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М.,





t1696423931ab.jpg

t1696423931ac.jpg

Приложение

Рабочая тетрадь

t1696423931ad.jpg

Кинезиологические тренажеры

t1696423931ae.jpg

Сводный анализ результатов готовности к школе за три года

2019-2020

Уровень готовности детей к школьному обучению

Высокий

Средний

Низкий

Начало года (сентябрь)

7

26%

12

44%

8

30%

Конец года (апрель – май)

17

65%

7

27%

3

8%

2020-2021

Уровень готовности детей к школьному обучению

Высокий

Средний

Низкий

Начало года (сентябрь)

5

23%

15

65%

3

12%

Конец года (апрель – май)

12

52%

11

48%

-

-

2021-2022

Уровень готовности детей к школьному обучению

Высокий

Средний

Низкий

Начало года (сентябрь)

2

12%

12

70%

3

18%

Конец года (апрель – май)

9

56%

7

44%

-

-


t1696423931af.gif


Результаты диагностического обследования за три года подтверждают положительную динамику развития готовности детей к школе и позволяют сделать следующий вывод: развивающие занятия с детьми, которые проводились в течение учебного года, способствовали развитию функциональной готовности детей к школьному обучению.

Для успешного обучения дети имеют хороший запас знаний об окружающем мире, у них сформированы элементарные понятия, мыслительные операции, они умеют обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, умеют планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, хорошо развита мелкая моторика рук, зрительно-двигательная координация. Для детей характерно положительное отношение к учению.

Результаты диагностики детей анализируются и являются основанием для развивающей работы с детьми, консультирования родителей, а также формулирования рекомендаций по оказанию помощи и поддержки ребёнку.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДМЕТ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Вне зависимости, какие результаты получил ребенок в результате психолого-педагогического обследования, родители получают рекомендации на летний период, но особое внимание уделяется родителям детей, получившим низкий уровень по тому или иному познавательному процессу или другое.

Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям

Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья.

Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.


Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает: к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже); он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее: ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых; толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает: понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения; наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет:

1) Внимание.

Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.

Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

Цифры от 0 до 10.

Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

Арифметические знаки: «+», «-», «=».

Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.3)

3) Память.

Запоминание 10-12 картинок.

Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

Складывать пазл без помощи взрослого.

Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

Выполнять аппликации.

6) Речь.

Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

Понимать и объяснять смысл пословиц.

Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.


Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и садить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься.

Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.


Тренируем руку ребенка

Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию.

Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками.

Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь, и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.


Рекомендации родителям дошкольника

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.

Не будьте слишком требовательны к ребенку.

Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т.д.

Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.

Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.

Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.

Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.


Заключение

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.



30



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации