Кроссворды «Светлячок и ПДД» (для 1-2 классов)
Пояснительная записка
Название головоломки
Кроссворды «Светлячок и ПДД» (для 1-2 классов)
Образовательная цель и задачи
Цель – формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
1. Создание условий для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения (актуализация знаний по ПДД, воспитание грамотных пешеходов).
2. Формирование у учащихся устойчивых привычек по соблюдению правил безопасности.
3. Разъяснительная работа по популяризации использования световозвращателей и поддержка акции «Засветись!».
Возрастная аудитория:
Для детей 7-9 лет (учащиеся 1-2 классов)
Изучаемый предмет:
Работа по воспитанию безопасного поведения младших школьников на улице является важной частью занятий по основам безопасности жизнедеятельности, ознакомлению с окружающим миром, внеклассной работы с учащимися. Это способствует актуализации знаний по правилам дорожного движения, что особенно важно в начале и в конце учебного года.
Источники информации, использованные при создании головоломки, вопросов и ответов:
изображение персонажа «Светлячок» взято с фотохостинга Pinterest, URL: https://www.pinterest.ru/pin/316307573803580928/ (дата обращения: 04.02.2020)
информация в раздел «Актуальность» подобрана из статьи «Российской газеты»: URL: https://rg.ru/2017/04/10/v-rossii-ustanovili-trebovaniia-dlia-svetovozvrashchaiushchih-elementov-na-odezhde.html (дата обращения: 04.02.2020)
Актуальность
«1 июля 2015 года вступили в силу поправки в правила дорожного движения. Он должен иметь на одежде или рюкзаке световозвращающий элемент, если передвигается в темное время суток вдоль дорог. При этом такое требование относится только к тем, кто движется по обочинам за пределами населенного пункта. Считается, что в населенных пунктах дороги должны быть освещены. Хотя зачастую это не соответствует действительности. В некоторых населенных пунктах фонари выключают на ночь даже на участках федеральных трасс»1.
«В 2017 году Росстандарт утвердил ГОСТ Р 57422-2017 "Световозвращающие элементы и изделия для пешеходов и других участников дорожного движения". Национальные стандарты в этой сфере введены впервые. Эксперты в области безопасности дорожного движения отмечают, что некоторые виды световозвращающих элементов имеют недостаточный коэффициент световозвращения, а значит, не обеспечивают видимость пешехода на дорогах»2.
Отметим, что сейчас в стране ведется большая разъяснительная работа по популяризации световозвращателей, а также по организации их распространения и доступности для населения.
Рекомендации по использованию кроссвордов
Перед разгадыванием кроссворда проводятся беседы, обсуждение ситуаций, дети делятся своими наблюдениями, возможен просмотр видео, презентаций с соответствующей тематикой. Работа проводится комплексно (дети должны увидеть дорожные ситуации с разных сторон – со стороны пешеходов и водителей). Для включения в занятия игрового момента можно использовать персонаж «Светлячок». Материал для обсуждения и объем информации подбирается с учетом возрастных особенностей учащихся (усложняется от 1 к 4 классу). Например, в 1 и 2 классах список вопросов для обсуждения может быть следующим:
1. Кто является «пешеходом»?
2. Кто является «пассажиром», «водителем»?
3. Где должны ходить пешеходы?
4. Где должны ездить автомобили?
5. Что такое перекресток?
6. Где и как нужно переходить улицу?
7. Как обозначается пешеходный переход на проезжей части?
8. Как регулируется движение на улице?
9. Какие сигналы светофора вы знаете?
Завершающим этапом занятия становится разгадывание кроссворда.
В 1 и 2 классах учитель предлагает кроссворд в конце проведенной беседы, в которой проговаривались слова-ключи. Самое простое решение для демонстрации кроссворда – использовать интерактивную доску или оформить анимированную презентацию. Учитель зачитывает вопросы вслух и, получив от учащихся правильный ответ, заполняет поле ответа.
Кроссворды для 1 и 2 классов содержат по 8 слов. После разгадывания кроссворда в качестве поощрения (приза) рекомендуется раздать всем образцы световозвращателей. В каждом кроссворде присутствует слово «световозвращатель».
Задания кроссвордов «Светлячок и ПДД» и ответы к ним
Кроссворд «Светлячок и ПДД» (для 1 класса)
Список слов (1 класс):
1) пешеход
Человек идет пешком,
Машины едут быстро.
На дороге есть участок
Специально для него –
Пешеходная дорожка.
Он пройдет по ней легко.
Ребята, как называют его?
2) светофор
Пешеходу он светит красным и зеленым,
Водителю – еще и желтым.
Так он регулирует движение
И делает путь безопасным.
3) световозвращатель
(Вопрос от Светлячка) Он ярко отражает свет фар, позволяя водителю издалека увидеть пешехода. Это может быть специальный брелок, полоска ткани, наклейка. (Подсказка от Светлячка: название его составлено из слов «свет» и «возвращать»)
4) дорога
Она – для движения транспорта.
Бывает грунтовой, бывает с асфальтом.
На ней бывают разметки, а вдоль – остановки, парковки…
5) зебра
Это разметка дорожная – друг пешехода верный,
Из-за того, что она в полоску, ее называют ______ (зеброй).
6) красный
Когда светофор сигналит «Нельзя выходить на дорогу!», горит такой свет.
7) переход
Чтобы перейти дорогу,
Нужно искать не только зебру.
Бывает подземный, бывает в виде моста –
Цель у него проста.
8) зеленый
Когда светофор сигналит «Можно перейти дорогу!», горит такой свет.
Кроссворд «Светлячок и ПДД» (для 2 класса)
Список слов (2 класс):
1) световозвращатель
(Вопрос от Светлячка) Он ярко отражает свет фар, позволяя водителю издалека увидеть пешехода. Это может быть специальный брелок, полоска ткани, наклейка. (Подсказка от Светлячка: название его составлено из слов «свет» и «возвращать»)
2) светофор
Пешеходу он светит красным и зеленым,
Водителю – еще и желтым.
Так он регулирует движение
И делает путь безопасным.
3) водитель
Участник дорожного движения,
На котором большая ответственность –
Ведь он управляет транспортом.
Поэтому он обязан знать правила и быть очень внимательным.
4) пешеход
Человек идет пешком,
Машины едут быстро.
На дороге есть участок
Специально для него –
Пешеходная дорожка.
Он пройдет по ней легко.
Ребята, как называют его?
5) правила
Их знание дает понимание.
Их соблюдение дает безопасность.
Их нужно выучить и помнить
И пешеходу, и шоферу.
(Подсказка от Светлячка: «Сокращенно мы их называем «ПДД»)
6) переход
Чтобы перейти дорогу,
Нужно искать не только зебру.
Бывает подземный, бывает в виде моста –
Цель у него проста.
7) дорога
Она – для движения транспорта.
Бывает грунтовой, бывает с асфальтом.
На ней бывают разметки, а вдоль – остановки, парковки…
8) освещение
(Вопрос от Светлячка) Это условие очень важно в темное время суток. Когда включаются фонари вдоль дорог, когда светят фары автомобиля, для участников дорожного движения создаются необходимые условия видимости. Это называется называется ____________ (освещение) дороги в темное время суток.
1 Источник: URL: https://rg.ru/2017/04/10/v-rossii-ustanovili-trebovaniia-dlia-svetovozvrashchaiushchih-elementov-na-odezhde.html (дата обращения: 04.02.2020)
2 См. там же
8