«Край мой северный, заснеженный и нежный»
Региональный конкурс методических разработок воспитательных мероприятий среди педагогических работников Ямало-Ненецкого автономного округа
«Методическая паутинка»
Тематическое направление
гражданско – патриотическое
Тема методической разработки
«Край мой северный, заснеженный и нежный»
Автор: Сусой Валентина Сергеевна, учитель начальных классов, образовательная организация (в соответствии с Уставом)
2024
Пояснительная записка.
Тематическое направление: гражданско-патриотическое
Тема (название) воспитательного мероприятия: «Край мой северный, заснеженный и нежный»
Актуальность и обоснование выбора темы.
Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Изучение истории своей малой Родины способствует формированию самостоятельной, творческой, социально активной личности, неравнодушной к судьбе родного края, расширяет кругозор, открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования.
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя/ педагога дополнительного образования/ куратора педагогических классов/ Арт-классов/ куратора школьного театра (связь с другими мероприятиями, преемственность):
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Край мой северный, заснеженный и нежный » имеет важное значение и играет большую роль в системе работы классного руководителя. В качестве главного целевого ориентира
мероприятия рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-
нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию и развитию младших школьников.
Целевая аудитория (с указанием возраста/класса): обучающиеся начальной школы (7-11 лет)
Цель: воспитание любви к родному краю и уважения к традициям и обычаям своего народа.
Задачи:
1. Закрепить представление о культуре, традициях;
2. Развитие познавательных интересов, речи, раскрытие творческих способностей детей, расширять кругозор;
3. Обеспечить социализацию детей: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками.
Планируемые результаты:
повышение интереса к истории своей малой Родины;
развитие самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
формирование чувства патриотизма, гражданственности.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: воспитательное мероприятие.
Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов:
Для достижения планируемых результатов применялись технологии использования игровых методов и информационно-комуникационная, позволяющая вовлекать в работу всех детей.
Во время внеклассного мероприятия были использованы следующие методы:
- словесный (эвристическая беседа, выразительное чтение);
- наглядный (просмотр презентации).
и приёмы:
-игры – соревнования между командами
Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
Для успешного проведения внеклассного мероприятия важное значение имеет предварительная работа с учениками: подготовка к выступлению перед зрителями со стихами, песнями, танцами.
Материально-технические, информационные ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, творческие работы.
Основная часть.
Описание подготовки воспитательного мероприятия*.
Подобрать стихи для детей о родном крае. Проверить готовность детей к выступлению. В день проведения воспитательного мероприятия - необходимо подготовить помещение для проведения мероприятия, в котором организуется классный час.
Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).
«Край мой северный, заснеженный и нежный»
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, творческие работы.
Формы работы: групповая, фронтальная
Оформление: чум, нарты, выставка книг о Ямале, выставка детских рисунков, телевизор, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сегодня мы собрались вместе, ведь мы отправимся в путешествие в нашу тундру, где познакомимся ближе с очень редкими, но очень нужными профессиями – оленевод, пастух и рыбак.
Ученица: Тундра!
Снежные дали без края –
Серебристый песцовый мех.
Без меня проживёшь ты, знаю,
Без тропинок моих и век.
Тундра! Тундра! Вот я, наверно,
Без тебя прожить не смогу.
(А. Пичков)
Ведущий 2: В тундре длинная и холодная зима, короткое лето, но живёт и трудится здесь сильный, выносливый народ: нипочём им полгода тёмной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз, ни комариный вой, ни гнус, ни болота, ни вода. Коренные жители тундры – Тазовского района – ненцы. Их главное занятие – оленеводство, рыболовство.
В ночь беззвёздную до чума, кто добраться нам поможет
Кто разыщет путь по ветру, если в тундре бездорожье (олень)
Исполнение песни «Сенгакоча»
Ведущий 1: Ненецкий писатель Л.Лапцуй рассказывал: «Иногда во время дежурства в стаде, я разговаривал с прирученным оленем, имевшим свою кличку, пел ему песню. Он благодарно смотрел на меня, шевелил ушами, мотал головой, тыкал свою мордочку мне в грудь и внимательно слушал моё пение».
Ведущий 2: Ребята, кто пасёт оленей?
Дети: ----------------------------
Ведущий: Правильно, пастух, оленевод
«Домашний олень – это уют тундры, чума. Как подарок, он даёт радость общения людям, создаёт условия для уважительного отношения друг другу.
Ученик: Очень Авку я люблю
Свежим хлебом, сочной травкой
Я из рук его кормлю,
Он ведь только из пелёнок
Это Авка – оленёнок.
Роман Прокопьевич Ругина «Пастух»
Ученик Взвыла вьюга в снежной стороне-
Захозяйничала яро.
Звёзды задохнулись в вышине,
Словно рыба в дни загара.
Вот уже не видно ничего,
Мир исчез, в метели канув.
Стонет тундра…
Ученик Но не спит на пастбище пастух,
Не сомкнёт сегодня взгляд,
Око – зорко, верен чуткий слух
Потому что надо, надо…
Лютой непогоде вопреки,
Пастбище обходит молча
Наготове длинный острый нож
И винтовка тоже.
Вместе: Вьюга, вьюга, вьюга на земле
Всё кругом – в летящей вате.
У огня, сидящие в тепле,
Пастуха не забывайте!
Ведущий 1: Каждому из вас в детстве мама напевала колыбельную песню. И для этого маленького мальчика Семен Няруй сочинил колыбельную песню, он маленький, но уже хозяин. Когда он родился, волны ему пели, звёзды мерцали. Станет он взрослым, хочется, чтоб родной край не забывал, родителей понимал, помогал им, опекал их, жалел их. О какой песне идёт речь? Правильно Тэтэль – Вэтэль! Эта песня родилась в ноябре 1966 года, и в этом 2024 году ей исполнилось 58 лет.
Исполняется песня «Тэтэль – Вэтэль»
Ведущий 2: На сцену приглашаются желающие поучаствовать в соревнованиях (две команды).
Назовите традиционную одежду пастуха – оленевода (малица)
Главная ценность малицы (мех оленя, который обладает теплозащитными свойствами)
Задание: Вырезать по шаблону малицу и раскрасить.
А пока ребята вырезают и украшают малицу, мы с вами познакомимся с устным народным творчеством.
Ведущий 1: Народная мудрость
Как олень несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.
Оленю лучшая мерка - в дороге проверка.
О человеке складывается мнение по упряжке его оленей.
Не будь жадным и не оставайся одиноким.
Не дразни старого человека, а то вырастишь глупым.
У одного ум в словах, у другого- в делах.
Слово, что лжёт, далеко не уйдёт.
Обижать своих соседей – то же, что дразнить людей.
Тот, кто может побить, сам не уйдёт от его копыт.
Ведущий 2: Посмотрите, как красиво украсили малицы. А сейчас мы с помощью загадок узнаем, какие вы догадливые и сообразительные. Загадка – это не просто вопрос, это такой маленький ключик от тайны.
Игра со зрителями
Летом меховые, зимой берестяные (Рога оленя)
Летом серая, зимой белая (куропатка)
Живой – глаза смотрят, умрёт – глаза смотрят (рыба)
В чум входящего бьёт, на улицу уходящего бьёт (Дверь чума)
У старушки нос корявый (напёрсток)
В гору идёшь – сам снимается, с горы спускаешься – сам надевается (капюшон малицы)
Сколько лет может прожить щука (более 100)
В какой пословице есть слово рыбка? (Без труда не выловишь…)
У маленькой скотинки сто монет на спинке (рыба)
Драчун и забияка живёт в воде, когти на спине, и щука не проглотит (ёрш)
Ведущий 1: Север России – это целая страна, гордая, строгая и прекрасная! Страна Арктики и тундры – суровая и богатая! Северным сиянием и белыми ночами, с дыханием арктических вьюг и талантливыми людьми.
Ведущий 2: Здесь веками живут ненцы. Они почитают свои священные места, законы предков, разводят оленей, ловят рыбу, охотятся на зверя и выполняют главное, человеческое предназначение – продолжают свой род!
Ведущий 1: Суров и прекрасен наш округ, и люди, живущие на его просторах, подстать ему. Открытые и прямые, добрые и гостеприимные, они никогда не бросают в беде никого, будь то знакомый, живущий неподалёку друг, будь незнакомец, впервые приехавший на нашу молодую Родину!
Ведущий 2: И кем ты ни был: рыбаком или охотником, оленеводом, песня всегда была и есть неотъемлемая часть жизни.
Танец рыбаков
Ведущий 1: Ребята, давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Рыбаки и рыбки». Два игрока, взявших за руки, образуют сеть, в которую ловят остальных игроков – «рыбу». Игра длится до тех пор, пока вся «рыба» не будет выловлена.
Ведущий 2: Уже само название земли, где мы живём – «Север» - наводит на определённые ассоциации; холод – летом, мороз зимой, тёплые тулупы, шапки – ушанки и согревающий глоток горячительного на фоне сполохов Северного сияния.
Ведущий 1: В чём- то это так, а в чём -то нет. Ибо климат определяют не метеорологи, а люди, связавшие с севером свою жизнь, потому что жизнь в таких условиях формирует тип северянина – человека, живущего в полной взаимосвязи с природой. Да, да, та самая национальная особенность. Северяне люди оседлые, с размеренным образом жизни.
Ведущий 2: Как много было дедовских примет,
Иных из них давно уж нет в помине
Другие сквозь десятки зим и лет,
Дошли до нас, и вот живут поныне.
Ведущий 1: А какие вы знаете приметы?
Багряные зори (к ветру)
Дым столбом (к хорошей погоде)
Иней на кустарниках (мороз)
Зимой туман (к оттепели)
Бледный цвет луны (к плохой погоде)
Ведущий 2: Назовите, какие рыбы водятся на Обской губе? Если да, то поднимайте руки. Щука, сом, судак, окунь, сазан, налим, стерлядь, ставрида, скат, скумбрия, лещ, карась, муксун, щёкур, сырок, осётр, корюшка, ёрш, омуль, карп, вобла, хариус, горбуша, нельма. Молодцы, хорошо вы знаете, какие рыбы водятся в наших реках и озёрах.
Ведущий 1. Назовите, какие дикие звери живут в нашей тундре? Если да, то поднимайте руки. Медведь, тигр, заяц, росомаха, лев, лось, гиена, лиса, ондатр, рысь, барсук, пантера, песец, леопард, волк, лемминг. Молодцы, хорошо вы знаете, какие дикие звери водятся в нашей тундре.
Ведущий 2: В тундре не обойтись оленеводу без аркана. Приглашаю из зала двух желающих. Ваша задача – намотать аркан для ловли оленей. Побеждает тот, кто быстрее это сделает. (Повторить можно ещё раз с желающими)
Ведущий 1: Приглашаю из зала четырёх мальчиков. Вопрос каждому мальчику.
Какую важную функцию выполняет олень? (транспортное средство)
Назовите главное преимущество оленя перед другими домашними животными. (находится на подножном корму)
Чем питается олень? (Ягель, мох)
Назовите основные категории домашних оленей (хор – самец, важенка – самка, яловая важенка, ездовой бык, телёнок)
Ведущий 2: А сейчас мы поиграем в игру «Дело в шапке». Приглашаю из зала четверых желающих. Вы должны передавать шапку друг другу под музыку, тот у кого шапка остаётся в момент паузы, должен встать и громко назвать ненецкое имя.
Ведущий 1: Послушайте стихотворение Леонида Лапцуй.
Ученик: И север представить нельзя без оленя.
Олень – это тундра, пятнистый ковёр
Её вдохновенный…. олень!
Он в упряжке – живая струна.
С глазами, как чёрные очи Ямала.
Ведущий 2: Расположенному за полярным кругом и вошедшему в состав ЯНАО – Тазовскому району – 94 года. Этот день для тысяч людей, проживающих на территории Тазовского района – знаменательное событие, большой праздник!
Ведущий 1: Здесь наш дом, здесь наша Родина, а это не так уж и мало! С новым тебя утром, Ямал! С новым десятилетием! С новыми надеждами на будущее! До свидания, до новых встреч!
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классного руководителя/педагога дополнительного образования/ куратора педагогических классов/ Арт-классов/ куратора школьного театра.
Данный материал может быть использован воспитателями ДОО, учителями и классными руководителями общеобразовательных организаций, руководителями и педагогами дополнительного образования.