Урок окружающего мира в 3 классе «Тяжелый труд крепостных» «Крестьянская семья, крестьянский труд»

0
0
Материал опубликован 10 October 2017

Тема урока: «Тяжелый труд крепостных» «Крестьянская семья, крестьянский труд».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.Формирование УУД: Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Оргмомент -2 минуты

Дом.задание: Дифференциация

С.102-108 пересказ

Творческая работа. Сочини рассказ о жизни крестьян того времени, используя полученные знания на уроке:

от имени крестьянина;

от имени детворы – мальчика и девочки;

от имени крестьянки.

Дети получают положительные эмоции на урок.

Р, К

2. Актуализация знаний (4-5 минут)

Проверка домашнего задания. Ответьте на вопросы:

- Какие основные орудия труда были у крестьян?

- Какое было главное занятие славян?

- Какую работу выполняли мужчины в хозяйстве?

- Какую работу выполняли женщины?

Ответы детей.

Л, Р

3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

- Давайте попробуем определить тему урока. Внимание на слайд. Соберите пословицы:

Поле пахать – не вынешь и рыбки из пруда.

Делу время – а лень портит.

Без труда – не руками махать.

Землю солнце красит, потехе час.

Труд кормит, а человека труд.

Какой теме посвящены эти пословицы?

- Правильно. Значит, тема урока связана с трудом человека.

Уточним. Откройте с. 97.- Как называется раздел, который сегодня мы начнем изучать?- О чем вы узнаете в этом разделе?

- На какие вопросы вы ответите?- Откройте страницу 98. Прочитайте тему урока.- Сегодня мы будем говорить о труде в крестьянском хозяйстве и о том, как трудились крестьянские дети.

Приходилось ли вам слышать такие слова: помещик, барин и крепостные? ( В рассказе Чехова «Ванька»).

- Что вы можете рассказать о них?

Дети работают у доски

П, Л, К

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)

1.Самостоятельная работа в группах.

У каждой группы воё творческое задание. Первая группа по заданию, работая с учебником и дополнительным материалом, готовят сообщение о занятиях детей мальчиков, а вторая – о занятиях девочек в семье. Третья- словарная работа ( с энциклопедиями, словарём). (учебник с. 103, дополнительный материал)

Выступления групп, заполнение схемы, кластеров.

2.Рассказ учителя.

Основное богатство у народа на Руси была земля. - Вспомните, кто владел землей на Руси? Помещики владели целыми деревнями. Теперь давайте посмотрим, как же жили помещики и крепостные крестьяне.Объяснение с демонстрацией наглядного материала

Вот живет помещик, владеет огромным наделом земли. На его земле жили крестьяне со своими семьями. Но земельного участка у крестьянина нет.

- Где же крестьянину сажать посевы, чтобы собрать урожай и накормить свою семью? Приходилось идти с поклоном к богатому соседу, помещику, чтобы тот выделил небольшой надел для крестьянина. Но за то, что помещик дал небольшой надел, крестьянин должен был не только обрабатывать свой участок земли, а прежде всего, работать на земле помещика. Крестьяне были как рабы – выполняли весь тяжелый труд в доме помещика. Такая тяжелая, принудительная работа на помещика – называлась барщина.

Но не только барщину приходилось отрабатывать крестьянам, была еще одна повинность – обязан крестьянин отнести часть своего урожая помещику. Такая повинность называлась – оброк.

Оброк – налог крепостных крестьян помещику в виде денег и продуктов.

И чем больше крестьян живет на земле помещика – тем он богаче!

Вывод: Так, крестьяне становились зависимыми, крепостными – то есть жили на земле помещика и, чтобы выжить, вынуждены нести тяжкие повинности – барщину и оброк. Жизнь крестьян была бесправная, тяжелая.

3) Работа по учебнику.

- Прочитайте в учебнике с. 106 «Жил на свете человек».

- Что ещё вы узнали о жизни крепостных крестьян?

- Как вы думаете, нравилась такая тяжелая жизнь крестьянам?

Поэтому очень часто крестьяне убегали от помещиков. А помещики боялись, что все крестьяне разбегутся, и некому будет работать на них, и требовали у царя ввести новый закон, по которому беглых крестьян могли искать вечно и возвращать своим хозяевам. Царь Алесей Михайлович издал новый сборник законов в 1649 году. Он назывался – соборное уложение. По этому закону, беглых крестьян могли искать вечно! Так, с принятием этого закона, крестьяне навсегда потеряли свою свободу, стали рабами своих хозяев по закону. В 1649 году – установлено крепостное право.

Словарная работа.

Индивидуальная работа со словарями. Дети выписывают понятия в рабочую тетрадь.

Помещик – землевладелец – дворянин.

Барин (дворянин) – человек из привилегированных классов, господин.

Барщина – бесплатный принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле.

Крепостной – прикрепленный к земле и лично подчиненный одному хозяину крестьянин.

Ответы детей. Обсуждения, дискуссии, доказательства.

Демонстрация презентации

Р, П, К

 

Физкультминутка.

   

5. Первичное закрепление (4-5 минут)

1) Работа с рубрикой «Обсудим вместе» с. 108

2)Работа с интерактивной доской.

На интерактивной доске расположены определения:

жили очень бедно; – бесправные;

наказывали крестьян; – обрабатывали барщину;

заставляли работать; – продавали крестьян;

платили оброк; – угнетатели.

(дети сначала работают в парах, а затем идёт обсуждение всем классом)

- Прочитывают определения, выбирают те, которые характеризуют жизнь крепостных крестьян и помещиков в 2 столбика. Проговорите все признак

Р, П, К

6. Сам.работа с проверкой по эталону

Работа по картине (78) Составить рассказ по картине Н. Неврева «Торг»

Работа в больших группах. Синквейн

1.Крестьянин 2. Помещик.

Самоанализ и самоконтроль. 4-5 минут)

Ответы детей. Работа в парах.

Рисунки. Составляют «Синквейн».

К, Л

7. Включение н.з. в систему знаний и повторение.-8 мин

Давайте подведём итог урока.

- Какая была тема урока?

- Какую цель мы ставили перед собой?

-Что узнали нового?

- Какие трудности вы испытали?

- Что для вас было самым интересным?

Ответы детей.

Л, К, П, Р

9. (Итог урока 2-3 минуты) Рефлексия.

- Работа по диагностической карте (отмечают личные впечатления от работы на уроке).

- Поднимите руки, у кого 5 баллов, 4 балла. Молодцы.

- Остальные ребята тоже молодцы, дома проанализируете, чего вам не хватило до достижения желаемого балла и на следующем уроке покажите свои знания.

1

Умею слушать и слышать.

 

2

Умею отвечать на вопросы.

 

3

Умею работать со словарём.

 

4

Умею грамотно говорить.

 

5

Умею делать выводы.

 

Оценка

 

Р, К

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.