12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Кристина22
Россия, Новосибирская обл., п. Чернореченский

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по истории в 8 классе:

Предмет: История

Класс: 8

Тема: Подготовка Крестьянской реформы

Базовый учебник: История России, XIX век. Учебник для 8 класса.  Левандовский А.А Основные понятия: губернские комитены, выкуп, редакционные комиссии, рескрипт, Информационный ресурс урока: Базовый учебник: История России, XIX век. Учебник для 8 класса.  Левандовский А.А., ребусы, мнениния историков о причинах отмены крепостного права.
 

План изучения новой темы:

Причины отмены крепостного права

Подготовка Крестьянской реформы

Планируемые результаты:

Смогут:

1)назвать причины отмены крепостного права

2) рассказать о Я.И Ростовцеве, и Н.А Милютине

3)смогут найти различия предложений помещиков нечернозёмных и чернозёмных губерний.

4) будут ориентироваться в последовательности событий подготовки крестьянской реформы.


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь!
Приготовьте все необходимое к уроку. У себя на партах вы видите таблички, напишите крупными буквами ваши фамилию и имя. Перекличка по журналу(5 минут)

Настраиваются на урок. Подписывают таблички

Мотивационно целевой этап

Ребята сейчас вам предстоит разгадать несколько ребусов, они помогут вам узнать, какую тему урока нам с вами предстоит изучить. ( Ребусы в приложении №1) Определите, что объединяет перечисленный ряд: Судебник Ивана III; Судебник Ивана IV; Соборное уложение -? (это документы о закрепощении крестьян)

(Заранее будут написаны на доске даты и события вразброс) Соотнесите даты

1797г.- указ Павла I о трехдневной барщине.

1803г.- указ Александра I о вольных хлебопашцах.

1816-1819гг.- закон Александр I о полной отмене крепостного права в трех прибалтийских губерниях: Эстляндии, Курляндии, Лифляндии.

1842г.- закон Николая I об обязанных крестьянах (реформа Киселева).

1847г. Николай I даровал крепостным право освобождений за выкуп в случае продажи имения их владельца.


 

А скажите, что же объединяет эти события?

Правильно, сегодня с вами на уроке мы будет изучать Отмену Крепостного права, запишите тему нашего сегодняшнего урока «Подготовка Крестьянской реформы»


 

Ребята разгадывают ребусы.

Ребята отвечают на вопросы учителя

Соотносят даты ,записывают себе в тетрадь

Ребята говорят, что все даты связаны с попытками отмены крепостного права.

Содержательно-деятельностный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительный

этап

Задачи:

1)Сегодня на уроке мы узнаем, каковы были причины отмены крепостного права.

2)узнаем о факторах препятствовавших отмене крепостного права

3)проследим, как шла подготовка Крестьянской реформы

4)Узнаем кто же, такие Ростовцев и Милютин.

1)запишите в ваших тетрадочках предпосылки Отмены Крепостного права и спишите их с доски (то где мы сопоставляли даты и события)

издан Указ 1803  года о «вольных хлебопашцах», 1842 года об «обязанных крестьянах», а в 1847 году император Николай I «даровал» крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца. И хотя эти указы, необязательные для помещиков и вообщем-то, малорезультативные, тем не менее, апробировали в российском законодательстве идеи отмены крепостного права с выкупом земли крестьянами в собственность и неразрывной связи крестьянина с землей. Были проведены и локальные реформы, обязательные для помещиков - отмена крепостного права в прибалтийских губерниях (Лифляндия, Курляндия, Эстляндия) в 1816 - 1819 годах, введение инвентарей (описи владений с целью ограничения произвола помещиков) в Юго-Западном крае (Киевская, Подольская и Волынская губернии) в 1847 - 1848 годах. 

2) Сейчас на основе первого пункта учебника и мнений историков, которые я вам раздам, попробуйте заполнить следующую таблицу.

1)Факторы, подталкивающие к отмене крепостного права( или причины)

2)Факторы, препятствовавшие отмене крепостного права

   

1)Крепостничество стало тормозом в развитии промышленности и торговли, что препятствовало росту капитала и ставило Россию в разряд второстепенных государств;

1)Упадок помещичьего хозяйства из-за крайне неэффективного труда крепостных крестьян, что выражалось в заведомо плохом выполнении барщины;

1)Нарастание крестьянских бунтов указывало на то, что крепостной строй – это «пороховая бочка» под государством;

1)Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) продемонстрировало отсталость политической системы в стране.

1)Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. 

2)помещики встречали в штыки любую попытку государства ослабить зависимость крестьян от их хозяев.

2)правительство не желало конфликтовать с дворянством

2) крепостнические порядки лежали в основе всего государственного строя - именно помещики поддерживали порядок в стране.

Проверим, у кого как получилось, дописываем, если что-то не нашли.

3)Впервые о необходимости отмены крепостного права в России Александр II официально заявил в краткой речи, произнесённой им 30 марта 1856 года, перед представителями московского дворянства. При этом он, зная настроения большинства дворян, подчеркнул, что будет гораздо лучше, если отмена крепостного права произойдёт сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу.

Как вы понимаете слова Александра II , что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»?

Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе?

4)Подготовка реформы.

чертим табличку с двумя колонками в первой дата, во второй событие, Подготовка Крестьянской реформы началась , 3 января 1857г создан комитет по крестьянскому делу, куда вошли высшие сановники государства и который в течение года рассматривал проекты крестьянской реформы, оставшиеся от предыдущих царствований.

Правительство желало в первую очередь узнать мнение помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. 

Дальше по тесту учебника заполняем табличку.

Пример записи

20 ноября-Рескрипт Александра II виленнскому генерал-губернатору В.И.Назимову об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов Крестьянской реформы.

В 1858 г. дворянские комитеты были созданы во всех губерниях , где существовало крепостное право

Весной 1859 г большинство губернских комитетов подготовили свои проекты.

4 марта 1859г были учреждены Редакционные комиссии. (председателем стал Я. И. Ростовцев - по вступлении на престол императора Александра II, главное начальствование над военно-учебными заведениями было возложено на Ростовцева, с званием начальника главного штаба Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям. Он заботился об улучшении учебной части в военно-учебных заведениях, привлекал лучших преподавателей, поощрял отправление молодых людей за границу для подготовки педагогической деятельности; составил свод законов о военно-учебных заведениях (1837), «положение» об управлении ими (1843) и «наставление» для образования их воспитанников (1848). Разработал план издания журнала для воспитанников военно-учебных заведений («Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений»), одобренный Николаем I, и стал главным редактором этого журнала. 27 марта (8 апреля) 1855 года назначен членом Государственного совета.)

Осенью 1860г был подготовлен проект «Положение об отмене крепостного права»

Ребята, а как вы поняли чем же отличались предложения помещиков черноземных губерний, и нечернозёмных губерний?

Сначала проект Редакционных комиссий подвергся резкой критике со стороны депутатов губернских комитетов, Редакционная комиссия вынуждена была пойти на ряд уступок помещикам .Затем переработка проекта в том же направлении продолжалась в ходе обсуждения его в высших государственных органах -Главном комитете и Государственном совете.

19 февраля 1861 г. подписан Манифест об отмене Крепостного права.

Итак, давайте обобщим всё что мы сегодня прошли, назовите причины подготовки Крестьянской реформы, Почему для верховной власти было важно чтобы инициатива отмены крепостного права исходила от самих дворян? Записываем домашнее задание, читаем параграф 19, читаем документ после параграфа и отвечаем на вопросы после документа, и нужно двое желающих приготовить сообщения об Александре II.( рассказать о детстве, о жене, детях, о характере Александра II)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята записываю в тетради предпосылки отмены крепостного права

Работают с тестом учебника и мнениями историков, и пытаются выделить

Факторы, подталкивающие к отмене крепостного права ( или причины) и Факторы, препятствовавшие отмене крепостного права

Отвечают на вопросы учителя

Александр II знал настроение большинства помещиков по этому вопросу, поэтому хотел от них реальных предложений. Царь в какой-то степени проявлял либеральность по отношению к подданным. Можно сказать, что Александр II отводил себе роль наблюдателя и координатора действий, но, когда потребовался решительный шаг, он его сделал

.

Диалог с учителем, поправки в записяхОтвечают на вопрос учителя.

Так, помещики нечернозёмных губерний были готовы предоставить крестьянам относительно большой земельный надел, но настаивали на высоких выкупных платежах. Помещики Черноземья стремились сохранить за собой как можно больше земли; некоторые проекты, присланные из черноземных губерний, предполагали освободить крестьян и вовсе без надела.

Отвечают на вопросы.

Записывают

Домашнее задание.

     


 


 

Приложение:

Кошелев А.И.: “Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить”.

Отчет III отделения: “Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же”.

Федоров В.А.: “Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью...”

К.С. Аксаков, «Правительство не может, при всей своей неограниченности, добиться правды и честности; без свободы общественного мнения это и невозможно. Все лгут друг другу, видят это, продолжают лгать, и неизвестно, до чего дойдут. Всеобщее развращение или ослабление нравственных начал в обществе дошло до огромных размеров. Взяточничество и чиновный организованный грабеж страшны... Все зло происходит главным образом от угнетательной системы нашего правительства, угнетательной относительно свободы мнения, свободы нравственной...»

(К.С. Аксаков, «Ранние славянофилы». Сборник. М., 1910,)

«...Крестьяне, вышедши из повиновения власти как помещичьей, так и земской полиции самовольно отлучаются буйными партиями в Тамбов и на Москву, оставляя поля незасеянными и распродав рабочий скот»-сообщал московскому генерал-губернатору А. А. Закревскому один из помещиков Тамбовской губернии. 

(Крестьянское движение в России в 1850—1856 гг.),

 

 


Подготовка Крестьянской реформы
PPTX / 192.66 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.