Урок окружающего мира в 3 классе «Тяжелый труд крепостных» «Крестьянская семья, крестьянский труд»
Тема урока: «Тяжелый труд крепостных» «Крестьянская семья, крестьянский труд».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.Формирование УУД: Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Ход урока
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
||||||||||||||||||||||||
1.Оргмомент -2 минуты |
Дом.задание: Дифференциация С.102-108 пересказ Творческая работа. Сочини рассказ о жизни крестьян того времени, используя полученные знания на уроке: – от имени крестьянина; – от имени детворы – мальчика и девочки; – от имени крестьянки. |
Дети получают положительные эмоции на урок. |
Р, К |
||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний (4-5 минут) |
Проверка домашнего задания. Ответьте на вопросы: - Какие основные орудия труда были у крестьян? - Какое было главное занятие славян? - Какую работу выполняли мужчины в хозяйстве? - Какую работу выполняли женщины? |
Ответы детей. |
Л, Р |
||||||||||||||||||||||||
3. Постановка учебной задачи (4-5 минут) |
- Давайте попробуем определить тему урока. Внимание на слайд. Соберите пословицы: Поле пахать – не вынешь и рыбки из пруда. Делу время – а лень портит. Без труда – не руками махать. Землю солнце красит, потехе час. Труд кормит, а человека труд. Какой теме посвящены эти пословицы? - Правильно. Значит, тема урока связана с трудом человека. Уточним. Откройте с. 97.- Как называется раздел, который сегодня мы начнем изучать?- О чем вы узнаете в этом разделе? - На какие вопросы вы ответите?- Откройте страницу 98. Прочитайте тему урока.- Сегодня мы будем говорить о труде в крестьянском хозяйстве и о том, как трудились крестьянские дети. Приходилось ли вам слышать такие слова: помещик, барин и крепостные? ( В рассказе Чехова «Ванька»). - Что вы можете рассказать о них? |
Дети работают у доски |
П, Л, К |
||||||||||||||||||||||||
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут) |
1.Самостоятельная работа в группах. У каждой группы воё творческое задание. Первая группа по заданию, работая с учебником и дополнительным материалом, готовят сообщение о занятиях детей мальчиков, а вторая – о занятиях девочек в семье. Третья- словарная работа ( с энциклопедиями, словарём). (учебник с. 103, дополнительный материал) Выступления групп, заполнение схемы, кластеров. 2.Рассказ учителя. Основное богатство у народа на Руси была земля. - Вспомните, кто владел землей на Руси? Помещики владели целыми деревнями. Теперь давайте посмотрим, как же жили помещики и крепостные крестьяне.Объяснение с демонстрацией наглядного материала Вот живет помещик, владеет огромным наделом земли. На его земле жили крестьяне со своими семьями. Но земельного участка у крестьянина нет. - Где же крестьянину сажать посевы, чтобы собрать урожай и накормить свою семью? Приходилось идти с поклоном к богатому соседу, помещику, чтобы тот выделил небольшой надел для крестьянина. Но за то, что помещик дал небольшой надел, крестьянин должен был не только обрабатывать свой участок земли, а прежде всего, работать на земле помещика. Крестьяне были как рабы – выполняли весь тяжелый труд в доме помещика. Такая тяжелая, принудительная работа на помещика – называлась барщина. Но не только барщину приходилось отрабатывать крестьянам, была еще одна повинность – обязан крестьянин отнести часть своего урожая помещику. Такая повинность называлась – оброк. Оброк – налог крепостных крестьян помещику в виде денег и продуктов. И чем больше крестьян живет на земле помещика – тем он богаче! Вывод: Так, крестьяне становились зависимыми, крепостными – то есть жили на земле помещика и, чтобы выжить, вынуждены нести тяжкие повинности – барщину и оброк. Жизнь крестьян была бесправная, тяжелая. 3) Работа по учебнику. - Прочитайте в учебнике с. 106 «Жил на свете человек». - Что ещё вы узнали о жизни крепостных крестьян? - Как вы думаете, нравилась такая тяжелая жизнь крестьянам? Поэтому очень часто крестьяне убегали от помещиков. А помещики боялись, что все крестьяне разбегутся, и некому будет работать на них, и требовали у царя ввести новый закон, по которому беглых крестьян могли искать вечно и возвращать своим хозяевам. Царь Алесей Михайлович издал новый сборник законов в 1649 году. Он назывался – соборное уложение. По этому закону, беглых крестьян могли искать вечно! Так, с принятием этого закона, крестьяне навсегда потеряли свою свободу, стали рабами своих хозяев по закону. В 1649 году – установлено крепостное право. |
Словарная работа. Индивидуальная работа со словарями. Дети выписывают понятия в рабочую тетрадь. Помещик – землевладелец – дворянин. Барин (дворянин) – человек из привилегированных классов, господин. Барщина – бесплатный принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле. Крепостной – прикрепленный к земле и лично подчиненный одному хозяину крестьянин. Ответы детей. Обсуждения, дискуссии, доказательства. Демонстрация презентации |
Р, П, К |
||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка. |
|||||||||||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление (4-5 минут) |
1) Работа с рубрикой «Обсудим вместе» с. 108 2)Работа с интерактивной доской. На интерактивной доске расположены определения: – жили очень бедно; – бесправные; – наказывали крестьян; – обрабатывали барщину; – заставляли работать; – продавали крестьян; – платили оброк; – угнетатели. |
(дети сначала работают в парах, а затем идёт обсуждение всем классом) - Прочитывают определения, выбирают те, которые характеризуют жизнь крепостных крестьян и помещиков в 2 столбика. Проговорите все признак |
Р, П, К |
||||||||||||||||||||||||
6. Сам.работа с проверкой по эталону |
Работа по картине (78) Составить рассказ по картине Н. Неврева «Торг» Работа в больших группах. Синквейн 1.Крестьянин 2. Помещик. Самоанализ и самоконтроль. 4-5 минут) |
Ответы детей. Работа в парах. Рисунки. Составляют «Синквейн». |
К, Л |
||||||||||||||||||||||||
7. Включение н.з. в систему знаний и повторение.-8 мин |
Давайте подведём итог урока. - Какая была тема урока? - Какую цель мы ставили перед собой? -Что узнали нового? - Какие трудности вы испытали? - Что для вас было самым интересным? |
Ответы детей. |
Л, К, П, Р |
||||||||||||||||||||||||
9. (Итог урока 2-3 минуты) Рефлексия. |
- Работа по диагностической карте (отмечают личные впечатления от работы на уроке). - Поднимите руки, у кого 5 баллов, 4 балла. Молодцы. - Остальные ребята тоже молодцы, дома проанализируете, чего вам не хватило до достижения желаемого балла и на следующем уроке покажите свои знания. |
|
Р, К |