Презентация на тему «Критики о творчестве И.С. Тургенева» (10 класс)
КРИТИКИ О ТВОРЧЕСТВЕ И.С. ТУРГЕНЕВА СТАТЬИ КРИТИКОВ (Н. ДОБРОЛЮБОВА, Д. ПИСАРЕВА, Н. СТРАХОВА и т.д.)
В.БЕЛИНСКИЙ И И.ТУРГЕНЕВ В 1843 году Тургенев знакомится с великим русским критиком В.Г. Белинским, который высоко оценил в Тургеневе глубокую философскую подготовку и тонкое художественное чутьё. Именно Белинский нацелил Тургенева на создание сборника «Записки охотника», убеждая его обратиться к изображению народной жизни: «Народ — почва, — говорил он, — хранящая жизненные соки всякого развития; личность — плод этой почвы». Борис Лебедев. В.Г. Белинский и И. С. Тургенев
КРИТИКИ О ПОВЕСТИ «АСЯ» Ася является в повести Тургенева восемнадцатилетней девушкой; в ней кипят молодые силы, и кровь играет, и мысль бегает; она на все смотрит с любопытством, но ни во что не вглядывается; посмотрит, и отвернется, и опять взглянет на что-нибудь новое; она с жадностью ловит впечатления и делает это без всякой цели и совершенно бессознательно; сил много, но силы эти бродят. На чем они сосредоточатся и что из этого выйдет, вот вопрос, который начинает занимать читателя тотчас после первого знакомства с этой своеобразной и прелестной фигурой... ...Что же касается до тестообразного г. Н., то он поступил так замысловато и вследствие этого так глупо, как может поступить только существо, лишенное плоти и крови или одаренное весьма жалкою дозою крови плохого достоинства... У него все перепутано: чувство врывается в процесс мысли, мысль парализует чувство... Это - ходячая теория, человеческая голова на кур , ножках, выжатый лимон без соку, без вкуса и без остроты. Д. И. Писарев. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова.
КРИТИКИ О ПОВЕСТИ «АСЯ» Все лица повести - люди из лучших между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные, проникнутые благороднейшим образом мыслей... ...Вот человек (господин Н.), сердце которого открыто всем высоким чувствам, честность которого непоколебима, мысль которого приняла в себя все, за что наш век называется веком благородных стремлений. И что же делает этот человек? Он делает сцену, какой устыдился бы последний взяточник. Он чувствует самую сильную и чистую симпатию к девушке, которая любит его; он часа не может прожить, не видя этой девушки... Мы видим Ромео, мы видим Джульетту, счастью которых ничто не мешает, и приближается минута, когда навеки решится их судьба,- для этого Ромео должен только сказать: «Я люблю тебя, любишь ли ты меня?» и Джульетта прошепчет: «Да...» И что же делает наш Ромео (так мы будем называть героя повести, фамилия которого не сообщена нам автором рассказа), явившись на свидание с Джульеттой? Он ей делает выговоры за то, что она его компрометирует! Что это за нелепая жестокость? Что это за низкая грубость? И этот человек, поступающий так подло, выставлялся благородным до сих пор... Таково было впечатление, произведенное на многих совершенно неожиданным оборотом отношений нашего Ромео к его Джульетте... [Но] вы вините человека,- всмотритесь прежде, он ли в том виноват, за что вы его вините, или виноваты обстоятельства и привычки общества, всмотритесь хорошенько, быть может, тут вовсе не вина его, а только беда его... Из того, что жестокая неприятность, которой подвергается Ася, приносит ему самому не пользу или удовольствие, а стыд перед самим собой... мы видим, что он попал не в вину, а в беду... Он не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь... Он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск, опять-таки потому, что жизнь приучила его только к бледной мелочности во всем... Чем он хуже других? Чем он хуже нас всех?.. И. Г. Чернышевский. Русский человек на rendez-vous (Rendez-vous (франц.) - рандеву (свидание)).
Н ДОБРОЛЮБОВ. КРИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «КОГДА ЖЕ ПРИДЁТ НАСТОЯЩИЙ ДЕНЬ?» Добролюбов, опубликовавший в журнале «Современник» в связи с выходом романа «Накануне» статью «Когда же придет настоящий день?», основываясь на реалистическом изображении жизни в этом произведении, говорил о появлении в ближайшее время русского Инсарова — борца за освобождение народа от крепостничества. Но Тургенев, как человек либеральных взглядов, вопреки своему писательскому предвидению, не согласился с таким выводом критика, что послужило причиной разрыва Тургенева с «Современником».
КРИТИКИ О РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ» «...Роман этот, очевидно, составляет вопрос и вызов, обращенный к молодому поколению старшею частью общества. Один из лучших людей старшего поколения, Тургенев, писатель честный, написавший и напечатавший «Записки охотника» задолго до уничтожения крепостного права, Тургенев, говорю я, обращается к молодому поколению и громко предлагает ему вопрос: «Что вы за люди? Я вас не понимаю, я вам не могу и не умею сочувствовать. Вот что я успел подметить. Объясните мне это явление». Таков настоящий смысл романа. Этот откровенный и честный вопрос пришелся как нельзя более вовремя. Его предлагала вместе с Тургеневым вся старшая половина читающей России. Этот вызов на объяснение невозможно было отвергнуть. Отвечать на него литературе было необходимо...» (Д.И. Писарев, статья «Реалисты», 1864 г.)