Урок по биологии «Грибы. Общая характеристика грибов»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: познакомить с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений; дать представление о строении грибов, о типах питания и размножения грибов, о съедобных и ядовитых шляпочных грибах; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.
Оборудование и материалы: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, таблицы: «Строение шляпочного гриба», «Грибы съедобные и несъедобные», «Плесневые грибы», «Дрожжи» и т. д.; натуральные объекты — плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, спорынья, дрожжи, консервированные грибы, изображения грибов, готовые микропрепараты: «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя», «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя».
Ключевые слова и понятия: царство грибов, эукариоты; целлюлоза, хитин, мочевина, гликоген; гетеротрофный способ пи тания; вегетативное тело — мицелий (грибница), плодовое тело; ложная ткань; симбиоз, ферменты, микориза; способы питания грибов: грибы-сапрофиты, грибы-паразиты, симбионты и грибы- хищники; способы размножения грибов: бесполое (частями мицелия, спорами), половое (специализированными клетками — гаметами); шляпочные грибы, ножка и шляпка; трубчатые грибы, пластинчатые грибы.
Выберите верные утверждения.
Клетки бактерий имеют одно или несколько ядер.
Бактерии - одни из самых древних организмов на Земле.
Все бактерии ведут паразитический образ жизни.
Среди бактерий много полезных для человека видов.
Бактерии - мелкие живые существа, которые можно увидеть лишь с помощью лупы.
Многие бактерии являются возбудителями различных заболеваний у человека.
Гриппом заболевают вследствие заражения гриппозной палочкой.
Неблагоприятные условия бактерии переживают в состоянии споры.
Азотфиксирующие бактерии на корнях бобовых растений обогащают почву азотом.
Процесс квашения капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями.
Рассказ учителя с элементами беседы
Когда мы говорим о грибах, что вы представляете? Какие грибы вы знаете? (Подосиновики, подберезовики, белые, мухоморы, поганки и т. д.)
Совершенно верно, вы перечислили названия шляпочных грибов, но надо сказать, что, кроме грибов, которые мы привыкли видеть в лесу, есть еще и другие. Например, плесень, которая появилась на хлебе, — это тоже гриб, или дрожжи, которые кладут в тесто. Если более подробно рассмотреть царство грибов, то можно выделить несколько признаков, которые объединяют все эти непохожие с виду организмы.
Царство грибов хотя и не такое многочисленное, как другие, тем не менее насчитывает около 100 000 известных видов.
Вспомните, какова численность растений, и сравните ее с количеством грибов. (Общее число ныне живущих видов растений — около 400 000—500 000, т. е. в 4—5раз больше грибов.)
Царство Грибы. Урок биологии
Грибы, по всей вероятности, произошли от одноклеточных подвижных гетеротрофных организмов около 2—1,8 млрд лет назад (раньше царства животных и царства растений).
Вспомните, к какому надцарству относятся грибы. (К над- царству ядерных организмов, или эукариот.)
Что это значит? (Это значит, что в клетках грибов имеются ядра.)
Вы знаете, что грибы занимают особое положение в системе органического мира и не относятся ни к царству растений, ни к царству животных.
Как вы думаете, почему? (Потому что грибы имеют ряд признаков, характерных для представителей как царства растений, так и царства животных.)
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 53; учебник В.В. Пасечника § 7, 8), а также личным опытом, заполните таблицу.
Признаки грибов, сближающие их с царством растений |
Признаки грибов, сближающие их с царством животных |
Индивидуальные признаки грибов |
Прикрепленный образ жизни |
Наличие хитина в клеточных стенках |
Вегетативное тело — мицелий (грибница) |
Неограниченный рост в течение жизни |
Наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма |
Абсорбтивное питание |
Наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых грибов (только у водных грибов) |
Отсутствие хлорофилла. Гетеротрофный способ питания |
Наличие плодовых тел как приспособление к лучшему распространению и расселению спор |
Верхушечный рост мицелия |
Запас углеводов в виде гликогена |
(На выполнение задания отводится 3—5 мин, после 3 ученика отвечают устно по трем столбцам колонки, остальные дополняют их ответы. Учитель исправляет ошибки и вносит необходимые дополнения.)
Продолжение рассказа учителя с элементами беседы Итак, основу вегетативного тела грибов составляет мицелий, или грибница, образованная тонкими ветвящимися трубчатыми нитями — гифами, которые состоят из большого числа одноядерных или многоядерных клеток (пеницилл) или одной крупной многоядерной клетки (мукор). (В процессе рассказа учитель демонстрирует таблицы: «Строение шляпочного гриба», «Плесневые грибы».)
Гифы грибов могут образовывать достаточно крупные скопления, иногда даже плотные переплетения, называемые ложной тканью. Из нее строятся сама грибница и плодовое тело гриба, в котором образуются споры.
Для питания грибам необходимы готовые органические вещества.
С каким из царств это сближает грибы? (С царством животных.)
Как называется такой способ питания? (Гетеротрофный.)
Но способы добывания питательных веществ у различных грибов неодинаковы. Среди грибов встречаются как сапрофиты и паразиты, так и симбионты и даже хищники. Давайте более подробно рассмотрим способы добывания питательных веществ грибами
Сапрофиты (от греч. «сапрос» — гнилой и «фитон» — растение) питаются готовыми органическими веществами или выделениями живых организмов. Могут встречаться на различных субстратах (хлеб, сырая кожа и т. д.). Мицелий этих грибов выделяет особые вещества — ферменты (от лат. «ферментум» — закваска), которые действуют как пищеварительные соки некоторых животных. В связи с этим грибы-сапрофиты могут встречаться практически на любых субстратах.
Грибы сапрофиты
Грибы-симбионты (от греч. «сим» — совместный и «биос» — жизнь) способны на взаимовыгодные (или, по крайней мере, не приносящие вреда) отношения с различными растениями. В симбиоз вступают преимущественно шляпочные грибы, причем конкретный вид гриба — с определенными растениями. Мицелий этих грибов тесно контактирует с корнями древесных растений, а иногда проникает внутрь клеток корней. В результате такого взаимовыгодного существования корни дерева получают воду и минеральные соли, а гриб — органические вещества. Симбиоз мицелия гриба и корней растения называют микоризой (от греч. «микос» — гриб и «риза» — корень).
микориза белого гриба
Паразитические грибы могут обитать на растениях, животных и даже других грибах, нанося вред организму-хозяину. Гифы гриба проникают сквозь небольшие раны или повреждения покровов в тело хозяина. Иногда действия гриба-паразита вызывают гибель организма-хозяина.
Но самый интересный и необычный способ добывания пищи у хищных грибов. На концах гифов у них имеются специальные образования, состоящие из трех замкнутых в кольцо клеток. При прикосновении к ним они резко набухают и зажимают жертву, оказавшуюся внутри. Таким образом гифы грибов могут поймать обитающих в почве нематод, амеб и даже некрупных дождевых червей. В жертву врастают гифы гриба, выделяют особые ферменты, а затем высасывают все содержимое.
Грибы-паразиты
Размножаются грибы бесполым и половым способами. Бесполое размножение встречается чаще. Способы размножения грибов можно отразить в виде таблицы.
половое размножение грибов
Размножение грибов спорами на расстоянии
Способы размножения грибов
Бесполое размножение |
Половое размножение |
||
Частями мицелия (вегетативное размножение) |
Спорами |
Специализированными клетками (гаметами) |
|
На клетках мицелия образуются выросты, которые постепенно отделяются от материнского организма или сохраняют с ним связь |
Споры образуются в особых органах — спорангиях (мукор) или созревают на плодовом теле (шляпочные грибы) |
На мицелии образуются мужские и женские гаметы. В результате их слияния возникает зигота, которая прорастает нитью гифы. Гифа многократно ветвится, в результате чего возникает новая грибница |
Как размножаются грибы, www.grib.tv
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций