12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана591
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса. Альберт Эйнштей Я отношусь к числу людей, для которых, «кругом одни чудеса». А иначе и быть не может, рядом дети!
Россия, Краснодарский край, станица Динская
1

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - ОСНОВНОЙ НАВЫК XXI ВЕКА

Блаженко С.А.

Учитель биологии АОУ СОШ №1 Динской район станица Динская

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - ОСНОВНОЙ НАВЫК XXI ВЕКА

Аннотация: автором педагогического опыта по формированию креативного мышления в урочной деятельности пошагово представлен алгоритм каждой образовательной структуры, её характеристика, на каком этапе урока эффективно применять, и приведены примеры.

Ключевые слова: креативное мышление, функциональная грамотность, креативность.

В современном мире быстрыми темпами развивается искусственный интеллект, становясь в определенном смысле угрозой для человечества. Он уже может сочинять стихи и писать картины, побеждать человека в шахматах и компьютерных играх. Противопоставить искусственному интеллекту можно только креативное мышление – умение придумывать и создавать новое, генерировать идеи и нестандартно мыслить. Работодатели всего мира требуют наличие креативности от потенциальных работников - этот навык обычно оказывается на первом месте или входит в топ-3. 

Креативное мышление понимается как способность продуктивно участвовать в выдвижении, оценке и совершенствовании идей, направленных на получение оригинальных и эффективных решений, генерацию нового знания или создание продуктов проявления творчества и воображения [1, с. 13]. Креативное мышление это компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше, способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях [2, с.132]. Научно доказано, что целенаправленное развитие того или иного навыка приводит к изменениям в мозге, так как мозг человека пластичен и все время изменяется, поэтому креативности может научиться любой человек.

Привычка размышлять и мыслить креативно в сочетании с вовлеченностью в продуктивную деятельность привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности, помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы.

Целью моего опыта является развитие креативного мышления на уроках биологии. Чтобы в своей педагогической деятельности внедрить эффективные обучающие структуры, формирующие 4К (креативное и критическое мышление, коллаборация, коммуникация), я прошла обучение «АПГРЕЙД 45 минут или как развивать в учениках навыки и компетенции XXI века на каждом уроке» и получила сертификат.

В основе педагогического опыта использую четыре важные составляющие в деятельности учителя и учеников: 1. важнейший аспект творчества – отсутствие боязни потерпеть неудачу. Чем больше попыток делали гении в живописи, музыке или физике, тем больше шедевров, изобретений они создавали. 2. Основной фактор креативности – готовность рисковать. «Отказаться от риска – значит отказаться от творчества», – считал Антон Макаренко. 3. Главное условие развития креативности у детей – готовность учителя поддержать их инициативы. 4. Креативность не всегда связана с озарениями, поэтому её можно «положить на рельсы» алгоритмов, которыми являются обучающие структуры, развивающие креативное мышление. Поэтому стараюсь внедрять новые обучающие структуры, которые должны пробудить интерес к уроку и способствовать развитию креативного мышления. Применяю их на разных этапах урока: «ТАКОЙ ЖЕ, НО ДРУГОЙ», «СВЯЗЬ В 4 КВАДРАТА», «ПОСМОТРИ – ПОДУМАЙ – ЗАДУМАЙСЯ», «МЫСЛИ НА СТОЛЕ», «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ», «СВЯЖИТЕ-РАСШИРЬТЕ-ПРОДУМАЙТЕ».

1. «ТАКОЙ ЖЕ, НО ДРУГОЙ» - обучающая структура на развитие дивергентного мышления, в которой:

1) ученикам представляется положительный раздражитель в виде картинки, предмета, вопроса и т.д.;

2) учителем выделяются самые распространённые ответы, которые ученики НЕ должны использовать;

3) каждый ученик генерирует три ответа на отдельных листочках, в тетради и т.д.

Алгоритм структуры:

1. Учитель задаёт вопрос или задание ученикам и тут же устно или на доске исключает все популярные/избитые/известные/стандартные/поверхностные ответы, чтобы ученики не использовали их. Изображение совсем не обязательно.

2. Ученики генерируют нестандартные/креативные ответы, расширяя свои горизонты. Учитель проверяет правильность ответов.

Например,

Класс – 7

Тема – Семейство Розоцветные.

Вопрос: Перечислите представителей семейства Розоцветные.

Какие ответы я исключу до того, как начну опрашивать учеников (мин. 3 - 5)

Не называйте: яблоня, малина, земляника, рябина, шиповник.

Класс – 9

Тема – Строение и работа сердца.

Вопрос: Каковы особенности строения сердца?

Какие ответы я исключу до того, как начну опрашивать учеников (мин. 3 - 5)

Не называйте: сердечная мышца, полулунные клапаны, левый желудочек, правое предсердие, нижняя полая вена.

2. «СВЯЗЬ В 4 КВАДРАТА» - обучающая структура, которая используется на этапах актуализации знаний, закрепления материала, самостоятельной работы, локализации индивидуальных затруднений.

Структура направлена на развитие критического и креативного мышления. Школьники рассматривают какую-либо тему (понятие) с разных сторон путём составления аналогий.

Алгоритм структуры:

1. Сложите лист бумаги вдвое и еще раз вдвое (получилось 4 раздела), отверните уголок. Каждый раздел пронумеруйте. В каждом разделе схематично нарисуйте любой неодушевленный предмет и напишите его название. Рисуйте и подписывайте так, чтобы в разделе осталось место для записей.

2. В центре листа записывается понятие, данное учителем. Затем школьники индивидуально составляют предложение в первом разделе. Объясняют, почему понятие, данное учителем, похоже на тот неодушевленный предмет, который нарисован в данном разделе. После этого лист передаётся по часовой стрелке, и школьники составляют предложения уже во втором разделе. Лист опять передается, предложение составляется в третьем разделе и т.д.

3. Затем все составленные предложения обсуждаются в командах. Ученикам дается возможность лучшие предложения зачитать вслух.

Совсем не обязательно зарисовывать 4 картинки. Количество аналогий зависит от количества времени на выполнение данного задания и глубины изучения/проверки понятия. В начале дети рисуют 4 предмета, только потом учитель указывает понятие и т.п. Это задание можно дать как домашнее, но в конце урока дети должны зарисовать картинки, учитель проверяет у всех и только потом объявляет понятие/термин и т.п.

Например,

Класс – 9

Тема – Значение кожи и её строение.

Аналогия – футляр для очков

Пример аналогии: Кожа похожа на футляр для очков, который их защищает от механических, термических, химических и других воздействий и повреждений.

Класс – 10

Тема – Клетка

Аналогия – город

Пример аналогии: Клетка похожа на город, так как в ней есть своя «мэрия» (ядро), которая управляет и контролирует всё, что в ней происходит.

3. «ПОСМОТРИ – ПОДУМАЙ – ЗАДУМАЙСЯ» - мыслительный прием, в котором ученики индивидуально или в команде отвечают на следующие вопросы с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого. Учитель представляет визуальный раздражитель – картинку, ученики ее рассматривают и описывают свои наблюдения, и делятся своими идеями с другими, отвечая на вопросы:

- Что вы видите?

- Что вы думаете об этом?

- О чем это заставляет вас задуматься?

Этот приём на развитие навыков наблюдения, умозаключений, любознательности, развитие навыков построения теорий на основе доказательств.

Алгоритм структуры:

1. Учитель показывает визуальный раздражитель, например, картинку, фото, текст, таблицу, макет и т.д. Выбор подходящего раздражителя: визуальный, вовлекающий, «цепляющий», значимый и раскрывающий тему, неопределённый (с загадкой), подталкивающий к обсуждению.

2. Ученики тщательно наблюдают и описывают то, что видят, в деталях в первом столбце. Учитель опрашивает несколько учеников и убеждается, что все ученики отметили минимум 10 – 15 объектов.

3. Ученики записывают умозаключения на основе наблюдений и своих предыдущих знаний во втором столбце и задаются вопросами для дальнейшего изучения каждого пункта в третьем столбце.

4. Записанные вопросы далее используются для изучения темы или задаются домой для самостоятельного поиска ответов.

Например,

Класс – 5

Тема – Увеличительные приборы

Картинка:

t1701167118aa.png

Пример одной линии мысли: Я вижу увеличительные приборы. Я думаю, что это микроскоп и лупа. Как устроены? Кто открыл? Как с ними работать? Их сходства и различия. Что можно рассмотреть?

Я ВИЖУ

Я ДУМАЮ

ВОПРОС



4. «МЫСЛИ НА СТОЛЕ» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме слово, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

Алгоритм структуры:

1. Каждый член команды берёт 4 маленьких листочка бумаги.

2. Учитель задаёт вопрос или тему для генерирования идеи.

3. Каждый ученик придумывает вариант ответа, связанный с темой.

4. Далее ученик проговаривает свой ответ вслух, чтобы члены команды не использовали эту идею.

5. Затем он записывает свой ответ на одном из 4 листочков и кладёт его на центр стола лицевой стороной вверх, не закрывая листочки остальных членов команды.

6. Каждому ученику необходимо максимально быстро заполнить свои 4 листочка. Работа выполняется не по кругу.

Например,

Класс – 10

Тема – Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

Вопрос для мозгового штурма: Назовите известные вам биологические науки.

Количество листочков у каждого ученика: 4

Варианты ответов: ботаника, зоология, экология, гигиена, селекция, анатомия, физиология, палеонтология и т.д.

Если учитель использует этот приём, то планирует что – то сделать с этими ответами (продуктом мозгового штурма), например, классифицировать их по каким – то критериям, разделить между учениками и дать домашнее задание подготовить выступление или подобрать интересные факты по 2 биологическим наукам и т.п.

5. «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ» - обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. Развитие навыка нахождений связей между изучаемыми понятиями и темами).

Алгоритм структуры:

1. Учитель зарисовывает 9 карточек с понятиями по теме или из разных тем на доске.

2. Каждый ученик самостоятельно выбирает 3 слова по вертикали, горизонтали или диагонали и записывает одно сложное предложение, которое отражает характеристики каждого понятия и взаимосвязи между ними.

3. Таким образом, ученики могут записать 1-3 предложения (чем больше предложений, тем более видимыми будут для учителя знания учеников).

4. Ученики презентуют по кругу свои предложения, предварительно обозначив использованные 3 понятия, чтобы члены команды могли проследить ход мысли.

5. Перед началом выполнения задания, учитель показывает правильно указанную взаимосвязь и неправильную.

Например,

Класс – 10

Тема – Обобщающий урок «Молекулы и клетка», «Клеточные структуры и их функции».

Белки

Органические вещества

Немембранные органеллы

Мембранные органеллы

Липиды

Прокариоты

Неорганические вещества

Углеводы

Эукариоты

Пример одного предложения с тремя понятиями на одной линии: Белки – это органические вещества, которые входят в состав немембранных органелл.

6. «СВЯЖИТЕ-РАСШИРЬТЕ-ПРОДУМАЙТЕ» - обучающая структура, помогающая РАСШИРИТЬ (углубить) знания по теме, СВЯЗЫВАЯ их с предыдущим опытом и ПРОДУМЫВАЯ возможные ТРУДНОСТИ. Развитие навыка глубокой рефлексии.

Алгоритм структуры:

Что я знал(а) раньше (свяжите полученные сегодня знания с тем, что вы знали ранее)

Что я узнал(а) (какие новые знания я получил(а))

О чём мне нельзя забывать (во время внедрения в практику изученной темы)




Например,

Класс - 7

Тема – Обобщающий урок по теме «Корень»

Примерные ответы глубокой рефлексии:

Что я знал(а) раньше (свяжите полученные сегодня знания с тем, что вы знали ранее)

Что я узнал(а) (какие новые знания я получил(а))

О чём мне нельзя забывать (во время внедрения в практику изученной темы)

Я и раньше знала о том, что корень – это орган растения, выполняющий много функций: укрепляет растение в почве, всасывает из почвы воду с минеральными солями.

Теперь я узнала клеточное строение корня, его зоны: деления, роста, всасывания, проведения. Узнала, что бывают видоизменения корней: корнеплоды, ходульные корни, корни – присоски и т.д.

Полученные знания я могу применить на практике, например, я узнала, что корень растёт верхушечной частью, поэтому для увеличения массы корней растения можно применять окучивание и пикировку.

Благодаря систематическому применению на уроках обучающих структур учащиеся овладевают определенным кругом знаний, приобретают умения и навыки самостоятельного решения поставленной перед ними задачи, усваивают учебный материал глубже и лучше. Разработан цикл уроков в 5-11 классах с использованием обучающих структур по формированию креативного мышления.

Литература

1. PISA 2021 Creative Thinking Framework (Third Draft). OECD, 2019, 56p. https://www.oecd.org/pisa/publications/PISA-2021-creative-thinking-framework.pdf дата обращения 21.09.2021

2. Логинова О. Б., Авдеенко Н. А., Яковлева С. Г., Садовщикова О. И. Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Креативное мышление: первые результаты //Отечественная и зарубежная педагогика. 2020 Т. 2, № 2 (70). С. 132–154









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.