Учебный курс: История России. 8 класс.
Автор разработчик учебной программы: А.А. Данилов.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: смешанный
Тема урока: «Крестьянская реформа 1861 г.»
Цель урока: Раскрыть основные положения реформы. Дать оценку реформе.
Задачи:
Образовательные: познакомить с реформой отмены крепостного права, дать ей оценку.
Развивающие: развивать навыки работы с текстом учебника, формирование умения отвечать на вопросы по тексту учебника, обобщение материала, выделения главного.
Воспитательные: Способствовать воспитанию у учащихся уважения к историческим деятелям, внесшим большой вклад в процесс освобождения крестьян.
Оборудование: История России, XIX век. 8 класс/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М., Просвещение, 2014; мультимедийное оборудование.
Основные понятия: отрезки, рескрипт.
Основные даты: 19 февраля 1861 г.
План урока.
1.Организационный этап.
2. Актуализация знаний по теме «Накануне отмены крепостного права».
3. Изучение нового материала - Крестьянская реформа 1861 г.:
1) Подготовка крестьянской реформы.
2) Основные положения крестьянской реформы 1861 г.
3)Значение отмены крепостного права.
4. Закрепление материала
5. Домашнее задание.
Ход урока:
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационный этап.
|
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих. |
Приветствие, готовность к уроку. Запись числа в тетрадь. |
2 |
Актуализация знаний (этап проверки домашнего задания) |
На прошлом уроке мы с вами выясняли предпосылки и причины отмены крепостного права. Я бы хотела выяснить, как вы усвоили этот материал. (Фронтальный опрос) Каковы были причины отмены крепостного права? Кто начал заниматься крестьянским вопросом? Что вы можете о нем сказать? |
Учащиеся отвечают. Предполагаемые ответы. 1.Поражение в Крымской войне 2.Учащенные волнения крестьян. 3.Крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства. 4.Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало развитию промышленности. Александр II. |
3 |
Постановка проблемы урока. Изучение нового материала
|
Мы продолжаем рассматривать вопрос об отмене крепостного права. Цель нашего урока выяснить: Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года? Итак, тема сегодняшнего урока «Крестьянская реформа 1861 г.» А что такое реформа? Давайте зафиксируем определение. Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни. 1.Подготовка крестьянской реформы. Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 года. «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Это было первым шагом начала реформы. Давайте зафиксируем его в тетрадь. Делать будем это схемой. (Приложение 1) 1.Александ II заявил о необходимости крепостного права. 2.Январь 1857 г. - создан Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян» Но дело шло достаточно туго – ведь большинство сотрудников комитета являлись ярыми противниками отмены крепостного права. Тогда Александр принимает более действенные меры. И в этом ему помогает случай. … стр. 140. 3. 1857 г. - рескрипт об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. 5 декабря 1857 г. – рескрипт на имя Игнатьева. Обсуждение отмены крепостного права стало носить гласный и открытый характер. 4. Февраль 1858 год - Секретный комитет был преобразован в Главный комитет. Что стало окончательным шагом в обнародовании планов подготовки реформы. 5. март 1859 г. – учреждены Редакционные комиссии. Они занимались рассмотрением материалов, представленными губернскими комитетами, и составлением на из основе общего проекта закона об освобождении крестьян. Во главе Ростовцев Я.И. 6. октябрь 1860 г. – роспуск редакционных комиссий. Передача документов вначале в Главный комитет, а затем в Государственный совет. 7. 29 января -16 февраля 1861 г. – обсуждение и утверждение реформы в Государственном Совете. 8. 19 февраля 1961 г. подписание императором основных правовых документов по крестьянской реформе (всего 17), главными из которых были: - Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»; - Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; - Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости» Ребята, хочу заострить ваше внимание на дату. Она вам ничего не напоминает? 2. Основные положения реформы 1861 г. Работа с документом. (Приложение 2) – раздаточный материал. Прочитайте документ «Основные положения крестьянской реформы 1861 г.» и выделите основные положения крестьянской реформы. Хорошо, давайте разберем каждое более подробно. 1. Крестьяне объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами. Какие гражданские права вы можете назвать из документа? Сейчас, нам кажется, что эти вещи элементарные, мы даже не задумываемся, что их у нас могло и не быть. А для крестьян они стали долгожданными. 2.Крестьяне получали землю в ограниченном размере. Надел не мог быть выше установленной законом нормы. Он колебался от 3 до 12 десятин. И если в крестьянском пользовании было больше установленной законом нормы, то помещик имел право отрезать излишки («отрезки») Важной частью реформы являлся вопрос о выкупе земли. 3. Землю крестьяне получали не безвозмездно, а должны были ее выкупать у помещика. Дело в том, что крестьяне не могли выкупить всю землю сразу. Поэтому предприняты следующие меры: крестьяне пока не выкупят землю – временнообязанный. И несёт в пользу помещика повинности. Размеры определялись Уставными грамотами. Размер выкупа определялся следующим образом: стр. 142. Давайте запишем это схемой. (Приложение 3) Объяснение: Выкупные платежи осуществлялись следующим образом: Крестьянин выплачивает 20 % Остальные 80% - государство. Но государство не дарило эти деньги помещику, а считалось, что крестьянин взял из в долг. И на протяжении 49 лет с начислением 6% годовых он отдавал долг государству. 3. Значение отмены крепостного права. Давайте вернемся к поставленному нами вопросу. Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года? Какую оценку реформе вы можете дать? В России было ликвидировано крепостничество. Крестьяне стали свободными людьми. Однако реформа сохранила крепостнические пережитки. Крестьяне так и не получили землю в полную собственность, а значит не имели возможности перестроить свое хозяйство на новый лад. |
Записывают тему урока в тетрадь. Предполагаемые ответы:
Реформа – преобразование, вводимое законным путем. Записывают определение в тетрадь. Записывают в ходе объяснения этапы в тетрадь.
Сообщение о Ростовцеве Я.И.
Предполагаемые ответы: 19 февраля Александр II вступил на престол. 6 лет со дня восшествия на престол.
Читают документ. Выделяют положения. Записывают по ходу разъяснения основные положения крестьянской реформы в тетрадь. Предполагаемые ответы: - объявлялись свободными, могли производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т.д.) - выступать от своего имени в суде - возможность вступать в брак
Запись определения в тетрадь.
Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 г. в пользу помещика. Запись определения в тетрадь. Временнообязанный - категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями Александра II от 19 февраля 1861 г., но не переведённых на выкуп. Уставные грамоты - документ, который устанавливал размер надела и повинности за пользование им временнообязанных крестьян
Предполагаемый ответ: реформа носила противоречивый характер -С одной стороны- давали свободу, с другой стороны- необходимо было выкупать землю. Запись вывода в тетрадь. |
5. |
Закрепление материала. |
Работа с документом в конце параграфа. |
Читают, отвечают на вопросы. |
6. |
Домашнее задание |
§20, читать пересказ, вопросы. Выучить определения и даты. |
Записывают задание в тетрадь (дневник). |
Приложение 1.
Приложение 2.
Документ: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.
Основные положения крестьянской реформы 1861 года:
1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.
2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу...
3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных» положениях.
4. Крестьяне за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работою или деньгами.
5. Возникающие из сего обстоятельства поземельные отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем Общем, так и в особых местных положениях.
6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:
а) чтобы надел, предоставленный крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определяется с этою целию в местных положениях;
б) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (причем не воспрещается, однако же, возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок);
в) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.
Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производятся на точном основании местных положений.
7. На сих основаниях составляются «уставные грамоты», в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего Положения... .
8. Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установленные повинности землею на основании местных положений, не обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы то ни было сверх того количеством земли...
9. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведывание общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных...
10. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею отвечает круговою порукою за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей...
Приложение 3.
Самоанализ урока.
При планировании урока учитывались возрастные особенности учащихся. В соответствии с задачами было подобрано содержание учебного материала, использовались различные методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Для активации мыслительной деятельности учащихся на уроке были использованы следующие режимы работы: «ученик-учитель», «учитель-класс».
Применение разнообразных форм работы: фронтальная, самостоятельная, групповая - позволили сделать урок более интересным. Используются различные формы: беседа, взаимообъяснение.
Уделено внимание работе с терминами, что способствует пониманию изучаемого материала. Структура урока была подчинена цели урока и содействовала достижению конечного результата урока.
Каждый предшествующий момент урока связан с последующим.
Осуществлению развивающего аспекта цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить.
В целом следует отметить урок прошёл хорошо, познавательно, поставленные цели и задачи были достигнуты в полном объёме. Атмосфера в классе была рабочей. Урок был насыщен разнообразными видами работ и заданий.
Было видно то, что ученики были заинтересованы новой темой, что было выявлено тем, что они задавали много интересующих их вопросов.
Подведены итоги урока, озвучены оценки.