Программа внеурочной деятельности по краеведению «Мой северный край»

1
0
Материал опубликован 22 March 2017 в группе

Рабочая программа внеурочной деятельности "Историческое краеведение" в начальной школе: "Мой северный край»

Пояснительная записка

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.

Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь    к  родному  краю,   знание    его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности по историческому краеведению обусловлена следующими факторами:

- недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению г. Новый Уренгой и Ямало-Ненецкого автономного округа для учащихся начальной школы;

-не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой Родины и её природы (нецелесообразно ограничиваться рассказом, беседой, показом, “разовыми” экскурсиями в музей и заповедник);

-недостаточно скоординирована совместная историко-краеведческая деятельность школы с музеями, библиотеками и другими организациями города.

Ямало-Ненецкий автономный округ богат природными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природными и географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. В нашем городе существуют реальные возможности планировать и проводить совместные мероприятия по истории и краеведению в содружестве «Прогимназии «Центр детства» и таких организаций, библиотека города, краеведческий музей при ДДТ.

Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе.

Цели реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие: формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:

способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

Воспитательные:

способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;

воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:

Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур;

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8 – 11 лет в течение трёх лет обучения. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 102 часа на три года обучения, каждый из которых предполагает организацию определённого направления историко – краеведческой работы и преемственность обучения.

Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты.

Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слётами, экскурсиями, походами. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города и на открытом пространстве.

Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 2 класс.

Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города.

Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность.

Достижение всех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

1 уровень (2класс):

оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый “портфель достижений” обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы, создание исследовательских мини – проектов совместно с учащимися – шефами.

2 уровень (3 классы):

оценка достижений обучающихся (портфолио);

создание и защита собственных проектов;

создание и защита презентаций – представлений по изученной теме ;

3 уровень:

участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;

представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей;

составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;

создание и защита собственного проекта;

создание презентаций - представлений по изученной теме;

организация и проведение конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней.

Содержание изучаемого курса: 
1. Ямал- сокровищница России.

Сведения о географии, климате и народах, населяющих Ямал. Основные города округа и богатство недр края, их достопримечательности. Исторический очерк. Старые названия городов. Вхождение северных народов в состав Российской Федерации. Природные и климатические особенности северного края. Характерные признаки времен года и сезонные явления Крайнего Севера. 
2.Образ жизни и занятия коренных народов Ямала.

Народы, населяющие наш край, их быт и ремесло. Традиции, черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта и их назначение. Понятие о кочевом образе жизни. Основные занятия кочевников. Средства передвижения. Устройство жилища. Питание и одежда кочевников. Мужские и женские обязанности. 
3.В краю морошковом. 

Углубление представлений о Ямале. Развитие экономики, образования, здравоохранения. Технический прогресс и традиционные ценности. Орнамент, виды. 
4. Фольклор и праздники народов Ямала. 

Понятие о фольклоре. Особенности фольклора. Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, заговоры, заклинания, обереги, считалки. 
5. Мифология северных народов. 

Понятие о мифе в древности и в настоящее время. Отличие мифа от легенды и сказки. Мифы северных народов о сотворении земли. Мифы о сотворении животных и человека. Священные животные на Ямале. Понятие о ненецких и хантейских богах. 
6.Музыка, танцы и живопись северных народов. 

Творчество национальных поэтов, писателей, композиторов. Современная музыка на Ямале. Композиторы- песенники и исполнители. Раскрытие в танцах и музыке красоты северного края. Специфическое восприятие мира ямальскими художниками. Цветовая гамма их полотен. 
7. Знакомьтесь- тундра! 

Растительный и животный мир тундры. Основы экологической проблемы севера, забота человека о природе, бережное отношение к использованию природных ресурсов края. 

Третий год обучения.

I Раздел. Любимый город – Новый Уренгой.

1. Мы – новоуренгойцы. Понятие о большой и малой родине. Предмет «краеведение».

2. Где находится Новый Уренгой. Знакомство с понятием «Ямало-Ненецкий Автономный округ». 13 муниципальных образований. Работа с картой ЯНАО.

3. Когда у нашего города именины? День рождения Нового Уренгоя. Версии названия города. Местные легенды о происхождении названия.

4. Новый Уренгой газовая столица России. С чего всё начиналось? История основания города. Герб и флаг города.

II Раздел. Путешествие в историю Ямала.

5. Обратимся к древности. Первоначальный ландшафт и его постепенное изменение. Аборигенное население Ямала – ненцы.

6. Миграция древних самодийских племён – предков ненцев.

7. О чём поведала летопись? Легенды, предания, заговоры жителей края.

8. Наука с лопатой в руках. Что такое археология. Раскопки на территории ЯНАО.

9. Археологи изучают северный край. «Златокипящая « Мангазея.

10. Экскурсия в краеведческий музей. История основания музея.

III Раздел. Из прошлого в настоящее.

11. Путешествие в историю города и края. Составление краткого хронографа.

12. Достопримечательности города. Экскурсия по южной части города.

13. «Страницы старого альбома». Фотодокументы. Встречи со старожилами города.

14. Имена наших улиц. Работа с планом города. Принципы наименования улиц.

IV Раздел. Ямал – культурный центр

15-16. Богат талантами Ямал. Рассказы об известных людях Ямала в области литературы, музыки и искусства.

17. Творчество ямальских художников. Экскурсия в городской музей изобразительного искусства.

V Раздел. Семья и родной дом.

18. Родительский дом. Рассказы учеников о родном доме (квартире).

19. «Родная школа». История создания школы.

20. «Я и моя семья». Составление родословного древа. Традиции семьи.

21-23. «Где работают наши родители». Знакомство с предприятиями города. Встреча с родителями – работниками предприятий. Экскурсия на предприятие.

24. Новый Уренгой – город газовиков и строителей. Почётные граждане города.

25. Что даёт наш край стране? Знаменитые месторождения: Уренгойское, Ямбургское, Заполярное.

VI Раздел. Природа родного края.

26. Климатические условия ЯНАО. Растительный и животный мир.

27. Значение природы в жизни коренного населения.

28. Водные ресурсы края и города. Значение рек Сибири в жизни страны. Работа с контурной картой.

VII Раздел. В годы войны .(2ч.)

29. Ямал в годы войны. Труд ямальцев на благо победы.

30. Твои люди, Ямал! Тема войны в творчестве поэтов и писателей Ямала.

VIII Раздел. Цвети, мой Ямал! Расцветай, Новый Уренгой!

31. Будем беречь свой родной край. Экологические проблемы края, города.

32. «Славим тебя, мой Ямал!» Литературная гостиная.

33-34 Эколого-краеведческими тропами. Экологическая игра.


 

 

Тематическое планирование

1-год обучения

Тема

Основные понятия

Технология реализации

 

I Раздел.
Ямал - сокровищница России.

1

Мой малый край большой Отчизны-Ямал!

Понятие о большой и малой родине. Пословицы и поговорки о родине.

Занятие-проект.

2

История народов севера.

Знакомство с историей ЯНАО

Занятие-путешествие.

3


Символика ЯНАО. Что это такое?

Герб. Флаг. Губернатор ЯНАО. Легенды о происхождении названия ЯМАЛ. Стихи и песни, посвящённые родному краю.

Занятие- конкурс. Конкурсы рисунков, сочинений о родном крае.

4

Промышленное освоение севера.

История основания Севера. С чего всё начиналось? Первооткрыватели.

Устный журнал

5

Города Ямала.  Мой край на карте России и карте Тюменской области.

Какие города входят в субъект Федерации.

Исследовательская деятельность учащихся

6

Богатства недр родного края.

Чем богат наш край. Какое место в России занимает наш край.

Исследовательская деятельность учащихся.

7

Времена года и сезонные явления севера.

Легенды, предания, приметы коренных жителей края.

Занятие-фестиваль.

8

Колесо истории города Новый Уренгой.

Хронология г. Новый Уренгой.

Занятие –продуктивная игра.

9

Путешествие по родному городу - Новый Уренгой. Экскурсия по городу.

Достопримечательности родного города

Экскурсия по городу.

10

Колесо истории города Салехард.

Салехард- столица ЯНАО. Стихи и песни о городе Салехард.

Виртуальная экскурсия.

11

Город на полярном круге.

Составление краткого хронографа. Достопримечательности Салехарда.

Занятие-выставка.

12

По рыбьему следу рек и озер нашего края

Какая рыба водится в нашем крае?

Занятие-путешествие.

13

Ямал - Ири спешит к нам в гости!

О праздниках и традициях нашего края.

Занятие - встреча.

 

II Раздел. Образ жизни и занятия коренных народов Ямала.

14-


 


 

15

Народы, проживающие в округе (коренные и пришлые).

На чьей земле мы живём? Чем занимаются наши родители.


 

Коренные народы, живущие на Ямале.

Встреча с родителями – работниками газовой отрасли.

16

Знакомьтесь - ненцы.

Обычаи и традиции коренных жителей - ненцев. Культура и искусство.

Занятие-экскурсия

17

Знакомьтесь - ханты.

Обычаи и традиции хантов. Фольклор коренных народов Севера.

Занятие-праздник.

18

Кочевой образ жизни.

Почему коренные жители кочуют?

Исследовательская работа.

19

Устройство жилища (чума).

Жилища коренных жителей ненцев, хантов. Их устройство.

Ролевая игра.

20

Средства передвижения.

Транспортное средство. Об оленьих и собачьих упряжках. О трудностях в суровых просторах тундры.

Занятие-просмотр видеофильма.

21

Роль оленя и собаки в жизни кочевника.

Олень и собака – лучшие друзья с рождения.

Виртуальная экскурсия.


 

22

Рыбаки и рыбки.

Занятия ненцев. Распределение труда в семьях.

Занятие - продуктивная игра.


 

23

Питание и одежда кочевников.

Об особенностях кухни коренных народов. Из чего шьют одежду ненцы.

Интерактивное занятие.

24

Национальные узоры и орнаменты.

Как украшают свою одежду ненцы.

Практическая работа по распределению и изображению орнаментов.

25

Украшения из бисера - национальное украшение.

Как украшают свою одежду ненцы.

Практическая работа

26

Особенности воспитания детей в семьях северных народов.

Об играх и игрушках ненцев.

Занятие-игра.


 

27

В сумочке у девочек-ненок.

Об особенностях изготовления национальных кукол.

Практическая работа

28

Мальчик-ненец – будущий оленевод.

О занятиях и играх мальчиков.

Занятие – соревнование.

29

Легенда о вороне. Вороний день.

О национальном празднике ненцев – Вороний день.

Праздник.

30

Загадки, пословицы, сказки народов Севера

Знакомство с Северным фольклором.

Занятие-театрализация.

31

Игры народов Ямала

Знакомство с подвижными национальными играми.

Занятие-соревнование

32

Экскурсия в краеведческий музей.

Знакомство с новыми экспонатами музея.

Экскурсия.

33-34

Повторение и обобщение пройденного за год.

Игра «Знаешь ли ты свой край?»

Занятие-игра.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

Тематическое планирование

2-год обучения

Тема

Основные понятия

 
 

I Раздел. В краю морошковом.

1

Край, в котором я живу.

Что мы знаем и чего не знаем о родном крае.

Занятие-проект.

2

Профессии Ямала.

Кем работают наши родители.

Занятие-встречи.

3

Строительство железной дороги.

Об истории строительства железной дороги.

Занятие-путешествие.

4

Черное «золото» Ямала.

О главных запасах недр земли Ямала.

Встреча с родителем, работающем на нефте-газодобывающем предприятии..

5

Орнамент севера - культурный код коренных народов Ямала.

Об орнаментах коренных народов Ямала.

Занятие-выставка

6

Украшения костюма и его символика.

Зачем украшают ненцы одежду и что это символизирует?

Занятие-исследование.

7

Изготовление и украшение одежды из оленей шкуры.

Как шьют и украшают одежду ненцы?

Занятие-практикум.

8

Чарующий мир бисера.

Об украшении одежды и обуви бисером.

Практическое занятие

II Раздел. Фольклор и праздники народов Ямала

9

Фольклор северных народов.

Знакомятся с устным народным творчеством коренных жителей.

Занятие-театрализация.

10

Сказки народов севера.

Знакомство с народными сказками и собирателем сказок Иваном Истоминым.

Занятие-инсценирование.

11

Праздники тундры.

Знакомятся с праздниками коренных народов севера.

Занятие-фестиваль.

12

Легенды народов севера.

Знакомятся с легендами народов севера.

Занятие-путешествие.

 

III Раздел. Мифология северных народов

14-


 


 

15

Религиозные представления и культ.

Мифология Ямала.

Знакомятся с язычеством коренных народов.

Просмотр видеофильма.


 

Занятие-обзорная экскурсия.

16

Шаманство и его роль в жизни хантов и ненцев.

О ритуальных обычаях ненцев.

Занятие-исследование.

17

Святые места у северных народов.

Обычаи и традиции ненцев.

Занятие-путешествие.

IVРаздел. Музыка, танцы и живопись северных народов

18

Музыкальные инструменты коренных народов Ямала.

Особенности музыкальных инструментов ненцев.

Исследовательская работа.

19

Многообразие песен у коренных народов.

Какие бывают песни ненцев? Колыбельные песни, песни любви и надежды, песни-мечты.

Занятие-праздник.

20

Поэты, писатели и композиторы Ямала.

О творческом созвездии Ямала

Исследовательская работа.

21

Стихи о Ямале.

Знакомятся с творчеством Л. Лапцуя, Ю. Шесталова, Р. Ругина, В. Кудрявцевой.

Занятие-конкурс.


 

22

Песни Ямала.

Знакомство с миром песен ненцев. Песни ненцев сопровождают повсюду.

Занятие – праздник.


 

23

Восприятие мира художниками Ямала.

Знакомство с художниками Ямала.

Занятие-выставка.

V Раздел. Знакомьтесь - тундра!

24

Флора и фауна Ямала.

О растительном и животном мире.

Занятие-путешествие.

25

Особенности животного мира Ямала.

Какие животные обитают в тундре. Охрана животного мира ЯНАО.

Занятие-продуктивная игра

26

Растительный мир Ямала.

О растительности. Охрана растений тундры.

Исследовательская работа.


 

27

Красота ямальской тундры.

Что необычайно красивое можно встретить в тундре.

Занятие-праздник.

28

Красная книга Ямала.

О Красной книге и кто туда занесён.

Проект.

29

Ягоды Ямала.

О большом разнообразии северных ягодных растений

Занятие-конкурс.

30

По следам северного зверя.

Какие звери обитают в ЯНАО?

Занятие - виртуальная экскурсия.

31

Экология Ямала. Экскурсия в краеведческий музей.

Знакомство с новыми музейными экспонатами.

Экскурсия

32

Лекарственные травы Ямала.

Знакомство с лекарственными растениями Ямала.

Экскурсия.

33-


 


 


 

34

Сохраним нашу землю. Эколого-краеведческая игра.
Праздник «Если ты узнаешь север - не забудешь никогда!»

Игра «Мы в ответе за тех, кого приручили?»

Занятие-игра.


 


 


 

Праздник


 

Тематическое планирование

3-й год обучения

Тема

Основные понятия

Технология реализации

 

I Раздел. Любимый город – Новый Уренгой.

1

Мы – новоуренгойцы. Предмет «краеведение»

Понятие о большой и малой родине. Что изучает предмет «краеведение». Пословицы и поговорки о родине.

Занятие- встречи. Встреча со старожилами города.

2

Ямало-Ненецкий Автономный округ. Салехард – столица округа. Новый Уренгой на картах России, округа.

Знакомство с понятием ЯНАО. Что в себя включает автономный округ. 13 муниципальных образований. Столица округа.

Занятие -путешествие по карте ЯНАО.

3

День рождения Нового Уренгоя.

18 августа – официальный день рождения города. Легенды о происхождении названия города. Стихи и песни, посвящённые городу.

Занятие – праздник. Конкурсы рисунков, сочинений о городе.

4

Новый Уренгой – газовая столица России. Герб и флаг города.

История основания города. С чего всё начиналось? Первооткрыватели.

Устный журнал

 

II Раздел. Путешествие в историю Ямала.

5

Обратимся к древности. Аборигенное население Ямала – ненцы. Первые поселения самодийских племён – предков ненцев.

Понятие о первоначальном ландшафте и его изменении. Кто были предками ненцев – коренных жителей Ямала? Видеофильм «История русского Севера»

Исследовательская деятельность учащихся

6

Миграция древних самодийских племён – предков ненцев.

Ненецкие легенды о народе сиртя.

Исследовательская деятельность учащихся.

7

О чём поведала летопись?

Что такое фольклор, летопись? Легенды, предания, приметы коренных жителей края.

Занятие –театрализация.

8

Наука с лопатой в руках.

Что такое археология? Раскопки на территории ЯНАО.

Занятие – конференция.

9

Археологи изучают северный край.

Богатые земли Севера. Мангазея «златокипящая». Факты истории.

Проект.

10

Экскурсия в краеведческий музей. Тема: «История Ямала. Быт и культура коренных народов Севера»

Рассказ об основании музея. О чём поведали экспонаты музея?

Занятие-экскурсия.

 

III Раздел. Из прошлого в настоящее.

11

Путешествие в историю города и края.

Составление краткого хронографа.

Практическая работа учащихся.

12

Достопримечательности города. Экскурсия по городу.

Памятники, памятные знаки, православный храм

Занятие-экскурсия.

13

. «Страницы старого альбома». Фотодокументы.

Что такое мемуары? Встреча со старожилами города. Игра-викторина: «Где эта улица, где этот дом?»

Занятие-встреча.

Игра-викторина.

14

Имена наших улиц.

Знакомство с планом города. План южной и северной части города. Принципы наименования улиц.

Занятие с компьютерной поддержкой. Работа с планом.

 

IV Раздел. Ямал – культурный центр

15-16

Богат талантами Ямал.

Творчество писателя и поэта Л. В. Лапцуя. Первый ненецкий композитор С. Н. Няруй. Жемчужина Ямала Е. Лаптандер

Занятие-выставка.

17

Творчество ямальских художников. Экскурсия в городской музей изобразительного искусства.

Знакомство с творчеством местных художников.

Занятие-экскурсия

 

V Раздел. Семья и родной дом.

18

Родительский дом.

Рассказы учеников о родном доме (квартире). Работа над сочинением.

Семейный проект.

19

Родная школа

История создания школы. Летопись школы. Организация работы по вопросам, способствующим построению рассказа о школе.

Работа над проектом

20

Я и моя семья.

Понятие о родословном древе, предках, традициях семьи. Гипотезы возникновения фамилий.

Проект.

21-23

Где работают наши родители?

Экскурсия на производство.

Обзор промышленных предприятий города. Рассказы детей о труде родителей. Встречи.

Занятие- встреча.

Занятие-экскурсия.

24-25

Новый Уренгой – город газовиков и строителей.


 

Что даёт наш край стране?

Почётные граждане города.


 

Рассказ о самых значительных нефтегазоконденсатных месторождениях края. Просмотр видеофильма

Составление Презентации по теме.


 

Занятие с использованием видеотехники

 

VI Раздел. Природа родного края.

26

Природа ЯНАО. Растительный и животный мир.

Климатические особенности края. Лекарственные растения. Заповедники и заказники. Красная книга ЯНАО.

Исследовательская работа.

27

Значение природы в жизни коренного населения.

Жизнь коренных жителей неотделима от природы

Занятие –исследование.

28

Реки и озёра края, города.

Понятие о водных ресурсах округа. Крупные реки ЯНАО. Работа с контурной картой.

Просмотр видеофильма

 

VII Раздел. В годы войны.

29-30

Ямал в годы войны. Труд ямальцев на благо победы.

Фронтовики-ямальцы. Книга памяти. «Всё для фронта, всё для победы».

Работа над проектом.

31

Твои люди, Ямал!

Тема войны в творчестве поэтов и писателей Ямала

Литературная гостиная.

 

VIII Раздел. Цвети, мой Ямал! Расцветай, Новый Уренгой!

32

Будем беречь свой родной край.

Экологические проблемы края. Конкурс плакатов на экологическую тему.

Защита проекта.

33-34

«Историко-экологическими тропами»

Экологическая игра.

Игра на школьной площадке.

Литература:

Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003 г.

Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .

Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.

Ямал – наш дом, один на всех. «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера», март 2003 г.

Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала,2004 г

П.В.Липин «Целебные свойства растений севера».- Сыктывкар, 1993 г. 

«Мой северный край: разработки внеклассных мероприятий».- Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2009 г. 

 

«Безопасные советы для ямальчат. Учебное пособие на ненецком языке».- Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010 г. 

В.Н.Гриценко «История ямальского севера».- Омское книжное издательство, 2004 

«Культура народов Ямала»- Салехард: ЯНОИПКРО, 2007 г. 

Акимушкин И.И. Мир животных .- М. Мысль, 1998. 

Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 1999. 

Барков А.С. Кто на севере живет. – М. РОСМЭН-ЛИГА, 1997 

Благосклонов К.Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб.и доп. – М.: Колос, 1984 

Борейко В.Е. Экологическая этика. – М.: МНЭПУ, 2002 

Бушуев Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001 

 Воржба В. Почему? Загадки, игры в картинках для детей 6-12 лет. – М.: АСТ – Пресс, 1994 г. 

Географический атлас ЯНАО –М. ДИК, 1999 г. 

География Тюменской области. – Св.: 1968 г. 

Дитрих А. Почемучка. Экологическая тревога. – М.: Педагогика –пресс, 1997 г. 

Добринский Л.Н. Природа Ямала. – Е.: УИФ НАУКА

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.