Авторская программа «Игра светлячков — Разноцветная карусель» (для учащихся 1-ых классов)
Игровая деятельность во внеурочное время как средство социализации младших школьников Автор : Лотина Людмила Викторовна, Заслуженный учитель Республики Мордовия, учитель высшей категории МОУ «Лицей №26» г.о. Саранск 2015 год
Цель исследования: выявить формы и методы игровой деятельности, эффективно обеспечивающие процесс социализации младших школьников во внеурочное время. Объект исследования: социализация младших школьников. Предмет исследования: игра как средство социализации младших школьников во внеурочное время. Гипотеза исследования: в процессе игры во внеурочное время младшие школьники могут усвоить социально значимые знания, умения, ценностные отношения, а также опыт творчества.
Задачи: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Раскрыть возможности организации игровой деятельности в социализации младших школьников во внеурочное время. 3. Обобщить авторский опыт работы по использованию игровой деятельности в социализации младших школьников во внеурочной работе. 4. Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по организации игровой деятельности во внеурочное время в аспекте социализации детей.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, анкетирование, наблюдение, беседы. Экспериментальной базой исследования явился МОУ «Лицей №26» г.о. Саранск, Республики Мордовия.
В первой главе «Теоретические основы социализации В первой главе «Теоретические основы социализации младших школьников посредством использования игровой деятельности» проанализированы теоретические основы развития социализации личности младших школьников, важности игровой деятельности во внеурочное время. Во второй главе «Практические основы организации во внеурочное время игровой деятельности детей младшего школьного возраста» определена специфика внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного стандарта начального общего образования, что позволит преодолеть многие негативные тенденции, связанные с развитием социальной активности личности в младшем школьном возрасте.
Для обобщения опыта работы по социализации Для обобщения опыта работы по социализации личности в начальной школе во внеурочное время было проведено опытно-экспериментальное исследование за период работы с 2001 года по 2015 год.
Игра светлячков «Разноцветная карусель» (1-ый класс – 2011г.)
Игра светлячков «Путешествие на Удивительные планеты» (2-ой класс-2012г.)
Игра светлячков «Спортивный калейдоскоп» (3-ий класс-2013г.)
Игра светлячков «Экспедиция ИКС» ( 4-ый класс-2014г.).
Все события отражались в фотолетописи на сайте Все события отражались в фотолетописи на сайте нашего класса, в разделах «Молодцы», «Ученик месяца». В разделе «Твори, выдумывай, пробуй» материал о путешествиях на Семейные планеты, тематические зарядки каждой семьи. В 2014-20015 учебном году – материал о Днях учеников с их программой «Мир моих увлечений».
Дети –Учитель-Родители
В работе основная методика организации игровой деятельности детей – методика КТД (коллективно-творческих дел). Анализ собственного педагогического опыта (стаж 41 год) позволяет делать вывод: это лучшее, что придумано для детей: и сменность поручений, и дух соревнования, и участие в делах коллектива каждого ученика.
Действуют «4 сами»: Действуют «4 сами»: сами придумываем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем.
Нами был проведен опрос младших школьников, обучающихся в 4 «А» классе МОУ « Лицей №26». Вопросы анкеты, на которые отвечали участники игры светлячков, представлены в Приложении №1. Данные анкеты представлены на диаграмме успешности и графике активности участия. Нами был проведен опрос младших школьников, обучающихся в 4 «А» классе МОУ « Лицей №26». Вопросы анкеты, на которые отвечали участники игры светлячков, представлены в Приложении №1. Данные анкеты представлены на диаграмме успешности и графике активности участия. 2 класс 4 класс
График активности участия в игре с 1-го по 4 класс Количество ответов
Заключение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что большим педагогическим потенциалом в социализации детей младшего школьного возраста обладает внеурочная работа. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, есть возможность реализовать различные виды игр, разрабатывать авторские программы игровой деятельности.
Заключение. В процессе опытно-экспериментальной работы на базе МОУ «Лицей №26» г.о. Саранск в 4 «А» классе нами был обобщён педагогический опыт по использованию игровой деятельности в социализации младших школьников во внеурочное время, были получены данные, свидетельствующие о том, что изменился и значительно повысился уровень развития социальной активности младших школьников, с помощью системной организации игровой деятельности во внеурочное время. Были разработаны рекомендации по использованию игровых технологий в воспитательном процессе начальной школы в аспекте социализации младших школьников во внеурочное время. Предложена программа игры «Разноцветная карусель» для учеников 1-го класса.
Таким образом, результаты работы позволяют заключить, что выдвинутая гипотеза о том, что в процессе игры во внеурочное время младшие школьники могут усвоить социально значимые знания, умения, ценностные отношения, а также опыт творчества, подтвердилась. Таким образом, результаты работы позволяют заключить, что выдвинутая гипотеза о том, что в процессе игры во внеурочное время младшие школьники могут усвоить социально значимые знания, умения, ценностные отношения, а также опыт творчества, подтвердилась.