Рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия (психологические) по коррекции и развитию коммуникативной, эмоционально-волевой, познавательной и личностной сфер»

1
0
Материал опубликован 22 December 2023

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (психологические) по коррекции и развитию коммуникативной, эмоционально-волевой, познавательной и личностной сфер» разработана в соответствии с нормативно-правовым обеспечением:

-Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ №1599 от 19.12.2014г.);

- Федеральной адаптированной основной образовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО) (Вариант 2)» утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026;

- Заключением ЦПМПК №… от 14.04.2020 года;

-Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Рабочая программа педагога-психолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цель программы:  создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с умственной отсталостью, развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер.

Программа направлена на решение следующих задач:

- коррекция и развитие коммуникативной сферы;

- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы;

- коррекция и развитие познавательной сферы;

- коррекция и развитие личностной сферы.

Данная программа занятий является коррекционно направленной: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.    

Характеристика ребенка.

Познавательное развитие не соответствует возрастной норме. Ребёнку трудно перерабатывать самостоятельно полученные данные, просит помощи взрослого. Помощь принимает.

Высшие психические процессы сформированы на уровне ниже среднего, не соответствуют возрастной норме. Внимание устойчивое формируется («Корректурная проба», 15 ошибок, t=10 мин). Концентрация, устойчивость, переключаемость внимания снижены («Тест переплетённых линий», «Корректурная проба»). Объём внимания не соответствует норме развития. (ИМЯ) не всегда внимателен, устойчивость зависит от вида деятельности, испытывает трудности переключения внимания, делает много ошибок в корректурной пробе, долго выбирает элементы. Проявляет тревожность, переживает, при этом очень отвлекается на внешние раздражители (часто вспоминает маму, злится на неё, ругает), внимание удерживает 10 минут. Далее работоспособность снижается.

Объём зрительной памяти на достаточном уровне («Набор из 10 картинок», 7 из 10). Не всегда может запомнить словесную инструкцию к заданию, требуется повторение. Доминирует непроизвольное запоминание. Воспроизведение полученной информации часто неполное, неточное. Преобладает зрительное восприятие. Общий темп деятельности снижен.

Мышление наглядно-образное сформировано на среднем уровне. Причинно-следственные связи устанавливает с помощью («Последовательность картинок»), испытывает трудности обобщения («4 лишний»), аналогии проводит с помощью («Парные аналогии»). Ассоциации строит с помощью.

Навыки пространственной ориентировки сформированы частично. Логический компонент мышления сформирован частично (Сюжетное изображение «Нелепицы»). Соотносит части и целое («Складывание разрезных картинок»). Сформированы понятия о величине (дифференцирует предметы), цвете, форме (группирует геометрические фигуры, знает названия).

Слуховое восприятие не соответствует возрастной норме. Соотносит слово с предметом, не испытывает трудностей при узнавании объекта. Целостность зрительного восприятия развита частично («Фигуры Поппельрейтора»), выявлена сохранность зрительного образа («Узнавание недорисованных изображений»).

Описание места коррекционного курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта занятия с педагогом – психологом обозначены как дополняющий компонент коррекционно-развивающих занятий, входящих в часть формируемую участниками образовательных отношений в рамках внеурочной деятельности, тем самым обеспечивают реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

На коррекционно-развивающие занятия с педагогом – психологом отведено соответствующее количество часов, согласно его индивидуального плана реализуемого через СИПР.

Отбор детей на занятия к педагогу – психологу осуществляет ЦПМПК.

Длительность занятия 15-20 минут, форма занятия носит индивидуальный характер в силу имеющихся возможностей обучающегося.

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционных занятий выражается через:

развитие коммуникативных навыков;

развитие эмоционально-волевой сферы;

формирование высших психических функций;

способствовать снятию у детей эмоционального напряжения, мышечных зажимов.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание деятельности педагога - психолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое, коррекционное.

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.

Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются:

Первичная диагностика учащихся с ОВЗ. Ее целью является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

Текущая диагностика. Временными рамками этот этап обозначен на конец первого полугодия. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной и продуктивной деятельности детей.

Годовой мониторинг проводится в мае месяце. Динамическое изучение также включает в себя определение сформированности базовых учебных действий и способов коррекционной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.)

Итоговая диагностика. Ее целью является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи на следующий учебный год.

Результаты заключений специалиста отражаются в карте индивидуального развития ребенка и отображаются в виде психологического заключения на учащегося, обсуждаются на заседании школьного ПМПк и составляется СИПР на новый учебный год.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление, это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребёнка, подготовку и включение родителей в решении коррекционно-воспитательных задач.

Организационно-методическое направление, это направление деятельности педагога-психолога включает подготовку консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.

 Коррекционная деятельность педагога-психолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка.

Планируемые личностные и коррекционные результаты освоения коррекционных занятий:

1. Осознание себя, как личности

2.Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

3. Иметь позитивный настрой на занятия.

4. Чувствовать себя не скованно.

5. Самоконтроль и саморегуляция в процессе взаимодействия

6.Уметь анализировать состояния другого человека.

7.Развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость.

8. Развивать слуховую и зрительную память.

9. Развивать целостность восприятия, мелкую моторику.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Решение поставленных задач происходит на специально организованных групповых и индивидуальных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

Формирование учебного поведения:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

фиксирует взгляд на яркой игрушке;

фиксирует взгляд на движущей игрушке;

переключает взгляд с одного предмета на другой;

фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

фиксирует взгляд на изображении;

фиксирует взгляд на экране монитора.

умение выполнять инструкции педагога:

понимает жестовую инструкцию;

понимает инструкцию по инструкционным картам;

понимает инструкцию по пиктограммам;

выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

выполняет действие способом рука-в-руке;

подражает действиям, выполняемым педагогом;

последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени:

способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

от начала до конца:

при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

с заданными качественными параметрами:

ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы коррекционных занятий.

Предметные (коррекционные) результаты связаны с овладением обучающегося содержанием курса, достижениями его в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Обучающийся научится и будет (сможет):

-уметь различать эмоциональное состояние человека;

-умение использовать взгляд, мимику и жесты;

-уметь различать цвета;

- уметь различать величину и форму предметов;

- уметь выполнять действия по инструкции педагога;

- уметь пользоваться предметами в соответствии с их назначением и свойствами;

- уметь фиксировать взгляд на лице говорящего взрослого, на задании;

- уметь выполнять действия по образцу и по подражанию;

- уметь выполнять посильное задание от начала до конца;

- уметь удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

На занятиях с педагогом - психологом система оценивания является безотметочной, в то же время специалистом постоянно отслеживаются и контролируются достижения обучающегося способствующие созданию ситуации успешности обучения.

Оценка предметных (коррекционных) результатов во время обучения определяется на основе текущего и итогового мониторингов.

Достижения освоения программы коррекционной работы выражаются в уровневой шкале:

- 3 балла - значительная динамика,

- 2 балла - удовлетворительная динамика,

-1 балл - незначительная динамика,

- 0 баллов - отсутствие динамики.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Содержание коррекционных занятий состоит из следующих разделов:

Диагностика (первичная). Диагностика (первичная). Диагностика (первичная).

Эмоционально - волевое развитие. Формирование эмоционального контакта с психологом. Формирование эмоционального контакта с психологом. Формирование навыков общения. Межличностное общение. Расширение знаний о дружбе. Основные эмоциональные состояния (позитивные, негативные, нейтральные). Эмоции в нашей жизни. Формирование позитивного отношения подростка к своему «Я». Отработка механизмов саморегуляции. Мимические компоненты, как признак эмоционального состояния человека. Актуализация позитивного эмоционального опыта.

Коммуникативное развитие. Развитие коммуникативных способностей. Культура общения. Приветствие, прощание. Стимулирование к совместной игре с психологом. Игры, способствующие успокоению и организации. Развитие игровых действий по подражанию. Формирование интереса к общению со сверстниками. Стимулирование к совместной игре со сверстниками.

Зрительное восприятие и внимание. Нахождение заданного объекта в классной комнате. Нахождение заданного объекта на картинке. Определение наложенных, зашумлённых изображений, геометрических фигур. Нахождение общих и отличительных признаков двух предметов. Работа с лабиринтами. Копирование узора по клеточкам.

Слуховое восприятие и внимание. Развитие понимания и выполнения простых инструкций психолога. Развитие понимания и выполнения простых инструкций психолога. Определение далёких по звучанию музыкальных инструментов. Определение далёких по звучанию музыкальных инструментов. Выполнение действия по звуковому сигналу. Выполнение действия по звуковому сигналу. Узнавание звуков животных, птиц по голосу. Узнавание звуков животных, птиц по голосу. Дорисовывание половины контурного изображения. Дорисовывание половины контурного изображения.

Зрительная память. Запоминание ряда из 3-5 предметов. Запоминание ряда из 3-5 предметов. Определение убранного предмета в ряду ранее предъявленных. Определение убранного предмета в ряду ранее предъявленных. Определение добавленного предмета в ряду ранее предъявленных. Определение добавленного предмета в ряду ранее предъявленных. Запоминание последовательности из 3-5 предметных картинок. Запоминание последовательности из 3-5 предметных картинок.

Слуховая память. Запоминание и повторение 2-3 слов. Запоминание и повторение 2-3 слов. Запоминание и выполнение 2-3 последовательных инструкций. Запоминание и выполнение 2-3 последовательных инструкций. Упражнения «Слушай и выполняй». Упражнения «Слушай и выполняй». Слушание сказок. Слушание сказок. Слушание сказок. Слушание сказок. Слушание сказок. Слушание сказок. Слушание сказок.

Мышление. Нахождение лишнего изображения в ряду. Складывание разрезных картинок. Складывание кубиков. Складывание узоров из палочек. Складывание узоров из геометрических фигур. Нахождение отличий на парных картинках. Определение общего и различного у двух предметов.

Итоговый мониторинг.

Диагностика (итоговая). Диагностика (итоговая). Диагностика (итоговая).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При составлении тематического планирования для работы данной нозологии выбор конкретного раздела программы, тем и количество часов, отведенное на коррекционные занятия, зависит от индивидуального плана, поставленных коррекционных задач и заключений ЦПМПК.

Тема занятия

Кол-во часов

Диагностика

3

Диагностика (первичная).

3

Эмоционально - волевое развитие

10

Формирование эмоционального контакта с психологом.

1

Формирование навыков общения.

1

Межличностное общение.

1

Расширение знаний о дружбе.

1

Основные эмоциональные состояния (позитивные, негативные, нейтральные).

1

Эмоции в нашей жизни.

1

Формирование позитивного отношения подростка к своему «Я».

1

Отработка механизмов саморегуляции.

1

Мимические компоненты, как признак эмоционального состояния человека.

1

Актуализация позитивного эмоционального опыта.

1

Коммуникативное развитие

7

Развитие коммуникативных способностей.

1

Культура общения. Приветствие, прощание.

1

Стимулирование к совместной игре с психологом.

1

Игры, способствующие успокоению и организации.

1

Развитие игровых действий по подражанию.

1

Формирование интереса к общению со сверстниками.

1

Стимулирование к совместной игре со сверстниками.

1

Зрительное восприятие и внимание

6

Нахождение заданного объекта в классной комнате.

1

 

Нахождение заданного объекта на картинке.

1

Определение наложенных, зашумлённых изображений, геометрических фигур.

1

Нахождение общих и отличительных признаков двух предметов.

1

Работа с лабиринтами.

1

Копирование узора по клеточкам.

1

Слуховое восприятие и внимание

10

Развитие понимания и выполнения простых инструкций психолога.

2

Определение далёких по звучанию музыкальных инструментов.

2

Выполнение действия по звуковому сигналу.

2

Узнавание звуков животных, птиц по голосу.

2

Дорисовывание половины контурного изображения. Текущий мониторинг.

2

Зрительная память

8

Запоминание ряда из 3-5 предметов.

2

Определение убранного предмета в ряду ранее предъявленных.

2

Определение добавленного предмета в ряду ранее предъявленных.

2

Запоминание последовательности из 3-5 предметных картинок.

2

Слуховая память

13

Запоминание и повторение 2-3 слов.

2

Запоминание и выполнение 2-3 последовательных инструкций.

2

Упражнения «Слушай и выполняй».

2

Слушание сказок.

7

Мышление

8

Нахождение лишнего изображения в ряду.

1

Складывание разрезных картинок.

1

Складывание кубиков.

1

Складывание узоров из палочек.

1

Складывание узоров из геометрических фигур.

1

Нахождение отличий на парных картинках.

1

Определение общего и различного у двух предметов.

1

Итоговый мониторинг.

1

Диагностика

3

Диагностика (итоговая).

3

Всего:

68

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для проведения занятий необходимо специальное материально-техническое обеспечение:

- Картинки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях;

- Цветные карандаши;

-Набор «геометрических фигур»

-Записи различных голосов птиц и животных

- Тематические карточки «Домашние животные», «Птицы леса»

- Игровые пособия;

- Дидактический раздаточный материал для обеспечения разделов программы (разрезные картинки, кубики, счётные палочки (для складывания узоров), набор музыкальных иструментов)

-Диагностический материал.

Учебно-методические средства обучения
1. Данилина М., Лазарева В. Программа психологического сопровождения детей 10 – 14 лет с интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без попечения родителей // Школьный психолог. – 2004 - №25 – 26 - С. 15 – 33. 
2. Левашова С. А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг / Художник А. А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 160 с. 
3. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с. 
4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис. 2002. – 336 с.

 

 

10

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации