Дополнительная образовательная программа «Мой Северный край»
МУНИЦИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «БРУСНИЧКА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МОЙ СЕВЕРНЫЙ КРАЙ».
Разработчик:
Жданова О.А.
г. Тарко-Сале
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………3
Планирование образовательной деятельности в младших группах по ознакомлению с родным краем…………………………………………………..…7
Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с родным краем…………………………….………….18
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………..28
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………...33
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ…………………………….………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....35
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств, чувство любви к малой Родине. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
В федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ подчеркивается необходимость единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов в условиях многонационального государства.
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.
Чувство любви к малой Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. То, что заложим мы сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни, знаний о своём городе, родном крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к родной культуре.
Программа предполагает осуществление регионального компонента по нескольким блокам, что позволит более полно познакомиться со своей малой родиной. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления в процессе приобщения детей к национальной культуре. Это способствует систематичному, целенаправленному выполнению задач в ходе реализации программы.
В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения» реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом. Процесс ознакомления детей с родным краем осуществляется в различных видах детской деятельности и стимулирует детскую активность
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Актуальность
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем - это составная часть формирования у его чувства патриотизма.
У каждого человека есть место, где он родился и вырос. Сколько бы не было лет человеку, он всегда помнит моменты из своей жизни, из своего детства. И у каждого человека любовь к своему городу проявляется по разному, одним просто нравится то место, где они родились, другие пишут стихи, музыку, рисуют картины. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, дать доступные для ребенка исторические сведения, показать то, что чтут свято люди, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из важных задач педагогов.
Новизна
Данное содержание программы может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями через разные виды детской деятельности.
Основные принципы
- принцип систематичности и последовательности – знания в программе даются в определенной системе. Накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и ребенка;
- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип наглядности (иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, достопримечательностей и. т. д.);
- принцип сотрудничества с социальными институтами: семья, краеведческий музей, библиотека, центр национальных культур.
Педагогические условия
- создание предметно - развивающей среды группы;
- организация эффективного взаимодействия с социумом.
Цель программы
Направление воспитательно - образовательной работы на ознакомление детей с историей и культурой родного края, его природными и социальными особенностями. Воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.
Образовательные задачи
- расширить представление о семье, родственных связях, вызвать, уважение к семейным традициям;
- ознакомить детей с историей своего города, района, округа, его символикой;
- знакомство с особенностями народно – прикладного искусства коренных народов Севера;
- сформировать представление о флоре и фауне родного края;
- дать представление о быте и труде коренных народов Севера (охоте, оленеводстве, рыбном промысле);
- ознакомить с природными богатствами родного края;
- рассказать детям о историческом событии - Дне Победы, о традициях его празднования, ВОВ.
Развивающие задачи
- развитие познавательного интереса, стремления как можно больше узнать о своем крае;
- развитие способности чувствовать красоту культуры и быта народов Севера;
- развить стремление к познанию национальных традиций;
- формирование нравственных качеств.
Воспитательные задачи
- воспитание чувства привязанности к родному краю, бережного отношения к природе;
- развитие у дошкольников чувства гордости за свой народ, бережного отношения к культуре народов Севера.
Направленность программы
Программа направлена на тесное взаимодействие всех образовательных областей.
Все блоки программы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою образовательную ценность и цель. Предусматривается взаимосвязь теоретических и практических знаний, работа с родителями, сотрудничество с краеведческим музеем, центром национальных культур, посещение выставок.
Возраст детей, участвующих в программе
Программа «Мой северный край» рассчитан на детей 3-7 лет.
Сроки и формы реализации программы «Мой северный край»
Программа по региональному компоненту реализуется в течение 4 лет, во второй младшей группы поквартально. в среднем возрасте ежемесячно,1 раз в неделю в виде факультативных занятий вне образовательного процесса в старших дошкольном возрасте.
Методы работы:
- словесные - рассказ, беседа, сообщения - способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
- наглядные: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, презентаций;
- практические: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы, экспериментирование.
Формы работы
Наблюдения, экскурсии, выставки, музыкальные и спортивные досуги, литературные встречи, клуб веселых и находчивых, устный журнал, игры-беседы, игры путешествия, экспериментально - исследовательская деятельность, выставки продуктивной деятельности, встречи с партнерами по реализации данной программы. Итоговой формой реализации программы является выставка продуктов детского творчества, участие в конкурсах проектной и исследовательской деятельности дошкольников.
Тематическое планирование.
Основное содержание программы проходит по блокам.
1блок - Моя семья.
2 блок – Мой город.
3 блок - Пуровский район, ЯНАО
4 блок - Коренные жители.
5 блок - Животный мир
6 блок - Растительный мир
7 блок - Природные богатства Севера (нефть, газ).
8 блок – Их имена в памяти народа.
Таблица 1
Планирование образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с родным краем
№ |
Месяц |
Неделя |
Тема |
Содержание |
Формы работы |
1 |
Сентябрь |
1 |
Времена года, сезонные явления на севере |
Формирование обобщенных представлений о каждом сезоне времени года, изменениях в живой и неживой природе; Установление причинно - следственных связей между природными явлениями Крайнего Севера. Воспитание интереса к природе родного края. |
Устный журнал. Продуктивная деятельность «Мое любимое время года» (рисование) |
2 |
|
2 |
Экскурсия в осенний парк |
Расширение знаний о характерных признаках осени; Развитие исследовательских умений и навыков; Формирование экологического сознания; Дать представление о взаимосвязи объектов живой природы; Воспитание бережного отношения к природе. |
Экскурсия. Выставка работ из природного материала |
3 |
|
3 |
Арктика и Антарктика. |
Знакомство с Арктикой, с особенностями природных условий Арктического края; Воспитание интереса к окружаю- щему миру, расширение кругозора. |
Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность «Арктический пейзаж» (рисование) |
4 |
|
4 |
Знакомство с тундрой. Растения тундры. |
Дать представление о тундре, ознакомление с растительностью тундры; Воспитание интереса к познанию мира. |
Образовательная ситуация. Презентация «Загадки тундры», продуктивная деятельность «Растения тундры» |
5 |
Октябрь |
1 |
Знакомство с лесотундрой, тайгой, отличительные признаки тундры. |
Знакомство с природной зоной – лесотундрой; Нахождение отличительных признаков тундры и лесотундры. Воспитание любви к родному краю |
Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность (работа с раскрасками) |
6 |
|
2 |
Моя семья и семейные традиции. |
Расширить представление о семье, родственных связях, вызвать желание как можно больше узнать о членах семьи, их занятиях, интересах, и уважениях к семейным традициям. Подводить детей к пониманию, что на Севере живет много семей разных национальностей Воспитывать желание и потребность проявлять заботу о своей семье. |
Проектная деятельность. Продуктивная деятельность на тему «Моя семья» (рисование) |
7 |
|
3 |
Дома бывают разные |
Дать дошкольникам представление о том, что дома бывают разные. Помочь детям понять, что чум это дом народов севера. Сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на дом. Воспитывать любовь к своему дому, желание сделать его лучше, интерес к познанию северного края. |
Проектная деятельность. Продуктивная деятельность на тему «Чум» (конструирование)
|
8 |
|
4 |
Конкурсная программа «Что может быть роднее дома». |
Сформировать духовно-нравственные отношения и чувства через сопричастие к родному дому, семье. Воспитывать любовь к родному дому. |
Конкурсная программа |
9 |
Ноябрь |
1 |
Детский сад (история образования детского сада) Профессии. |
Закрепление представлений о детском саде, познакомить с историей возникновения детского сада города Тарко Сале. |
Проектная деятельность. (Встречи с выпускниками детского сада, сотрудниками) Продуктивная деятельность «Мой детский сад» |
10 |
|
2 |
Экскурсия по улицам нашего города. |
Расширить представление детей об улицах города, улицы бывают разные, каждая из улиц имеет свое название. Воспитывать интерес к познанию родного края. |
Экскурсия.
|
11 |
|
3 |
«Улицы города». |
Закрепить представление о родном городе, познакомить с историей возникновения улиц. Учить правильно и точно называть свой домашний адрес. |
Проект. (Исследовательская деятельность, защита мини проектов» Исследование улиц», Продуктивная деятельность «Моя любимая улица» (рисование). |
12 |
|
4 |
Викторина «Знатоки улиц». |
Закрепить знания дошкольников о своем городе. Воспитывать интерес к изучению истории своего города. |
Викторина. |
13 |
Декабрь |
1 |
Город наш Тарко – Сале. (История образования нашего города, географическое расположение). |
Продолжать формировать у детей интерес к своему городу. Расширять представление о понятии «город». Уточнять и расширять знания о достопримечательностях родного города. Расширять и систематизировать знания детей о том, что было раньше на месте г. Тарко- Сале. Знакомить с географическим местонахождением нашего города детей с картой города, уметь ориентироваться на ней, с историей образования г. Тарко – Сале. Воспитывать гордость за свой родной город, стремление делать его ещё красивее. |
Устный журнал. Продуктивная деятельность – выставка рисунков на тему «Мой город». |
14 |
|
2 |
Символика города. |
Дать детям преставление о символике город (флаг, герб). Воспитывать чувство гордости за свой город. |
Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность (рисование флаг города Тарко- Сале). |
15 |
|
3 |
Архитектура и внешний облик города. |
Расширить представление детей о своем городе, познакомить с его достопримечательностями. Формировать знания об архитектуре, ее особенностях Научить определять своеобразие конструкции зданий и архитектурных содержаний, называть их детали. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. |
Образовательная ситуация Презентация «Архитектура домов нашего города», творческое задание на тему «Мой дом» (аппликация). |
16 |
|
4 |
Встречи со старожилами города. |
Сформировать представление о том, что в нашем городе живут люди, которые осваивали север. Воспитывать уважение к людям, внесшим свой вклад в развитие города. |
Встреча. |
17 |
Январь |
1 |
Наш город труженик (знакомимся с профессиями людей нашего города). |
Закреплять знания детей о разнообразных профессиях, их названии и роде деятельности. Формировать представление о предметах, облегчающих труд людей на производстве, ценностное отношение к труду людей разных профессий, показать значимость труда в жизни общества. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление быть похожими на них. |
Встреча с интересными людьми разных профессий, просмотр презентации «Все профессии в нашем городе нужны, все профессии важны». Продуктивная деятельность «Кем я буду» |
18 |
|
2 |
Памятные места нашего города. |
Знакомить с памятниками нашего города, формировать умение узнавать знакомые мемориальные комплексы, рассказывать о них. Воспитывать чувство гордости за свой город. |
Экскурсии к архитектурным памятникам в родном городе |
19 |
|
3 |
Почетные люди города. |
Формировать представления о знаменитых земляках, прославивших Тарко Сале: первые строители, участники и герои ВОВ, спортсмены. Воспитывать уважение к старшему поколению; чувство гордости за своих земляков. Формировать патриотические чувства через поисковую деятельность |
Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность на тему «Город в будущем» (конструирование) |
20 |
|
4 |
Знакомимся с народами севера. |
Обогатить представления детей о жизни народов севера. Воспитание интереса к культуре северных народов. |
Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность аппликация «Чум» |
21 |
Февраль |
1 |
Знакомство с легендами, мифами коренных жителей севера. |
Познакомить детей с легендами, мифами коренных жителей, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края |
Устный журнал. Продуктивная деятельность на тему «Составь красивый узор».
|
22 |
|
2 |
Ознакомление детей с играми народов севера. |
Расширять представления о Жизни ненецких детей, Познакомить детей с национальными играми, игрушками; дать понятия, что игры мальчиков и девочек отличаются; формировать знания, что каждая игрушка несет смысл; в доступной и увлекательной форме (по средствам сказки) донести до сознания детей основы единства человека и природы, учить изготавливать ненецкую куклу «НуХУКО». Воспитывать интерес к культуре народов севера |
Развлечение |
23 |
|
3 |
Зима на Севере. Северное сияние.
|
Обогатить представления детей о зимних явлениях. Познакомить детей с природным явлением «Северным сияние». Воспитывать любовь к природе. |
Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность (рисование «Я рисую северное сияние») |
24 |
|
4 |
Птицы нашего края. |
Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц. Воспитывать интерес к познанию мира. |
Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность на тему «Северные птицы» (лепка) |
25 |
Март |
1 |
Священные птицы. Знакомство с вороной. |
Познакомить с вороной, ее внешнем виде, повадках. Воспитывать заботу о птицах. |
Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность (работа с раскрасками) |
26 |
|
2 |
Жизнь животных севера зимой. |
Закрепить знания детей о животных севера, климатических особенностей среды их обитания. Развивать творческие способности детей, расширить их кругозор. Прививать интерес к познанию животных. |
Устный журнал. Продуктивная деятельность на тему «Животные севера» (лепка) |
27 |
|
3 |
Знакомство с медведем. Священные животные севера. |
Дать представление о медведе, как священном животном народов севера. Воспитывать интерес к познанию своего края. |
Образовательная деятельность. Продуктивная деятельность на тему «Медведь» (рисование) |
28 |
|
4 |
Олень – житель леса. |
Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры (сезонные изменения, способы защиты), их предназначение: кормит, одевает, обувает, какую пользу приносит людям, средства передвижения, развивать ловкость, быстроту, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Воспитывать любовь и уважение к животным |
Наблюдение. Продуктивная деятельность «Северные олени» (лепка из соленого теста). |
29 |
Апрель
|
1 |
Собака – друг и помощник оленевода. |
Дать детям знания о том, как собаки помогают пастухам. |
Образовательная ситуация. Выставка работ «Собака – друг человека». |
30 |
|
2 |
Экскурсия в краеведческий музей. Посещение зала «Природа нашего края». |
Углубить представления детей о растительном мире нашего края. Воспитывать чувство гордости за свой край, бережное отношение к природе. |
Экскурсия |
31 |
|
3 |
Конкурсная программа «Что, где, когда» |
Закрепить знания детей о своем крае. Развивать мыслительную способность. Воспитывать организованность, ответственность. |
Конкурсная программа. |
32 |
|
4 |
Растения нашего края. |
Расширять знания детей о растениях северного края: лиственница, кедр, ель, сосна берёза, осина, черёмуха, рябина, Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия |
Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность на тему «Мое любимое дерево» (рисование). |
33 |
|
1 |
Никто не забыт - ничто не забыто. |
Познакомить детей с памятником, погибшим героям в Великой Отечественной Войне; расширить представления детей о воинах-защитниках; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; прививать уважение к памяти павших бойцов, воспитывать патриотические чувства |
Экскурсия. |
34 |
|
2
|
Знакомство с Красной книгой. (Редкие исчезающие животные, растения). |
- Продолжить знакомство детей с Красной книгой ЯНАО, с исчезающими животными и |
Образовательная ситуация «О чём рассказала Красная книга». Показ мультимедийной презентации. |
35 |
|
3 |
Знакомство с Красной книгой ЯНАО. Редкие и исчезающие растения. |
Воспитывать ответственное отношение ко всему живому. Познакомить дошкольников с Красной книгой, дать представление об охране растений нашего края Воспитывать бережное отношение к природе родного края. |
Устный журнал. Продуктивная деятельность (раскраски) |
36 |
|
4 |
Экскурсия на реку Пур. |
Познакомить с рекой Пур, ее историей. Воспитывать бережное отношение к природе своего края. |
Экскурсия. |
37 |
|
5 |
Викторина «Мой край родной». |
Создать условия для речевой активности детей, обеспечить условия для выражения своего мнения. Воспитывать любовь к родному краю. |
Викторина. |
Таблица 2
Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с родным краем
№ |
Месяц |
Неделя |
Тема |
Содержание |
Формы работы |
1 |
Сентябрь. |
1 |
Вы на карту посмотрите Пуровский район на ней найдите. |
Познакомить детей с Пуровским районом, с особенностями природных условий, его географическим расположением на карте, историей его образования. Воспитывать интерес к изучению истории своего края |
Образовательная ситуация (игра - путешествие.) |
2 |
|
2 |
Символика Пуровского района. |
Познакомить детей с символикой Пуровского района (флаг, герб) Воспитывать интерес к изучению истории своего край, чувство гордости за нее. |
Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность (пластили- нография «Флаг Пуровского района) |
3 |
|
3 |
Города, поселки Пуровского района. |
Дать представление о городах, поселках, входящих в состав Пуровского района. Воспитывать любовь к своей малой Родине. |
Заочная экскурсия по городам Пуровского района с включением творческих заданий. |
4 |
|
4 |
ЯМАЛ – большой Отчизны северный край. |
Дать представление о ЯМАЛЕ, как частице большой Родины. Познакомить с символикой ЯНАО. Дать представление, что этот край многонациональный. Воспитывать чувство гордости и уважение к своему народу, проживающему на территории ЯНАО. |
Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность на тему» Хоровод дружбы» (аппликация) |
5 |
Октябрь |
1 |
Салехард - столица ЯНАО. |
Формировать знания детей о ЯНАО, истории образования г. Салехард. Воспитывать через интерес к родному краю, городу, чувство патриотизма. |
Образовательная ситуация.Продуктивная деятельность на тему «Что нам запомнилось» (рисование) |
6 |
|
2 |
Ямал – маленькая частица России. |
Закрепить знания детей о ЯНАО. Развивать речь, память, мышление, умение договариваться, приходить к единому мнению. Воспитывать чувство гордости за свой северный край. |
КВН. |
7 |
|
3 |
Коренные жители севера: лесные, тундровые ненцы (быт, культура, обычаи.) |
Познакомить дошкольников с одним из видов северного народа – ненцами. Воспитывать интерес к их традициям, быту, культуре. |
Образовательная ситуация. |
8 |
|
4 |
Ханты – коренные жители севера. |
Познакомить дошкольников с одним из видов северного народа – хантами. Воспитывать интерес к их традициям, быту, культуре. |
Экскурсия в центр национальных культур. |
9 |
Ноябрь |
1 |
Знакомство с трудовой деятельностью народов севера. |
Расширить знания детей о профессиях коренных жителей Ямала (рыболовство, оленеводство, звероводство, пушной промысел). Уточнить знания о профессиях (рыбак, охотник, оленевод). Расширять представление детей о роли коренных жителей Ямала в жизни животного мира. Накапливать знания о традициях народов Ямала |
Встреча с работниками зверофермы, рыбзавода. |
10 |
|
2 |
Жилища коренных жителей. |
Продолжать расширять знания детей о жилых постройках коренных народов нашего края; воспитывать интерес к жизни и традициям жителей крайнего севера |
Образовательная ситуация. |
11 |
|
3 |
Медвежий праздник (ЦНК). |
Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты. Познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как о священном животном ханты и манси. |
Развлечение. |
12 |
|
4 |
Одежда коренных жителей (ягушка, кисы, малица) |
Познакомить с национальной одеждой и её украшениями Выбор одежды в связи с условиями ее использования (сезон, место и время применения). Выбор одежды в связи с условиями ее использования (сезон, место и время применения). |
Встреча с представителями ЦНК, мастерская деда Мороза – ЯМАЛА- ИРИК. |
13 |
Декабрь |
1 |
Национальные узоры, орнаменты. |
Расширить представление детей о многообразии орнаментов их применении в жизни у народов севера. Воспитывать интерес к культуре народов севера |
Исследовательская деятельность. Продуктивная деятельность (аппликация «Малица») |
14 |
|
2 |
Празднование Нового года у хантов. |
Расширить знания детей о традициях праздничной культуры, обычаях празднования Нового года у северных народов Познакомить с Ямальским Дедом Морозом - Ямал-Ирик. |
Развлечение. |
15 |
|
3 |
Экскурсия в чум. |
Расширить представление детей о жилище народов Ямала – чумом; воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их традициям. |
Экскурсия. |
16 |
|
4 |
Транспорт народов севера. |
Познакомить детей с видами транспорта народов ханты и манси, (нарты буран, облас); формировать знания об использовании средств передвижения. Воспитывать интерес к жизни людей других национальностей. |
Образовательная ситуация с просмотром мультимедийной презентации. Продуктивная деятельность (конструи- рование из природного материала «Мы поедем, мы помчимся») |
17 |
Январь |
1 |
Творчество народов Севера. |
Расширить представление детей о декоративном искусстве, народных игрушках. Знакомить с художественными промыслами: вышивка и плетение бисером; резьба по кости, дереву; изделия из металла Воспитывать интерес к культуре народов севера. |
Образовательная ситуация |
18 |
|
2 |
Встреча с народными умельцами. |
Продолжать знакомить детей с художественными промыслами (художественная обработка кожи, меха, дерева, бересты); с детскими игрушками – кукла «Нухуко» и кукла «Акань»; виды орнаментов и их символика; Вызвать интерес к произведениям мастеров народных промыслов |
Экскурсия в пушную мастерскую. |
19 |
|
3 |
Праздники народов севера. |
Закрепление и обогащение знаний детей о праздниках и обрядах коренных народов севера. Воспитания уважения к традициям народов севера. |
Образовательная ситуация Игра-путешествие. Продуктивная деятельность (рисование на тему «Праздник – это радость» |
20 |
|
4 |
Фольклор народов севера. |
Знакомить с фольклором народов Севера. Дать представление о его собирателях (малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки; сказки, их содержание и художественное своеобразие; заговоры, заклинания, обереги и т.д.); Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
Литературная гостиная. |
21 |
Февраль |
1 |
Ненецкие писатели, поэты, знакомство с их творчеством. |
Способствовать развитию интереса к художественной литературе народов Севера, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребёнка. Обогатить и расширить знания детей о художественной литературе народов Севера. |
Встреча с местными поэтами, писателями. |
22 |
|
2 |
Музыкальное наследие народов севера. |
Расширить знания детей музыкальной культуре народов севера на примерах обрядов, песен, музыкальных Воспитывать интерес к культуре северного народа. |
Музыкальная гостиная. |
23 |
|
3 |
Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с творчеством художников ЯНАО). |
Познакомить через творчество художников с бытом, природой легендами северного края; Воспитывать любовь к творчеству, проявлять толерантность к коренным жителям, нашего края |
Экскурсия (рассказ экскурсовода краеведческого музея о творчестве художников ЯНАО). |
24 |
|
4 |
Праздник «День оленевода». |
Продолжать знакомить с праздниками и традициями родного города, дать возможность погрузиться в их атмосферу, стать их участником. Воспитывать интерес к традициям северного народа. |
Развлечение (с использованием подвижных игр спортивного характера народов севера). |
25 |
Март |
1 |
Реки и озера нашего края. |
Формировать у детей понятиями: река, протока, озеро, ручей. Углубить представления детей о реке Пур, её пути по территории ЯНАО; о реках, впадающих в неё, куда она впадает. Воспитывать интерес к познанию мира. |
Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность на тему «Мир в капельке воды» (рисование) |
26 |
|
2 |
Рыбы, обитающие в водоемах нашего северного края. |
Формировать знания о жителях подводного царства; уточнить названия речных, озерных Пуровского района. Воспитывать интерес к разнообразию подводного мира. |
Устный журнал. Продуктивная деятельность «Кто живет в воде» (лепка). |
27 |
|
3 |
Рыболовство и его значение для человека. |
Уточнить представление детей о многообразии рыб в ЯНАО, о их значении для человека. Воспитывать интерес к познанию, бережное отношение к природе. |
Экскурсия на рыбзавод. |
28 |
|
4 |
Ягоды северного края, их польза, применение. |
Закреплять обобщающие понятия «ягоды», названия различных ягод, растущих в северном крае. Закреплять знание характерных свойств фруктов и ягод. Познакомить детей с заготовкой фруктов и ягод (варенье, сок, компот). Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, работающих на земле. |
Фольклорно театрализованное представление по произведениям северных писателей. |
29 |
Апрель |
1 |
Грибное царство (съедобные, ядовитые грибы). |
Закреплять и углублять знания детей о разнообразии грибов, выделив группы съедобных и несъедобных, о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом некоторым насекомым, о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать понятие целесообразности и взаимосвязи всего в природе. |
Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность «Положи съедобный грибок в кузовок». |
30 |
|
2 |
Мир насекомых. |
Расширить представление детей о насекомых нашего края. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе. |
Конференция, защита мини-проектов. Продуктивная деятельность - составление из пазлов насекомых. |
31 |
|
3 |
«Вороний праздник» – праздник народов севера.
|
Пополнить знания о культуре, традициях и обычаях коренного населения народов Севера, связанных с образом птицы, познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором. Воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов севера; |
Развлечение (встреча сотрудниками ЦНК).
|
32 |
|
4 |
Лекарственные растения. |
Познакомить с некоторыми видами, свойствами и применением лекарственных растений ЯНАО. Воспитывать бережное отношение к растениям |
Устный журнал. Продуктивная деятельность «Лекарственные растения» - создание буклета из рисунков детей. |
33 |
Май |
1 |
Красная книга ЯНАО |
Продолжать знакомить с растениями и животными ЯНАО, занесенными в Красную книгу. Воспитывать ответственное бережное отношение к природе родного края. |
Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность на тему «Рыбки» (оригами) |
34 |
|
2 |
Полезные ископаемые ЯМАЛА (нефть, газ). |
Расширять знания и формировать у детей представления о богатстве земли Ямальской. Дать представления составе почвы, воспитывать познавательный интерес к земле и к труду человека на ней. Развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам (газ, нефть). Воспитывать у детей бережное отношение к Земле, к её богатствам |
Исследовательская деятельность. Продуктивная деятельность на тему «Буровая вышка» (рисование) |
35 |
|
3 |
Герои - земляки |
Познакомить детей героями – земляками, защищавшими свою Родину, воспитывать уважение к ветеранам ВОВ. |
Экскурсия. Продуктивная деятельность на тему» Георгиевская лента» (аппликация) |
36 |
|
4 |
Праздник «Край родной навек любимый». |
Воспитывать у детей чувство привязанности к своему краю, бережное отношение к природе, ко всему живому, чувство гордости за достижения Малой Родины. |
Развлечение |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи:
- повышение педагогической культуры родителей.
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
- вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через консультации, семинары.
- духовно - нравственное просвещение родителей.
- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
- проведение родительских собраний, конференций, семинаров–практикумов, консультаций.
- анкетирование родителей, мастер классов, круглые столы.
- беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
Работа с родителями по ознакомлению с родным краем в старшей группе.
Содержание работы:
Сентябрь
1. Анкетирование родителей «Что мы знаем о семье?».
2. Дискуссия «Нравственно патриотическое воспитание в семье».
3. Трудовой десант (высадка деревьев).
4. Конкурс рисунков» Моя семья».
5. Конкурсная программа «Наша дружная семья».
Октябрь
1.Анкетирование «Что мы знаем об истории улиц».
2. Выставка работ «Осенние фантазии».
3. Конкурсная программа» Что может быть роднее дома».
4. Консультация
5.Выпуск газеты «Солнечный лучик», (рубрика «Наши размышления о городе», «рубрика «Стихи о городе».)
Ноябрь
Работа с родителями по созданию альбома «Выпускники детского сада «Брусничка».
Детско родительские мини проекты на тему «Исследование улиц».
Подбор иллюстраций, фотографий о своем детском саде.
Создание макета «Наш детский сад».
Декабрь
1. Привлечь родителей к помощи в изготовлении карты г. Тарко - Сале.
2. Оформление стенда «Как знакомить детей с достопримечательностями нашего города».
3. Конкурс рисунков среди родителей «Мой дом – город Тарко - Сале».
4. Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр на тему «Наш край».
Январь
Фотовыставка «Наш край зимой».
Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с и символикой города». Совместно с родителями создать альбом «Почетные люди нашего города».
Выставка рисунков, поделок детей, родителей, фотографий «Мой город в будущем».
Провести консультации на следующие темы: -
- «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу»
- «Куда повести малыша в выходной день».
Провести викторину «Знатоки города (соревнуются команды детей подготовительной группы и родителей – кто лучше знает родной город, край, с вручением призов, дипломов)
Февраль
Консультация для родителей «Ознакомление с методическими рекомендациями по ознакомлению старших дошкольников с родным краем».
Привлечь родителей к созданию мини книжек «Птицы нашего края».
Пополнение книжного уголка о птицах нашего края.
Акция «Не оставим без дворца не синицу, не скворца» (изготовление кормушек»).
Март
1. Анкетный опрос родителей: «Что мы знаем о жителях крайнего севера?».
2. Информация для родителей в стенд «План работы с детьми по теме «Мой родной край».
3. Семинар-практикум для родителей: «Игрушки ханты» (изготовление сумочек, кукол).
4. Консультация «Знакомим детей с тайнами из жизни животных».
5. Пополнить книжный уголок литературой о животных.
6 Конкурсная программа «Что, где, когда».
Апрель
1.Консультация «Посади дерево».
2 Оформление сообщения о деревьях для создания книги. «Деревья нашего края», подготовка детей к выступлению с этими сообщениями.
3.Мастер класс «Вторая жизнь растений».
4.Создание выставки «Деревья нашего двора».
Май
Консультация «Расскажем детям о ВОВ».
Оформление ширмы «Этот День Победы».
Изготовление памяток для родителей «Как вести себя в природе».
Создание фотоальбома совместно с родителями: «Оформление Красной книги ЯНАО».
Работа с родителями по ознакомлению с родным краем в подготовительной группе
Содержание работы:
Сентябрь
Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка по патриотическому воспитанию.
2. Консультация для родителей: «Историю возникновения Пуровского района, почему его так назвали, что означает это название».
3. Участие родителей в создании альбомов: «Символика городов, поселков Пуровского района».
4. Выставка рисунков, макетов, поделок на тему» Здравствуй осень».
5. Выставка работ на тему «Горжусь тобой мой край «(ко Дню города).
Октябрь
Провести консультации для родителей: «От любви к природе – до любви к Родине»
Подбор энциклопедической, художественной литературы по теме «Рыбы».
Выставка познавательной, художественной литературы по теме «Наш край».
Создание фотоальбома совместно с родителями «Профессии народов севера»
Ноябрь
1. Провести семинары-практикумы для родителей: «Родной свой край люби и знай!»
2. Привлечь родителей к сбору информации о городах ЯНАО, детско – родительские мини - проекты на тему «Как много славных городов на ЯМАЛЕ».
3. Консультация для родителей «Ханты и Манси – кто они? »
4. Информация в папку для родителей «Традиции, обычаи и обряды народов Севера».
Декабрь
1. Экологическая акция «Елочка зеленая иголочка».
2. Привлечь родителей к участию в выставке «Национальный орнамент».
3. Мастер класс Куниной Д.П – «Ненецкие узоры».
Январь
1. Совместно с родителями создать фотоальбом «Быт коренных народов».
2. Привлечь родителей к сбору атрибутов по теме «Утварь коренных народов севера» для создания мини музея.
3. Выставка-конкурс поделок из природного материала.
4. Мастер – класс «Национальные блюда из рыбы, их польза»
Февраль
1. Создание фонотеки фольклора народов севера.
2. Подбор литературы творчества местных поэтов
3. Провести поэтический вечер «Мой северный край»
4. Изготовление фотоальбомов: «Писатели Севера»
Март
Предложить родителям найти интересные факты о лечебных свойствах северных ягод.
Создание альбома «Северные ягоды», «Грибы северного края»
Консультация» Осторожно ядовитые грибы», Экологическое воспитание в семье».
. Создание фотоальбома совместно с родителями о природе родного края, растениях и животных, населяющих наш округ и об основных природных богатствах (из недр добываются нефть и попутный нефтяной газ)
5. Создание фотоальбома совместно с родителями: «Оформление Красной книги ЯНАО»
Апрель
Консультация «Консультация «Праздники коренных народов севера».
Привлечь родителей к сбору атрибутов для ручного труда (мех, кожа, бисер)
Мастер класс «Весенние цветы»
Изготовление макета «Нефтяная вышка»
5. Составление коллажа совместно с родителями: «Как мы отдыхаем в родном городе
Май
1.Составление коллажа совместно с родителями: «Чем знаменит наш ЯНАО».
2.Консультация «Читаем детям о ВОВ».
3. Мастер класс «Георгиевская лента» - подарок ветеранам войны.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о г.Тарко Сале, Пуровского районе ЯНАО, аудиозаписи, видеозаписи.
- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.
- фонотека музыкальных произведений;
- уголки краеведения в группах «Наш край – город Тарко Сале»;
- изобразительные материалы
- наборы предметных картинок «Животные Севера», «Птицы», «Рыбы», «Деревья», «Ягоды», «Грибы» и др.
- подборка произведений детских писателей, стихи, пословицы, поговорки о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире, родном крае.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Образовательная область «Познание».
Познакомятся ближе со своим поселком и краем, с культурой местного населения ханты и манси, научатся узнавать и называть памятные места поселка, профессии взрослых (г. Тарко-Сале), расширятся знания о некоторых представителях животного и растительного мира, смогут отразить свои впечатления в продуктивных видах деятельности, повыстся интерес к окружающему миру своего края. –
Смогут владеть исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности
Образовательная область «Речевое развитие».
Расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.
Образовательная область «Художественно эстетическое развитие».
Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.
Образовательная область «Социализация».
Дети будут испытывать чувство гордости за своих родителей, свой поселок, край. С формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, религий, убеждений, языка; Смогут творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой деятельности;
Образовательная область «Физическое развитие».
Дети познакомятся с подвижными играми народов севера, в результате, повысится двигательная активность будут сформированы такие качества как выносливость, ловкость, быстрота.
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Шешкин, П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Просвещение», 1993;
Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень,1994 г;
Рыбалова М. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. - М. Дошкольное воспитание, №6, 2003 г;
Няруй В.Н, Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков/ Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. - СПб, филиал издательства «Просвещение», 2008 г;
Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1995 г;
Кречмар А.В, Забродин В.А. Животный мир Севера России, 2000.г;
Москалюк Т.А. Краски северного лета. СПб;
Под ред. А.И.Райшева Страна чудес. М., 1998. Тюмень;
Пойковский. Подарочный буклет. Западносибирская полиграфическая компания, ИФА, 2005;
Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб. 1995;
Под ред. А. И. Райшева. Обские Угры. Тюмень, ИФА, 2005;
Под ред. Н. Л.Западновой. Сказание о земле Югорской, Тюмень, ИФА, 2000;
Под ред. Л.А. Кондрыкинской. С чего начинается Родина? М., Сфера, 2005;
Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград, 2003 г;
Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2007;
Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб. 1995;
Е.Н. Окотэтто «Ненецкие подвижные игры» - СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2002 г.
Кияйкина Наталья Федоровна