12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шушкевич Елена Ивановна291
3

Конспект урока литературного чтения и презентация «Краски и звуки зимы»



ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

С.Есенин «Поёт зима - аукает…»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тема урока

«Краски и звуки зимы» (С. Есенин «Поёт зима, аукает…»)

Тип урока

изучение нового материала

Форма урока

урок-исследование

Цель урока

Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поёт зима, аукает…»

Задачи урока

ПРЕДМЕТНЫЕ


 


 


 


 


 


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ЛИЧНОСТНЫЕ

1) определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему, вслушиваясь в поэзию слова;

2) развивать умение находить в тексте и использовать в своей речи средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения;

3) формировать умение слушать музыкальное произведение и рассказывать о своих впечатлениях;

4) развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях;

5) развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения;

6) воспитывать любовь к природе и русской словесности.

1) познавательные УУД – расширять кругозор учащихся

  • поиск и выделение необходимой информации в учебнике;
  • умение находить ответы на вопросы в тексте стихотворения, иллюстрациях;
  • умение строить речевое высказывание в устной форме при ответах на вопросы учителя;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2) регулятивные УУД – развивать логическое мышление, внимание, память
  • уметь вычленять проблемы, определять цель деятельности, находить варианты решения учебной задачи с помощью учителя;
  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • уметь планировать, осуществлять контроль своей деятельности и проводить самооценку;

3) коммуникативные УУД – развивать речь учащихся

  • развивать умение слушать и понимать других, грамотно и логично отвечать на вопросы;
  • выразительно читать текст;
  • умение работать в паре и группе, вести диалог в паре и группе, учитывать сходство и разницу позиций, уметь доказать и аргументировать своё мнение;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

1) воспитывать интерес к окружающему миру, умение видеть необычное, замечать красоту природы и бережно к ней относиться;

2) воспитывать чувство любви, уважения и благодарности к своей Родине;

3) развивать поэтический вкус и образное мышление;

4) воспитывать настойчивость, трудолюбие, любознательность, аккуратность;

5) осознание учащимися собственных достижений при освоении темы;

6) формировать адекватную самооценку, отношения сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;

7) создать атмосферу творчества, успеха.

Средства обучения

1) информационные средства обучения (слайды с репродукциями картин зимней природы, иллюстрациями к стихотворению, заданиями, музыкальное сопровождение);

2) учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 3 класс, рабочая тетрадь;

3) индивидуальные карточки.

Технологии

информационная, проблемно-диалогическая, оценивание достижений, здоровьесберегающая, коммуникативная

Методы

практическая работа, проблемно-поисковый, беседа

Формы организации познавательной деятельности учащихся

фронтальная,  индивидуальная, групповая

Структура урока

1

Организационный момент

Цель: установить внутреннюю готовность учащихся к решению различных проблем (рассеять страх) и внешнюю организацию (чёткость речи, доброжелательность, быстрое включение в деловой ритм).

2

Актуализация знаний

Цель: включить обучающихся в активную интеллектуальную работу: способствовать мобилизации памяти, внимания, развитию логического мышления, монологической речи.

3

Открытие нового знания

3.1. Сообщение темы и цели урока

Цель: развивать умение формулировать тему урока и ставить учебную задачу, соответствующую этапу обучения

3.2. Первичное чтение стихотворения

Цель: развивать у обучающихся умение составлять план своей деятельности, проговаривание вслух алгоритма действий, создать банк знаний по «новому» способу действий, представить результат этой деятельности, коррекция деятельности.

3.3. Постановка проблемы

Цель: развивать у обучающихся умение выражать мысли в виде логического, доказательного, развёрнутого, последовательного текста-рассуждения вслух. Используется подводящий к теме диалог.

4

Применение нового знания

Цель: организовать самостоятельную деятельность обучающихся с помощью отработки «нового» способа действия.

Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений. Творческая работа.

5

Рефлексия

Цель: организовать индивидуальную работу по выявлению и исправлению ошибок; создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Самоконтроль и самооценка полученных результатов.

6

Домашнее задание

Цель: формировать навыки и умения самостоятельной деятельности и готовить ученика к самообразованию; закрепить изученный учебный материал; побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами обучающихся.

КОНСПЕКТ УРОКА

Слайд

Содержание урока

1. Организационный момент

Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.

Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать, и друг другу помогать. 

В стране родного языка не всё известно нам пока,

но путешествовать начнём и сами до всего дойдём.

2. Актуализация знаний

Цель: включить учащихся в активную интеллектуальную работу: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.

- Определить тему нашего разговора поможет загадка:

Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы, 
А в санях сидит царица: белокоса, белолица. 
Как махнула рукавом, всё покрылось серебром. (Зима)

 

- Кто любит зиму? Чем она нравится?

- Рассмотрите картину русского художника И. Шишкина «Зима». Какие чувства у вас возникли? Что вы себе представили?

 

- Запишите группу однокоренных слов с корнем -зим- (Зима, зимушка, зимний, зимовать, перезимовать, зимовка, зимовье, зимородок, озимые, озимь)

 

- Какую зиму вы увидели? (Белая, белоснежная, вьюжная, снежная, морозная, холодная, суровая, волшебная, сказочная, величавая)

 

 

- Какое волшебство творит зима? (Очаровывает, околдовывает мир, преображает природу, убаюкивает её, окутывает сказочным сном)

 

 

- Как по-разному называют зиму? (Красавица, чародейка, рукодельница, царица, кружевница, мастерица, матушка).

 

 

- Продолжите предложения:

Земля надела торжественный наряд. Все деревья стали белыми и пушистыми. На лапки елей лёг серебристый снег. Удивительно красивы сосны в жемчужном инее.

3. Открытие нового знания

Цель: развивать у обучающихся умение выражать мысли в виде логического, доказательного, развёрнутого, последовательного текста-рассуждения вслух, формулировать тему урока и ставить учебную задачу, соответствующую этапу обучения.


 


 


 


 


 


 


 

 

3.1. Сообщение темы и цели урока

- Узнай, о ком писал Н.Браун?

В этом имени – слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси, сень березы и синь – рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти, юности и чистоты…

Только скажут «Сергей Есенин», всей России встают черты… (Н. Браун)

- Знакомы ли вы с творчеством поэта? Какие стихи читали?

- О чём писал С.Есенин? (о Родине, о природе)

- С.А. Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своём творчестве. Давайте вместе с автором окунёмся в мир зимней природы, понаблюдаем, как С. Есенин рисует картину зимы.

3.2. Первичное чтение стихотворения

1) Постановка проблемного вопроса

- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению в учебнике. Что необычного заметили? О чём хочется спросить художника? Какой вопрос хочется задать? (Почему зима изображена в образе живого существа?)

2) Первичное восприятие

- Послушайте стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает» (Видеоролик).

- Какое настроение автора почувствовали?

- Как вы думаете, с какой целью С. Есенин написал это стихотворение?

- Какие картины зимы вы представили?

- Какие звуки услышали? Умеет ли зима петь?

- А все ли слова вам были понятны?

3) Словарная работа

Поет – сильно дует

Аукает – перекликается

Стозвоном – звон ста сосен

Сосняк – сосновый лес

Ковром шелковым – мягким ковром

Сиротливые – без родителей

Озябли – сильно замерзли

Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол

Вихри – порывистые круговые движения ветра

Физкультминутка

4. Применение нового знания

Цель: развивать у обучающихся умение составлять план своей деятельности, проговаривание вслух алгоритма действий, создать банк знаний по «новому» способу действий, представить результат этой деятельности, коррекция деятельности.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4.1. Комментированное чтение

- Сколько строф в стихотворении? (4)

- В стихотворении 4 строфы, т.е. 4 части, 4 картины. В каждой свои герои, свои чувства. Давайте разберёмся в них, чтобы научиться читать стихотворение выразительно.

1 строфа

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

- В каком лесу оказался поэт?

- Что значит слово «мохнатый»

- Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».

- Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился?

- Похожа ли она на человека? Чем?

- Какие слова помогают оживить зиму?

- Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)

- Откуда видно, что автор грустит?

- О чём тоскуют облака? Какие они?

2 строфа

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

- Кто главный герой?

- Чем необычен образ метелицы?

- Как понимаете это выражение?

- Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора)

- Нравится поэту метелица?

- Звук л повторяется несколько раз и усиливает ощущение холода. И ковёр шелковый не случайно, т.к. шёлк хоть и нежная, красивая ткань, но прохладная.

- Какая зима во 2-й части?

- А по отношению к воробышкам?

- Какое чувство вызывают у автора воробышки?

- Какие слова нашёл, чтобы показать жалость?

- Такой приём называется сравнение.

3 строфа

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

- Что произошло с птицами?

- Подберите синонимы к слову ОЗЯБЛИ.

- Какие нежные слова нашёл автор для птичек?

- Как называются такие слова в литературе? (эпитеты)

- Что вызывает тревогу у автора? Что его беспокоит?

- Что страшнее для птиц зимою - голод или холод?

- Зачем автор пишет нам об этом? Покормите птиц зимой! И они порадуют нас весной своим трудом и пением.

- Любуется ли метелицей автор в этой части.

- Отчего же злится вьюга?

4 строфа

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

- Есть ли надежда на спасение у нежных пташек?

- Где они нашли приют?

- Что ещё вселяет надежду?

- Зачем автор вводит образ весны?

Физкультминутка

4.2. Подготовка к выразительному чтению (работа в группах)

Понаблюдайте, какой представил нам С.Есенин образ зимы, и каким было настроение автора. С помощью каких звуков и красок Есенин изобразил зиму?

Карточки

 

1 группа (1 строфа)

1. Настроение автора __________________________________

2. Кого олицетворяет зима? _____________________________

3. Какая она? _________________________________________

4. С каким чувством надо читать 1 строфу? _______________

5. Какая интонация? ___________________________________

 

 

 

2 группа (2 строфа)

1. Настроение автора __________________________________

2. Кого напоминает зима? _____________________________

3. Какая она? _________________________________________

4. С каким чувством надо читать 2 строфу? _______________

5. Какая интонация? ___________________________________

 

 

 

3 группа (3 строфа)

1. Настроение автора __________________________________

2. В каком образе вы увидели зиму? _____________________

3. Какая она? _________________________________________

4. С каким чувством надо читать 3 строфу? _______________

5. Какая интонация? ___________________________________

 

 

 

4 группа (4 строфа)

1. Настроение автора __________________________________

2. В каком образе вы представляете весну? ________________

3. Какая она? _________________________________________

4. С каким чувством надо читать 4 строфу? _______________

5. Какая интонация? ___________________________________

 

 

 

5 группа

Какие краски у зимы? _________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

 

 

6 группа

Какие звуки у зимы? _________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

 

ВЫВОД

В одном произведении автор представил 4 образа зимы. Этим он хотел показать, что зима бывает разной (доброй, мягкой, холодной, суровой). Но в какoм бы образе мы её не увидели, невозможнo не восторгаться её красотoй и величием. Мы наблюдали, как менялось настроение автора (от грусти дo надежды).

4.2. Выразительное чтение (работа в парах)

1) Интонационная гимнастика

- Произнесите слово ЗИМА с интонацией: радости, грусти, ужаса, удивления, восхищения.

- Дыхательная гимнастика: свеча (попробуем, как зимний ветер, задуть «свечу»).

2) Передача чувств при чтении

- Прочитайте стихотворение так, чтобы передать не только настроение автора, но и свои чувства. (О вьюге, зиме - с чувством тревоги, печали; о воробышках - с чувством жалости, нежности и о весне - с радостью и надеждой).

Самооценка:

Выразительно (с чувством, эмоционально, соблюдение интонации)

Правильно (выдерживать паузы, ставить логические ударения, без ошибок)

5. Итог урока. Рефлексия.

Цель: организовать индивидуальную работу по выявлению и исправлению ошибок; создать ситуацию успеха для каждого ученика. Самоконтроль и самооценка полученных результатов.

– На какие вопросы сегодня ответили?

– Удалось ли нам увидеть и услышать зиму?

– Какие краски у зимы, какие песни?

– Удалось ли вам увидеть образ зимы?

– Что нового вы узнали о творчестве С. Есенина? (Любит зиму, природу, видит её красоту, умеет «оживлять» природу...)

– Что сегодня у вас получилось лучше всего?

– Какое задание вызвало затруднения?

– Что вы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Послушайте кантату Георгия Свиридова «Поёт зима, аукает…» памяти Сергея Есенина.

6. Домашнее задание

Цель: формировать навыки и умения самостоятельной деятельности и готовить ученика к самообразованию; закрепить изученный учебный материал; побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами обучающихся.

 

1. Выучить наизусть стихотворение.

2. Нарисовать портрет Зимы (творческая работа по желанию).

3. Сделать выписки в тетрадь на страничку «Зима».

 

ЛИТЕРАТУРА

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373

О внесении изменений в ФГОС. Приказы №1241 от 26.11.10, №2357 от 22.09.11

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ. СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.10г.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е. С.Полат, М. Ю. Бухаркина, - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М.: Центр педагогического образования, 2008.

Поташник М. М., Левит М. В. Как подготовить и провести открытый урок. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 3 класс («В одном счастливом детстве»). Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс: Школьный дом, 2015.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение». 3 класс («В одном счастливом детстве»). – М.: Баласс: Школьный дом, 2015.

Бунеева Е.В.  , Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения в 3-м классе по учебнику «В одном счастливом детстве» / Методические рекомендации для учителя. – Москва: Баласс, 2011.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

http://school2100.com/

http://www.uchportal.ru/

https://yandex.ru/images/

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Ильина Оксана Геннадьевна, 10.12.17 в 18:05 0Ответить Пожаловаться
Отличный урок! Большое спасибо,Елена Ивановна!
Кожевникова Елена Владимировна, 05.01.18 в 19:19 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за интересный урок!!!!!!

Мельникова Светлана Федоровна, 08.01.18 в 16:45 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Хорошая разработка урока.
Наталья Николаевна, 14.01.18 в 10:37 0Ответить Пожаловаться
Очень понравился урок. Спасибо за работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.