12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абаркина Екатерина Сергеевна1678
Работаю в школе с 2016 года. Закончила ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет. Преподаю историю, обществознание и право с 5 по 10 классы.
Россия, Московская обл., г.о. Орехово-Зуево
Материал размещён в группе « Учителю истории и обществознания»

Учебный курс: История России. 8 класс.

Автор разработчик учебной программы: А.А. Данилов.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: смешанный

Тема урока: «Крестьянская реформа 1861 г.»

Цель урока: Раскрыть основные положения реформы. Дать оценку реформе.

Задачи:

Образовательные: познакомить с реформой отмены крепостного права, дать ей оценку.

Развивающие: развивать навыки работы с текстом учебника, формирование умения отвечать на вопросы по тексту учебника, обобщение материала, выделения главного.

Воспитательные: Способствовать воспитанию у учащихся уважения к историческим деятелям, внесшим большой вклад в процесс освобождения крестьян.

Оборудование: История России, XIX век. 8 класс/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М., Просвещение, 2014; мультимедийное оборудование.

Основные понятия: отрезки, рескрипт.

Основные даты: 19 февраля 1861 г.


 

План урока.

1.Организационный этап.

2. Актуализация знаний по теме «Накануне отмены крепостного права».

3. Изучение нового материала - Крестьянская реформа 1861 г.:

1) Подготовка крестьянской реформы.

2) Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

3)Значение отмены крепостного права.

4. Закрепление материала

5. Домашнее задание.


 


 


 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап.

 

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Отметка отсутствующих.

Приветствие, готовность к уроку.

Запись числа в тетрадь.

2

Актуализация знаний (этап проверки домашнего задания)

На прошлом уроке мы с вами выясняли предпосылки и причины отмены крепостного права. Я бы хотела выяснить, как вы усвоили этот материал.

(Фронтальный опрос)

Каковы были причины отмены крепостного права?

Кто начал заниматься крестьянским вопросом? Что вы можете о нем сказать?

Учащиеся отвечают.

Предполагаемые ответы.

1.Поражение в Крымской войне

2.Учащенные волнения крестьян.

3.Крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства.

4.Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало развитию промышленности.

Александр II.

3

Постановка проблемы урока.

Изучение нового материала


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Мы продолжаем рассматривать вопрос об отмене крепостного права.

Цель нашего урока выяснить: Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?

Итак, тема сегодняшнего урока

«Крестьянская реформа 1861 г.»

А что такое реформа?

Давайте зафиксируем определение.

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни.

1.Подготовка крестьянской реформы.

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 года.

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам.

Я убежден, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Это было первым шагом начала реформы. Давайте зафиксируем его в тетрадь. Делать будем это схемой.

(Приложение 1)

1.Александ II заявил о необходимости крепостного права.

2.Январь 1857 г. - создан Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян»

Но дело шло достаточно туго – ведь большинство сотрудников комитета являлись ярыми противниками отмены крепостного права.

Тогда Александр принимает более действенные меры. И в этом ему помогает случай.

… стр. 140.

3. 1857 г. - рескрипт об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы.

5 декабря 1857 г. – рескрипт на имя Игнатьева.

Обсуждение отмены крепостного права стало носить гласный и открытый характер.

4. Февраль 1858 год - Секретный комитет был преобразован в Главный комитет.

Что стало окончательным шагом в обнародовании планов подготовки реформы.

5. март 1859 г. – учреждены Редакционные комиссии.

Они занимались рассмотрением материалов, представленными губернскими комитетами, и составлением на из основе общего проекта закона об освобождении крестьян.

Во главе Ростовцев Я.И.

6. октябрь 1860 г. – роспуск редакционных комиссий. Передача документов вначале в Главный комитет, а затем в Государственный совет.

7. 29 января -16 февраля 1861 г. – обсуждение и утверждение реформы в Государственном Совете.

8. 19 февраля 1961 г. подписание императором основных правовых документов по крестьянской реформе (всего 17), главными из которых были:

- Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»;

- Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости;

- Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости»

Ребята, хочу заострить ваше внимание на дату.

Она вам ничего не напоминает?

2. Основные положения реформы 1861 г.

Работа с документом. (Приложение 2) – раздаточный материал.

Прочитайте документ «Основные положения крестьянской реформы 1861 г.» и выделите основные положения крестьянской реформы.

Хорошо, давайте разберем каждое более подробно.

1. Крестьяне объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами.

Какие гражданские права вы можете назвать из документа?

Сейчас, нам кажется, что эти вещи элементарные, мы даже не задумываемся, что их у нас могло и не быть. А для крестьян они стали долгожданными.

2.Крестьяне получали землю в ограниченном размере.

Надел не мог быть выше установленной законом нормы. Он колебался от 3 до 12 десятин.

И если в крестьянском пользовании было больше установленной законом нормы, то помещик имел право отрезать излишки

(«отрезки»)

Важной частью реформы являлся вопрос о выкупе земли.

3. Землю крестьяне получали не безвозмездно, а должны были ее выкупать у помещика.

Дело в том, что крестьяне не могли выкупить всю землю сразу. Поэтому предприняты следующие меры: крестьяне пока не выкупят землю – временнообязанный. И несёт в пользу помещика повинности.

Размеры определялись Уставными грамотами.

Размер выкупа определялся следующим образом: стр. 142.

Давайте запишем это схемой. (Приложение 3)

Объяснение:

Выкупные платежи осуществлялись следующим образом:

Крестьянин выплачивает 20 %

Остальные 80% - государство. Но государство не дарило эти деньги помещику, а считалось, что крестьянин взял из в долг.

И на протяжении 49 лет с начислением 6% годовых он отдавал долг государству.

3. Значение отмены крепостного права.

Давайте вернемся к поставленному нами вопросу.

Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?

Какую оценку реформе вы можете дать?

В России было ликвидировано крепостничество. Крестьяне стали свободными людьми. Однако реформа сохранила крепостнические пережитки.

Крестьяне так и не получили землю в полную собственность, а значит не имели возможности перестроить свое хозяйство на новый лад.

Записывают тему урока в тетрадь.

Предполагаемые ответы:

 

 

 

 

 

 

Реформа – преобразование, вводимое законным путем.

Записывают определение в тетрадь.

Записывают в ходе объяснения этапы в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение о Ростовцеве Я.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы:

19 февраля Александр II вступил на престол.

6 лет со дня восшествия на престол.

 

 

Читают документ. Выделяют положения.

Записывают по ходу разъяснения основные положения крестьянской реформы в тетрадь.

Предполагаемые ответы:

- объявлялись свободными, могли производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т.д.)

- выступать от своего имени в суде

- возможность вступать в брак

 

 

 

 

 

 

Запись определения в тетрадь.

 

Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 г. в пользу помещика.

Запись определения в тетрадь.

Временнообязанный - категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями Александра II от 19 февраля 1861 г., но не переведённых на выкуп.

Уставные грамоты - документ, который устанавливал размер надела и повинности за пользование им временнообязанных крестьян

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемый ответ: реформа носила противоречивый характер

-С одной стороны- давали свободу, с другой стороны- необходимо было выкупать землю.

Запись вывода в тетрадь.

5.

Закрепление материала.

Работа с документом в конце параграфа.

Читают, отвечают на вопросы.

6.

Домашнее задание

§20, читать пересказ, вопросы. Выучить определения и даты.

Записывают задание в тетрадь (дневник).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2.

Документ: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.

Основные положения крестьянской реформы 1861 года:

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.

2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу...

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных» положениях.

4. Крестьяне за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работою или деньгами.

5. Возникающие из сего обстоятельства поземельные отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем Общем, так и в особых местных положениях.

6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:

а) чтобы надел, предоставленный крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определяется с этою целию в местных положениях;

б) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (причем не воспрещается, однако же, возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок);

в) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.

Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производятся на точном основании местных положений.

7. На сих основаниях составляются «уставные грамоты», в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего Положения... .

8. Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установленные повинности землею на основании местных положений, не обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы то ни было сверх того количеством земли...

9. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведывание общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных...

10. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею отвечает круговою порукою за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей...

Приложение 3.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Самоанализ урока.

При планировании урока учитывались возрастные особенности учащихся. В соответствии с задачами было подобрано содержание учебного материала, использовались различные методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Для активации мыслительной деятельности учащихся на уроке были использованы следующие режимы работы: «ученик-учитель», «учитель-класс».

Применение разнообразных форм работы: фронтальная, самостоятельная, групповая - позволили сделать урок более интересным. Используются различные формы: беседа, взаимообъяснение.

Уделено внимание работе с терминами, что способствует пониманию изучаемого материала. Структура урока была подчинена цели урока и содействовала достижению конечного результата урока.

Каждый предшествующий момент урока связан с последующим.

Осуществлению развивающего аспекта цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить.

В целом следует отметить урок прошёл хорошо, познавательно, поставленные цели и задачи были достигнуты в полном объёме. Атмосфера в классе была рабочей. Урок был насыщен разнообразными видами работ и заданий.

Было видно то, что ученики были заинтересованы новой темой, что было выявлено тем, что они задавали много интересующих их вопросов.

Подведены итоги урока, озвучены оценки.

 

Опубликовано в группе « Учителю истории и обществознания»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.