Конспект урока литературного чтения и презентация «Краски и звуки зимы» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
С.Есенин «Поёт зима - аукает…»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет |
Литературное чтение |
||
Класс |
3 |
||
Тема урока |
«Краски и звуки зимы» (С. Есенин «Поёт зима, аукает…») |
||
Тип урока |
изучение нового материала |
||
Форма урока |
урок-исследование |
||
Цель урока |
Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поёт зима, аукает…» |
||
Задачи урока |
|||
ПРЕДМЕТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ |
1) определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему, вслушиваясь в поэзию слова; 2) развивать умение находить в тексте и использовать в своей речи средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения; 3) формировать умение слушать музыкальное произведение и рассказывать о своих впечатлениях; 4) развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях; 5) развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения; 6) воспитывать любовь к природе и русской словесности. 1) познавательные УУД – расширять кругозор учащихся
3) коммуникативные УУД – развивать речь учащихся
1) воспитывать интерес к окружающему миру, умение видеть необычное, замечать красоту природы и бережно к ней относиться; 2) воспитывать чувство любви, уважения и благодарности к своей Родине; 3) развивать поэтический вкус и образное мышление; 4) воспитывать настойчивость, трудолюбие, любознательность, аккуратность; 5) осознание учащимися собственных достижений при освоении темы; 6) формировать адекватную самооценку, отношения сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности; 7) создать атмосферу творчества, успеха. |
||
Средства обучения |
1) информационные средства обучения (слайды с репродукциями картин зимней природы, иллюстрациями к стихотворению, заданиями, музыкальное сопровождение); 2) учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 3 класс, рабочая тетрадь; 3) индивидуальные карточки. |
||
Технологии |
информационная, проблемно-диалогическая, оценивание достижений, здоровьесберегающая, коммуникативная |
||
Методы |
практическая работа, проблемно-поисковый, беседа |
||
Формы организации познавательной деятельности учащихся |
фронтальная, индивидуальная, групповая |
||
Структура урока |
|||
1 |
Организационный момент |
Цель: установить внутреннюю готовность учащихся к решению различных проблем (рассеять страх) и внешнюю организацию (чёткость речи, доброжелательность, быстрое включение в деловой ритм). |
|
2 |
Актуализация знаний |
Цель: включить обучающихся в активную интеллектуальную работу: способствовать мобилизации памяти, внимания, развитию логического мышления, монологической речи. |
|
3 |
Открытие нового знания |
3.1. Сообщение темы и цели урока Цель: развивать умение формулировать тему урока и ставить учебную задачу, соответствующую этапу обучения 3.2. Первичное чтение стихотворения Цель: развивать у обучающихся умение составлять план своей деятельности, проговаривание вслух алгоритма действий, создать банк знаний по «новому» способу действий, представить результат этой деятельности, коррекция деятельности. 3.3. Постановка проблемы Цель: развивать у обучающихся умение выражать мысли в виде логического, доказательного, развёрнутого, последовательного текста-рассуждения вслух. Используется подводящий к теме диалог. |
|
4 |
Применение нового знания |
Цель: организовать самостоятельную деятельность обучающихся с помощью отработки «нового» способа действия. Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений. Творческая работа. |
|
5 |
Рефлексия |
Цель: организовать индивидуальную работу по выявлению и исправлению ошибок; создать ситуацию успеха для каждого ученика. Самоконтроль и самооценка полученных результатов. |
|
6 |
Домашнее задание |
Цель: формировать навыки и умения самостоятельной деятельности и готовить ученика к самообразованию; закрепить изученный учебный материал; побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами обучающихся. |
КОНСПЕКТ УРОКА
Слайд |
Содержание урока |
|
1. Организационный момент Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала. |
||
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, и друг другу помогать. В стране родного языка не всё известно нам пока, но путешествовать начнём и сами до всего дойдём. |
||
2. Актуализация знаний Цель: включить учащихся в активную интеллектуальную работу: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса. |
||
- Определить тему нашего разговора поможет загадка: Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,
- Кто любит зиму? Чем она нравится? - Рассмотрите картину русского художника И. Шишкина «Зима». Какие чувства у вас возникли? Что вы себе представили?
- Запишите группу однокоренных слов с корнем -зим- (Зима, зимушка, зимний, зимовать, перезимовать, зимовка, зимовье, зимородок, озимые, озимь)
- Какую зиму вы увидели? (Белая, белоснежная, вьюжная, снежная, морозная, холодная, суровая, волшебная, сказочная, величавая)
- Какое волшебство творит зима? (Очаровывает, околдовывает мир, преображает природу, убаюкивает её, окутывает сказочным сном)
- Как по-разному называют зиму? (Красавица, чародейка, рукодельница, царица, кружевница, мастерица, матушка).
- Продолжите предложения: Земля надела торжественный наряд. Все деревья стали белыми и пушистыми. На лапки елей лёг серебристый снег. Удивительно красивы сосны в жемчужном инее. |
||
3. Открытие нового знания Цель: развивать у обучающихся умение выражать мысли в виде логического, доказательного, развёрнутого, последовательного текста-рассуждения вслух, формулировать тему урока и ставить учебную задачу, соответствующую этапу обучения. |
||
|
3.1. Сообщение темы и цели урока - Узнай, о ком писал Н.Браун? В этом имени – слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем от русских песен – Поднебесье, тихие веси, сень березы и синь – рассвет. Что-то есть в нем и от весенней грусти, юности и чистоты… Только скажут «Сергей Есенин», всей России встают черты… (Н. Браун) - Знакомы ли вы с творчеством поэта? Какие стихи читали? - О чём писал С.Есенин? (о Родине, о природе) - С.А. Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своём творчестве. Давайте вместе с автором окунёмся в мир зимней природы, понаблюдаем, как С. Есенин рисует картину зимы. 3.2. Первичное чтение стихотворения 1) Постановка проблемного вопроса - Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению в учебнике. Что необычного заметили? О чём хочется спросить художника? Какой вопрос хочется задать? (Почему зима изображена в образе живого существа?) 2) Первичное восприятие - Послушайте стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает» (Видеоролик). - Какое настроение автора почувствовали? - Как вы думаете, с какой целью С. Есенин написал это стихотворение? - Какие картины зимы вы представили? - Какие звуки услышали? Умеет ли зима петь? - А все ли слова вам были понятны? 3) Словарная работа Поет – сильно дует Аукает – перекликается Стозвоном – звон ста сосен Сосняк – сосновый лес Ковром шелковым – мягким ковром Сиротливые – без родителей Озябли – сильно замерзли Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол Вихри – порывистые круговые движения ветра |
|
Физкультминутка |
||
4. Применение нового знания Цель: развивать у обучающихся умение составлять план своей деятельности, проговаривание вслух алгоритма действий, создать банк знаний по «новому» способу действий, представить результат этой деятельности, коррекция деятельности. |
||
|
4.1. Комментированное чтение - Сколько строф в стихотворении? (4) - В стихотворении 4 строфы, т.е. 4 части, 4 картины. В каждой свои герои, свои чувства. Давайте разберёмся в них, чтобы научиться читать стихотворение выразительно. 1 строфа Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. - В каком лесу оказался поэт? - Что значит слово «мохнатый» - Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон». - Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? - Похожа ли она на человека? Чем? - Какие слова помогают оживить зиму? - Как называется такой приём в литературе? (олицетворение) - Откуда видно, что автор грустит? - О чём тоскуют облака? Какие они? 2 строфа А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. - Кто главный герой? - Чем необычен образ метелицы? - Как понимаете это выражение? - Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора) - Нравится поэту метелица? - Звук л повторяется несколько раз и усиливает ощущение холода. И ковёр шелковый не случайно, т.к. шёлк хоть и нежная, красивая ткань, но прохладная. - Какая зима во 2-й части? - А по отношению к воробышкам? - Какое чувство вызывают у автора воробышки? - Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? - Такой приём называется сравнение. 3 строфа Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. - Что произошло с птицами? - Подберите синонимы к слову ОЗЯБЛИ. - Какие нежные слова нашёл автор для птичек? - Как называются такие слова в литературе? (эпитеты) - Что вызывает тревогу у автора? Что его беспокоит? - Что страшнее для птиц зимою - голод или холод? - Зачем автор пишет нам об этом? Покормите птиц зимой! И они порадуют нас весной своим трудом и пением. - Любуется ли метелицей автор в этой части. - Отчего же злится вьюга? 4 строфа И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. - Есть ли надежда на спасение у нежных пташек? - Где они нашли приют? - Что ещё вселяет надежду? - Зачем автор вводит образ весны? Физкультминутка 4.2. Подготовка к выразительному чтению (работа в группах) Понаблюдайте, какой представил нам С.Есенин образ зимы, и каким было настроение автора. С помощью каких звуков и красок Есенин изобразил зиму? Карточки
1 группа (1 строфа) 1. Настроение автора __________________________________ 2. Кого олицетворяет зима? _____________________________ 3. Какая она? _________________________________________ 4. С каким чувством надо читать 1 строфу? _______________ 5. Какая интонация? ___________________________________
2 группа (2 строфа) 1. Настроение автора __________________________________ 2. Кого напоминает зима? _____________________________ 3. Какая она? _________________________________________ 4. С каким чувством надо читать 2 строфу? _______________ 5. Какая интонация? ___________________________________
3 группа (3 строфа) 1. Настроение автора __________________________________ 2. В каком образе вы увидели зиму? _____________________ 3. Какая она? _________________________________________ 4. С каким чувством надо читать 3 строфу? _______________ 5. Какая интонация? ___________________________________
4 группа (4 строфа) 1. Настроение автора __________________________________ 2. В каком образе вы представляете весну? ________________ 3. Какая она? _________________________________________ 4. С каким чувством надо читать 4 строфу? _______________ 5. Какая интонация? ___________________________________
5 группа Какие краски у зимы? _________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________
6 группа Какие звуки у зимы? _________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________
ВЫВОД В одном произведении автор представил 4 образа зимы. Этим он хотел показать, что зима бывает разной (доброй, мягкой, холодной, суровой). Но в какoм бы образе мы её не увидели, невозможнo не восторгаться её красотoй и величием. Мы наблюдали, как менялось настроение автора (от грусти дo надежды). 4.2. Выразительное чтение (работа в парах) 1) Интонационная гимнастика - Произнесите слово ЗИМА с интонацией: радости, грусти, ужаса, удивления, восхищения. - Дыхательная гимнастика: свеча (попробуем, как зимний ветер, задуть «свечу»). 2) Передача чувств при чтении - Прочитайте стихотворение так, чтобы передать не только настроение автора, но и свои чувства. (О вьюге, зиме - с чувством тревоги, печали; о воробышках - с чувством жалости, нежности и о весне - с радостью и надеждой). Самооценка: Выразительно (с чувством, эмоционально, соблюдение интонации) Правильно (выдерживать паузы, ставить логические ударения, без ошибок) |
|
5. Итог урока. Рефлексия. Цель: организовать индивидуальную работу по выявлению и исправлению ошибок; создать ситуацию успеха для каждого ученика. Самоконтроль и самооценка полученных результатов. |
||
– На какие вопросы сегодня ответили? – Удалось ли нам увидеть и услышать зиму? – Какие краски у зимы, какие песни? – Удалось ли вам увидеть образ зимы? – Что нового вы узнали о творчестве С. Есенина? (Любит зиму, природу, видит её красоту, умеет «оживлять» природу...) – Что сегодня у вас получилось лучше всего? – Какое задание вызвало затруднения? – Что вы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Послушайте кантату Георгия Свиридова «Поёт зима, аукает…» памяти Сергея Есенина. |
||
6. Домашнее задание Цель: формировать навыки и умения самостоятельной деятельности и готовить ученика к самообразованию; закрепить изученный учебный материал; побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами обучающихся. |
||
1. Выучить наизусть стихотворение. 2. Нарисовать портрет Зимы (творческая работа по желанию). 3. Сделать выписки в тетрадь на страничку «Зима». |
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373
О внесении изменений в ФГОС. Приказы №1241 от 26.11.10, №2357 от 22.09.11
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ. СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.10г.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е. С.Полат, М. Ю. Бухаркина, - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
Поташник М. М., Левит М. В. Как подготовить и провести открытый урок. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 3 класс («В одном счастливом детстве»). Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс: Школьный дом, 2015.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение». 3 класс («В одном счастливом детстве»). – М.: Баласс: Школьный дом, 2015.
Бунеева Е.В. , Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения в 3-м классе по учебнику «В одном счастливом детстве» / Методические рекомендации для учителя. – Москва: Баласс, 2011.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
Ильина Оксана Геннадьевна
Кожевникова Елена Владимировна
Мельникова Светлана Федоровна
Наталья Николаевна