Коррекционно-развивающее занятия «День Земли» (1–4 классы)
Коррекционно-развивающее занятия "День Земли"
Цель: формирование экологического и личностного сознания.
Задачи:
1) формирование и развитие экологических установок личности учащихся (преодоление антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам);
2) развитие психических функций (память, внимание, мышление, воображение);
3) формирование самосознания.
- Ритуал приветствия.
- Перед началом занятия, чтобы оно прошло в дружеской атмосфере обратитесь к своему соседу с фразой:
… рад, что ты пришла на наш урок сегодня.
II. Сообщение темы занятия
- Ребята, сегодня на нашем занятии мы продолжим работать над развитием вашей памяти, мышления, внимания, воображения. Но я считаю необходимым указать на еще одну задачу занятия. Чтобы вы смогли определить ее, я предлагаю следующее упражнение.
1. "Работа с календарем"
- Ребята, в апреле 30 дней. Скажите, какие праздники уже прошли в апреле?
Какие еще праздники предстоят в апреле?
- Посмотрите на слайд. На нем представлены все праздники, которые отмечаются в апреле. О каком из предстоящих праздников вы не знали?
- Хочу обратить ваше внимание на праздник, который не только наша страна отмечает, но и весь мир. Это День Земли. Посмотрите, в какой день он празднуется?
- Послушайте отрывок из стихотворения Михаила Дудина, он поможет вам понять содержание этого праздника.
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
- Как вы думаете, чему посвящён этот праздник? (Земле, вниманию к ней и охране природы).
2. «Беседа о празднике»
- Международный день Земли является праздником чистой Земли, Воды и Воздуха. В этот день вспоминают об экологических катастрофах. Люди начинают задумываться о том, что могут сделать для решения таких проблем,
Символом Дня Земли является Зеленая греческая буква «тета» на белом фоне. Это изображение придумали в 1971 году.
Другой символ этого праздника — так называемый неофициальный флаг Земли. Для этого используется фото нашей планеты, снятое из космоса на синем фоне. Выбор этого изображения не случайный. Это был первый снимок Земли. По сей день он остается самым популярным снимком.
- На самом деле, День Земли мы с вами в школе отмечали уже 21 марта. Празднование этот даты посвящено миротворческим мероприятиям. В этот день принято останавливать все войны на Земле. 22 апреля – уделяется внимание мероприятиям по охране Земли, нашей природы.
В этом году в нашей стране будут праздновать День Земли 31 раз. В России День Земли отмечается с 1992 года. По традиции в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях.
- Каждый из вас может поучаствовать в акции по экологической защите индивидуально. Например, вы увидите на тротуаре брошенный фантик, можно поднять и бросить в мусорку. Что еще можно сделать? (ответы обучающихся).
- Вы большие молодцы! Каждый человек в любой день может быть внимательным по отношению к окружающей среде. И тогда в знак благодарности наша природа будет радовать нас своей красотой.
- Ребята, какое время может человек прожить без еды (до 8 недель).
- А сколько времени человек может обходиться без воды? (до 4 дней).
- Сколько человек может прожить без воздуха?( не более 5 минут).
- Обратите внимание – пища, вода, воздух – это важные составляющие, которые очень важны для жизни человека. Человек – часть природы.
3. Физминутка
Весело в лесу
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте.)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.)
III.Основная часть
4. Сказка Г.С. Эрдели «Надо жить дружно»
Жил-был высокий дуб – красивый, с большими ветвями, густой зеленой листвой, радовал всех, кто проходил мимо.
Под землей росли его корни. Их никто не видел, но корни тоже были большие, мощные, глубоко они опускались под землю, широко раскинулись вокруг.
Весной раскрывал дуб почки, росли листья, побеги, росли корни.
Листья выбирали из воздуха углекислый газ, с помощью солнечных лучей вырабатывали сахар, росли сами. Выращивали своих деток – желудей. Часть сахаров передавали в корни, кормили их. А корни выбирали из земли воду, минеральные вещества, передавали листьям.
Хорошо, дружно жили листья и корни. Каждый занимался своим делом и помогал другому. Дерево росло и крепло.
На зиму дуб засыпал, видел хорошие сны о теплых летних днях, когда в его ветвях вили гнезда птицы, около корней устраивали свои норы звери, росли грибы.
Но однажды проснулся дуб весной и думает: «Как я велик и красив, могуч! Любят меня птицы, звери и даже грибной царь – белый гриб! В жаркую погоду под моей тенью укрываются и люди, любуясь мною.
Моя красота, моя сила - ветви и листья. И обидно часть того, что создают листья, передавать корням. Мы так мало получаем от них питания. В 20 раз меньше того, что производим сами!»
Обрадовались листья: «Конечно, не надо кормить корни. Если мы все силы будем тратить только на себя, нас станет только больше. Дерево будет еще краше!»
Напрасно корни убеждали: «это правда, что мало питательных веществ даем мы вам из земли. Меньше, что вы выбираете из воздуха. Но они необходимы для вас. И если мы дадим вам только одно из этих веществ, вы не сможете расти.
А потом, вспомните, сколько мы перекачиваем для вас из земли воды! Ведь вы испаряете, отдаете в воздух водяных паров каждый день больше, чем весите сами!»
Только не слушали эти слова листья: «Нам будет лучше, если, независимые, мы станем работать лишь на себя».
«Хорошо, - вздохнули корни. – Будьте независимы. Но и мы голодные не сможем и не будем работать на вас. Каждый будет жить и работать сам по себе».
Так и получилось. Незаметно прошло лето, наступила осень. Опали листья у дуба, как и всегда, как и раньше. Не знаю, какие сны видел дуб суровой зимой.
Но вот пришла весна. Зазеленел лес, наполнился птичьими голосами. Строят птицы гнезда, готовятся выводить птенцов.
Прилетели пернатые к своему дубу, где они всегда вили гнезда, где был их дом. Но не узнали дерева.
Стоит дуб без листьев, сухой: еще зимой, когда ударили морозы, почки, в которых мало было запасено воды, - вымерзли. Погибли и корни, не получившие от листьев питания.
Стоит теперь в лесу мертвое дерево. Улетели от него птицы, обходят стороной звери. И даже поганки не растут около этого дуба.
Обсуждение сказки:
- Ребята, вам понравилась сказка?
- Это веселая или грустная сказка?
- Почему вы так считаете?
- Чему нас с вами учит эта сказка?
- Кто виноват в этой сказке?
- Верно, сам дуб так решил. Чтобы стать более красивым, он решил, что ему необходимо больше листы. К сожалению, и человек, также неграмотно распределяет ресурсы своего организма. Вредные привычки наносят большой вред организму человека. Человек должен помнить, что он являемся частью природы. Важно бережно относиться к своему организму.
5. Просмотр ролик «Красота природы России»
Природа России - наше главное богатство. У нас в стране есть и высочайшая гора Европы, и самый большой лес, и самое большое болото, есть розовое озеро и самая необычная пустыня.
https://ya.ru/video/preview/8123697265999388280 (просмотр ролика)
- После просмотра видеоролика многие из вас улыбаются и настроение улучшилось. Почему это произошло? (ответы детей). Верно, природа своей красотой радует глаз человека.
6. Кроссворд
- Ребята, сейчас разгадаем кроссворд и вспомним некоторых представителей многообразия животного мира, который населяет нашу планету.
По вертикали
1. Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу»? (сельдь)
2. Какая птица является государственным символом России?(орел)
4. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
5. Кто меняет шубу два раза в год? (заяц)
11. Какая охота разрешается в лесу в любое время года?(фотоохота)
13. Где живут зебры? (Африка)
14. Самый высокий зверь? (жираф)
По горизонтали
3. Какой зверь помогает переходить дорогу? (зебра)
6. Где находится ухо у кузнечика? (нога)
7. Что за трава, которую многие боятся? (крапива)
8. А сколько ног у жука? (шесть)
9. Какой зверь по праву считается самым быстрым? (гепард)
10. Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (сорока)
12. Ребенок курицы? (цыпленок)
7. Рисунок «День Земли»
- Сейчас вам предстоит работа в парах. Вам необходимо выполнить рисунок на тему праздника «День Земли». Помните, что результат работы зависит не только от навыка рисования, но и умения договариваться.
(Обсуждение результатов работы)
IV. Рефлексия.
- Ребята, что важного для себя вы сегодня узнали на нашем занятии?
- Чтобы вы сейчас хотели пожелать друг другу?
Всегда помните о том, что человек - это часть природы. Относитесь к природе бережно!