Авторская программа «Игра светлячков — Разноцветная карусель» (для учащихся 1-ых классов)
Пояснительная записка к презентации
Программа игры
«Разноцветная карусель»
(для учащихся 1-ых классов)
Пояснительная записка
Программа игры « Разноцветная карусель» имеет эколого-краеведческую направленность.
Это длительная комплексная игра. Организация конкретных дел (конкурсов, игр, праздников, турниров) проводится по методике КТД, позволяющей привлечь к подготовке всех заинтересованных детей и взрослых. В ходе игры у участников формируются представления об окружающем мире, прививается интерес к наблюдениям за происходящими изменениями в родном крае, воспитываются уважение к людям труда, любовь к родному краю и городу.
Игра состоит из 4 блоков-«аттракционов»: I четверть – «Осеннее разноцветье»; II четверть – «Весёлое новогодие»; III четверть – «Весенняя радуга»; IV четверть – «Солнечная лучистость». Старт каждого этапа игры даётся в начале каждой четверти. Раскручивая модель карусели, мы останавливаемся на том или ином аттракционе (на той или иной площадке).
Актуальность программы игры «Разноцветная карусель» определяется рядом факторов :
- во-первых, целью современного образования, направленного
общекультурное, познавательное и личностное развитие ребенка;
- во-вторых, программа создает условия для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, обеспечивающую освоение обучающимися универсальных учебных действий, которые рассматриваются в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве базовой компетенции;
- в-третьих, использование в качестве содержательной основы предмета исследовательской деятельности компонентов окружающей природы обеспечивает личностную значимость исследований, способствует формированию экологической культуры.
Психолого-педагогическую и методическую основу данной программы составили идеи личностно ориентированного (Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков, А.В.Хуторской, И.Я.Лернер, И.С.Якиманская) и экологического образования (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, В.В. Николина, Н.Ф. Винокурова, Г.С, Камерилова, Н.Ю. Киселева), развития творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарева).
Цель: воспитание экологической культуры через создание условий, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Задачи:
Личностные:
1.Способствовать формированию бережного отношения к природе.
2. Содействовать воспитанию у учащихся потребности в общении с природой.
Метапредметные:
1. Способствовать развитию познавательного интереса к природе своего края.
2. Создать условия для развития личностных качеств посредством включения в активную исследовательскую деятельность.
3. Содействовать развитию коммуникативных навыков.
Предметные:
1.Формирование начальных знаний о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края.
2.Формирование основ экологической грамотности, осознание целостности окружающего мира.
Особенности программы:
В основе содержания программы игры «Разноцветная карусель » лежит исследовательская и практическая природоохранная деятельность школьников, связанная с изучением природы родного края.
Младший школьный возраст – это период, когда в основном оформляется характер ребенка, становление его основных черт. В это время активно продолжается формироваться культура отношений в системе человек – окружающая среда. Учитывая психологические особенности детей данного возраста, программа предполагает в качестве основных видов деятельности экологические игры, использование экологических сказок, работу с детской литературой, экскурсии по родному краю, выполнение простейших исследовательских работ.
Программа игры «Разноцветная карусель» предназначена для обучения учащихся 1-х классов и рассчитана на 1 год обучения (34 часа).
Формы занятий: для реализации программы используются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Режим занятий устанавливается в соответствии с расписанием.
Ожидаемые результаты реализации программы и способы определения результативности:
Личностные результаты:
- мотивация личности ребенка к познанию и творчеству;
- готовность работать в группе и самостоятельно;
- ценностно-смысловые установки обучающихся, связанные с осознанием целостности и ценности окружающего мира;
- освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы;
- развитие эмоциональной сферы, образного мышления.
Метапредметные результаты:
- умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве сети интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;
- овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи исследовательской деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- освоение доступных способов изучения природы.
Предметные результаты:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы в соответствии с содержанием дополнительной образовательной программы.
Формы и способы проверки знаний, их периодичность.
При реализации программы игры «Разноцветная карусель » проводятся следующие виды контроля знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися: текущий, тематический, итоговый.
Текущий контроль позволяет проверить степень усвоения материала, сформированности практических навыков в ходе каждого занятия. Для этого используется текущее тестирование, проводятся викторины, мини-выставки, конкурсы дневников наблюдений, анкетирование, конкурсы творческих работ учащихся.
Тематический контроль представлен в виде отчетов по результатам экскурсий, коллективных творческих работ, исследовательских работ учащихся.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года после прохождения экологической тропы. Это «Фестиваль творческих открытий», на котором представляются лучшие работы учащихся: исследовательские; творческие работы.
Учащимся, успешно освоившим дополнительную образовательную программу игры «Разноцветная карусель», вручается соответствующий диплом.
Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме выставок творческих работ учащихся, участия в конкурсах исследовательских работ школьного, муниципального, регионального и федерального уровней.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Темы занятий |
Всего часов |
Кон-курсы, празд-ники, экску-рсии |
Груп-повые заня-тия на иссле-дова-тель-ских пло-щад-ках |
1 |
1 аттракцион «Осеннее разноцветье» Игровое занятие «Красный, жёлтый, зелёный» Практическое занятие «Чтобы людям радость дарить, нужно добрым и вежливым быть» Изготовление поделок к выставке «Удивительные ветки и коренья» . Экскурсия в музей изобразительных искусств им. С.Эрьзи Ключевое дело: «Защита времён года» Исследовательская площадка по дополнительным материалам к учебнику «Окружающий мир» |
9ч. |
5ч. |
4ч. |
2 аттракцион «Весёлое новогодие» Игра-тренинг «Каков я и мир вокруг меня» Спортчас «Снежный лабиринт» Работа мастерской Деда Мороза Экскурсия в музей национальной культуры Ключевое дело:Новоголнее цирковое шоу Исследовательская площадка по дополнительным материалам к учебнику «Окружающий мир» |
7ч. |
5ч. |
2ч. |
|
3 аттракцион «Весенняя радуга» Конкурс плакатов «Мы живём в городе Саранске». Мальвинины уроки вежливости. Оформление выставки «Весенние краски». Экскурсия в краеведческий музей. Праздник прощания с букварём. Ключевое дело: Фестиваль «Весенняя капель». Исследовательская площадка по дополнительным материалам к учебнику «Окружающий мир». |
10ч. |
5ч. |
5ч. |
|
4 аттракцион «Солнечная лучистость» Конкурс рассказов «Один на улице» (правила поведения на улице, игры на улице) Экологическая беседа «Рекорды в мире природы» Марш-бросок через лесок Экскурсия в зоопарк Ключевое дело: Брейн-ринг «Цветочная азбука» Исследовательская площадка по дополнительным материалам к учебнику «Окружающий мир» |
8ч. |
5ч. |
3ч. |
Что в результате игры должно произойти?
Для ребёнка: раскрытие способностей, развитие склонностей и интересов, приобретение новых знаний, умений и друзей.
Для родителей: новые средства общения с ребёнком, возможность лучше его узнать как «самостоятельного человека», «творческую личность».
Для педагога:
- использование различных приёмов подачи учебного материала через игру, конкурс;
- диагностика, стимулирование детей младшего возраста к познанию духовного мира;
- помощь в общении друг с другом;
- развитие организаторских, лидерских способностей младших школьников.