Краткий план-конспект урока по теме «Начало реформ. Избранная рада»

1
0
Материал опубликован 15 January

Краткий план-конспект урока в 7 классе по теме: «§4. Начало реформ. Избранная рада»

Класс: 7.

Тип урока: урок решения частной учебной задачи.

Целевая установка урока:

Образовательная – формирование представлений о начальном этапе правления Ивана IV Грозного, выявление значения венчания на царство, значения работы Избранной рады и Земского собора.

Развивающая – развитие самостоятельной познавательной деятельности, умений сравнивать, соотносить, устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы, развитие умения выделять главное.

Воспитательная – пробуждение интереса к историческому прошлому России, формирование уважения к историческому прошлому страны.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы работы: проблемный метод.

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование умения поиска информации, умения работы с ней, развитие умений искать выход из проблемной ситуации;

развитие умений аргументировать свою точку зрения, оценивать и принимать суждения других людей;

определение отношения к событиям, происходящим в России в XVI веке.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

планирование учебной деятельности;

коррекция и изменение по заданным условиям;

оценивание собственной деятельности и её результатов.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

анализ, синтез, сравнение, обобщение;

подведение выводов на основе полученной информации.

Коммуникативные:

сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками;

принятие позиций сверстников, учителя, соотношение личной позиции с чужой;

улучшение владения устной и письменной речью.

Обучающиеся должны знать:

избрание Ивана IV на царство;

причины, ход, итоги восстания в Москве;

органы власти: Избранная рада, Земский собор.

Обучающиеся должны уметь:

давать определения понятий: Венчание на царство, Избранная рада, Земский собор.

давать характеристику социальному положению в России в XVII веке.

План этапов урока:

Вводно-мотивационный (вводная часть);

Решение учебной задачи (основная часть);

Контроль-коррекция (заключительная часть).

Ход урока

Вводно-мотивационный этап

Приветствие, подготовка мультимедийной презентации по теме «Начало реформ. Избранная рада».

«Лента времени». На слайде представлена лента времени. 1533-1538 – правление Елены Глинской. 1538-1547 – Боярское правление. 1547-1584 – годы правления Ивана IV Грозного. 16 января 1547 – венчание Ивана IV Грозного на царство. 21-29 июня 1547 – восстание в Москве. 1540-е – Избранная рада. 1549 – Земский собор.

Актуализация. Учащимся предлагается заполнить «Корзину идей» (с помощью доски и мела). «Корзина идей» заполняется словами, именами, связанными с прошлой темой (Елена Глинская, боярское правление, юность Ивана IV). Подведение к правлению Ивана IV.

Далее на слайд презентации выводится:

Исходное противоречие: «Почему при том, что власть царя была фактически нечем не ограничена, Иван IV был вынужден считаться с народом?».

Учебная задача: «Почему Иван IV стремился заручиться поддержкой разных слоёв общества?».

Термины: венчание на царство, Избранная рада, Земский собор (выводятся на слайд).

Символы эпохи: на слайды выводятся изображения (Митрополит Макарий, царский трон Ивана IV, «Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого Московского пожара 24 июня 1547 года» художник П. Ф. Плешаков, «Домострой», «Бояре» художник Б. В. Зворыкин, «Площадь перед Земской избой» художник А. Д. Виноградов). По символам эпохи идёт небольшой рассказ.

Решение учебной задачи (основная часть урока)

Решение учебной задачи и учебного противоречия состоит из выполнения учебных заданий.

Задание №1: работа с историческими личностями. На слайд презентации выводятся портреты: Митрополита Макария, Ивана IV, Протопопа Сильвестра. В совместном обсуждении учащиеся определяют, кто изображён на портретах.

Задание №2: работа с причинно-следственными связями. Учащиеся из первого пункта учебника должны выделить причины и следствие венчания Ивана IV на царство. Причины и следствия записываются в тетрадь.

Задание №3: работа с текстом. На слайд выводится отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина. Отрывок посвящён Московскому пожару 1547 года. Учащиеся знакомятся с отрывком в совместном обсуждении определяют: 1) О чём идёт речь? 2) Где произошло событие? 3) Что могло стать последствием данного события? 4) На кого вылилось возмущение русского народа? 5) Как отреагировал на восстание Иван IV? Учащиеся записывают о московском пожаре и восстании 1547 года.

Задание №4: групповая работа с кластерами. Учащиеся делятся на две группы. Используя учебник и другие средства, они должны представить информацию по Избранной раде, Земскому собору в виде кластеров, а затем кратко представить свою работу.

Контроль-коррекция (заключительный этап урока)

Учащиеся отвечают на поставленную в начале урока проблему и учебную задачу, записывают ответы в тетрадь.

На слайде выводится таблица, по которой учащиеся мысленно должны себя оценить (таблица для рефлексии).

Далее на слайд выводится домашнее задание на выбор: 1) Синквейн на тему урока «Избранная рада»; 2) Поиск дополнительной информации по реформам Ивана IV в первый этап его правления, оформление найденной информации в виде сообщения; 3) Таблица: название реформы, её дата – суть.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации