12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Светлана591 Есть только два способа прожить жизнь.
Первый – будто чудес не существует.
Второй – будто кругом одни чудеса.
Альберт Эйнштей
Я отношусь к числу людей, для которых, «кругом одни чудеса». А иначе и быть не может, рядом дети! Россия, Краснодарский край, станица Динская |
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - ОСНОВНОЙ НАВЫК XXI ВЕКА
Блаженко С.А.
Учитель биологии АОУ СОШ №1 Динской район станица Динская
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - ОСНОВНОЙ НАВЫК XXI ВЕКА
Аннотация: автором педагогического опыта по формированию креативного мышления в урочной деятельности пошагово представлен алгоритм каждой образовательной структуры, её характеристика, на каком этапе урока эффективно применять, и приведены примеры.
Ключевые слова: креативное мышление, функциональная грамотность, креативность.
В современном мире быстрыми темпами развивается искусственный интеллект, становясь в определенном смысле угрозой для человечества. Он уже может сочинять стихи и писать картины, побеждать человека в шахматах и компьютерных играх. Противопоставить искусственному интеллекту можно только креативное мышление – умение придумывать и создавать новое, генерировать идеи и нестандартно мыслить. Работодатели всего мира требуют наличие креативности от потенциальных работников - этот навык обычно оказывается на первом месте или входит в топ-3.
Креативное мышление понимается как способность продуктивно участвовать в выдвижении, оценке и совершенствовании идей, направленных на получение оригинальных и эффективных решений, генерацию нового знания или создание продуктов проявления творчества и воображения [1, с. 13]. Креативное мышление – это компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше, способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях [2, с.132]. Научно доказано, что целенаправленное развитие того или иного навыка приводит к изменениям в мозге, так как мозг человека пластичен и все время изменяется, поэтому креативности может научиться любой человек.
Привычка размышлять и мыслить креативно в сочетании с вовлеченностью в продуктивную деятельность привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности, помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы.
Целью моего опыта является развитие креативного мышления на уроках биологии. Чтобы в своей педагогической деятельности внедрить эффективные обучающие структуры, формирующие 4К (креативное и критическое мышление, коллаборация, коммуникация), я прошла обучение «АПГРЕЙД 45 минут или как развивать в учениках навыки и компетенции XXI века на каждом уроке» и получила сертификат.
В основе педагогического опыта использую четыре важные составляющие в деятельности учителя и учеников: 1. важнейший аспект творчества – отсутствие боязни потерпеть неудачу. Чем больше попыток делали гении в живописи, музыке или физике, тем больше шедевров, изобретений они создавали. 2. Основной фактор креативности – готовность рисковать. «Отказаться от риска – значит отказаться от творчества», – считал Антон Макаренко. 3. Главное условие развития креативности у детей – готовность учителя поддержать их инициативы. 4. Креативность не всегда связана с озарениями, поэтому её можно «положить на рельсы» алгоритмов, которыми являются обучающие структуры, развивающие креативное мышление. Поэтому стараюсь внедрять новые обучающие структуры, которые должны пробудить интерес к уроку и способствовать развитию креативного мышления. Применяю их на разных этапах урока: «ТАКОЙ ЖЕ, НО ДРУГОЙ», «СВЯЗЬ В 4 КВАДРАТА», «ПОСМОТРИ – ПОДУМАЙ – ЗАДУМАЙСЯ», «МЫСЛИ НА СТОЛЕ», «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ», «СВЯЖИТЕ-РАСШИРЬТЕ-ПРОДУМАЙТЕ».
1. «ТАКОЙ ЖЕ, НО ДРУГОЙ» - обучающая структура на развитие дивергентного мышления, в которой:
1) ученикам представляется положительный раздражитель в виде картинки, предмета, вопроса и т.д.;
2) учителем выделяются самые распространённые ответы, которые ученики НЕ должны использовать;
3) каждый ученик генерирует три ответа на отдельных листочках, в тетради и т.д.
Алгоритм структуры:
1. Учитель задаёт вопрос или задание ученикам и тут же устно или на доске исключает все популярные/избитые/известные/стандартные/поверхностные ответы, чтобы ученики не использовали их. Изображение совсем не обязательно.
2. Ученики генерируют нестандартные/креативные ответы, расширяя свои горизонты. Учитель проверяет правильность ответов.
Например,
Класс – 7
Тема – Семейство Розоцветные.
Вопрос: Перечислите представителей семейства Розоцветные.
Какие ответы я исключу до того, как начну опрашивать учеников (мин. 3 - 5)
Не называйте: яблоня, малина, земляника, рябина, шиповник.
Класс – 9
Тема – Строение и работа сердца.
Вопрос: Каковы особенности строения сердца?
Какие ответы я исключу до того, как начну опрашивать учеников (мин. 3 - 5)
Не называйте: сердечная мышца, полулунные клапаны, левый желудочек, правое предсердие, нижняя полая вена.
2. «СВЯЗЬ В 4 КВАДРАТА» - обучающая структура, которая используется на этапах актуализации знаний, закрепления материала, самостоятельной работы, локализации индивидуальных затруднений.
Структура направлена на развитие критического и креативного мышления. Школьники рассматривают какую-либо тему (понятие) с разных сторон путём составления аналогий.
Алгоритм структуры:
1. Сложите лист бумаги вдвое и еще раз вдвое (получилось 4 раздела), отверните уголок. Каждый раздел пронумеруйте. В каждом разделе схематично нарисуйте любой неодушевленный предмет и напишите его название. Рисуйте и подписывайте так, чтобы в разделе осталось место для записей.
2. В центре листа записывается понятие, данное учителем. Затем школьники индивидуально составляют предложение в первом разделе. Объясняют, почему понятие, данное учителем, похоже на тот неодушевленный предмет, который нарисован в данном разделе. После этого лист передаётся по часовой стрелке, и школьники составляют предложения уже во втором разделе. Лист опять передается, предложение составляется в третьем разделе и т.д.
3. Затем все составленные предложения обсуждаются в командах. Ученикам дается возможность лучшие предложения зачитать вслух.
Совсем не обязательно зарисовывать 4 картинки. Количество аналогий зависит от количества времени на выполнение данного задания и глубины изучения/проверки понятия. В начале дети рисуют 4 предмета, только потом учитель указывает понятие и т.п. Это задание можно дать как домашнее, но в конце урока дети должны зарисовать картинки, учитель проверяет у всех и только потом объявляет понятие/термин и т.п.
Например,
Класс – 9
Тема – Значение кожи и её строение.
Аналогия – футляр для очков
Пример аналогии: Кожа похожа на футляр для очков, который их защищает от механических, термических, химических и других воздействий и повреждений.
Класс – 10
Тема – Клетка
Аналогия – город
Пример аналогии: Клетка похожа на город, так как в ней есть своя «мэрия» (ядро), которая управляет и контролирует всё, что в ней происходит.
3. «ПОСМОТРИ – ПОДУМАЙ – ЗАДУМАЙСЯ» - мыслительный прием, в котором ученики индивидуально или в команде отвечают на следующие вопросы с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого. Учитель представляет визуальный раздражитель – картинку, ученики ее рассматривают и описывают свои наблюдения, и делятся своими идеями с другими, отвечая на вопросы:
- Что вы видите?
- Что вы думаете об этом?
- О чем это заставляет вас задуматься?
Этот приём на развитие навыков наблюдения, умозаключений, любознательности, развитие навыков построения теорий на основе доказательств.
Алгоритм структуры:
1. Учитель показывает визуальный раздражитель, например, картинку, фото, текст, таблицу, макет и т.д. Выбор подходящего раздражителя: визуальный, вовлекающий, «цепляющий», значимый и раскрывающий тему, неопределённый (с загадкой), подталкивающий к обсуждению.
2. Ученики тщательно наблюдают и описывают то, что видят, в деталях в первом столбце. Учитель опрашивает несколько учеников и убеждается, что все ученики отметили минимум 10 – 15 объектов.
3. Ученики записывают умозаключения на основе наблюдений и своих предыдущих знаний во втором столбце и задаются вопросами для дальнейшего изучения каждого пункта в третьем столбце.
4. Записанные вопросы далее используются для изучения темы или задаются домой для самостоятельного поиска ответов.
Например,
Класс – 5
Тема – Увеличительные приборы
Картинка:
Пример одной линии мысли: Я вижу увеличительные приборы. Я думаю, что это микроскоп и лупа. Как устроены? Кто открыл? Как с ними работать? Их сходства и различия. Что можно рассмотреть?
Я ВИЖУ | Я ДУМАЮ | ВОПРОС |
| | |
4. «МЫСЛИ НА СТОЛЕ» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме слово, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
Алгоритм структуры:
1. Каждый член команды берёт 4 маленьких листочка бумаги.
2. Учитель задаёт вопрос или тему для генерирования идеи.
3. Каждый ученик придумывает вариант ответа, связанный с темой.
4. Далее ученик проговаривает свой ответ вслух, чтобы члены команды не использовали эту идею.
5. Затем он записывает свой ответ на одном из 4 листочков и кладёт его на центр стола лицевой стороной вверх, не закрывая листочки остальных членов команды.
6. Каждому ученику необходимо максимально быстро заполнить свои 4 листочка. Работа выполняется не по кругу.
Например,
Класс – 10
Тема – Краткая история развития биологии. Система биологических наук.
Вопрос для мозгового штурма: Назовите известные вам биологические науки.
Количество листочков у каждого ученика: 4
Варианты ответов: ботаника, зоология, экология, гигиена, селекция, анатомия, физиология, палеонтология и т.д.
Если учитель использует этот приём, то планирует что – то сделать с этими ответами (продуктом мозгового штурма), например, классифицировать их по каким – то критериям, разделить между учениками и дать домашнее задание подготовить выступление или подобрать интересные факты по 2 биологическим наукам и т.п.
5. «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ» - обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. Развитие навыка нахождений связей между изучаемыми понятиями и темами).
Алгоритм структуры:
1. Учитель зарисовывает 9 карточек с понятиями по теме или из разных тем на доске.
2. Каждый ученик самостоятельно выбирает 3 слова по вертикали, горизонтали или диагонали и записывает одно сложное предложение, которое отражает характеристики каждого понятия и взаимосвязи между ними.
3. Таким образом, ученики могут записать 1-3 предложения (чем больше предложений, тем более видимыми будут для учителя знания учеников).
4. Ученики презентуют по кругу свои предложения, предварительно обозначив использованные 3 понятия, чтобы члены команды могли проследить ход мысли.
5. Перед началом выполнения задания, учитель показывает правильно указанную взаимосвязь и неправильную.
Например,
Класс – 10
Тема – Обобщающий урок «Молекулы и клетка», «Клеточные структуры и их функции».
Белки | Органические вещества | Немембранные органеллы |
Мембранные органеллы | Липиды | Прокариоты |
Неорганические вещества | Углеводы | Эукариоты |
Пример одного предложения с тремя понятиями на одной линии: Белки – это органические вещества, которые входят в состав немембранных органелл.
6. «СВЯЖИТЕ-РАСШИРЬТЕ-ПРОДУМАЙТЕ» - обучающая структура, помогающая РАСШИРИТЬ (углубить) знания по теме, СВЯЗЫВАЯ их с предыдущим опытом и ПРОДУМЫВАЯ возможные ТРУДНОСТИ. Развитие навыка глубокой рефлексии.
Алгоритм структуры:
Что я знал(а) раньше (свяжите полученные сегодня знания с тем, что вы знали ранее) | Что я узнал(а) (какие новые знания я получил(а)) | О чём мне нельзя забывать (во время внедрения в практику изученной темы) |
| | |
Например,
Класс - 7
Тема – Обобщающий урок по теме «Корень»
Примерные ответы глубокой рефлексии:
Что я знал(а) раньше (свяжите полученные сегодня знания с тем, что вы знали ранее) | Что я узнал(а) (какие новые знания я получил(а)) | О чём мне нельзя забывать (во время внедрения в практику изученной темы) |
Я и раньше знала о том, что корень – это орган растения, выполняющий много функций: укрепляет растение в почве, всасывает из почвы воду с минеральными солями. | Теперь я узнала клеточное строение корня, его зоны: деления, роста, всасывания, проведения. Узнала, что бывают видоизменения корней: корнеплоды, ходульные корни, корни – присоски и т.д. | Полученные знания я могу применить на практике, например, я узнала, что корень растёт верхушечной частью, поэтому для увеличения массы корней растения можно применять окучивание и пикировку. |
Благодаря систематическому применению на уроках обучающих структур учащиеся овладевают определенным кругом знаний, приобретают умения и навыки самостоятельного решения поставленной перед ними задачи, усваивают учебный материал глубже и лучше. Разработан цикл уроков в 5-11 классах с использованием обучающих структур по формированию креативного мышления.
Литература
1. PISA 2021 Creative Thinking Framework (Third Draft). OECD, 2019, 56p.
2. Логинова О. Б., Авдеенко Н. А., Яковлева С. Г., Садовщикова О. И. Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Креативное мышление: первые результаты //Отечественная и зарубежная педагогика. 2020 Т. 2, № 2 (70). С. 132–154