Методическая разработка внеклассного занятия «Красавица осень»
Красавица осень
Образовательные задачи.
Обобщение и систематизация представлений об осени и осенних изменениях в природе.
Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).
Развивающие задачи.
Развитие связной речи, дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики.
Воспитательные задачи.
Воспитание эмоционального отклика инициативности, самостоятельности, творческой активности.
Оборудование: ваза с букетом из осенних листьев и астр, кубик
Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы.
Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Создание эмоционального положительного фона занятия. Кабинет украшен осенними листьями на столе стоит осенний букет и настольная игра с заданиями)
Логопед. Кто-то перед нами здесь побывал. Вы догадались, кто оставил эти подсказки? (Дети высказывают своё мнение) Что же осень нам хотела сказать? (Дети отвечают полным ответом)
Логопед Вы правы и нам нужно поиграть в нашу игру с кубиком, выполнить задания и получить желанный приз от осени.
2. Основной этап.
(Логопед направляет детей, чтобы они смогли договориться, кто будет первым кидать кубик. Дети считаются)
Логопед приглашает детей. На полу в вазе стоит осенний букет. На ковре разбросаны листья. Дети входят в кабинет и останавливаются возле стульчиков.
Логопед: Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Так об осени писал русский поэт Аполлон Майков.
Сегодня мы с вами тоже будем говорить об осени,
Логопед ставит на стол осенний букет.
Логопед. А сейчас понюхайте, чем пахнет осень. Дети наклоняются к букету и делают глубокий вдох через нос, не поднимая плечи.
Дети. Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами, сыростью и прохладой.
Логопед. Ну что ж. Это действительно так. Приступаем к игре
(Первый игрок кидает кубик и делает ход)
Первое задание: Осень просит вас назвать признаки осени и начать свое предложение со слова «Осенью….» (Ответы детей)
Поиграем в игру «Осенние приметы».
Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да».
Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Молодцы! Вы знаете приметы осени. Я вам всем подарю по осеннему листочку
(Дети опять считаются и выбирают следующего игрока. Игрок делает ход и дети выполняют задание)
Второе задание: Ребята скажите, а чем пахнет осень? (Логопед предлагает понюхать осенний букет. Проводится дыхательная гимнастика: сделать глубокий вдох через нос, не поднимая плеч, выдох через рот. Несколько раз)
(Предположения детей. Логопед направляет детей в ответах)
Дети Осень пахнет цветами, сухими листьями, сыростью и т. д.
Логопед Вы правы
Для того, чтобы продолжить игру нам нужно размяться.
(Логопед предлагает детям встать лицом в круг и выполнить знакомое упражнение)
Развитие общей моторики
Вдруг закрыли небо тучи, (поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)
Начал капать дождь колючий. (прыгают на носочках, руки на поясе)
Долго дождик будет плакать
Разведет повсюду слякоть. (приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге, (поднимают высоко ноги в коленях)
Поднимай повыше ноги.
Логопед Давайте продолжим нашу игру! (дети считаются и делают ход)
Третье задание. На картине вы видели много деревьев. Помогите листочкам найти своё дерево (Логопед высыпает из корзины листочки и обращает внимание, что на доске висят картинки с изображением деревьев. Дети самостоятельно берут по дереву, садятся за столы и наклеивают листочки на дерево, с помощью двухстороннего скотча.)
(Логопед подходит к каждому ребенку и спрашивает)
Скажи с какого дерева упал твой лист (с березы). Какой у тебя лист? (березовый лист)
Как называются листья упавшие с березы, (березовые листья) и т. д.
(Логопед предлагает продолжить игру. Дети уже самостоятельно договариваются кто будет делать ход)
Четвертое задание.
«1-2-5 листочки сосчитай
(дети по очереди проговаривают, каждый со своим листом.
Логопед Ребята это было последнее задание, обратите внимание на листочек на игровом поле (дети находят инструкцию где лежит подарок оставленный осенью.
Дети могут расшифровать сами, если не справляются, то логопед помогает)
3. Заключительный этап
Логопед Вы справились с последним заданием и получите приз (дети находят корзину с листьями по схеме под столом).
Я буду вас ждать с нетерпением, а вы согласны со мной еще раз поиграть в нашу игру с кубиком? (Дети отвечают, делятся эмоциями и впечатлениями)
Список используемых источников:
1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа).-СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
2. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий 1 периода обучения в подготовительной к школе логогруппе/О. С. Гомзяк. -М. : Издательство ГНОМ и Д, 2013