Корзина грибов
Конспект занятия по аппликации в средней группе
Тема: Корзина с грибами.
Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет)
Форма проведения: Коллективная аппликация (каждый ребенок делает свою работу, но все работы объединены одной темой и выставляются вместе на одном листе-корзине).
Цель: Создание коллективной композиции «Корзина с грибами» в технике аппликации.
Задачи:
Образовательные: Учить детей составлять сюжетную композицию из вырезанных элементов (грибы). Закреплять умение вырезать простые формы из бумаги: прямоугольник овал и круг (для шляпки гриба), «столбик»-прямоугольник (для ножки гриба). Учить располагать грибы в корзине гармонично, не выходя за ее края.
Развивающие: Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, чувство композиции и цвета. Развивать пространственное мышление (внутри, сверху, сбоку).
Воспитательные: Воспитывать интерес к природе и ее отображению в творчестве. Воспитывать аккуратность при работе с клеем и ножницами. Формировать умение доводить начатое дело до конца.
Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя:
· Готовая образец-композиция «Корзина с грибами».
· Иллюстрации с изображением грибов (белый гриб, подберезовик, лисичка и т.д.) и корзин.
·Картина осеннего леса.
· Корзинка (настоящая или игрушечная).
Для детей:
· Цветная бумага для грибов: коричневая, оранжевая, красная, бежевая (для шляпок); белая, бежевая (для ножек).
· Ватман большого размера с изображением корзины для будущей аппликации.
· Ножницы с закругленными концами.
· Клей-карандаш (или ПВА с кисточкой, если дети умеют ими пользоваться).
· Клеенки, салфетки бумажные и влажные.
Предварительная работа: Беседа о лесе, о грибах (съедобные и несъедобные). Рассматривание иллюстраций, муляжей грибов. Чтение стихов и загадок о грибах, осени (В. Сутеев «Под грибом», загадки про грибы). Дидактическая игра «Собери грибы в корзинку.
Ход занятия:
Вводная часть (около 5-7 минут)
Организационный момент.
Звучит звук колокольчика. Дети строятся полукругом возле воспитателя.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши добрые и веселые лица!
Создание мотивации. Загадка.
Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку:
Летом он в лесу растет,
Сам в корзинку не идет.
Ему нужно поклониться,
Ножку срезать, не лениться,
Шляпку снимет он тогда,
Из него вкусна еда.
Что под шляпкою растет,
Сам в корзинку не идет? (Гриб)
Дети: Гриб.
Воспитатель показывает настоящую корзинку.
Воспитатель: Правильно! Это гриб. А что у меня в руках?
Дети: Корзинка.
Воспитатель: Для чего нужна корзинка в лесу?
Дети: Чтобы собирать грибы, ягоды.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в воображаемый лес и, наполним вот такие корзинки красивыми, крепкими грибочками. Но сделаем мы их не из пластилина, а из бумаги!
Беседа и рассматривание образца.
Воспитатель показывает готовую аппликацию «Корзина с грибами» и иллюстрации с разными грибами.
Воспитатель: Посмотрите, какую корзину с грибами я собрала. Из каких частей состоит гриб? Дети: Шляпка и ножка.
Воспитатель: Какого цвета бывают шляпки у грибов?
Дети: Коричневые, рыжие, красные.
Воспитатель: А ножки?
Дети: Белые, бежевые.
Воспитатель: Все грибы у меня поместились в корзинке. Давайте мы с вами тоже сделаем такие же красивые и аппетитные грибочки для одной большой корзины!»
Основная часть (около 15-20 минут).
Объяснение и показ последовательности работы.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: У вас на столах лежат коричневые прямоугольники. Мы возьмем ножницы и срежем у него углы, чтобы получился полукруг ли овал. (Показывает). Это и будет наша шляпка. Аккуратно наносим на нее клей. Затем ножки: мы возьмем белый прямоугольник и немного закруглим его углы, чтобы получилась толстенькая ножка. А для шляпки возьмем, например: красную бумагу. Получилась шляпка! Когда все ребята вырежут детали, мы наши грибочки аккуратно приклеим ВНУТРЬ корзинки. Но сначала мы приклеим ножки, а сверху на них — шляпки. Можно сделать один большой гриб, а можно несколько маленьких. Старайтесь расположить их так, чтобы все поместились в корзиночке. Но сначала давайте выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»:
Дети в лес грибной пошли
(дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)
И грибочки там нашли.
Засолили, засушили,
Заморозили немножко
И поджарили с картошкой.
(загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами)
Воспитатель напоминает правила безопасности при работе с ножницами и правила аккуратного наклеивания (используем клеенку, салфетку, лишний клей убираем).
Самостоятельная работа детей.
Дети приступают к работе. Воспитатель осуществляет индивидуальный подход: Помогает детям, испытывающим трудности с вырезанием. Напоминает о последовательности наклеивания. Следит за осанкой. Поощряет детей, которые проявляют фантазию (например, делают грибы разного размера и цвета).
Заключительная часть (около 3-5 минут).
Анализ работ. Выставка.
По окончании работы, готовую аппликацию выставляют на видном месте (на мольберте или на доске).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная корзина грибов!
Все вы сегодня очень постарались! Вы настоящие художники и грибники!
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня делали?
Дети: Делали аппликацию «Корзина с грибами.
Воспитатель: Что было самым трудным?
Дети: Вырезать детали.
Воспитатель: Что понравилось больше всего?
Дети: Наклеивать грибочки в корзинку.
Воспитатель: Молодцы! Наша общая аппликация корзина грибов, получилась очень красивая, что мы сейчас же отнесем ее в раздевалку и покажем мамам и папам!
Возможные варианты усложнения/упрощения:
Для облегчения задачи: Можно заранее заготовить все детали (ножки, шляпки разной формы) и предложить детям только собрать и наклеить композицию.
Для усложнения: Предложить детям вырезать и наклеить на корзину ручку, добавить на аппликацию опавшие листья (методом обрывания) или травку (нарезанную бахромой зеленую полоску).
Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)