Краеведческий квест по ленте времени «Дом, в котором я живу»
Краеведческий квест по ленте времени
«Дом, в котором я живу»
Методическая разработка составлена Добрыниной Еленой Вадимовной,
учителем-логопедом
МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик»
г.Чебоксары
Чебоксары
2020
Аннотация к методической разработке
«Краеведческий квест по ленте времени «Дом, в котором я живу»
Актуальность разработки конкурсного материала:
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений
Народная культура - это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Архитектура является неотъемлемой частью народной культуры.
Однако в силу многих причин большая часть материальной народной культуры оказалась утрачена, в частности, утрачены многие архитектурные памятники. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений.
Представленная методическая разработка «Краеведческий квест по ленте времени «Дом, в котором я живу» содержательно вовлекает дошкольников в архитектуру родного города, в ее прошлое и настоящее.
Цель составления методической разработки: поддержание образовательного процесса в ДОУ по приобщению детей старшего дошкольного возраста к ценностям самобытной художественной культуры чувашского народа, в частности, архитектуры родного города, как общероссийского культурного достояния; воспитание у детей интереса к архитектуре родного края, приобщение их к духовным ценностям чувашского народа.
Модель организации образовательного процесса: совместная деятельность детей и взрослого в процессе игрового квеста (интеллектуального развлечения, во время которого участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи).
Форма развития детской деятельности: совместная игровая познавательная деятельность.
Интеграция образовательных областей и видов деятельности детей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие.
Обоснование особенностей и новизны работы: особенностью методической разработки является осуществление национально-культурных особенностей организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; новизна заключается в вовлечение дошкольников в процесс активного познания архитектуры родного города (в динамике из древности в настоящее время).
Возрастная категория: старший дошкольный возраст.
Ожидаемый результат:
Расширение знаний детей по архитектуре родного города, возрастание интереса к народным традициям.
Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу.
Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков.
Цель: Воспитание интереса и любви у детей к культуре и традициям народа на основе ознакомления с архитектурой родного города.
Задачи:
Развивать у старших дошкольников интерес к культуре и традициям своего народа его архитектурным достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего; обогащать знания старших дошкольников об архитектуре родного города; познакомить детей с архитектурными решениями жилых домов г.Чебоксары в прошлом и настоящем.
Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к архитектурным памятникам, развивать способность чувствовать красоту архитектуры и эмоционально откликаться на неё.
Оборудование: изображение герба г.Чебоксары, утенка Чебока, коллаж «Лента времени», силуэты деревянного, каменного, кирпичного, панельного домов, клей, кисточки, электронная презентация «Дома родного города», проектор, экран, ноутбук, конструктор «Деревянные палочки», пазлы с изображением дома купца Ефремова, схема для описания дома.
Предварительная работа: знакомство с гербом г.Чебоксары, чтение стихотворений о родном городе, рассматривание иллюстраций - видов г.Чебоксары.
Ход реализации краеведческого квеста
Введение в игровую ситуацию.
Выразительное чтение ребенком стихотворения:
Высокий берег Волги старой,
На нём стоит красив и молод,
Носящий имя Чебоксары,
Чувашии столичный город. (В.Болкунов.)
Рассматривание герба г.Чебоксары.
О тветы на вопросы:
Педагог: Какие птицы изображены на гербе?
Дети: На гербе изображены летящие утки.
Педагог: Почему на гербе нашего города изображены утки?
Дети: Потому что в окрестностях нашего города очень много уток.
П едагог: С давних пор над нашим городом летали утки. Они видели, как раньше и как сейчас живут люди в Чебоксарах. К нам прилетел утенок Чебок. Он хочет рассказать вам, ребята, какие дома строили древние жители, и какие дома строят сейчас. Он принес с собой Ленту времени нашего города (рассматривание Ленты времени). Только утенок не знает, как ее заполнить. Поможем ему?
3 загадка 2 загадка 1 загадка
1469 2018
1 загадка
Расширяясь год от года,
Так растёт и строится,
Что в черте его дорога
Улицей становится. (Город)
Путешествие по ленте времени.
Современные жилые дома.
Речевая игра «Какой дом видел утенок?»
Утенок, пролетая над нашим городом, видел:
дом из кирпича –…… (кирпичный дом).
дом из панелей – …….(панельный дом).
Описание своего дома по схеме
П едагог: Ребята, утенок предлагает вам рассказать, в каких домах вы живете. Рассказ нужно построить по схеме:
Твой дом кирпичный или панельный?
Твой дом высокий или низкий? Сколько этажей в доме?
На каком этаже ты живешь?
На какой улице нашего города находится твой дом?
Пальчиковая гимнастика
Тук, тук молотком, (стучат кулачками)
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши, (загибают один палец)
Этот дом — для Саши, (загибают второй палец)
Этот дом — для Даши, (загибают третий палец)
Этот — для Наташи. (загибают четвертый палец)
Этот дом — для Ксюши, (загибают пятый палец)
Этот — для Андрюши. (загибают первый палец на другой руке)
Все соседи, (показывают все пальцы)
Все друзья. (сжимают и разжимают пальцы в кулачки)
Жить без дружбы им нельзя.
Работа по ленте времени
После рассказа о своем доме ребенок выбирает похожее на свой дом изображение и приклеивает на шкалу времени.
Педагог объясняет, что мы живем в самом конце шкалы, в 2018 году.
3 загадка 2 загадка 1 загадка
1469 2018
2 загадка
Стоит бычище, «проклеваны» бочища. (Дом)
Дома 17 – начала 20 веков.
Педагог: нашему утенку другие утки рассказывали, что раньше 100, 200 и даже 300 лет назад дома были другими. Их строили из камня или из дерева. Значит, дома были …. (каменные или деревянные). Но и сейчас, гуляя по городу, можно встретить эти старинные дома.
Рассматривание иллюстраций электронной презентации.
Педагог: Сто лет назад особняк купца Ф.П. Ефремова (см.рис.1) являлся самым красивым в Чебоксарах. В нем были прорезаны разнообразные по величине и форме окна. А сверху гордо возвышался флюгер. Внутри были роскошные камины для гостиной и печи, парадная лестница, дубовый паркет с рисунком, люстры, встроенная мебель.
Рис.1. Дом Ф.Ефремова
Сто лет назад строили и деревянные дома (см.рис.2):
Рис.2. Дом Пучкова
А этот дом был построен 200 лет назад купцом Астраханцевым (см.рис.3):
Рис.3. Дом Астраханцева
200 лет назад деревянные дома были и такими (см.рис.4):
Рис.4. Деревянный дом Веретенникова
А такой дом был построен 300 лет назад (рис.5):
Рис.5. Дом Ядринцева
Педагог: Ребята, а вы заметили, сколько этажей было в домах, построенных 100,200 и 300 лет назад?
Дети: В домах были один или два этажа.
Педагог: А из чего строили дома?
Дети: дома строили из дерева или камня.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть
руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки
вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
Игра «Собери дом» (групповая работа)
Цель: упражнять детей в конструировании дома из деталей пазла.
Материал: пазл с изображением дома купца Ефремова.
Ход: дети делятся на группы, каждая группа собирает пазл.
Педагог: Молодцы, ребята! А утенок Чебок нам говорит, что у купца Ефремова и его родственников в Чебоксарах было несколько домов. И эти дома до сих пор украшают наши улицы (см. рис.6,7,8).
Рис.6. Родовой дом купцов Ефремовых на бульваре купца Ефремова
Рис.7. Особняк купца Ефремова (сына) на ул.К.Иванова
Рис.7. Особняк купца Ефремова на ул.Композиторов Воробьевых
Педагог: утенок рассказал, что многие дома были разрушены. Но на их месте были построены точные их копии. Например, дом Кадомцева, которому всего 20 лет, но он является точной копией дома, построенного 200 лет назад (см.рис.8). Примечательно, что это дом был построен из кирпича. Значит, в давние времена дома были деревянными, каменными и кирпичными. Ребята, отметим эти дома на ленте времени?
Рис.8. Дом Кадомцева
Работа по ленте времени
После рассказа о домах 17-20 веков дети выбирают знакомые дома и приклеивают их на ленту времени.
Педагог объясняет, куда нужно приклеивать образцы.
3 загадка 2 загадка 1 загадка
1469 2018
3 загадка:
Уродились грибочки
Одного росточка,
Стоят вдоль тропинки,
Ровные спинки,
Старый гриб ломается,
Новый растет. (Улица с домами)
Дома 15-16 веков
Педагог: Утенок Чебок говорит, что утки летали и в те времена, когда наш город только образовался. А произошло это в 1469 году. В те далекие времена, уже почти 550 лет назад, чувашские земли вошли в состав Русского царства. История Чебоксар неразрывно связана с крепостью, потому что это первое появившееся здесь сооружение. Удобное месторасположение поселения на берегу реки Волги привело к расширению области деятельности горожан. Кроме военных, здесь появились торговцы, ремесленники, священнослужители, то есть крепость превращалась в быстро развивающийся город. Появились и дома, в которых жили обитатели города (см.рис.9).
Рис.9. Чебоксары в 15 веке
Игра «Телескоп» (индивидуальная работа)
Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, давать им соответствующие названия.
Материал: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации телескопа.
Ход: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «телескоп» и называет только один объект.
Педагог: Ребята, утенок спрашивает, а какие дома вы увидели на картине - изображении древних Чебоксар?
Дети: Мы увидели деревянные одноэтажные дома.
Игра-конструирование «Построй деревянный дом» (коллективная работа)
Цель: упражнять детей в конструировании макета деревянного дома из блоков конструктора.
Материал: конструктор из деревянных палочек.
Ход: каждый ребенок по очереди кладет один блок на другой, пока не получится одноэтажный дом.
Работа по ленте времени
После рассказа о домах 15-18 веков дети выбирают знакомые дома и приклеивают их на ленту времени.
Педагог объясняет, куда нужно приклеивать образцы.
3 загадка 2 загадка 1 загадка
1469 2018
Обобщение, подведение итогов квеста
Педагог: Ребята, утенок Чебок благодарит вас за Ленту времени. Теперь он сможет рассказать другим уткам, какие замечательные друзья-дети у него появились. А какими вы стали?
-Любознательными. Вы узнали много об архитектуре родного города. А что вы узнали? (ответы детей).
-Трудолюбивыми. Что делали руками в ходе нашей игры? (ответы детей).
-Смышлеными. В какие игры вы играли с утенком? (ответы детей).
Выразительное чтение стихотворения детьми:
1 ребенок:
Чебоксары – старый город,
Но народ в нем очень молод.
Много строит он домов,
Жить в которых он готов.
2 ребенок:
Но про старые дома
Нам забыть совсем нельзя.
Будем мы их охранять,
Помнить их и изучать! (Е.Добрынина)
Дети прощаются с утенком Чебоком.
Список использованной литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
Васильева Л.Г. Регионализация дошкольного этнохудожественного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4. С. 77–81.
Васильева Л.Г. Этнохудожественное развитие детей 3-4 лет. Чебоксары: Новое время, 2016. 128 с.
Рисунки Егора Иванова // https://foto.cheb.ru/cat271/page4.htm