12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Шилова Александра Эдуардовна37
1

Краеведческий час-виртуальное путешествие «Путешествие по Красной книге Краснодарского края»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 45, школьная библиотека Северского района.

Сценарий краеведческого часа – виртуального путешествия

"Путешествие по Красной книге Краснодарского края”

посвященного 2017 году Экологии.

Для обучающихся 3 классов

Планируемое кол-во участников 30

Ответственные за подготовку и проведение мероприятия:

Ведущий: Шилова Александра Эдуардовна

Подготовка мероприятия: Шилова Александра Эдуардовна, Толстых Любовь Александровна;

Педагог младших классов: Жилинская Ольга Романовна.

Участники мероприятия: учащиеся 3 класса.

Цель: воспитание чувства ответственности за природу нашей планеты.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать понятие об охране природы;

Дать представление об экологической обстановке на планете на настоящий момент;

Развивающие:

Развивать речь, память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за её безопасность, воспитывать потребность в мероприятиях по охране природы.

Оформление зала

Предварительно нарисованные детьми рисунки (задание по листовке – закладке «Экологическая тропа»), которые размещаются на доске в аудитории.

Гелиевые шары, соответствующие цветом определенной классификации живых существ: млекопитающие – серый; птицы – голубой; насекомые – зеленый; рептилии – коричневый; амфибии – оранжевый. По одному шарику прикрепляется к доске с рисунками, соответственно цвета и классификации.

Подготовлена книжная выставка «Любить, ценить и охранять!».

Создана Красная книга Краснодарского края из рисунков детей (из плотной красной папки).

Оборудование:

доска с проектором;

ноутбук;

интерактивная презентация «Путешествие по Красной книге Краснодарского края».

Дополнительные материалы:

Красная книга Краснодарского края, собранная из рисунков детей;

Буклет «Посмотри на себя глазами природы» (стихотворения о природе»;

Буклет «Ты - часть этого мира. Лучшая или худшая?»;

Листовка - закладка «Экологическая тропа»;

Гелиевые шары соответствующие цветовой классификации;

Шоколадные медальки с изображениями животных Красной книги Краснодарского края.

 

Ход мероприятия

Предварительно, за несколько дней до начала краеведческого часа – виртуального путешествия учащимся 3 класса раздается задание, выполненное в форме листовки – закладки «Экологическая тропа». Листовки – закладки раздаются ведущим в перемешанном и перевернутом виде, чтобы ребенок не знал, какое животное ему попалось.

Каждая листовка – закладка оформлена с двух сторон и содержит в себе изображение одного из животных, содержащихся в Красной книге Краснодарского края, а также ряд творческих заданий, таких, как:

Нарисовать животное, что изображено на закладке;

найти про него (или самому сочинить): пословицы, загадки, поговорки, басни, стихи, рассказы, сказки; а также отыскать фильмы/мультфильмы.

Вторая сторона листовки – закладки содержит советы по оформлению учащимися своих находок и рисунков. Потом когда работы готовы, их относят в библиотеку, где их забирает ведущий и готовит для оформления.


 

Вступительное слово ведущего:

[1 слайд] Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы собрались вместе с вами для того, чтобы провести краеведческий час – путешествие по Красной книге Краснодарского края, и в этом увлекательном путешествии вы будете мне помогать!

Прежде, чем я перейду к мероприятию, я хочу спросить у вас, знаете ли вы, почему мы решили провести это мероприятие? Чему посвящен 2017 год? (ответы детей).

Правильно, вы все молодцы! Году экологии посвящается наше путешествие, которое мы начнем прямо сейчас!

[2 слайд] В нашем Краснодарском крае, как вы ребята, знаете, обитает много различных животных, птиц и насекомых! От летучих мышей и пеликанов до Кавказской серны! И вы наверное, очень удивитесь, узнав, что в наших краях обитает даже переднеазиатский леопард! Удивительно, не правда ли!?

[3 слайд] Читали ли вы когда – нибудь Красную книгу Краснодарского края? Эту книгу вы можете видеть сейчас на нашей выставке, которая называется «Любить, ценить и охранять!». Что вы знаете об этой книге? (ответы детей). Очень хорошо! Красная книга Краснодарского края это официальный документ, в котором содержатся сведения о распространении, состоянии и необходимых мерах охраны редких животных, птиц, насекомых и других существ, находящихся под угрозой исчезновения.

А знаете ли вы, кто предложил создать эту книгу? Есть предположения, кто это был? Женщина или мужчина? (ответы детей).

[4 слайд] Название и создание книги предложил Питер Скотт – английский исследователь и ученый – орнитолог. Хотелось бы спросить у вас, знаете ли вы, кто такой ученый – орнитолог? Что он изучает? (ответы детей). Правильно! Ученый – орнитолог занимается изучением птиц! Но Питер Скотт любил всех животных и насекомых, помимо птиц, и поэтому его посетила идея об их защите. И он предложил заносить редкие и исчезающие виды существ к Красную книгу, чтобы люди бережней начали к ним относиться!

[5 слайд] Книга делится на категории видов. И сейчас мы с ними ознакомимся.

I - исчезающий вид;

II – сокращающийся вид;

III - редкий вид;

IV - малоизученные виды;

V – восстанавливающиеся вид.

[6 слайд] Сегодня мы узнаем с вами, какие млекопитающие, птицы, насекомые, рептилии, рыбы и амфибии находятся под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу Краснодарского края.

[7 слайд] А начнем мы свое путешествие с отряда млекопитающих! Добро пожаловать в их интересный мир!

[8 слайд] Посмотрите! Кого мы сейчас с вами видим? (ответы детей). Правильно! Это – небольшая летучая мышь. Но научное ее название – Остроухая ночница! В пределах России распространена по всему Сев. Кавказу и Предкавказью от зап. р-нов Краснодарского края до Дагестана.

А теперь вспомните, видели ли вы когда – нибудь летучих мышей? (ответы детей). Конечно же, видели! Но мы же не задумываемся, что это за мышь пролетела над нами? А ведь это может быть та самая Остроухая ночница!

[9 слайд] Следующее животное обитает по притокам левобережья реки Кубань. Назовите, кто это? (ответы детей). Правильно, это Выдра кавказская! Кавказская выдра предпочитает предгорные и горные реки с быстрым течением, лесистыми берегами и обилием основного корма - рыбы форели. Для жилья выбирает пресные водоемы. Она относится к редкому подвиду и умеет хорошо прятаться от людей, и поэтому у нас с вами маленькие шансы увидеть ее. Предлагаю вам дополнить по желанию что-нибудь об этом животном, расскажите, что знаете! (ответы детей).

[10 слайд] А это маленькое и шустрое существо зовется Перевязкой или Перегузной. Это – маленькая пестрая куница из семейства хорьков. Кому из вас досталась перегузна? Кто ее нарисовал? (ребенок поднимает руку). Молодец, какое красивое животное у тебя получилось! Хочешь что- нибудь нам о нем рассказать? (ребенок отвечает). Очень хорошо! А мне остается только добавить, что селятся эти куницы в степях, пустынях, полупустынях и любых других засушливых местностях. Также иногда перевязок можно встретить и в гористой местности. Обитают также среди людей, в парках и скверах, но они настолько проворны, что отлично прячутся от людского взгляда. Во многом перевязка ведет образ жизни, подобный степному хорьку – спит по 20 часов сутки и выходит на охоту ночью.

[11 слайд] Обыкновенная рысь. Думаю, что каждому найдется, что рассказать об этой красивой кошке! (ответы детей). Я очень рада, что вы так много о ней знаете! В России рысь встречается в глухих, хвойных лесах вплоть до Камчатки и Сахалина. Водится рысь также в Карпатах, на Кавказе, и в Средней Азии. Везде она малочисленна.

Рыси считаются вредными хищниками, но в природе играют такую же роль, как и волки: они губят среди таежных животных главным образом больных, слабых, неполноценных особей. Это называется – естественный отбор! Кто из вас рисовал рысь? Молодец, ты отлично справился с задачей!

[12 слайд] А сейчас перед нами находится Переднеазиатский леопард! Я вижу, как вы удивлены. Переднеазиатский леопард — один из крупнейших подвидов леопардов в мире. Встречается на Северном Кавказе.

Основу рациона переднеазиатского леопарда оставляют среднего размера копытные животные, такие как олени, кавказские горные козлы (дагестанский и кубанский туры, серны) и дикие кабаны. Я вижу на доске рисунков леопарда. Поднимите руку, кто его нарисовал. Отличный рисунок! Спасибо!

[13 слайд] Посмотрите на экран! Кого мы сейчас с вами видим? (ответы детей). Правильно! Это дельфин! Но мало кто из вас знает, что его научное название – Черноморская афалина! А теперь скажите мне, был ли кто из вас в дельфинарии? Понравилось вам там? Удалось ли вам погладить это красивое и доброе животное? Где же они обитают? Я хочу, чтобы сейчас вы сами рассказали что-нибудь очень интересное про это животное! (ответы детей). Молодцы! Я очень рада, что вы много знаете о Черноморской афалине! А сейчас давайте посмотрим на рисунок Черной афалины на нашей доске! Кто его нарисовал, подними руку! Умница!

А знаете ли вы, что в ходе исследований у Aфалин были обнаружены:

Способность подражания поведения людям;

Узнавание себя в зеркале;

Отслеживание собственного поведения;

Понимание указательных жестов.

Все это дает нам знать о том, что эти животные умны и сообразительны.

[14 слайд] Перед нами зубр! Кто его нарисовал? Расскажи – ка нам что-нибудь интересное о нем! Спасибо большое, ты молодец! Зубра можно встретить в Польше, в Западной Украине, России, а также в Венгрии и Молдове. 

Естественная среда их обитания глухие смешанные леса, в которых они ведут оседлый образ жизни, и покидают насиженное место, лишь в случае голода.

[15 слайд] Знаете, кто это?(ответы детей). Правильно! Это Черный козел или Кавказская Серна! Кавказские серны – пугливые животные. Едва завидев человека, они с протяжным свистом скрываются из поля зрения.

Региональный ареал – Краснодарский край, участок охватывает окрестности Сочинского национального парка и Кавказского государственного природного биосферного заповедника.

[16 слайд] Сейчас мы отправляемся с вами к отряду птиц! Взлетим с земли поближе к птицам!

[17 слайд] А встречает нас в путешествии по отряду птиц никто иной, как сам Кудрявый пеликан! Самый редкий из всех видов пеликанов.

Места гнездований расположены на низовьях Днепра, на побережьях Азовского моря, в устьях Дона и Кубанских плавнях. Славянский район.

Кудрявый пеликан в известных условиях приносит несомненный вред рыбному хозяйству. Обитает в глубоких, богатых водной растительностью водоемах — озера, низовья и дельты рек и т. п.

Кто рисовал его? Расскажешь нам что-нибудь о кудрявом пеликане? (ответ ребенка). Спасибо! Ты много о нем знаешь!

[18 слайд] А это у нас брат кудрявого пеликана, или скорее всего его естра – Розовый пеликан! Почему сестра? Сейчас вы узнаете. Он имеет очень забавное и странное народное русское название – баба-бабура, баба-птица. Давайте сейчас вместе с вами подумаем, почему его могли так назвать? (ответы детей). Очень интересно, не правда ли?

Численность во всем мире оценивается в 290 тыс. особей. Основным фактором, приведшим к резкому снижению численности вида, стало сокращение площади их местообитаний в результате гидромелиоративной деятельности и применения пестицидов.

Вид находится под угрозой исчезновения.

[19 слайд] Все мы с вами знаем, что есть белый аист. Но знаете ли вы, что есть еще и черный? А может быть, это все тот же белый аист, но случайно окунувшийся в черную краску? (ответы детей). Нет, вы правы - это мало вероятно!

Образ жизни Чёрного аиста изучен слабо. Эта скрытная птица предпочитает селиться в глухих, старых лесах на равнинах и предгорьях возле водоёмов — лесных озёр, рек, болот. Обитает в окрестностях Анапы.

Чёрный аист, как и белый аист, подаёт голос крайне неохотно и редко. Как правило, в полёте издаёт громкий крик. Птенцы имеют очень неприятный голос. Как вы думаете, почему черный аист неохотно подает голос? Возможно, он у него противный, как и у птенцов и он стесняется? (ответы детей).

Хотите ли вы дополнить что-нибудь о черном аисте? Что вы сами о нем знаете?

[20 слайд] Давайте познакомимся с этой птицей! Ее название – Колпица! Кто ее из вас рисовал? Замечательно! Колпицы — типично околоводные птицы. Населяют они берега рек с тихим течением, болота, лиманы, дельты. Встречаются только в пресноводных водоемах и на мелководных участках. Обитает в Приазовье.

Подобно черным аистам колпицы молчаливы, их голос (услышать его большая редкость) напоминает ворчание. Как думаете, колпица постоянно чем-то недовольна, раз время от времени ворчит? (ответы детей).

[21 слайд] Посмотрите! А это – Скопа, и птица эта – хищник!

Скопы распространены во всём мире, размножаясь или зимуя на всех континентах кроме Антарктиды. Занесена в Красную Книгу России и Красную Книгу Беларуси. Обитает в Лагонакском нагорье.

В отличие от других хищных птиц, рацион скопы почти полностью (более 99 %) состоит из рыбы. Так, как Скопа является родственником ястребу, я думаю, что вы сможете рассказать что-нибудь об этих птицах! (ответы детей).

[22 слайд] Название данной птицы возможно, вызовет у вас замешательство. «Откуда у птицы борода» спросите вы. И действительно, эта птица даже называется Бородач или ягнятник.

Пернатые данного вида обитают по близости с волками и беркутами, поскольку у этих хищников всегда можно отобрать добычу. Эти хищные птицы стараются не опускаться ниже уровня деревьев, они не часто летают ниже 1000 метров над уровнем моря, в основном они встречаются на уровне 2000-5000 метров.

Бородач даже встречается на Эвересте, высота которого составляет 7500 метров.

[23 слайд] А эту птицу видели абсолютно все из вас! Кто это? (Ответы детей). Правильно! Это – чайка. Но не обычная! Название ее – Черноголовый хохотун! Одна из самых крупных и красивых чаек мировой фауны!

Давайте подумаем, почему же ее назвали «хохотун»? Может быть, она все время смеется? (ответы детей). А вот и совсем-совсем все не так! Казалось бы, что эта чайка должна заливаться смехом, но на самом деле у нее… очень странный голос! Она как будто бы кашляет! Как бы тогда мы могли ее назвать ? (ответы детей). Возможно, так бы она и называлась, если бы название соответствовало бы ее голосу. Но не будем спорить с учеными по поводу ее имени! Ученые – странный люди, у них свои взгляды на животных.

[24 слайд] Шилоклювка. Говорит ли нам о чем-нибудь ее название? (Ответы детей). Верно! У нее клюв похож и на лопатку для обуви, и на иглу, и на шило! А знаете ли вы, зачем ей нужен такой странный клюв? (Ответы детей). Все дело в ее месте обитания! Так, как обитает она на Черноморских лиманах, то добывать пищу в таких местах намного удобнее длинным клювом, который изогнут и проникает глубоко в ил. В иле кроится много вкусной еды для шилоклювки. Как вы думаете, кто кроется в иле? Чем же питается эта птица? Все правильно! Вы все молодцы!

А еще шилоклювка относится к третьей категории охраняемых птиц. Эта птица довольно осторожная и избегает контакта с человеком.

[25 слайд] А эту птицу заметить можно издалека, хоть она и маленькая. Ее название – Ходулочник. Я думаю, вы уже догадались, почему ее так назвали? (Ответы детей). Обитает в Приморско – Ахтарском и Ейских районах. Ходулочник считается одними из общительных видов птиц. Ведь когда у других появляется птенцы, они становятся более агрессивными, а эти, наоборот, входят в колонию к другим птицам.

Сейчас ходулочник занесен в Красную книгу, как редкий вид птицы, которых в мире осталось небольшое количество.

[26 слайд] Продолжать свое путешествие мы будем по маленькому и скрытому от чужих глаз миру отряда насекомых.

[27 слайд] Первой, кого из насекомых мы узнаем будет Жужелица венгерская. Место обитания: от Саратовской областей на севере и от Крыма до предгорий и низкогорий Большого Кавказа в Краснодарском и Ставропольском краях. Внесен в Красную книгу России и Украины. Кто нарисовал венгерскую жужелицу? Как ты думаешь, почему она называется «Венгерская»?

Вид находится под угрозой исчезновения. Дальше нам будут встречаться насекомые, которые практически вымерли. Я хочу спросить вас, как вы думаете – почему? Что на ваш взгляд необходимо сделать для сохранения насекомых?

[28 слайд] А этот жучок отличается красивыми золотисто-сине-зелёными надкрыльями и резким запахом, который жук издает в случае опасности. И поэтому его назвали Пахучим красотелом. На нашей доске рисунков висит изображение пахучего красотела! Кто его нарисовал? Чудесно! Ты молодец! Хочешь что-нибудь нам о нем рассказать?

Продолжительность жизни 2—4 года. 

Сокращающийся в численности вид, находится под угрозой исчезновения. Распространение: Сочи, Армавир

[29 слайд] У этого насекомого красивое название – Мелиттурга булавоусая. Пчёлы средних размеров, в длину достигают 12-13 миллиметров, имеют чёрную окраску с жёлтыми пятнами. Усики булавовидные, тело имеет густое опушение длинными светло-коричневыми волосками. Глаза у самцов очень большие.

Обитает в районах выращивания люцерны.

Вид находится под угрозой исчезновения.

[30 слайд] Серый рофитоидес. Места обитания: лесные поляны и опушки, луга, склоны балок, посевы люцерны. Неумеренное применение пестицидов приводит к нарушению экологических условий существования вида. Обитает в районах возделывания люцерны.

Вид находится под угрозой исчезновения.

[31 слайд] Махаон. Кто нам его нарисовал, расскажи пожалуйста, о нем. А я добавлю, что размах крыльев самцов 64—81 мм, самок — 74—95 мм. Обитает в Каспийской низменности (Астраханская область и Калмыкия в России, в Азербайджане) встречается также в барханных незакреплённых пустынях и холмистых сухих степях.

Главными охотниками на бабочек, в том числе и махаонов, являются насекомоядные птицы и муравьи.

[32 слайд] Теперь нам предстоит перейти в путешествие по отряду рептилий.

[33 слайд] Разноцветная ящурка! Встречается на Северном Кавказе, восточном Закавказье, Армении. Разноцветные ящурки скрываются в убежищах, используя для этого пустоты под камнями, норы различных грызунов и других роющих животных, трещинки в почве.

Разноцветная ящурка питается разнообразными насекомыми и прочими мелкими беспозвоночными. Вид находится под угрозой исчезновения.

Давайте сейчас посмотрим видеоролик про разноцветную ящурку, который нам смонтировал Тимофей Голицкий. Спасибо! Это было очень интересно и увлекательно! Отличная работа!

[34 слайд] Оливковый полоз. В России он встречается на Северном Кавказе. Это — одна из самых стремительных змей нашей фауны. Проследить в природе за движениями ее тонкого тела практически невозможно. Основные природные враги этой змеи — птицы. Во многих частях своего ареала оливковый полоз — редкий вид. 

Вид находится под угрозой исчезновения.

А сейчас я бы хотела послушать ваши вопросы относительно этой змеи! (Вопросы детей).

[35 слайд] Эскулапов полоз. Можете ли вы предположить, почему его назвали «Эскулапов»? С чем это может быть связано?

Достигает в длину более 2 м (максимальные размеры, зарегистрированные у данного вида — 2.25 м). Этот полоз — достаточно агрессивная змея. Может наносить болезненные укусы. В большинстве случаев поражения сопровождаются отеками и локальными кровоизлияниями.

Поднимите руку те, кто боится змей! Знаете ли вы, как правильно вести себя при встрече со змеей? (Ответы детей).

Вид находится под угрозой исчезновения.

[36 слайд] В нашей стране этот вид обитает на востоке Кавказа, иногда встречаются на юго-востоке Закавказья. Это – Средиземноморская или греческая черепаха.

Греческая черепаха один из родственников ваших домашних черепашек. Скажите, у вас дома есть домашние рептилии? (Ответ детей).

Чем черепаха старше, тем более выпуклый у нее панцирь. Приблизительный возраст средиземноморской черепахи можно определить по узору из колец щитках панциря – чем больше насчитывается этих колец, тем более долгую жизнь прожила черепаха.

Вид находится под угрозой исчезновения.

[37 слайд] Отряд рыб не менее интересен всех предыдущих. И сейчас наше путешествие опускается на дно Кубанских рек и озер!

[38 слайд] Первую рыбку, которую мы встретили зовут Шип.

Шип водится в бассейнах рек Каспийского Аральского моря. Также его можно встретить в бассейнах Азовского и Черного морей, но лишь в редких случаях.

Продолжительность жизни этой осетровой рыбы может превышать 30 лет. Длина тела может доходить до 214 сантиметров, а вес составлять около 30 килограмм. Состояние вида вызывает тревогу.

Как вы думаете, почему ее назвали шип? (Ответы детей).

[39 слайд] А эту рыбу мы все знаем и…. все ее ели! Эта рыба – Стерлядь. Ареал обитания данного вида – реки, впадающие в Азовское, Черное и Каспийское моря. Обитает в реке Кубань.

Питанием рыбе служат в основном донные беспозвоночные: насекомые, черви, личинки, ракообразные. Стерляди поедают также икру других видов рыб.

В Краснодарском крае является исчезающим видом. Хотелось бы услышать ваши размышления по поводу того, что же является основной причиной исчезновения рыб? (Ответы детей).

[39 слайд] Абрауская тюлька. Встречается только в пресноводном горном озере Абрау в Краснодарском крае на высоте 70 метров над уровнем моря.

Абрауская тюлька ведет преимущественно ночной образ жизни. В дневное время рыбы опускаются на глубину, ночью поднимается к поверхности водоема.

Состояние вида вызывает тревогу.

[41 слайд] А эта большая и красивая рыба – Вырезуб или кутум. Название ее очень грозное, не правда ли?(Ответы детей). Вырезуб – довольно крупная рыба, она достигает более 6 килограммов веса и длины – более 60 сантиметров. Водится в бассейнах Черного и Азовского морей.

В реки вырезуб заходит в начале осени, зимует в них и с наступлением весны мечет икру.

Состояние подвида вызывает тревогу.

[42 слайд] А вот Малый рыбец уже совсем исчез из рек Кубани. В других районах этот вид вызывает тревогу и находится под угрозой исчезновения.

В отличие от остальных представителей вида Рыбец, обычно длиной 24—26 см, длина тела малого рыбца не превышает 18,8 см, и число лучей в анальном плавнике меньше. Тело слегка сжато с боков. Масса до 100 грамм.

[43 слайд] Последними и не менее интересными обитателями Красной книги Краснодарского края в нашем путешествии окажется отряд амфибий.

[44 слайд] Кавказская крестовка имеет статус «редкий».

Среда обитания: влажные горные широколиственные леса с густым подлеском (до 2300 м над уровнем моря). Встречается кавказская крестовка в затененных прудах и ручьях с холодной, чистой, стоячей или полупроточной водой, либо на их берегах. Тот, кто нарисовал кавказскую крестовку большая умница! Она получилась очень хорошо!

Вид находится на грани исчезновения.

[45 слайд] Серая жаба является самой крупной жабой Европы.

Предпочитает сухие места: поля, лесостепи, леса, парки. Рацион составляют, в основном, беспозвоночные, обитающие на суше, в том числе насекомые и их личинки. Добычу хватает клейким языком.

Врагами являются ужи, ежи, крысы, а также хищные птицы

[46 слайд] Обыкновенная чесночница. Кто рисовал эту малютку? К тебе у меня есть один интересный вопрос! Знаешь ли ты что – нибудь о том, почему же она называется чесночницей? Думаю, всем будет интересно об том послушать! (Ответ ученика).

Спасибо тебе большое за то, что ты рассказал(а) нам об этом! Потому, что вы может быть, подумали, что чесночницей она зовется только потому, что питается одним чесноком! На удивление, это не так. Название свое она получила от того, что живет в чесноке.

Итог мероприятия:

Фотографии учащихся на память. Наполнение Красной книги Краснодарского края рисунками детей, оставленная в школьной библиотеке для дальнейшего пополнения. Вручение детям шоколадных медалек с изображением животных из Красной книги Краснодарского края.

/data/files/x1487416795.pptx (презентация Путешествие по Красной книге Краснодарского края)

/data/files/p1487416892.pub (Буклет "Посмотри на себя глазами природы")

/data/files/z1487416948.pub (Буклет "Ты-часть этого мира. Лучшая или худшая?")

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.