12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений; дать представление о строении гри­бов, о типах питания и размножения грибов, о съедобных и ядо­витых шляпочных грибах; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.

Оборудование и материалы: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, таблицы: «Строение шляпочного гриба», «Грибы съедоб­ные и несъедобные», «Плесневые грибы», «Дрожжи» и т. д.; нату­ральные объекты — плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, спорынья, дрожжи, консерви­рованные грибы, изображения грибов, готовые микропрепараты: «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя», «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя».

Ключевые слова и понятия: царство грибов, эукариоты; цел­люлоза, хитин, мочевина, гликоген; гетеротрофный способ пи­ тания; вегетативное тело — мицелий (грибница), плодовое тело; ложная ткань; симбиоз, ферменты, микориза; способы питания грибов: грибы-сапрофиты, грибы-паразиты, симбионты и грибы- хищники; способы размножения грибов: бесполое (частями ми­целия, спорами), половое (специализированными клетками — га­метами); шляпочные грибы, ножка и шляпка; трубчатые грибы, пластинчатые грибы.

Ход урока

Актуализация знаний

Выберите верные утверждения.

Клетки бактерий имеют одно или несколько ядер.

Бактерии - одни из самых древних организмов на Земле.

Все бактерии ведут паразитический образ жизни.

Среди бактерий много полезных для человека видов.

Бактерии - мелкие живые существа, которые можно увидеть лишь с помощью лупы.

Многие бактерии являются возбудителями различных заболева­ний у человека.

Гриппом заболевают вследствие заражения гриппозной палочкой.

Неблагоприятные условия бактерии переживают в состоянии споры.

Азотфиксирующие бактерии на корнях бобовых растений обога­щают почву азотом.

Процесс квашения капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Когда мы говорим о грибах, что вы представляете? Какие грибы вы знаете? (Подосиновики, подберезовики, белые, му­хоморы, поганки и т. д.)

Совершенно верно, вы перечислили названия шляпочных грибов, но надо сказать, что, кроме грибов, которые мы привык­ли видеть в лесу, есть еще и другие. Например, плесень, которая появилась на хлебе, — это тоже гриб, или дрожжи, которые кладут в тесто. Если более подробно рассмотреть царство грибов, то мож­но выделить несколько признаков, которые объединяют все эти непохожие с виду организмы.

Царство грибов хотя и не такое многочисленное, как другие, тем не менее насчитывает около 100 000 известных видов.

Вспомните, какова численность растений, и сравните ее с количеством грибов. (Общее число ныне живущих видов растений — около 400 000—500 000, т. е. в 4—5раз больше грибов.)

Царство Грибы. Урок биологии

 

 

 

Грибы, по всей вероятности, произошли от одноклеточных подвижных гетеротрофных организмов около 2—1,8 млрд лет на­зад (раньше царства животных и царства растений).

Вспомните, к какому надцарству относятся грибы. (К над- царству ядерных организмов, или эукариот.)

Что это значит? (Это значит, что в клетках грибов имеются ядра.)

Вы знаете, что грибы занимают особое положение в систе­ме органического мира и не относятся ни к царству растений, ни к царству животных.

Как вы думаете, почему? (Потому что грибы имеют ряд признаков, характерных для представителей как царства растений, так и царства животных.)

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 53; учебник В.В. Пасечника § 7, 8), а также личным опы­том, заполните таблицу.

 

Признаки грибов, сближающие их с царством растений

Признаки грибов, сближающие их с царством животных

Индивидуальные признаки грибов

Прикрепленный об­раз жизни

Наличие хитина в кле­точных стенках

Вегетативное тело — мицелий (грибница)

Неограниченный рост в течение жизни

Наличие мочевины в качестве промежу­точного продукта ме­таболизма

Абсорбтивное пита­ние

Наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых грибов (только у водных грибов)

Отсутствие хлорофил­ла. Гетеротрофный способ питания

Наличие плодовых тел как приспособле­ние к лучшему рас­пространению и рас­селению спор

Верхушечный рост мицелия

Запас углеводов в виде гликогена

 


 

(На выполнение задания отводится 3—5 мин, после 3 ученика отвечают устно по трем столбцам колонки, остальные дополняют их ответы. Учитель исправляет ошибки и вносит необходимые дополнения.)

Продолжение рассказа учителя с элементами беседы Итак, основу вегетативного тела грибов составляет мицелий, или грибница, образованная тонкими ветвящимися трубчатыми нитями — гифами, которые состоят из большого числа одноядер­ных или многоядерных клеток (пеницилл) или одной крупной многоядерной клетки (мукор). (В процессе рассказа учитель де­монстрирует таблицы: «Строение шляпочного гриба», «Плесневые грибы».)

Гифы грибов могут образовывать достаточно крупные скоп­ления, иногда даже плотные переплетения, называемые ложной тканью. Из нее строятся сама грибница и плодовое тело гриба, в котором образуются споры.

Для питания грибам необходимы готовые органические ве­щества.

С каким из царств это сближает грибы? (С царством жи­вотных.)

Как называется такой способ питания? (Гетеротрофный.)

Но способы добывания питательных веществ у различных гри­бов неодинаковы. Среди грибов встречаются как сапрофиты и па­разиты, так и симбионты и даже хищники. Давайте более подроб­но рассмотрим способы добывания питательных веществ грибами

Сапрофиты (от греч. «сапрос» — гнилой и «фитон» — растение) питаются готовыми органическими веществами или выделениями живых организмов. Могут встречаться на различных субстратах (хлеб, сырая кожа и т. д.). Мицелий этих грибов выделяет особые вещества — ферменты (от лат. «ферментум» — закваска), кото­рые действуют как пищеварительные соки некоторых животных. В связи с этим грибы-сапрофиты могут встречаться практически на любых субстратах.

Грибы сапрофиты

 

 

 

Грибы-симбионты (от греч. «сим» — совместный и «биос» — жизнь) способны на взаимовыгодные (или, по крайней мере, не приносящие вреда) отношения с различными растениями. В симбиоз вступают преимущественно шляпочные грибы, причем конкретный вид гриба — с определенными растениями. Мицелий этих грибов тесно контактирует с корнями древесных растений, а иногда проникает внутрь клеток корней. В результате такого взаимовыгодного существования корни дерева получают воду и минеральные соли, а гриб — органические вещества. Симбиоз мицелия гриба и корней растения называют микоризой (от греч. «микос» — гриб и «риза» — корень).

микориза белого гриба

 

 

 

Паразитические грибы могут обитать на растениях, животных и даже других грибах, нанося вред организму-хозяину. Гифы гриба проникают сквозь небольшие раны или повреждения покровов в тело хозяина. Иногда действия гриба-паразита вызывают гибель организма-хозяина.

Но самый интересный и необычный способ добывания пищи у хищных грибов. На концах гифов у них имеются специальные образования, состоящие из трех замкнутых в кольцо клеток. При прикосновении к ним они резко набухают и зажимают жертву, оказавшуюся внутри. Таким образом гифы грибов могут поймать обитающих в почве нематод, амеб и даже некрупных дождевых червей. В жертву врастают гифы гриба, выделяют особые фермен­ты, а затем высасывают все содержимое.

Грибы-паразиты

 

 

 

Размножаются грибы бесполым и половым способами. Беспо­лое размножение встречается чаще. Способы размножения грибов можно отразить в виде таблицы.

 

половое размножение грибов

 

 

 


 

Размножение грибов спорами на расстоянии


 

 

 

 

 

Способы размножения грибов


 

Бесполое размножение

Половое размножение

Частями мицелия (вегетативное раз­множение)

Спорами

Специализированными клетками (гаметами)

На клетках мицелия образуются выросты, которые постепенно отделяются от мате­ринского организма или сохраняют с ним связь

Споры образуются в особых орга­нах — спорангиях (мукор) или созре­вают на плодовом теле (шляпочные грибы)

На мицелии образуют­ся мужские и женские гаметы. В результате их слияния возникает зигота, которая прорастает нитью гифы. Гифа многократно ветвится, в результате чего возникает новая грибница

 

Как размножаются грибы, www.grib.tv

 

 

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.