Программа внеурочной деятельности по краеведению «Мой северный край»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Историческое краеведение" в начальной школе: "Мой северный край»
Пояснительная записка
В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.
Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности по историческому краеведению обусловлена следующими факторами:
- недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению г. Новый Уренгой и Ямало-Ненецкого автономного округа для учащихся начальной школы;
-не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой Родины и её природы (нецелесообразно ограничиваться рассказом, беседой, показом, “разовыми” экскурсиями в музей и заповедник);
-недостаточно скоординирована совместная историко-краеведческая деятельность школы с музеями, библиотеками и другими организациями города.
Ямало-Ненецкий автономный округ богат природными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природными и географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. В нашем городе существуют реальные возможности планировать и проводить совместные мероприятия по истории и краеведению в содружестве «Прогимназии «Центр детства» и таких организаций, библиотека города, краеведческий музей при ДДТ.
Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе.
Цели реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие: формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;
прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
Воспитательные:
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;
воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:
Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур;
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8 – 11 лет в течение трёх лет обучения. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 102 часа на три года обучения, каждый из которых предполагает организацию определённого направления историко – краеведческой работы и преемственность обучения.
Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слётами, экскурсиями, походами. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города и на открытом пространстве.
Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.
Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 2 класс.
Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города.
Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность.
Достижение всех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:
1 уровень (2класс):
оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый “портфель достижений” обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы, создание исследовательских мини – проектов совместно с учащимися – шефами.
2 уровень (3 классы):
оценка достижений обучающихся (портфолио);
создание и защита собственных проектов;
создание и защита презентаций – представлений по изученной теме ;
3 уровень:
участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;
представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей;
составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
создание и защита собственного проекта;
создание презентаций - представлений по изученной теме;
организация и проведение конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней.
Содержание изучаемого курса:
1. Ямал- сокровищница России.
Сведения о географии, климате и народах, населяющих Ямал. Основные города округа и богатство недр края, их достопримечательности. Исторический очерк. Старые названия городов. Вхождение северных народов в состав Российской Федерации. Природные и климатические особенности северного края. Характерные признаки времен года и сезонные явления Крайнего Севера.
2.Образ жизни и занятия коренных народов Ямала.
Народы, населяющие наш край, их быт и ремесло. Традиции, черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта и их назначение. Понятие о кочевом образе жизни. Основные занятия кочевников. Средства передвижения. Устройство жилища. Питание и одежда кочевников. Мужские и женские обязанности.
3.В краю морошковом.
Углубление представлений о Ямале. Развитие экономики, образования, здравоохранения. Технический прогресс и традиционные ценности. Орнамент, виды.
4. Фольклор и праздники народов Ямала.
Понятие о фольклоре. Особенности фольклора. Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, заговоры, заклинания, обереги, считалки.
5. Мифология северных народов.
Понятие о мифе в древности и в настоящее время. Отличие мифа от легенды и сказки. Мифы северных народов о сотворении земли. Мифы о сотворении животных и человека. Священные животные на Ямале. Понятие о ненецких и хантейских богах.
6.Музыка, танцы и живопись северных народов.
Творчество национальных поэтов, писателей, композиторов. Современная музыка на Ямале. Композиторы- песенники и исполнители. Раскрытие в танцах и музыке красоты северного края. Специфическое восприятие мира ямальскими художниками. Цветовая гамма их полотен.
7. Знакомьтесь- тундра!
Растительный и животный мир тундры. Основы экологической проблемы севера, забота человека о природе, бережное отношение к использованию природных ресурсов края.
Третий год обучения.
I Раздел. Любимый город – Новый Уренгой.
1. Мы – новоуренгойцы. Понятие о большой и малой родине. Предмет «краеведение».
2. Где находится Новый Уренгой. Знакомство с понятием «Ямало-Ненецкий Автономный округ». 13 муниципальных образований. Работа с картой ЯНАО.
3. Когда у нашего города именины? День рождения Нового Уренгоя. Версии названия города. Местные легенды о происхождении названия.
4. Новый Уренгой газовая столица России. С чего всё начиналось? История основания города. Герб и флаг города.
II Раздел. Путешествие в историю Ямала.
5. Обратимся к древности. Первоначальный ландшафт и его постепенное изменение. Аборигенное население Ямала – ненцы.
6. Миграция древних самодийских племён – предков ненцев.
7. О чём поведала летопись? Легенды, предания, заговоры жителей края.
8. Наука с лопатой в руках. Что такое археология. Раскопки на территории ЯНАО.
9. Археологи изучают северный край. «Златокипящая « Мангазея.
10. Экскурсия в краеведческий музей. История основания музея.
III Раздел. Из прошлого в настоящее.
11. Путешествие в историю города и края. Составление краткого хронографа.
12. Достопримечательности города. Экскурсия по южной части города.
13. «Страницы старого альбома». Фотодокументы. Встречи со старожилами города.
14. Имена наших улиц. Работа с планом города. Принципы наименования улиц.
IV Раздел. Ямал – культурный центр
15-16. Богат талантами Ямал. Рассказы об известных людях Ямала в области литературы, музыки и искусства.
17. Творчество ямальских художников. Экскурсия в городской музей изобразительного искусства.
V Раздел. Семья и родной дом.
18. Родительский дом. Рассказы учеников о родном доме (квартире).
19. «Родная школа». История создания школы.
20. «Я и моя семья». Составление родословного древа. Традиции семьи.
21-23. «Где работают наши родители». Знакомство с предприятиями города. Встреча с родителями – работниками предприятий. Экскурсия на предприятие.
24. Новый Уренгой – город газовиков и строителей. Почётные граждане города.
25. Что даёт наш край стране? Знаменитые месторождения: Уренгойское, Ямбургское, Заполярное.
VI Раздел. Природа родного края.
26. Климатические условия ЯНАО. Растительный и животный мир.
27. Значение природы в жизни коренного населения.
28. Водные ресурсы края и города. Значение рек Сибири в жизни страны. Работа с контурной картой.
VII Раздел. В годы войны .(2ч.)
29. Ямал в годы войны. Труд ямальцев на благо победы.
30. Твои люди, Ямал! Тема войны в творчестве поэтов и писателей Ямала.
VIII Раздел. Цвети, мой Ямал! Расцветай, Новый Уренгой!
31. Будем беречь свой родной край. Экологические проблемы края, города.
32. «Славим тебя, мой Ямал!» Литературная гостиная.
33-34 Эколого-краеведческими тропами. Экологическая игра.
Тематическое планирование 1-год обучения
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тематическое планирование 2-год обучения
|
Тематическое планирование
3-й год обучения
№ |
Тема |
Основные понятия |
Технология реализации |
|||
I Раздел. Любимый город – Новый Уренгой. |
||||||
1 |
Мы – новоуренгойцы. Предмет «краеведение» |
Понятие о большой и малой родине. Что изучает предмет «краеведение». Пословицы и поговорки о родине. |
Занятие- встречи. Встреча со старожилами города. |
|||
2 |
Ямало-Ненецкий Автономный округ. Салехард – столица округа. Новый Уренгой на картах России, округа. |
Знакомство с понятием ЯНАО. Что в себя включает автономный округ. 13 муниципальных образований. Столица округа. |
Занятие -путешествие по карте ЯНАО. |
|||
3 |
День рождения Нового Уренгоя. |
18 августа – официальный день рождения города. Легенды о происхождении названия города. Стихи и песни, посвящённые городу. |
Занятие – праздник. Конкурсы рисунков, сочинений о городе. |
|||
4 |
Новый Уренгой – газовая столица России. Герб и флаг города. |
История основания города. С чего всё начиналось? Первооткрыватели. |
Устный журнал |
|||
II Раздел. Путешествие в историю Ямала. |
||||||
5 |
Обратимся к древности. Аборигенное население Ямала – ненцы. Первые поселения самодийских племён – предков ненцев. |
Понятие о первоначальном ландшафте и его изменении. Кто были предками ненцев – коренных жителей Ямала? Видеофильм «История русского Севера» |
Исследовательская деятельность учащихся |
|||
6 |
Миграция древних самодийских племён – предков ненцев. |
Ненецкие легенды о народе сиртя. |
Исследовательская деятельность учащихся. |
|||
7 |
О чём поведала летопись? |
Что такое фольклор, летопись? Легенды, предания, приметы коренных жителей края. |
Занятие –театрализация. |
|||
8 |
Наука с лопатой в руках. |
Что такое археология? Раскопки на территории ЯНАО. |
Занятие – конференция. |
|||
9 |
Археологи изучают северный край. |
Богатые земли Севера. Мангазея «златокипящая». Факты истории. |
Проект. |
|||
10 |
Экскурсия в краеведческий музей. Тема: «История Ямала. Быт и культура коренных народов Севера» |
Рассказ об основании музея. О чём поведали экспонаты музея? |
Занятие-экскурсия. |
|||
III Раздел. Из прошлого в настоящее. |
||||||
11 |
Путешествие в историю города и края. |
Составление краткого хронографа. |
Практическая работа учащихся. |
|||
12 |
Достопримечательности города. Экскурсия по городу. |
Памятники, памятные знаки, православный храм |
Занятие-экскурсия. |
|||
13 |
. «Страницы старого альбома». Фотодокументы. |
Что такое мемуары? Встреча со старожилами города. Игра-викторина: «Где эта улица, где этот дом?» |
Занятие-встреча. Игра-викторина. |
|||
14 |
Имена наших улиц. |
Знакомство с планом города. План южной и северной части города. Принципы наименования улиц. |
Занятие с компьютерной поддержкой. Работа с планом. |
|||
IV Раздел. Ямал – культурный центр |
||||||
15-16 |
Богат талантами Ямал. |
Творчество писателя и поэта Л. В. Лапцуя. Первый ненецкий композитор С. Н. Няруй. Жемчужина Ямала Е. Лаптандер |
Занятие-выставка. |
|||
17 |
Творчество ямальских художников. Экскурсия в городской музей изобразительного искусства. |
Знакомство с творчеством местных художников. |
Занятие-экскурсия |
|||
V Раздел. Семья и родной дом. |
||||||
18 |
Родительский дом. |
Рассказы учеников о родном доме (квартире). Работа над сочинением. |
Семейный проект. |
|||
19 |
Родная школа |
История создания школы. Летопись школы. Организация работы по вопросам, способствующим построению рассказа о школе. |
Работа над проектом |
|||
20 |
Я и моя семья. |
Понятие о родословном древе, предках, традициях семьи. Гипотезы возникновения фамилий. |
Проект. |
|||
21-23 |
Где работают наши родители? Экскурсия на производство. |
Обзор промышленных предприятий города. Рассказы детей о труде родителей. Встречи. |
Занятие- встреча. Занятие-экскурсия. |
|||
24-25 |
Новый Уренгой – город газовиков и строителей.
Что даёт наш край стране? |
Почётные граждане города.
Рассказ о самых значительных нефтегазоконденсатных месторождениях края. Просмотр видеофильма |
Составление Презентации по теме.
Занятие с использованием видеотехники |
|||
VI Раздел. Природа родного края. |
||||||
26 |
Природа ЯНАО. Растительный и животный мир. |
Климатические особенности края. Лекарственные растения. Заповедники и заказники. Красная книга ЯНАО. |
Исследовательская работа. |
|||
27 |
Значение природы в жизни коренного населения. |
Жизнь коренных жителей неотделима от природы |
Занятие –исследование. |
|||
28 |
Реки и озёра края, города. |
Понятие о водных ресурсах округа. Крупные реки ЯНАО. Работа с контурной картой. |
Просмотр видеофильма |
|||
VII Раздел. В годы войны. |
||||||
29-30 |
Ямал в годы войны. Труд ямальцев на благо победы. |
Фронтовики-ямальцы. Книга памяти. «Всё для фронта, всё для победы». |
Работа над проектом. |
|||
31 |
Твои люди, Ямал! |
Тема войны в творчестве поэтов и писателей Ямала |
Литературная гостиная. |
|||
VIII Раздел. Цвети, мой Ямал! Расцветай, Новый Уренгой! |
||||||
32 |
Будем беречь свой родной край. |
Экологические проблемы края. Конкурс плакатов на экологическую тему. |
Защита проекта. |
|||
33-34 |
«Историко-экологическими тропами» |
Экологическая игра. |
Игра на школьной площадке. |
Литература:
Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003 г.
Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
Ямал – наш дом, один на всех. «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера», март 2003 г.
Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала,2004 г
П.В.Липин «Целебные свойства растений севера».- Сыктывкар, 1993 г.
«Мой северный край: разработки внеклассных мероприятий».- Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2009 г.
«Безопасные советы для ямальчат. Учебное пособие на ненецком языке».- Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010 г.
В.Н.Гриценко «История ямальского севера».- Омское книжное издательство, 2004
«Культура народов Ямала»- Салехард: ЯНОИПКРО, 2007 г.
Акимушкин И.И. Мир животных .- М. Мысль, 1998.
Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 1999.
Барков А.С. Кто на севере живет. – М. РОСМЭН-ЛИГА, 1997
Благосклонов К.Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб.и доп. – М.: Колос, 1984
Борейко В.Е. Экологическая этика. – М.: МНЭПУ, 2002
Бушуев Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001
Воржба В. Почему? Загадки, игры в картинках для детей 6-12 лет. – М.: АСТ – Пресс, 1994 г.
Географический атлас ЯНАО –М. ДИК, 1999 г.
География Тюменской области. – Св.: 1968 г.
Дитрих А. Почемучка. Экологическая тревога. – М.: Педагогика –пресс, 1997 г.
Добринский Л.Н. Природа Ямала. – Е.: УИФ НАУКА