Авторская программа «Игра светлячков — Разноцветная карусель» (для учащихся 1-ых классов)

0
0
Материал опубликован 11 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Программа игры

«Разноцветная карусель»

(для учащихся 1-ых классов)

Пояснительная записка

Программа игры « Разноцветная карусель» имеет эколого-краеведческую направленность.

Это длительная комплексная игра. Организация конкретных дел (конкурсов, игр, праздников, турниров) проводится по методике КТД, позволяющей привлечь к подготовке всех заинтересованных детей и взрослых. В ходе игры у участников формируются представления об окружающем мире, прививается интерес к наблюдениям за происходящими изменениями в родном крае, воспитываются уважение к людям труда, любовь к родному краю и городу.

Игра состоит из 4 блоков-«аттракционов»: I четверть – «Осеннее разноцветье»; II четверть – «Весёлое новогодие»; III четверть – «Весенняя радуга»; IV четверть – «Солнечная лучистость». Старт каждого этапа игры даётся в начале каждой четверти. Раскручивая модель карусели, мы останавливаемся на том или ином аттракционе (на той или иной площадке).

Актуальность программы игры «Разноцветная карусель» определяется рядом факторов :

- во-первых, целью современного образования, направленного

общекультурное, познавательное и личностное развитие ребенка;

- во-вторых, программа создает условия для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, обеспечивающую освоение обучающимися универсальных учебных действий, которые рассматриваются в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве базовой компетенции;

- в-третьих, использование в качестве содержательной основы предмета исследовательской деятельности компонентов окружающей природы обеспечивает личностную значимость исследований, способствует формированию экологической культуры.

Психолого-педагогическую и методическую основу данной программы составили идеи личностно ориентированного (Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков, А.В.Хуторской, И.Я.Лернер, И.С.Якиманская) и экологического образования (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, В.В. Николина, Н.Ф. Винокурова, Г.С, Камерилова, Н.Ю. Киселева), развития творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарева).

Цель: воспитание экологической культуры через создание условий, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Задачи:

Личностные:

1.Способствовать формированию бережного отношения к природе.

2. Содействовать воспитанию у учащихся потребности в общении с природой.

Метапредметные:

1. Способствовать развитию познавательного интереса к природе своего края.

2. Создать условия для развития личностных качеств посредством включения в активную исследовательскую деятельность.

3. Содействовать развитию коммуникативных навыков.

Предметные:

1.Формирование начальных знаний о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края.

2.Формирование основ экологической грамотности, осознание целостности окружающего мира.

Особенности программы:

В основе содержания программы игры «Разноцветная карусель » лежит исследовательская и практическая природоохранная деятельность школьников, связанная с изучением природы родного края.

Младший школьный возраст – это период, когда в основном оформляется характер ребенка, становление его основных черт. В это время активно продолжается формироваться культура отношений в системе человек окружающая среда. Учитывая психологические особенности детей данного возраста, программа предполагает в качестве основных видов деятельности экологические игры, использование экологических сказок, работу с детской литературой, экскурсии по родному краю, выполнение простейших исследовательских работ.

Программа игры «Разноцветная карусель» предназначена для обучения учащихся 1-х классов и рассчитана на 1 год обучения (34 часа).

Формы занятий: для реализации программы используются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Режим занятий устанавливается в соответствии с расписанием.

Ожидаемые результаты реализации программы и способы определения результативности:

Личностные результаты:

- мотивация личности ребенка к познанию и творчеству;

- готовность работать в группе и самостоятельно;

- ценностно-смысловые установки обучающихся, связанные с осознанием целостности и ценности окружающего мира;

- освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы;

- развитие эмоциональной сферы, образного мышления.

Метапредметные результаты:

- умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве сети интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;

- овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи исследовательской деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- освоение доступных способов изучения природы.

Предметные результаты:

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы в соответствии с содержанием дополнительной образовательной программы.

Формы и способы проверки знаний, их периодичность.

При реализации программы игры «Разноцветная карусель » проводятся следующие виды контроля знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися: текущий, тематический, итоговый.

Текущий контроль позволяет проверить степень усвоения материала, сформированности практических навыков в ходе каждого занятия. Для этого используется текущее тестирование, проводятся викторины, мини-выставки, конкурсы дневников наблюдений, анкетирование, конкурсы творческих работ учащихся.

Тематический контроль представлен в виде отчетов по результатам экскурсий, коллективных творческих работ, исследовательских работ учащихся.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года после прохождения экологической тропы. Это «Фестиваль творческих открытий», на котором представляются лучшие работы учащихся: исследовательские; творческие работы.

Учащимся, успешно освоившим дополнительную образовательную программу игры «Разноцветная карусель», вручается соответствующий диплом.

Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме выставок творческих работ учащихся, участия в конкурсах исследовательских работ школьного, муниципального, регионального и федерального уровней.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Темы занятий

Всего часов

Кон-курсы, празд-ники, экску-рсии

Груп-повые заня-тия на иссле-дова-тель-ских пло-щад-ках

1

1 аттракцион

«Осеннее разноцветье»

Игровое занятие «Красный, жёлтый, зелёный»

Практическое занятие «Чтобы людям радость дарить, нужно добрым и вежливым быть»

Изготовление поделок к выставке «Удивительные ветки и коренья» .

Экскурсия в музей изобразительных искусств им. С.Эрьзи

Ключевое дело: «Защита времён года»

Исследовательская площадка по дополнительным материалам к учебнику «Окружающий мир»

9ч.

5ч.

4ч.

 

2 аттракцион

«Весёлое новогодие»

Игра-тренинг «Каков я и мир вокруг меня»

Спортчас «Снежный лабиринт»

Работа мастерской Деда Мороза

Экскурсия в музей национальной культуры

Ключевое дело:Новоголнее цирковое шоу Исследовательская площадка по дополнительным материалам к учебнику «Окружающий мир»

7ч.

5ч.

2ч.

 

3 аттракцион

«Весенняя радуга»

Конкурс плакатов «Мы живём в городе Саранске».

Мальвинины уроки вежливости.

Оформление выставки «Весенние краски».

Экскурсия в краеведческий музей.

Праздник прощания с букварём.

Ключевое дело: Фестиваль «Весенняя капель».

Исследовательская площадка по дополнительным материалам к учебнику «Окружающий мир».

10ч.

5ч.

5ч.

 

4 аттракцион

«Солнечная лучистость»

Конкурс рассказов «Один на улице» (правила поведения на улице, игры на улице)

Экологическая беседа «Рекорды в мире природы»

Марш-бросок через лесок

Экскурсия в зоопарк

Ключевое дело: Брейн-ринг «Цветочная азбука»

Исследовательская площадка по дополнительным материалам к учебнику «Окружающий мир»

8ч.

5ч.

3ч.

Что в результате игры должно произойти?

Для ребёнка: раскрытие способностей, развитие склонностей и интересов, приобретение новых знаний, умений и друзей.

Для родителей: новые средства общения с ребёнком, возможность лучше его узнать как «самостоятельного человека», «творческую личность».

Для педагога:

- использование различных приёмов подачи учебного материала через игру, конкурс;

- диагностика, стимулирование детей младшего возраста к познанию духовного мира;

- помощь в общении друг с другом;

- развитие организаторских, лидерских способностей младших школьников.

Презентация
PPTX / 7.22 Мб

Предварительный просмотр презентации

Игровая деятельность во внеурочное время как средство социализации младших школьников Автор : Лотина Людмила Викторовна, Заслуженный учитель Республики Мордовия, учитель высшей категории МОУ «Лицей №26» г.о. Саранск 2015 год

Цель исследования: выявить формы и методы игровой деятельности, эффективно обеспечивающие процесс социализации младших школьников во внеурочное время. Объект исследования: социализация младших школьников. Предмет исследования: игра как средство социализации младших школьников во внеурочное время. Гипотеза исследования: в процессе игры во внеурочное время младшие школьники могут усвоить социально значимые знания, умения, ценностные отношения, а также опыт творчества.

Задачи: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Раскрыть возможности организации игровой деятельности в социализации младших школьников во внеурочное время. 3. Обобщить авторский опыт работы по использованию игровой деятельности в социализации младших школьников во внеурочной работе. 4. Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по организации игровой деятельности во внеурочное время в аспекте социализации детей.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, анкетирование, наблюдение, беседы. Экспериментальной базой исследования явился МОУ «Лицей №26» г.о. Саранск, Республики Мордовия.

В первой главе «Теоретические основы социализации В первой главе «Теоретические основы социализации младших школьников посредством использования игровой деятельности» проанализированы теоретические основы развития социализации личности младших школьников, важности игровой деятельности во внеурочное время. Во второй главе «Практические основы организации во внеурочное время игровой деятельности детей младшего школьного возраста» определена специфика внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного стандарта начального общего образования, что позволит преодолеть многие негативные тенденции, связанные с развитием социальной активности личности в младшем школьном возрасте.

Для обобщения опыта работы по социализации Для обобщения опыта работы по социализации личности в начальной школе во внеурочное время было проведено опытно-экспериментальное исследование за период работы с 2001 года по 2015 год.

Игра светлячков «Разноцветная карусель» (1-ый класс – 2011г.)

Игра светлячков «Путешествие на Удивительные планеты» (2-ой класс-2012г.)

Игра светлячков «Спортивный калейдоскоп» (3-ий класс-2013г.)

Игра светлячков «Экспедиция ИКС» ( 4-ый класс-2014г.).

Все события отражались в фотолетописи на сайте Все события отражались в фотолетописи на сайте нашего класса, в разделах «Молодцы», «Ученик месяца». В разделе «Твори, выдумывай, пробуй» материал о путешествиях на Семейные планеты, тематические зарядки каждой семьи. В 2014-20015 учебном году – материал о Днях учеников с их программой «Мир моих увлечений».

Дети –Учитель-Родители

В работе основная методика организации игровой деятельности детей – методика КТД (коллективно-творческих дел). Анализ собственного педагогического опыта (стаж 41 год) позволяет делать вывод: это лучшее, что придумано для детей: и сменность поручений, и дух соревнования, и участие в делах коллектива каждого ученика.

Действуют «4 сами»: Действуют «4 сами»: сами придумываем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем.

Нами был проведен опрос младших школьников, обучающихся в 4 «А» классе МОУ « Лицей №26». Вопросы анкеты, на которые отвечали участники игры светлячков, представлены в Приложении №1. Данные анкеты представлены на диаграмме успешности и графике активности участия. Нами был проведен опрос младших школьников, обучающихся в 4 «А» классе МОУ « Лицей №26». Вопросы анкеты, на которые отвечали участники игры светлячков, представлены в Приложении №1. Данные анкеты представлены на диаграмме успешности и графике активности участия. 2 класс 4 класс

График активности участия в игре с 1-го по 4 класс Количество ответов

Заключение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что большим педагогическим потенциалом в социализации детей младшего школьного возраста обладает внеурочная работа. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, есть возможность реализовать различные виды игр, разрабатывать авторские программы игровой деятельности.

Заключение. В процессе опытно-экспериментальной работы на базе МОУ «Лицей №26» г.о. Саранск в 4 «А» классе нами был обобщён педагогический опыт по использованию игровой деятельности в социализации младших школьников во внеурочное время, были получены данные, свидетельствующие о том, что изменился и значительно повысился уровень развития социальной активности младших школьников, с помощью системной организации игровой деятельности во внеурочное время. Были разработаны рекомендации по использованию игровых технологий в воспитательном процессе начальной школы в аспекте социализации младших школьников во внеурочное время. Предложена программа игры «Разноцветная карусель» для учеников 1-го класса.

Таким образом, результаты работы позволяют заключить, что выдвинутая гипотеза о том, что в процессе игры во внеурочное время младшие школьники могут усвоить социально значимые знания, умения, ценностные отношения, а также опыт творчества, подтвердилась. Таким образом, результаты работы позволяют заключить, что выдвинутая гипотеза о том, что в процессе игры во внеурочное время младшие школьники могут усвоить социально значимые знания, умения, ценностные отношения, а также опыт творчества, подтвердилась.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.