Материал к уроку ИЗО в 5 классе: Крестьянский дом, как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры
Тема урока | Крестьянский дом, как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. |
|
Цель урока | Теоретическая: - Формировать интерес и уважение к великому прошлому русского народа через знакомство со внутренним убранством русской избы, как отражением уклада крестьянской жизни и памятником архитектуры. Практическая: - Создать цветовую композицию внутреннего убранства избы |
|
Планируемые результаты | Предметные. Научатся: - Создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы Получат возможность научиться: - Активно использовать язык изобразительного искусства для освоения содержания различных учебных предметов (искусства, литературы, истории, технологии). - Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства. Личностные: -Развитие российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям своего народа и других народов России. - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Метапредметные: - Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. - Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. - Владение основами самоконтроля, самооценки. - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
|
Основные понятия | Печь, устье, шесток, ухват, ушат, рукомой, подпечье, голбец, полати, красный угол, иконы, обеденный стол, столешник, пристенные лавки, полавошники, коник, прялка, ткацкий стан, люлька, светец, половики. | |
Основные понятия | Искусство, история, литература, технология. | |
Ресурсы | Основные: - Учебник. Горяева Н.А., Островская, О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс // Под ред. Б.М. Неменского. - Москва: Просвещение, 2015. - Проектор. - Презентация «Крестьянский дом, как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры». Дополнительные: - Эскиз декоративного убранства русской избы. (Результат деятельности предыдущего урока) Раздаточный материал на группы: - Части-пазлы цветовых композиций внутреннего убранства русской избы. - Распечатки изображений внутреннего убранства русской избы. Материалы: альбомы, ручки, магниты. |
№ | Этапы проведения урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые предметные результаты | Планируемые личностные и метапредметные результаты |
| |||||||
1 | Мотивирование к учебной деятельности. Цель: заинтересовать детей через определение личной значимости, практической направленности, социальной ситуации и т. | Распределяются по группам и садятся за рабочие места. Оценивают свою готовность к уроку и если не хватает материалов, корректируют её, взяв запасные материалы со стола учителя. | Проверяет распределение обучающихся на группы. Предлагает оценить готовность к уроку и если чего-то не хватает – скорректировать ситуацию, взяв запасной материал со стола учителя. Обращает внимание учащихся на результат работы на прошлом уроке (эскиз декоративного убранства русской избы). Говорит, что они хорошо потрудились на прошлом уроке, работая в группах и предлагает также плодотворно поработать сегодня в тех же группах. | - Распределитесь по группам, в которых работали на прошлом уроке. - Оцените свою готовность к уроку. Если не хватает необходимых для работы материалов, возьмите запасные со стола учителя. | Получат возможность научиться: - Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства. | Лмчностные: - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные: - Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. - Владение основами самоконтроля, самооценки. - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
| |||||||
2 | Формирование темы урока, постановка цели. Цель: Подведение детей к формированию конкретной, достижимой, понятной цели | Определяют, что темой урока станет внутреннее убранство русской избы. Записывают тему урока в альбомы. Формулируют цель урока, как изучение внутреннего убранства избы и создание эскиза композиции, отражающей уклад крестьянской жизни. | Предлагает рассмотреть эскиз декоративного убранства русской избы. Говорит, что на прошлом уроке изучали внешнее убранство избы. Предлагает ответить, что же будет темой этого урока? Предлагает записать в альбомах тему урока и подводит обучающихся к формулировке цели урока, как изучению внутреннего убранства русской избы и созданию эскиза композиции, отражающей уклад крестьянской жизни. | - Рассмотрите эскиз декоративного убранства русской избы. _ Если на прошлом уроке изучили внешнее убранство русской избы, то что будет сегодня темой урока? - Если на прошлом уроке мы создали эскиз внешнего убранства избы, то что же будет целью этого урока | Получат возможность научиться: - Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства. | Личностные: - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные: - Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. |
| |||||||
3 | Актуализация знаний и определение затруднений в деятельности через создание учебно-проблемной ситуации. Цель: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия нового знания, выход на задание, вызывающее познавательное затруднение | Отвечают на вопросы фронтального опроса. Выдвигают гипотезу о том, что во внутреннем убранстве крестьянского дома всё устроено так же мудро и практично, как и во внешнем | Проводит фронтальный опрос для проверки и повторения знаний о русской избе. Подводит учащихся к выдвижению гипотезы о том, что во внутреннем убранстве крестьянского дома всё устроено так же мудро и практично, как и во внешнем. | Вопросы фронтального опроса: - Какие основные конструктивные части русской избы вы знаете? - С какими стихиями и мирами они соотносятся в крестьянском сознании? - Какие вы можете перечислить элементы внешнего декора русской избы? - Как они украшались? - Зачем на этих декоративных элементах изображались знаки солнца, воды и земли? - Имели ли все эти элементы практическое значение (кроме декоративного)? - Можем ли мы предположить, что во внутреннем убранстве русской избы всё устроено также мудро и практично, как и во внешнем? | Получат возможность научиться: - Активно использовать язык изобразительного искусства для освоения содержания различных учебных предметов (искусства, литературы, истории, технологии). - Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства. | Личностные: -Развитие российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям своего народа и других народов России. - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Метапредметные: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. |
| |||||||
4 | Постановка учебной задачи. Цель: Постановка конкретной задачи урока, которая может разрешить возникшие затруднения, составление плана работы | Приходят к выводу, что они пока не могут ни доказать, ни опровергнуть выдвинутую гипотезу, так как у них не хватает теоретических знаний о внутреннем устройстве русской избы Ставят учебную задачу: изучить внутреннее убранство русской избы и после этого подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. | Подводит обучающихся к выводу, что они пока не могут ни доказать, ни опровергнуть выдвинутую гипотезу, так как у них не хватает теоретических знаний о внутреннем устройстве русской избы. Предлагает обучающимся поставить учебную задачу. | - А можем ли мы сейчас доказать это предположение, используя конкретные примеры? Почему? | Получат возможность научиться: - Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства. | Личностные: -Развитие российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям своего народа и других народов России. - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Метапредметные: - Умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. |
| |||||||
5 | Изучение нового материала. Цель: Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. | Просматривают презентацию, слушают комментарии учителя. Отвечают на вопросы о практическом использовании и значении элементов внутреннего убранства русской избы. | Показывает обучающимся презентацию, описывает слайды презентации, вводит новые понятия. Для поддержания внимания задаёт вопросы по тексту презентации. | Задаёт вопросы о практическом применении и использовании элементов внутреннего убранства русской избы. | Получат возможность научиться: - Активно использовать язык изобразительного искусства для освоения содержания различных учебных предметов (искусства, литературы, истории, технологии). - Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства. | Личностные: -Развитие российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям своего народа и других народов России. - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Метапредметные : - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем |
| |||||||
6 | Закрепление нового материала. Цель: Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. | Работают в группах под руководством лидера-тьютера, определяют зону избы, представленную на цветном пазле композиции и записывают в альбоме названия всех пронумерованных элементов, соблюдая нумерацию.. | Предлагает учащимся поработать в группах под руководством лидера-тьютера, определить зону избы, представленную на цветном пазле композиции и записать в альбоме названия всех пронумерованных элементов, соблюдая нумерацию.. Говорит обучающимся, что на данном этапе работы нужно пользоваться учебником ( стр. 30-34) и можно попросить помощи у лидера-тьютера. | Задание для работы в группах: - определите зону избы, представленную на цветном пазле композиции и запишите в альбоме названия всех пронумерованных элементов, соблюдая нумерацию При работе нужно пользоваться текстом учебника (Стр. 30 – 34) . Можно попросить помощь у лидера-тьютера. | Научатся: - Создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы Получат возможность научиться: - Активно использовать язык изобразительного искусства для освоения содержания различных учебных предметов (искусства, литературы, истории, технологии). - Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства. | Личностные: -Развитие российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям своего народа и других народов России. - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Метапредметные: - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | ||||||||
7 | Контролирующее задание, Цель: Осознание каждым обучающимся степени овладения полученными знаниями. | Лидеры-тьюторы показывают свой пазл композиции, называют зону избы, представленную на нем и называют все пронумерованные предметы. Прикрепляют пазлы на доску с помощью магнитов и собирают цветовую композицию внутреннего убранства избы. Участники групп в это время сверяют правильность выполнения задания в альбомах. Лидеры приходят к выводу о том, что гипотеза о мудром и практичном устройстве внутреннего убранства избы подтверждена. | Предлагает лидерам-тьюторам показать свой пазл композиции, назвать зону избы, представленную на нем и назвать все пронумерованные предметы. Предлагает прикрепить пазлы на доску с помощью магнитов и собрать цветовую композицию внутреннего убранства избы. Подводит лидеров к выводу о том, что гипотеза о мудром и практичном устройстве внутреннего убранства избы подтверждена. | Задание: - Лидеры-тьюторы выйдите к магнитной доске, покажите свой пазл композиции, назовите зону избы, представленную на нем и все пронумерованные предметы. Прикрепите пазлы на доску с помощью магнитов и соберите цветовую композицию внутреннего убранства избы. Вопрос: В результате изучения нового материала и выполнения творческой работы, можем ли мы опровергнуть или подтвердить гипотезу о том, что во внутреннем убранстве русской избы всё устроено мудро и практично. | Научатся: - Создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы Получат возможность научиться: - Активно использовать язык изобразительного искусства для освоения содержания различных учебных предметов (искусства, литературы, истории, технологии). - Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства. | Личностные: -Развитие российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям своего народа и других народов России. - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Метапредметные: - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | ||||||||
8 | Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов обучения. Цели: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | Оценивают комфортность своего состояния на уроке и уровень интереса, отобразив результат в виде смайлика. Оценивают, достигнуты ли поставленные цели и поставить себе оценку. Согласовывают свою самооценку а мнением лидера группы. Самостоятельно определяют практическое задание следующего урока. (Создать эскиз внутреннего убранства крестьянской избы.) Сдают альбомы на проверку в конце урока. | Предлагает обучающимся - оценить комфортность своего состояния на уроке и уровень интереса, отобразив результат в виде смайлика. Предлагает оценить, достигнуты ли поставленные цели и поставить себе оценку. Предлагает членам группы показать свою самооценку лидеру и спросить, согласен ли он с ней. Подводит детей к самостоятельному определению практического задания следующего урока. (Создать эскиз внутреннего убранства крестьянской избы.) | Задания для обучающихся: - оценить комфортность своего состояния на уроке и уровень интереса, отобразив результат в виде смайлика. -Оцените, достигнуты ли вами поставленные задачи. Изучили ли вы внутреннее убранство русской избы? Поставьте себе оценку по пятибальной системе (на листе альбома, где выполняли задание) Покажите по очереди свою оценку лидеру группы и спросите, согласен ли он с вашей самооценкой: Обсудите с лидером свои оценки. - На уроке мы изучили теоретический материал, а затем необходимо будет применить полученные знания на практике. Как вы сформулируете цель следующего урока? - Со звонком сдайте альбомы на проверку. | Получат возможность научиться: - Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства. | Личностные: - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Метапредметные: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. - Владение основами самоконтроля, самооценки. - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
| |||||||