Коррекционно-развивающее занятие на тему «Радость, грусть»
Тема: Радость, грусть
Цели:
Познакомить детей с чувством радости, грусти.
Развивать коммуникативные умения и навыки, умение работать у группе;
Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека;
Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию.
Учить детей выражать чувство радости в рисунке.
I. Вводная часть
Педагог: Добрый день, ребята. Я очень рада видеть вас и хочу с вами поделиться своим отличным настроением. Дружно за руки возьмемся, чувствуете тепло ладошек друг друга, улыбнемся друг другу и, скажем «Здравствуйте».
II. Основная часть
Чтение стихотворения «Азбука настроения»
Психолог:
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения,
На всех нас – настроение.
Кто веселится,
Кто грустит,
Кто испугался,
Кто сердит.
Развеет без сомнения
Азбука настроения.
Психолог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о настроении. Оно может быть разным. Каким?
Дети: грустным и веселым.
Психолог: Оно может зависеть от событий, которые происходят в нашей жизни. Хорошие события вызывают у нас радость, и мы улыбаемся. Скажите, как вы думаете, какое настроение у этой картинки? (педагог прикрепляет к магнитной доске картину «радость»)
Организация беседы по пиктограмме «Радость»
Психолог: Посмотрите на выражение этого человека. Какое чувство испытывает человек? Дети: радость.
- Как вы определили?
Дети: по лицу.
Психолог: По лицу совсем не трудно узнать радостного человека: он улыбается или смеется, уголки губ приподняты вверх, глаза припущены. От чего может возникнуть радостное настроение?
Дети: подарили игрушку, улыбнулись, обняли.
Психолог: У радостного человека появляется уверенность в собственных силах. Он ощущает необыкновенную легкость, ему хочется петь, прыгать, плясать, чтобы выплеснуть переполняющую его радость.
Давайте попробуем изобразить жесты радостного человека. (Дети выполняют задание.)
Покажите, какая поза и какая походка у радостного человека. (Дети выполняют задание.)
Постарайтесь радостно сказать фразу: «Сегодня шел дождь». (Дети выполняют задание.)
Закончите мои предложения:
«Когда я радуюсь, я … (улыбаюсь, прыгаю, смеюсь, пою)».
«Я радуюсь, когда вижу… (подарки, мамино лицо, торт, клоунов)».
Молодцы! А вы почувствовали, что, когда мы с вами говорили о радостной Веселинке и изображали радующихся людей, нам тоже становилось весело, радостно?
Организация беседы по пиктограмме «Грусть»
(Педагог прикрепляет к магнитной доске пиктограмму «грусть»).
Психолог: Плохие события, что вызывают у человека?
Дети: грусть, печаль, тоска.
Посмотрите на выражение этого человека, на выражение его лица…Что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз? Что же это за чувство?
Дети: грусть.
Психолог: Да, это грусть.
Продолжи предложение: Я грущу, когда…
Выслушиваются ответы детей.
Педагог-психолог: Верно вы говорите, грустно бывает когда (перечисляются ответы детей).
Педагог-психолог: Вам нравится грустить?
Никому не нравится грустить.
А посмотрите-ка, у нас появился мяч. Как вы думаете, мяч может вызвать у человека грусть? Когда?
Выслушиваются ответы детей
Педагог-психолог: Я думаю, что многие бы грустили, если бы мяч потерялся.
А посмотрите на эту картинку
Почему девочка плачет?
Дети: Мяч улетел в воду и девочка не может его достать.
Педагог-психолог: Жалко вам эту девочку?
Эту девочку зовут Таня и про неё даже есть стихотворение.
Психолог зачитывает стихотворение «Наша Таня громко плачет»
Педагог-психолог: Понравилось вам стихотворение? Предлагаю повторить его все вместе.
Ребята, как вы думаете, когда мячик достанут, настроение у девочки изменится? Какое оно будет?
Дети: Девочка станет радостная.
Педагог-психолог: Правильно, она перестанет плакать и будет улыбаться, потому что снова сможет играть с мячом.
Игра с мячом
Игра «Будь внимателен»
Педагог: Сейчас я раздам вам картинки грусти и радости. Я буду читать стихотворения, а вы будете показывать нужную картинку согласно тексту. Готовы?
1. Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Какое эмоциональное состояние описано в стихотворении? (ответы детей: радость)
2. Потеряли котятки
По дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:
«Мама, мама, прости,
Мы не можем найти перчатки!» (ответы детей: грусть)
3. Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой! (ответы детей: радость)
4. Наша Таня громко плачет –
Уронила в речку мячик. Какое настроение у девочки Тани? (ответы детей: грусть)
5. Зайку бросила хозяйка -
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. (ответы детей: грусть)
6. Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. (ответы детей: радость)
Психолог: Немного отдохнем.
Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять.
(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Игра «Дружно хлопнули в ладоши»
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Дружно хлопнули в ладоши,
Вместе топнули ногой.
Все, во что мы здесь играли,
Мы запомнили с тобой.
Задание «Моя радость»
Психолог. Мы многое узнали о радости и грусти. Скажите, радоваться хорошо или плохо? Почему вы так думаете? (Ответы детей.)
Как можно улучшить настроение, если вам грустно? (Вспомнить что-нибудь веселое, придумать историю о радостном событии, нарисовать веселый рисунок…)
Звучит аудиозапись музыки Д. Христова «Золотые капельки».
Перед каждым ребенком — набор цветных карандашей и лист бумаги.
Психолог. Нарисуйте, пожалуйста, свою радость. Перед тем, как начнете рисовать, подумайте, какая она, какого цвета карандаши вам понадобятся. Вспомните, что вы делали, когда радовались, кто был с вами рядом или кого вы хотели бы видеть в этот момент.
А может быть кто-нибудь из вас нарисует «Портрет Радости» и потом расскажет о ней, ответив на вопросы, где она живет, чем занимается, любит ли ходить в гости или чаще сидит одна дома, есть ли у нее друзья, есть ли враги.
Дети выполняют задание, а затем рассказывают о своих рисунках.
Если осталось мало времени до конца занятия, раздать 2 кружочка каждому ребёнку и цветные карандаши.
Дети рисуют личики.
III Итог занятия
Психолог: Наша встреча подходит к концу.
- Ребята, про какие эмоции мы сегодня говорили?
- Может ли один и тот же предмет вызвать разные эмоции?
- Хорошо ли, когда люди грустят?
- Как можно улучшить настроение, если вам грустно? (ответы детей: вспомнить что-нибудь веселое, нарисовать рисунок, улыбнуться)
Педагог-психолог хвалит каждого ребёнка.
7
Рагулина Любовь Давыдовна